?

Log in

No account? Create an account
Tsar-1998

December 2017

S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31      
Powered by LiveJournal.com
Tsar-1998

БЕСЕДА МИТРОПОЛИТА ФИЛАРЕТА - 1966 г. – Часть IV

со студентами Св.-Троицкой духовной семинаріи

9/22 марта 1966 года въ Джорданвиллѣ.


Продолженіе (см. выше  Часть III) 
  
    Скажу вамъ еще н
ѣсколько словъ. Конечно, и до васъ доходятъ, такъ называемые «юрисдикціонные споры». Слышали, конечно — юрисдикціи, юрисдикціи, юрисдикціи! Къ сожалѣнію, все это пріобрѣтаетъ иногда настолько напряженный и недобрый характеръ, что мнѣ очень понравился одинъ шуточ­ный разсказъ, который я отъ кого-то слышалъ. Тонулъ одинъ русскій человѣкъ въ океанѣ: пошелъ купаться, заплылъ далеко, и — тонетъ. Жена мечется по берегу, проситъ помочь. Попро­сила какого-то француза. Галантный и воспитанный французъ бросился сразу же, чтобы спасти несчастнаго, но какъ только зашелъ глубоко, говоритъ: «Я плавать не умѣю! Развѣ лучше будетъ, если утонутъ два, а не одинъ?» Жена къ англичанину: «Помогите! Тонетъ!» Англичанинъ только отмахнулся: «Всѣхъ не спасешь!» — и продолжаетъ все полоскаться у берега. Она тогда къ русскому: «Спасите, видите, вонъ, русскій, соотечественникъ — тонетъ!» Онъ тогда кричитъ: «Какой юрисдикціи?»

Вотъ видите эти, такъ называемые, меж-юрисдикціонные спо­ры, вотъ такой тяжкій характеръ носятъ! Обострены, испорчены и перепутаны совершенно отношенія. Тутъ, во-первыхъ, нужно всегда, защищая свою истину и правду, какъ можно мягче от­носиться къ тѣмъ, кто идетъ по неправильному пути. И никакъ не озлобляться. Развѣ озлобленіемъ чего-нибудь добьешься? А вообще говоря, представьте себѣ такъ: ну вотъ, по дорогѣ идутъ трое, — по правильной дорогѣ. Идутъ. Одинъ — непра­вильный шагъ сдѣлалъ, пошелъ куда-то въ болото; двое идутъ правильно. Потомъ и другой, направо, тоже пошелъ не правиль­но. Идетъ третій — одинъ. Раздаются голоса: «Что это у васъ такое за раздѣленіе? Вы должны примириться». — Какъ же это сдѣлать? Тотъ, кто остался на своей дорогѣ — на правильной, — по которой они всѣ сначала вмѣстѣ шли — долженъ ли онъ куда-нибудь заворачивать, или нѣтъ? Кто долженъ свер­нуть? Тѣ, кто заблудились, не правда ли? Такъ и тутъ. Вы са­ми знаете, что наша Зарубежная Церковь ни отъ кого не откалывалась и никуда не уклонялась. Она, какъ была основана блаженнѣйшимъ Антоніемъ, такъ и идетъ — по этой же дорогѣ и идетъ. Уклонившееся — тѣ пусть возвращаются. Влады­ка Нектарій всегда очень настойчиво говоритъ: «Я не признаю самой рѣчи о трехъ юрисдикціяхъ. Юрисдикція одна — Зару­бежная Церковь!» Внутренняя русская Церковь, какая бы она тамъ ни была, московская совѣтская іерархія и катакомбная Церковь — это другое дѣло. Мы, въ данный моментъ, непо­средственной съ ними связи не имѣемъ — а тутъ заграницей одна юрисдикція — какъ Владыка Нектарій совершенно пра­вильно говоритъ — одна Русская Зарубежная Церковь, и отколовшіяся отъ нея группы. Онѣ должны думать о томъ, чтобы вернуться, а не наша Церковь, чтобы къ нимъ идти, свернувши съ правильнаго пути и тоже дать завлечь себя въ болото. И если теперь люди такъ объ этомъ спорятъ, то, опять-таки, по той же причинѣ: людямъ мало дорога Истина. Ради внѣшняго какого-то мира и примиренія, они готовы бросать намъ упре­ки, что мы не хотимъ мириться, что мы недобрыя настроенія носимъ въ отношеніи этихъ заблудшихся. Люди не хотятъ узнать Истину, потому что, по существу, они къ ней равнодуш­ны. Имъ нуженъ только внѣшній миръ - вотъ на манеръ того мира, о которомъ большевики кричать: о мирѣ всего міра, что­бы въ одну кучу свалить начала, которыя совершенно непри­миримы, и не могутъ быть примиримы. Это все равно что горящій уголь и дрова вмѣстѣ свалить. Будутъ ли они такъ спо­койно лежать? Ясно, что вспыхнетъ пожаръ. Такъ и тутъ. Этотъ искусственный, внѣшній миръ никогда не будетъ достигнуть. О немъ какъ разъ и говорилъ Господь чрезъ Пророка. Нечестивымъ нѣтъ мира, говоритъ Господь, — и не будетъ!

А вотъ, повторяю, примиреніе между такъ называемыми «тремя, юрисдикціями» — какъ говорятъ люди непонимающіе дѣла — потому сейчасъ выдвигается, что людямъ не дорога Истина. Тотъ кто познаетъ Истину объективно и спокойно, тотъ всегда сразу пойметъ въ чемъ дѣло и найдетъ правильный путь.

Возьмите, напримѣръ, прекрасно, спокойно, объективно написанный трудъ, документальную книгу объ этомъ расколѣ, написанную нашимъ Ник. Дмитр. Тальбергомъ — многіе ли ее знаютъ? А вѣдь тамъ совершенно спокойно, научно и объек­тивно изложена исторія того, что произошло. Мнѣ приходилось давать ее людямъ не знавшимъ исторію раскола, — какъ только прочитаютъ, говорятъ: намъ все теперь ясно. Но люди не ин­тересуются и не хотятъ читать.

И вотъ отъ этой-то участи какъ разъ и хотѣлось бы, чтобы вы были свободны, и чтобы Истина вамъ была дорога. А если она вамъ будетъ дорога, то вы всегда сумѣете ее защитить.


Православная Жизнь, №11, ноябрь 1971 г.

Comments