?

Log in

No account? Create an account
Tsar-1998

December 2017

S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31      
Powered by LiveJournal.com
Tsar-1998

Гонения в Польше - 1596 – Часть ІІ

Продолжение - См. выше Часть І


      Между прочимъ, онъ писалъ и къ канцлеру Великаго княжества Литовскаго, Льву Сапѣгѣ, упрекая его и правительство въ недѣятельности и нерѣшительности принять болѣе энергичныя мѣры къ полному истребленію Православія и утвержденію уніи въ подвластныхъ Польшѣ русскихъ областяхъ. Замѣчательный отвѣтъ Сапѣги — латинянина прекрасно характеризуетъ Кунцевича, унію и несчастное положеніе православныхъ.

«Преосвященный архипастырь полоцкій! — писалъ въ 1622 г. литовскій канцлеръ къ Іосафату Кунцевичу, — Не хотѣлъ бы я вступать съ вашимъ преосвященствомъ въ переписку и споры; но, видя упорство, съ какимъ вы отстаиваете свои убѣжденія не внимая никакимъ резонамъ, на­хожу себя вынужденнымъ отвѣчать, вопреки моему желанію, на неосно­вательное письмо ваше. Признаюсь, что и я заботился о дѣлѣ уніи и что было бы неблагоразумно оставить это дѣло; но мнѣ никогда и на умъ не приходило того, что ваше преосвященство будетъ присоединять къ ней столь насильственными мѣрами. Всевышній зоветъ къ Себѣ кротко: пріидите ко мнѣ вси труждающіися и обремененіи..., а не хочетъ и не пріемлетъ рабовъ, влекомыхъ насильно. А вы своимъ неосмотрительнымъ насиліемъ подстрекнули и, такъ сказать, принудили народъ русскій къ сопротивленію и нарушенію присяги, данной его королевскому величеству (разумѣемъ здѣсь отпаденіе Москвы отъ избраннаго ею въ короли Вла­дислава королевича). Вамъ трудно въ этомъ запираться, когда васъ уличаютъ въ этомъ жалобы, поданныя русскими польскимъ и литовскимъ начальникамъ. Развѣ вамъ не извѣстенъ ропотъ неразсудительнаго народа, выражавшійся желаніемъ его скорѣе принять турецкое подданство, чѣмъ терпѣть такое притѣсненіе своей вѣры и благочестія? По вашимъ словамъ, противятся уніи нѣкоторые только монахи изъ епархій Борецкаго (митрополитъ кіевскій) и Смотрицкаго (полоцкаго архіепископа) и нѣсколько лицъ изъ кіевской шляхты; но прошеніе королю о томъ, чтобы онъ васъ съ прочими удалилъ оттуда, подано не нѣсколькими монахами, а всѣмъ запорожскимъ войскомъ.

