?

Log in

No account? Create an account
Tsar-1998

November 2017

S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  
Powered by LiveJournal.com
Tsar-1998

БЕСЕДА МИТРОПОЛИТА ФИЛАРЕТА - 1966 г. – Часть IIІ

со студентами Св.-Троицкой духовной семинаріи

9/22 марта 1966 года въ Джорданвиллѣ.


Продолженіе (см. выше Часть II)

   
Я сейчасъ про ложь заговорилъ, и вспомнилось мн
ѣ... Мо­жетъ быть, это не совсѣмъ, такъ сказать, въ прямой связи съ тѣмъ, о чемъ я сейчасъ вамъ говорю, но мнѣ хотѣлось бы слышать тутъ тоже вашъ вопросъ, о томъ, что такое обманъ и что такое не-обманъ. Есть одно мѣсто въ Библіи Ветхаго Завѣта, которое сплошь и рядомъ нѣсколько затрудняетъ для объясненія не только учителей и родителей, у которыхъ любознательныя дѣти спрашиваютъ, но даже не очень опытныхъ вѣроучителей. Знаете, вѣроятно изъ Библіи случай, когда, для того, чтобы получить благословеніе Патріарха Исаака для младшего сына Іакова, вмѣсто старшаго сына Исава, къ какому способу мать Ревекка прибѣгла: какъ она сказала Іакову, что она приготовитъ пищу, которую Исавъ долженъ былъ приготовить, обвернула его шею и руки козлинымъ мѣхомъ такъ, чтобы онъ показался, такъ сказать, косматымъ, какъ его братъ Исавъ. И знаете, что этимъ цѣль была достигнута. И вотъ, непосредст­венное дѣтское сознаніе тутъ иногда спрашиваетъ: но все-таки вѣдь это неправда, это обманъ — нѣтъ ли тутъ чего-нибудь нехорошаго? Нѣкоторые законоучители, защищая Ревекку, дѣлаютъ это не очень умѣло. Они говорятъ: ну, такъ вѣдь Ре­векка знала, знала хорошо обоихъ сыновей, знала, что Іаковъ хорошій, добрый, благочестивый и послушный, про Исава же знала, что онъ совсѣмъ не такой, что онъ можетъ злоупотребить первородствомъ — и поэтому прибѣгнула къ обману. Какъ разъ не очень удачная защита. Понимаете? Соображенія Ревек­ки въ отношеніи того, что она, какъ мать, хорошо знаетъ сы­новей, могли имѣть мѣсто. Но это, такъ сказать, второстепен­ный придатокъ защиты: да, можетъ быть она при этомъ еще и знала сыновей. Но основа, то, въ чемъ? Что произошло до этого? Припомните. Припомните чечевичную похлебку: продажа первородства — продажа съ клятвою! Поэтому, когда произо­шло то, что сдѣлала Ревекка, то благословеніе получилъ тотъ, кто долженъ былъ получить. Понимаете? Клятва въ Ветхомъ Завѣтѣ была серьезнымъ дѣломъ. Разъ Исавъ съ клятвою от­рекся отъ своего первородства — кончено! Первородный — Іаковъ. Только Ревекка знала, что отъ отца трудно будетъ до­биться непосредственно этого. И поэтому употребила извѣстную хитрость. Да! Но, обмана по существу вопроса тутъ какъ разъ не было, потому что Іаковъ былъ первородный, а не Исавъ. Понимаете? Это я просто къ слову сказалъ. Мнѣ не­давно пришлось говорить объ этомъ у насъ тамъ на курсахъ регентовъ и псаломщиковъ, какъ разъ мы тамъ Библію читали, я просто вспомнилъ и мнѣ захотѣлось съ вами подѣлиться. Такъ вотъ, какъ разъ тамъ, гдѣ мы живемъ, царство — завѣдомой лжи, которая въ какой-то культъ возведена. Не только она царствуетъ тамъ, на нашей несчастной родинѣ, Совѣтской Россіи, но она всюду и во всемъ.

