?

Log in

No account? Create an account
Tsar-1998

November 2017

S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  
Powered by LiveJournal.com
Tsar-1998

ЗА ЧТО РУССКІЙ НАРОДЪ НАКАЗЫВАЕТСЯ.

Поученіе Макарія, епископа Томскаго, 1906

Русь Святая, что сталось съ тобою? Гдѣ твоя святость? Гдѣ теперь благочестіе предковъ нашихъ, которые за вѣру православную, за домъ Пречистой Богоматери, за царя самодержавнаго, за землю Русскую готовы были отдать все, не только имущество, но и самую жизнь? Тогда весь Русскій народъ, какъ одинъ человѣкъ, — всѣ ду­мали одну думу; всѣ сословія: и бояре, и земледѣльцы, и богатые, и бѣдные составляли какъ бы одну семью. Гдѣ земледѣлецъ, тамъ и бояринъ; гдѣ купецъ, тамъ и нищій. Настанетъ ли праздникъ Господень, и всѣ идутъ въ храмъ Божій: князь и бояринъ съ су­мой для милостыни, и бѣднякъ въ лохмотьяхъ, и нищій съ протяну­той рукой, и земледѣлецъ съ копѣйкой трудовой на свѣчку Богу, -

всѣ идутъ въ храмъ Божій и для всѣхъ тамъ было мѣсто. А пьян­ства и грѣховныхъ увеселеній, отвлекающихъ нынѣ людей отъ празд­ничной Божіей службы, отнюдь не допускалось: всѣ питейные до­ма запирались съ субботы до понедѣльника; о зрѣлищахъ и увеселеніяхъ подъ праздники, какъ допускаютъ нынѣ, и помину не было.

Супружества были связаны неразрывными узами до гроба. Дѣти воспитывались въ страхѣ Божіемъ, въ повиновеніи родителямъ, въ почтеніи старшимъ. Немного было тогда мужей ученыхъ, но всѣ они были люди вѣрующіе, благочестивые. Простой народъ разнымъ наукамъ хотя и не учился, но хорошо зналъ ту науку, которую да­вала ему св. Церковь: отъ нея онъ учился по Псалтири, по прологамъ или толковымъ Евангеліямъ, и житіямъ Святыхъ, по «Златоусту» и другимъ учителямъ Церкви, которые читались въ храмахъ Божіихъ. Изъ этихъ книгъ народъ не только умудрялся во спасеніе, но и научался и житейской мудрости. Нынѣ не то стало; все пошло по иному, но только не по Божьему. Старое мы стали бросать, а новаго - добраго тоже не наживаемъ. Отъ добрыхъ старыхъ обычаевъ у насъ остались только клочки. Мы проживаемъ старое богатство, достав­шееся намъ по наслѣдству отъ добрыхъ нашихъ предковъ, какъ проживалъ блудный сынъ наслѣдство своего добраго отца. Нужны-ли примѣры для этого? Вотъ, встарину и бояринъ, и купецъ, и ремесленникъ, и земледѣлецъ, — всѣ любили св. Церковь, какъ ма­терь свою. Нынѣ многіе стали чуждаться св. Церкви, стыдиться, какъ стыдится иногда юноша своихъ простыхъ родителей, попавшій въ городъ по ихъ же милости и наслушавшійся насмѣшливыхъ разсказовъ недобрыхъ людей о простотѣ селянъ и мнимомъ превосходствѣ городскихъ жителей.

Встарину и князь, и бояринъ, и купецъ, и земледѣлецъ чти­ли праздники Господни; всѣ болѣе или менѣе любили посѣщать храмы Божіи; съ вечера шли къ вечернѣ; утромъ, вставая рано, шли къ утрени, а потомъ къ литургіи. Нынѣ не то! Посмотрите, кѣмъ нынѣ бываютъ наполнены наши городскіе храмы? Тамъ только про­стой народъ, да и тотъ далеко не весь и не всегда. Все знатное и бо­гатое тамъ отсутствуетъ; нѣтъ ни на вечерняхъ, ни на утреннемъ богослуженіи. Съ вечера одни изъ нихъ сидятъ въ домахъ увеселеній, въ театрахъ; другіе дома занимаются увеселеніями или прогулками; иные сидятъ за картежными столами, а утромъ, когда бываетъ литургія, они еще спятъ послѣ вечернихъ и ночныхъ развлеченій.

Встарину весь Русскій народъ составлялъ одну семью, у кото­рой была одна вѣра, одни обычаи. Нынѣ раздѣлился Русскій на­родъ. Каждое сословіе избрало для себя какъ бы свою особую вѣру, свои обычаи. Верхнія сословія стали стыдиться вѣры своихъ отцевъ и остались совсѣмъ безъ вѣры, или же пошли за изобре­тателями новыхъ вѣръ, сдѣлались последователями новыхъ лжеучи­телей. Среднія сословія избрали себѣ новыхъ боговъ: торговое стало поклоняться золотому тельцу, которому приноситъ въ жертву всѣ свои труды, все время, ему отдаетъ и всѣ свои думы, и все свое сердце; ремесленникъ то занятъ своимъ дѣломъ, препятствующимъ ему служить Богу, то отдается грѣховному отдыху въ видѣ разгу­ла, попоекъ и разнаго рода увеселеній. И торговцы, и ремесленники также безъ вѣры и безъ церкви.

Только низшее сословіе держится пока унаслѣдованной отъ пред­ковъ вѣры и обычаевъ, но и то далеко не все. И среди его образовался злополучный раздѣлъ: значительная часть простого народа отпала отъ Церкви, перешедши въ расколъ и сектанство съ ихъ много­численными толками и раздѣленіями.