Горе тому, кто легковѣренъ! Въ этомъ прошеніи обстоятельства уніи являются совсѣмъ въ новомъ видѣ. А мало ли получаемъ мы жалобъ на сеймахъ не отъ монаховъ только, но отъ всей Украйны и Руси? Мало того, что казаки ожидаютъ рѣшенія назначенной по этому предмету комиссіи: дѣло въ томъ — принесетъ ли она пользу! Результатъ засѣданій этой комиссіи сулитъ намъ только надежду неизвѣстнаго блага, а потому безразсудно было бы пагубнымъ насиліемъ нарушать вожделѣнное согласіе и подобающее королю повиновеніе. Руководясь не столько любовію къ ближнему, сколько суетою и личными выгодами, вы, злоупотребленіемъ своей власти, своими поступками, противными священной волѣ и приказаніямъ Рѣчи посполитой, зажгли тѣ опасныя искры, которыя всѣмъ намъ угрожаютъ пагубнымъ и всеистребляющимъ пожаромъ. Вы пишете, что «и политика обращаетъ на нихъ (православныхъ) вниманіе», а я при­бавлю: не только политика, но и правительство; ибо отъ повиновенія ихъ (православныхъ) больше пользы для края, нежели отъ вашей уніи. Поэто­му вы должны соображать власть свою и обязанности пастыря съ волею короля и намѣреніями правительства, — помня, что власть ваша ограни­чена и что затѣи ваши, противныя спокойствію и общей пользѣ, будутъ сочтены оскорбленіемъ величества. Если бы вы осмѣлились сдѣлать что-нибудь подобное въ Римѣ или Венеціи, васъ бы тамъ научили уваженію къ постановленіямъ и политическимъ намѣреніямъ правительства. Вы пишете: «объ обращеніи отщепенцевъ» и проч. Нужно заботиться объ ихъ обращеніи и о томъ, чтобы было едино стадо и единъ пастырь; но нужно это дѣлать благоразумно и сообразно съ обстоятельствами време­ни, какъ дѣло, зависящее отъ свободнаго согласія, — особенно въ нашемъ отечествѣ, въ которомъ рѣшительно не примѣнима сентенція «понуди внити». Согласно ученію св. Писанія, нужно заботиться, чтобы наша рев­ность и желаніе единовѣрія основывались на правилахъ любви; но вы уклонились отъ наставленія сего апостола, а потому не удивительно, что подвластные вамъ вышли изъ повиновенія. Что касается опасностей, утрожающихъ вашей жизни, на это можно сказать: каждый самъ бываетъ причиною своего несчастія. Нужно умѣть пользоваться благопріятными обстоятельствами, а не предаваться безразсуднымъ увлеченіямъ, — осо­бенно, когда дѣло касается перемѣны вѣры, начальники подвергаются безчисленнымъ опасностямъ. «Я обязанъ, — говорите вы, — подражать епископамъ» и проч. Подражать св. епископамъ въ терпѣніи, славословіи Бога, подражать, напримѣръ, Златоустому и другимъ великимъ іерархамъ — дѣло похвальное; но нужно подражать имъ и въ благочестіи, учительствѣ, долготерпѣніи и примѣрной жизни. Прочитайте житіе всѣхъ благочестивыхъ епископовъ, прочитайте творенія Златоустаго, — вы не найде­те въ нихъ ни жалобъ, ни протестовъ, ни процессовъ, ни затѣй, ни судебныхъ объявленій, ни позывовъ къ суду антіохійскому или константино­польскому — о гоненіяхъ, низверженіи, о казни благочестивыхъ священниковъ, — а найдете только то, что способствуетъ къ умноженію славы Божіей и назиданію душъ человѣческихъ. Теперь обратимся къ дѣяніямъ вашего преосвященства: вы наполнили земскіе суды, магистраты, трибу­налы, ратуши, епископскія канцеляріи позывами, тяжбами, доносами, чѣмъ не только нельзя распространить уніи, но можно расторгнуть и послѣдній союзъ любви въ обществѣ и наполнить сеймы и управы разладомъ и ссорами. Пишете, что «они (т.