?

Log in

No account? Create an account
Tsar-1998

November 2017

S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  
Powered by LiveJournal.com
Tsar-1998

Как Рим готовился к 1000-летию Крещения Руси – Часть І

Свидетели тех времен должны помнить, как католическая пресса готовила своих читателей за несколько лет до юбилейного 1988 года со свойственным ей преломлением истории Украины. Так, например, кн. Володимир был украинцем, Киев не прерывал связей с Римом, и тогдашняя Русь ничего общего не имела с Россией. Французским писателям помогало и то, что русская буква «у» пишется по французски через сочетание «ou», из чего «следовало», что тогдашняя «Rous» ничего не имела общего с позднейшей «Russie».

Одна из таких фантастических статей вызвала нижеследующее историческое исследование нашего друга Георгия Н. Рябинина.


Ответ на статью о. Дацко - 1986 г. - Часть І

Перед нами журнал «Про Фратрибус», №2, второе тримесячие 1986 г., издаваемый в Париже о.о. Тринитариями[1]. Этот номер содержит, главным образом, статью о. Ивана Дацко о «нынешнем состоянии Украинской[2] Католической Церкви». Судя по адресу автора (Рим, пьяцца Мадонна дей Монти) статья исходит из Русинской коллегии, основанной в 1897 г. при храме свв. Сергия и Вакха, на фасаде которой изображены гербы Льва XIII (Иоаким Печчи, 1878-1903), и австрийского императора Франца-Иосифа I (1848-1916), и вверенной ордену Василиан[3]. Как галичанин, автор представил свой интересный обзор истории Киевской Руси с определенной точки зрения, несколько прагматично, что требует некоторых дополнений, по правилу audiatur et altera pars (выслушай и другую сторону).

Автор пишет: «Известно, что украинцы приняли христианскую веру в 988 г.» Он не помнил, что в эту эпоху никаких украинцев не существовало – они были придуманы Польшей и Австро-Венгрией гораздо позднее. Это была Киевская Русь, т.к. несколько столетий Киев был столицей первого русского государства и считался «матерью городов русских». За именем Руси могло скрываться и отдельное племя и наименование союза племен. Народ Росов («Росомоны») был известен в середине VI в. Иордану (Иорнанду), секретарю готского князя из Северной Италии, автору « Истории Готов», и сирийскому писателю Захарии Ритору. В древнейших русских письменных памятниках слово «Русский» писалось через «о»: «Правда Росская». Союз племен VI-VII вв. получил наименование Руси или Русской земли. Позднее первенствующее положение в союзе племен Приднестровья перешло к Полянам с центром в Киеве. Союз племен по-прежнему носил имя Руси. Понятие «Русская Земля» расширялось вместе с ростом государственной территории и охватило все восточнославянские племена. Пр. Нестору летописцу (1056-1114) были и звестны 14 восточнославянских областей, из которых сложилось Русское государство.

На Оке и Москве-реке жили Вятичи, граничившие с мерянско-мордовскими племенами Средней Оки. Северо-восточная граница Черниговского княжества доходила почти до Москвы. В «Русской Правде» Ярослава Мудрого, связанной с его обязательствами по отношению к новгородцам, упомянуты прибывшие из Киевской земли «Русины» и «Словене», жители обширной новгородской земли. В 1024 г. Ярослав усмирял восстание в суздальской земле. При Владимире Мономахе власть Киевского князя простиралась на все земли, заселенные древнерусской народностью. Первое путешествие он совершил проехав из Переяславля в Ростов «сквозь Вятичи» (1066 г.). Владимир управлял Русью при посредстве своих сыновей: в Новгороде сидел Мстислав, в Переяславле находился Ярополк, с Смоленске княжил Вячеслав, Юрий Долгорукий правил Ростово-Суздальской землей. Мономах укреплял связи между областями Руси и вовлекал их в решение общерусских задач.

Согласно В.Н. Татищеву (1686-1750, автору «Истории Российской с самых древнейших времен» и одному из первых русских историографов) существовал проект выборов Киевского князя шестью князями: суздальским, черниговским, галицким, смоленским, полоцким, рязанским. Где же была Украина? Это было всего лишь название всякой области на краю государства в древней России.

Далее мы читаем: «Важно напомнить, что в 1147 г. сын этой Церкви, Иларион, стал митрополитом Киевским, событие которое уже имело место в 1051 г. когда Клим Смолятич был избран митрополитом Киевским». Здесь, вероятно, при редактировании произошла перестановка дат. Св. Иларион, «муж благий и книжный, еще же постник», был поставлен митрополитом в Киев собором русских архипастырей в 1051 г. (ск. 1066 г.) при Ярославе Мудром, а в 1147 г., при Изяславе II Мстиславиче был избран писатель середины XII в. Климент, епископ Смоленский (1147-1154). Но автор не упоминает о том, что кроме двух исключений, все митрополиты и многие епископы были, до XIV в., греки (назначения, впрочем, совершались после соглашения между православной Византией и соответствующим князем).

