pisma08 (pisma08) wrote,
pisma08
pisma08

Categories:

Из Словаря атеиста - Москва 1964 г. (Изд. пол. лит.)

Истинно-православные христиане и истинно-православная церковь (ИПХ и ИПЦ)

Православные секты, возникшие в 1922—26 гг.
Оформились в 1927 г., когда митрополит Сергий провозгласил принцип лояльного отношения к Советской власти. Монархические элементы, объединявшиеся вокруг ленинградского митрополита Иосифа (Петровых) или иосифляне, в 1928 г. создали руководя­щий центр ИПЦ, объединили все группы и элементы, выступавшие против советского строя. В деревне ИПЦ имела опору среди ку­лачества и вместе с др. антисоветскими элементами выступала против коллективизации, организовывала террористические акты против партийного и советского актива, восстания и т. п. Она на­правляла в села множество монахов и монахинь, которые бродили по деревням, распространяя антисоветские слухи. ИПЦ была ши­роко разветвленной монархически-повстанческой организацией. В ее составе было 613 священников и монахов, 416 кулаков, 70 бывших царских чиновников и офицеров. Наиболее фанатичные элементы, кликуши, выдавая себя за пророков, святых, исцелите­лей, членов царской фамилии, распространяли монархические идеи, вели пропаганду против руководства православной церкви, при­зывали не подчиняться   советским   законам. 

Основные особенности этих сект:

1) культ членов царской семьи Романовых: их портре­ты хранятся как свящ. реликвии и верующие тайком отбивают поклоны перед ними;
2) присвоение имен царей и их родственни­ков руководителям сект;
3) хранение и распространение контр­революционно-монархической литературы;
4) создание домашних, катакомбных церквей и монастырей.

Ничего нового в вероучение, религиозный культ и даже в обряды эти секты не вносили. Они полностью сохраняли вероучение и обряды православия. Антисо­ветскую пропаганду вели, прикрываясь проповедями о скором конце света. Последователи ИПЦ и ИПХ не признают над собой власти православного патриарха. Институт священства сохраняют, но в ряде мест некоторые обряды совершают простые верующие. По большим религиозным праздникам члены этих сект собираются у т. наз. св. источников (озер, родников и т. п.), где проводят свою пропаганду разного рода прозорливцы, предсказатели, калики, юродивые, пользующиеся в секте особым почетом. Стремясь огра­дить членов секты от влияния советской действительности, руководители ее для запугивания верующих используют миф об ан­тихристе, который якобы господствует в мире с 1917 г. Чтобы не попасть в его сети, истинные христиане должны вести замкну­тый, отшельнический образ жизни, проводить все свое свободное время в молитвах, не принимать участия в общественной жизни. Члены этих сект обычно отказываются от участия в выборах и др. общественных мероприятиях, не принимают пенсий, не пус­кают своих детей в школу дальше 4-го класса. Наиболее фана­тичные из них берут на себя обет молчания (т. наз. молчальники). Это особо ярые фанатики, отказывающиеся общаться и разгова­ривать даже со своими единоверцами. Кроме осн. сект этого направления, носящих название тихоновцев, ИПХ и ИПЦ, имеет­ся ряд более мелких.


 Истинно-православные христиане странствующие 
Секта, возникшая во 2-й половине 18 в. в результате церк. раскола. Вышла из беспоповского толка и является одной из его разно­видностей. Основателем секты считают беглеца Ефимия из г. Переяславля. Члены секты — религ. фанатики, резко выступающие против всех др. религиозных течений. Преследовались царским прави­тельством и находились на нелегальном положении. С самого начала враждебно относятся к Советской власти, призывая ве­рующих не подчиняться ей, не вступать в колхозы, не служить в Советской Армии, не принимать советских документов. Секта делится на актив   (руководство)   и «благодетелей»   (последователей). Первые проживают нелегально, вторые — легально и со­держат тайные молельни, кельи, явочные квартиры, склады продовольствия. В 1943—47 гг. были обнаружены подпольные группы ИПХС в Оренбургской, Ярославской и Свердловской обл. В настоящее время отдельные члены секты имеются в Казахской и Уз­бекской ССР, Челябинской, Пермской, Вологодской, Свердлов­ской и др. обл. Пытаются вести антисоветскую пропаганду, распускают антисоветские провокационные слухи.


Иосифляне
1) церковно-политичеcкое течение в Русском государстве 15- 16 вв., поддерживавшее великокняжескую власть в ее борьбе за централизацию государства. Вели борьбу с нестяжателями, добились суда над их идеологами. Взгляды И. восторжествовали и стали идеологией правосл. церкви;
2) группа контрреволюционных монархических элементов, объединяющихся в 1927-1928 гг. вокруг ленинградского митрополита Иосифа (Петровых). Иоссифляне выступали за открытцую борьбу против советского общественно-политического и государственного строя.

 
  

Subscribe
Comments for this post were disabled by the author