е. апостолы и другіе ревнители Божіи) не взирали ни на царя, ни на кесаря» и проч. Нѣтъ! Всемогущій Богъ велитъ уважать ихъ: «противляяйся власти, Божію велѣнію противляется; нѣсть власть, аще не отъ Бога»,— говоритъ Онъ. Для того и Христосъ сказалъ: «воздайте Божія Богови, и кесарева кесареви». Поэтому вы и каждый должны помнить, что всѣ люди, исполняющіе законъ Божій, должны повиноваться волѣ своего повелителя. Снова пишете: «если неправовѣрные нападаютъ на меня, то я поневолѣ долженъ защищаться» и проч. Не такъ (поступать) учитъ насъ Христосъ! Вѣдомый, яко овча, на заколеніе, имѣвшій для своей защиты легіоны ангеловъ, Онъ молился за враговъ Своихъ; такъ нужно поступать и вамъ. Мудрый человѣкъ дол­женъ употребить всѣ мѣры благоразумія, прежде чѣмъ возьмется за оружіе, — не писать колкихъ писемъ къ начальству его королевскаго величе­ства, не отвѣчать ему угрозами, какъ это дѣлаете вы. Апостолы и другіе святые никогда такъ не поступали. Продолжаете, что «вамъ вольно топитъ неправовѣрныхъ, рубить имъ головы» и прочее. Нѣтъ! не должно такъ поступать съ ними; потому что божественное Евангеліе строго внушаетъ всѣмъ мстителямъ, въ томъ числѣ и вамъ: Мнѣ отмщеніе, Азъ воздамъ. Сколько апостоловъ, учениковъ Господнихъ, сколько христіанъ запечатлѣло своею жизнью славу распятаго Господа, претерпѣло ради Его жесточайшія муки! И однако нигдѣ нѣтъ въ св. Писаніяхъ ни одной ихъ жалобы или протестовъ на Нероновъ, Тиверіевъ, Діоклетіановъ, но «идяху радующеся отъ лица собора, яко за имя Господа Іисуса сподобишися безчестіе пріяти». «На сеймахъ,— продолжаете вы, — поднимаются голо­са не только вредные для уніи, но для всего правовѣрнаго духовенства римскаго» и прочее. Кто же тому причиною? Одна унія — виновница всѣхъ этихъ несчастій! Когда вы дѣлали насиліе совѣсти человѣческой, за­пирали церкви, для того, чтобы люди погибали безъ богослуженія, безъ христіанскихъ обрядовъ и таинствъ, какъ невѣрные; когда злоупотребля­ли милостями и преимуществами королевскими, — вы обходились безъ насъ; а когда нужно усмирять смуты, возбужденныя въ народѣ вашимъ безпутствомъ, вы хотите нами запирать дыры. Оттого-то противная сто­рона думаетъ, что мы съ вами составили заговоръ, направленный къ насилію совѣсти и нарушенію всеобщаго спокойствія, чего, конечно, не бы­вало. Довольно и того, что ваше преосвященство съ нами въ уніи, такъ и берегли бы эту унію про себя, оставайтесь себѣ спокойно, не подвергайте насъ общенародной ненависти, а себя явной опасности и всеобщему нареканію. «Не принимающихъ уніи, — пишете дальше, — нужно изгнать изъ государства» и прочее. Избави Богъ нашу отчизну отъ этого безразсудства! Давно уже въ нашихъ странахъ водворилась римо-католическая вѣра, и пока она не имѣла подражательницы себѣ въ дѣлѣ благочестія и подчиненія святому отцу (папѣ), до тѣхъ поръ славилась своею любовію къ спокойствію, могуществомъ внутри и внѣ государства; но какъ только связалась съ какою-то сварливою и безпокойною подругой, терпитъ, по ея милости, при всякомъ собраніи народномъ, при всякомъ уѣздномъ засѣданіи разные раздоры и нареканія. Лучше бы, кажется, было сдѣлать разрывъ съ этою неугомонною союзницей; потому что мы никогда не ви­дали въ нашей отчизнѣ такихъ нестроеній, какія посѣяла среди насъ эта благовидная унія. Христосъ не запечатывалъ и не запиралъ церквей... «Имѣютъ они,— говорите, — достойныхъ священниковъ» и проч. Дай Богъ, чтобъ ихъ было довольно! Этого мало, что вы сами хвалите ихъ; собственная похвала всегда подозрительна. Нужно, чтобъ иновѣрные «видѣли добрыя дѣла ихъ и, прославляя Отца, иже есть на небесѣхъ, послѣдовали бы стезямъ ихъ». Но я знаю, какихъ вы рукополагаете священни­ковъ, — такихъ, т.