Автор утверждает: «Киевская Русь – нынешняя Украина .... сохранила связь с Римской Церковью» и, далее: «История не упоминает никакого свидетельства позволяющего полагать, что украинская киевская церковь могла когда нибудь прервать узы с Римом». Это утверждение противоречит мнению авторитетных западных церковных историков. Россия приняла христианскую веру не от Рима, но от Византии. И даже когда разделение Восточной и Западной Церквей еще не совершилось, тогда уже было очевидно, что Россия склонится к тому, что латиняне именуют «схизмой». «Русские... вся нация была скоро обращена, но мало по малу она передалась греческому расколу, вместе с Константинополем, откуда она получила своих митрополитов» (о. П. Альберс – «Руководство по Церковной Истории», Париж, 1919) и далее: «От своего обращения в христианскую веру, Российская Церковь находилась в юрисдикции Константинопольского Патриарха и последовала за ним в восточный раскол». « На Востоке, Россия, с самого начала своего обращения в христианскую веру, заимствует религиозные традиции, которые включают её в орбиту Византии, политической и мистической наследницей которой она станет в XV веке » (Г. Зананири). «Крещение Великого Князя Владимира создало из Киевской земли колыбель русского христианства, утвержденного с самого начала в связи с Византией» (о. И. Декарро, «Византия или другой Рим», Париж, 1982 г.). « Русские естественно последовали в раскол за своими учителями византийцами и почти никогда не были связаны с Римом. Однако, в середине XII в., на Западе говорили об их обращении и св. Бернард[4] занялся этим делом, но безуспешно. Попытки соединения продолжались в течение сотни лет, но разногласия были уже таковы, что сговориться было невозможно». (Р. Жанен, «Восточные Церкви», Париж 1926). Из Киева, митрополит Иоанн II (1088-1089) отвечая антипапе Клименту III (Гиберту Равенскому, 1084-1100) просил обратиться сперва к «святейшему Патриарху Константинопольскому и окружающим его всем святым митрополитам».

И тут же утверждение автора: «Эта Церковь была особливая (?), но в католических странах, напр. в Польше и Автро-Венгрии, не было национальных Церквей, всюду была единая Римская Церковь, украинская (?), христианская и вселенская (католическая)».

Как галичанин, автор конечно знает, что князь Роман Галицкий (1188-1205) привлек внимание папы Иннокентия III (Лотарио де Конти, 1198-1216), который послал к нему миссионеров для того, чтобы обратить его в католичество, обещая сделать его королем при помощи меча св. Петра. Обнажив свой меч, Роман ответил посланцам: «Есть ли подобный у папы?» Князь Даниил (1205-1264) сносил с трудом татарское иго. Он обратился к Риму при содействии францисканского монаха Джованни дель Плано-Карпини, обещая стремиться к объединению обеих Церквей. Иннокентий IV (Синибальдо де Фиески, 1243-1254) назвал его своим дорогим сыном, пожаловал ему титул короля и послал корону и скипетр. Даниил был коронован в Дрогичине (Гродненской губ.) аббатом мессинским, папским легатом (1254). Соединение Церквей не удалось. Даниил не испугался угроз Александра IV (Ринальдо Конти, 1254-1261), но сохранил королевский титул. После него, русская Галиция перешла ко многим князьям из его рода[5]; в четырнадцатом веке она была поглощена польским королевством.

См. дальше



[1] Орден утвержденный в 1209 г. Основан католическими святыми Иоанном де Мата (1169-1213) и Феликсом де Валуа (1127-1212) в Серфруа, около Мо (Франция) с гуманной целью выкупа пленных, захваченных маврами.

[2] Название «Украина» появляется только в XIX веке. Это понятие политическое, а не этнографическое, географическое или историческое (см. ниже). В XII в. Русью и Русской землей стала называться вся территория, «подвластная русским князьям» (Ключевский).

[3] Орден основанный в 1617 г. греко-католическим Киевским митрополитом Иосифом Вельямминовым-Рутским, некогда составлял основную силу унии, преобразован Львом XIII в 1882 г.

[4] Бернард Клервосский (1090-1153), реформатор ордена цистерциянцев.

[5] Юрий I, на печати которого было написано «Rex Russiae, Princeps Ladimiriae » (его столицей был Владимир-Волынский), упросил Константинопольского Патриарха, чтобы его княжество, под названием Russia Minor (Малороссия), имело своего митрополита.

Comments