Такимъ образомъ, какъ бы весь Русскій народъ пришелъ въ такое состояние, въ какомъ нѣкогда находился Израиль, который, отпавши отъ Бога и предавшись нечестію, за это подвергался разнымъ наказаніемъ, а потомъ 70-лѣтнему плѣну. Чрезъ пророка ска­зано было объ этомъ народѣ: «отъ подошвы ноги до темени го­ловы нѣтъ у него здраваго мѣста, всюду язвы, пятна, гноящіяся ра­ны» (Ис. 1, 6).

Нѣчто подобное стало и съ Русскимъ народомъ. И онъ какъ бы обратился отъ ногъ до головы въ гнойный трупъ.

Въ верхнихъ слояхъ его отступленіе отъ Бога, отпаденіе отъ Церкви, возстаніе противъ Богоучрежденной власти, крамолы и убійствъ, подстрекательства къ бунту, убійства сановниковъ и другихъ вѣрныхъ царскихъ слугъ. Въ среднемъ сословіи — торговомъ и ремесленномъ — поклоненіе золотому тельцу съ забвеніемъ о Богѣ, о правдѣ и чести, о милости.

А о простомъ народѣ съ сожалѣніемъ должно сказать, что онъ спился и развратился. Онъ пропиваетъ свое достояніе, свои пожит­ки; онъ пьетъ съ горя, съ радости; всѣ сдѣлки у него совершаются не иначе, какъ съ выпивкой. Если онъ несетъ въ жертву Богу свою трудовую копѣйку, то въ винную лавку отдаетъ полный рубль. Онъ самъ пьетъ, и дѣти пьютъ; пьютъ и женщины. Пьянство ведетъ къ раз­врату. Мужья оставляютъ женъ, жены покидаютъ мужей и идутъ за другими. Развращается и молодежь по примѣру старшихъ. Не было встарину такого разврата, какъ нынѣ. Усилилось нынѣ и во­ровство; одинъ обкрадываетъ казну, и не считаетъ это грѣхомъ; этотъ крадетъ святыню, обкрадываетъ церковь. Наемникъ обкрадываетъ хозяина, а хозяинъ не всегда отдаетъ должное наемнику. 0бманъ и клятвопреступленіе также не стали считаться грѣхомъ. Кто только нынѣ не лжетъ, кто не обманываетъ? Нигдѣ не стало честно­сти и добросовѣстности. У самыхъ, повидимому, честныхъ людей честность сохраняется только дотолѣ, пока ее сдерживаетъ стыдъ и страхъ. У насъ прошли тѣ времена, когда можно было цѣнныя вещи оставлять на дворѣ безъ запора и караула. Трудно нынѣ найти че­ловека, который самъ объявилъ бы потерянную кѣмъ-либо вещь и доставилъ ее хозяину ея.

Такъ мы растеряли то сокровище добра, которое скопили наши предки и передали намъ, какъ богатое наслѣдіе, съ которымъ соеди­нялось Божіе благословеніе.

Не потому ли мы теперь терпимъ и неудачи? На окраинѣ нашего отечества насъ постигла война, столь несчастливая для насъ, что какъ будто Господь отступилъ отъ насъ и не ходитъ съ нами въ войскахъ нашихъ, предавши насъ позору предъ народами земли. И при такомъ униженіи мы дерзнемъ-ли сказать: за что, Господи? Ибо знаемъ, что мы, будучи народомъ осчастливленнымъ Богомъ и удостоеннымъ милостей Его преимущественно предъ другими народами, обезславили имя Его нашею жизнію. Мы можемъ сказать только одно: «Тебѣ, Господи, правда, намъ же стыдѣніе лицъ!»

Несчастливые во внѣшней войнѣ, мы ведемъ и внутреннюю войну, которая едва ли не тяжелѣе внѣшней. Это — наша внутрен­няя смута, которая раздираетъ нашъ народъ, производитъ застой въ работахъ. Намъ грозитъ опасность придти въ состояніе того цар­ства, которое, по Евангелію, раздѣлившись само на себя, не устоитъ. Но при всемъ томъ, мы какъ бы не чувствуемъ ударовъ; ибо при­шли въ состояніе безчувствія, подобно больному, пораженному параличемъ. Бѣдствіе родины, какъ чужое, не трогаетъ насъ, и мы, да­же при тяжелыхъ ударахъ, говоримъ: не больно намъ! Не для того ли Господь посылаетъ къ намъ, кромѣ общаго для страны бѣдствія, еще для каждаго города и области особыя несчастія: въ одномъ мѣстѣ у насъ повальныя болѣзни, въ другомъ — падежъ скота, въ третьемъ — неурожай хлѣба нѣсколько лѣтъ сряду, въ четвертомъ — волненіе молодежи, волненія среди рабочихъ и другія смуты, грабежи, пожары. Несмотря и на это, мы все еще го­товы говорить : «не больно намъ», и продолжаемъ ѣсть и объѣдаться, пить и пропиваться, играть и проигрываться. Попрежнему пустѣютъ наши храмы и наполняются театры и дома народныхъ увеселеній любителями веселія.

О, Русь Святая! Вспомни свои добрыя былыя времена! Вспомни и тѣ лихолѣтья, въ которыя ты умѣла прибѣгать къ Богу съ мо­литвой и покаяніемъ и получали себѣ избавленіе! Вспомни Забытаго тобою и помолись! Смѣхъ твой въ плачъ да обратится; принеси покаяніе и плоды, достойные покаянія.

Обрати насъ, Господи, и мы обратимся. А безъ Тебя мы и се­го не можемъ сдѣлать.

Возстани, Господи, помози намъ и избави насъ имене Твоего ради!

Православная Жизнь, № 3, март 1967

Comments