е., которые способны скорѣе разорить, нежели создать церковь (Христову). Отовсюду слышится ропотъ, что у васъ нѣтъ достой­ныхъ священниковъ, — а больше слѣпыхъ. Невѣжественные ваши попы вводятъ въ пагубу народъ. «Отдавать, — говорите, — православнымъ церкви на поруганіе» и проч. Но печатать и запирать церкви, глумиться надъ кѣмъ-либо есть такой же пагубный разрывъ братскаго единомыслія и взаимнаго согласія... Но укажите, ваше преосвященство, кого вы пріобрѣли, кого уловили такою суровостію вашею, строгостію, печатаніемъ и запираніемъ церквей? Окажется, что въ (самомъ) Полоцкѣ вы потеряли и тѣхъ, которые (доселѣ) были вамъ послушны. Изъ овецъ вы превратили ихъ въ козлищъ, повергли въ опасность государство, а можетъ быть, въ погибель и всѣхъ насъ, католиковъ. Вмѣсто радости, пресловутая ваша унія надѣлала намъ только хлопотъ, раздоровъ, и такъ намъ опротивѣла, что мы желали бы лучше остаться безъ нея; такъ много, по ея милости, мы терпимъ безпокойствъ, огорченій и докукъ. Вот плодъ вашей пресло­вутой уніи! Сказать правду, она пріобрѣла извѣстность только смутами и раздорами, которые произвела она въ народѣ и въ цѣломъ краѣ! Если — избави Богъ — отчизна наша потрясется (вы своею суровостію пролагаете къ тому торную дорогу), что тогда будетъ съ вашею уніею? «По крайней мѣрѣ,— пишете вы, — я получилъ въ этомъ дѣлѣ предписаніе верховнаго пастыря или его намѣстника» и проч. Противиться верховному пастырю есть проклятое покушеніе; но я увѣренъ, что если бы св. отецъ (папа) зналъ всѣ тѣ смуты, какія породила ваша унія въ нашей отчизнѣ, онъ позволилъ бы все, чему вы такъ упорно противитесь. Мы знаемъ изъ опыта снисхожденіе св. отца, который, будучи отцомъ, а не отчимомъ церкви Христовой, такъ мудро управляетъ ею, что весьма многое разрѣшилъ въ нѣкоторыхъ странахъ для ихъ общественнаго блага, что у насъ запреще­но, какъ грѣхъ смертный. Въ силу этого король приказалъ вамъ распеча­тать и отпереть церкви въ Могилевѣ, о чемъ и извѣщаю васъ по его приказанію. Если же и послѣ настоящаго напоминанія вы этого не сдѣлаете, то, по повелѣнію его величества, я самъ прикажу распечатать и отдать церкви (православнымъ), дабы они въ тѣхъ церквахъ отправляли свое богослуженіе согласно съ уставами своими. Жидамъ и татарамъ позволено въ областяхъ королевства имѣть свои синагоги и мечети; а вы печатаете христіанскія церкви! Оттого и ходитъ вездѣ молва, что они (православ­ные) лучше хотятъ быть въ подданствѣ невѣрныхъ турокъ, чѣмъ терпѣть такое насиліе своей совѣсти. Быть можетъ, вы скажете: «было бы неспра­ведливо дѣлать это снисхожденіе подъ предлогомъ сомнительнаго спокойствія въ будущемъ?» Не только справедливо, но и необходимо! Пото­му что, если мы станемъ еще болѣе стѣснять ихъ религію, то произойдутъ неизбѣжные раздоры въ обществѣ. Повсюду уже раздается молва, что они навсегда желаютъ разорвать всякую съ нами связь. Что касается до полочанъ и иныхъ противъ васъ возмутителей, то, можетъ статься, они и въ самомъ дѣлѣ таковы, а все-таки скажу, что вы сами расположили ихъ къ возмущенію. Они были вамъ послушны, не оставляли вашей церкви, а вы сами отъ себя оттолкнули ихъ. Уже ваша унія отторгла отъ насъ Новгородъ Сѣверскій, Стародубъ, Козелецъ и многія другія крѣпости. Она и теперь главною причиною того, что народъ московскій устраняется отъ королевича (Владислава), какъ это видно изъ писемъ русскихъ къ вельможамъ государственнымъ и начальникамъ великаго княжества литовскаго. И поэтому-то, мы не хотимъ, чтобъ эта, столь пагубная для насъ, унія до конца погубила насъ. Вотъ отвѣтъ на письмо ваше! Желалъ бы я на буду­щее время быть свободнымъ отъ состязанія съ вами. Прошу только Всевышняго о ниспосланіи вамъ вожделѣнныхъ для васъ благъ и, вмѣстѣ съ тѣмъ, о ниспосланіи вамъ духа кротости и любви къ ближнему».


Продолжение следует – см. ниже Часть ІІІ

Comments