Еще никогда не было такого времени какъ теперь, въ смыслѣ того, что, съ одной стороны, зло предъ нами такъ яв­но себя открываетъ, какъ никогда, а, съ другой стороны, духовныхъ поддѣлокъ — такихъ ловкихъ, какъ теперь, и въ та­кой массѣ, какъ теперь — кажется, еще не было никогда. И дѣйствительно, искренняя, добрая душа, ищущая истину духов­ную, евангельскую, церковную истину, иной разъ просто ме­чется по разнымъ сторонамъ, потому что дѣйствительно трудно бываетъ ей разобраться во всей этой сумятицѣ, во всемъ этомъ хаосѣ, такъ какъ поддѣлки — всюду. Правда, есть люди съ такой, очень сговорчивой, гибкой совѣстью, у которыхъ нѣтъ яснаго внутренняго голоса. Сплошь и рядомъ, напримѣръ, бываютъ случаи, когда человѣкъ пойдетъ въ церковь, ту же, толь­ко Восточнаго обряда, въ уніатскую. А потомъ, когда Право­славный пастырь, объ этомъ узнавъ, начинаетъ его, такъ ска­зать, за это мягко укорять: зачѣмъ-де ты это сдѣлалъ? — вѣдь ты православный, — тотъ говоритъ: «Батюшка, тамъ то же самое, такое же облаченіе, тотъ же чинъ службы — все такъ же, только тамъ они своего Римскаго папу поминаютъ. Но я за него не молюсь, а все остальное то же самое». На это очень мѣтко отвѣтилъ одинъ пастырь — просто и мѣтко: «Знаете что, — говоритъ, вынимая изъ кармана (какъ разъ удачно вышло) и держа въ рукахъ два полтинника — одинъ настоящій, другой фальшивый, они совершенно одинаковы, но одинъ имѣетъ цѣну, другой же никакой». Такъ и тутъ. Въ этой «такой же» лже-церкви есть все — кромѣ благодати! А все остальное есть, и та же служба что у насъ, но это не законно и безъ благодати. И я въ такихъ случаяхъ такимъ неразборчивымъ молитвенникамъ говорю: — Ну вотъ, хорошо, рядомъ со мной одинъ мужикъ жилъ, грамотный, по-славянски читаетъ; если онъ собственными руками сдѣлаетъ церковь, сошьетъ себѣ облаченіе, сдѣлаетъ сосуды и все что нужно, и самъ начнетъ служить, такъ ты къ нему тоже пойдешь, скажешь — тутъ то же самое? Что это — законный пастырь? Что это — Церковь? Вотъ и у нихъ, пусть внѣшне все то же самое, но, очевидно, есть что-то внутреннее, что нужно сумѣть найти. И вотъ тутъ-то помните: Богъ дастъ, изъ васъ если не всѣ, то многіе будутъ пастырями Церкви. Но не только это къ пастырямъ относится, а вообще ко всѣмъ православнымъ людямъ. Сейчасъ нужно знать Истину и умѣть Ее какъ-то объяснить и изложить. Времена мы переживаемъ съ вами особыя. Теперь каждому приходится быть въ своемъ кругу въ извѣстной степени миссіонеромъ. Это долгъ теперь всякого православнаго христіанина, потому что окружаетъ насъ повсюду неправославіе. И въ этой толщѣ неправославнаго міра есть добрыя, хорошія души, которыя стремятся къ Правдѣ и эту Правду ищутъ. Господь, Высшій Пастырь человѣческой души, Самъ видитъ эти души и Самъ ихъ привлекаетъ ко спасенію. Припомните чудесный разсказъ сегодняшняго житія святыхъ, о томъ, какъ воинъ, стражъ, который, можетъ быть, за какихъ нибудь нѣсколько часовъ до своего мученичества не думалъ ни о чемъ подобномъ, а только шелъ на то, чтобы нести свою стражу, — припомните какъ онъ сдѣлался мученикомъ. Господь Своими путями видѣлъ эту душу, кото­рая готова была стать вѣрной, и ее къ Себѣ привлекъ. Вотъ какъ Онъ умѣетъ взыскать и найти погибшихъ! Такъ же долженъ поступать пастырь Церкви, Тѣмъ болѣе, конечно, пастырь, но да и всякій убѣжденно-вѣрующій православный христіанинъ, хотя бы и въ молодомъ, въ юношескомъ возрастѣ. Уже и тутъ приходится, сплошь и рядомъ, быть миссіонеромъ и защитникомъ и благовѣстникомъ своей вѣры. А тянутся къ этому ото­всюду, это вездѣ видно. Напрасно думаютъ, что сейчасъ, такъ сказать, весь міръ уже совсѣмъ погасъ духовно. Конечно, тьма не рѣдѣетъ, а сгущается, какъ предсказано Спасителемъ: за умноженіе беззаконія у многихъ изсякаетъ любовь. А все-таки еще много есть вѣрныхъ душъ и ищущихъ, которыя, если имъ укажутъ вѣрный путь, то сами станутъ вѣрными. Вотъ объ этомъ вы всегда помните. И еще одно помните: это относится, и ко всякому совершающему служеніе пастырю, и просто къ право­славному христіанину. Слово, наставленіе и объясненіе тогда имѣетъ силу, когда оно не расходится съ дѣйствіями жизни того, кто говоритъ. Это всегда нужно имѣть въ виду. Всегда говорили отцы святые: горе тому проповѣднику, который одно­му учитъ, а другое дѣлаетъ. Его слово никогда не будетъ имѣть авторитетной власти. Помню, какъ это неожиданно почувство­вала молодежь — какъ разъ вашего возраста — у насъ въ Хар­бине, когда пришла туда Красная Армія. Боевъ уже не было — красная команда заняла Харбинъ. А тамъ населеніе оставалось, такое, кого они сами называли «бѣлобандитами». И вотъ молодежь совѣтская, всѣ красноармейцы, тамъ отды­хавшие, встрѣчались съ нашими студентами, и, конечно, момен­тально вспыхивали споры. И вотъ тутъ нутромъ почувствовала наша молодежь, что для того, чтобы убѣждать, не достаточно только что-то говорить. И всѣ наши ребята моментально надѣли кресты, стали строго поститься и изъ церкви, какъ гово­рятъ, не выходить. И это не было фальшью — не думайте — это не было просто на показъ: это былъ внутренній какой-то голосъ. Молодежь почувствовала, что ея слово тогда только будетъ убѣдительно, когда оно будетъ чѣмъ-то сопровождаться, потому что это прежде всего благотворно отражается на самомъ говорящемъ, а не только на его слушателяхъ. Такъ вотъ, этого-то я какъ разъ и желаю вамъ. Вы, такъ или иначе, возьмете на себя крестъ пастырства въ будущемъ — хотѣлось бы, чтобы такихъ было какъ можно больше — чтобы всѣ вы были пастырями. Но во всякомъ случаѣ, такъ или иначе, придется ли вамъ совершать пастырское служеніе или нѣтъ, но помните, что сейчасъ долгъ каждаго православнаго вѣрующаго человѣка — знать Истину, любить Истину и умѣть Ее защищать.


Продолженіе ниже (Часть IV)

Comments