?

Log in

No account? Create an account
Tsar-1998

August 2018

S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 
Powered by LiveJournal.com
Tsar-1998

Слово в день Царя-мученика Николая и всех Новомучеников Российских в Вильмуасоне – 17 июля 2014 г.


Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Дорогие братья и сестры!

        17 июля 1984 г., тридцать лет тому назад, состоялось освящение этого храма Архиепископом Антонием Женевским, в сослужении двух архимандритов, четырнадцати священников и шести диаконов. Чудесным образом все вместились в маленьком алтаре, и богослужение проходило, со слов одного присутствующего, как будто все двигались не на земле.

        Храм начали строить сразу после прославления Новомучеников и Исповедников Российских 1 ноября 1981 года. Это прославление произошло как завершение долгожданного за рубежом и в России прославления русских мучеников за Христа.

        В 1927 году в сербском монастыре св. Наума, на Охридском озере, русский художник Колесников, расписывавший храм, в ходе своей работы увидел на предполагаемом им месте для написания лика святого, как постепенно вырисовался чудесным образом лик св. Царя-мученика Николая. Художник закончил образ и снабдил его надписью: «Всероссийский Император Николай ІІ, приявший мученический венец за благоденствие и счастье славянства».

        Этот случай, равно как и видение одной благочестивой сербки, вылился в поток почитания Царя-мученика во всей Сербии, а жители одного города обратились с прошением к Синоду, говоря, что русский Государь стоит наравне с сербскими народными святыми: Саввой, Лазарем, Стефаном и другими.

        Ко второму Всезаграничному Церковному Собору 1938 г., среди русских в Сербии, под влиянием религиозного почитания памяти царственных мучеников как в самом сербском народе, так и среди его высокопоставленных лиц, возник вопрос о канонизации Царской Семьи. Но этот вопрос был воспринят как имеющий значение не только для эмиграции, но и для всего русского народа, и надо было, чтобы он вошел в сознание всего церковного народа. Было решено обращаться молитвенно к мученикам, как это полагается до их прославления, служа им панихиды и заупокойные литургии.

        И вот заговорил русский народ в отечестве. Стали поступать из заточения многочисленные прошения, обращенные к зарубежным архиереям, о необходимости неотлагательного прославления новых мучеников российских для духовного укрепления страждущих и для спасения России, и многие священники, как о. Глеб Якунин и о. Димитрий Дудко, указывали на то, что Царь должен быть прославлен во главе со всеми умученными.

        Еще в 1964 г., отвечая на частые обращения о помощи русских людей к о. Иоанну Кронштадтскому, Русская Зарубежная Церковь прославила св. праведного всероссийского пастыря. Усердное обращение верующих к блаженной Ксении также побудило к прославлению Петербургской Христа ради юродивой.

Совершая в 1981 году прославление всех Новомучеников и Исповедников Российских во главе с Царем-мучеником Николаем, Русская Зарубежная Церковь как бы завершила свою великую миссию перед русским народом.

        На протяжении всего своего существования Русская Зарубежная Церковь окормляла не только русскую эмиграцию, но и весь русский народ. В многочисленных изданиях богослужебных и духовных книг она наставляла чад Русской Церкви в истинном Православии, предостерегая их от религиозно-философских уклонений, сектантских учений и всякого рода новшеств, угрожающих насущной жизни Церкви. Она широко распространяла в России все необходимые пособия для её возрождения.

        Прославление святых сопровождалось естественно изданием многочисленных житий, служб и икон. Только в Западной Европе были напечатаны около двухсот тысяч икон Царя-мученика, Царевича Алексия и Царской Семьи. В конце восьмидесятых годов начались в России крестные ходы, в которых мы с радостью обнаруживали наши иконы. Приезжавшие из Москвы говорили, что они видели наши иконы во многих храмах города. В 1996 году в Калифорнии был написан образ Царя-мученика Николая с державой в руке – вот он справа, и он тоже был размножен большим тиражом. В 1998 году одно изображение этой иконы замироточило у её хранителя доктора Белченко. Этот образ, вопреки официальной позиции Московской Патриархии, стали приглашать в свои приходы безбоязненные священники, как о. Александр Шаргунов. Верующий народ стекался со всех концов страны на поклонение мироточивой иконе Царя.

        Под давлением верующих Московская Патриархия начала прославлять уже прославленных нами прежде святых: св. прав. Иоанна Кронштадтского, Блаженную Ксению, Патриарха Тихона, преподобномученицу княгиню Елизавету и Оптинских Старцев, не упоминая при этом о состоявшемся ранее прославлении за рубежом, и не решаясь прославить Царя-мученика и Царскую Семью.

В 1992 г. была учреждена комиссия по канонизации но прославление Царя-Мученика постоянно откладывалось. По мере приближения юбилейного Архиерейского Собора 2000 года сопротивление канонизации возрастало. Митрополиты Владимир (Котляров) и Сергий (Фомин) в беседах с представителями духовенства настоятельно подчеркивали, что «жизнь Николая II не дает основания для его прославления», что «окончательного решения по канонизации не существует» и «вполне возможно появление новых данных, которые вообще снимут эту проблему»... «Митроп. Нижегородский Николай (Кутепов) утверждал, что «Николай II повинен в гибели 60 миллионов русских людей», а проф. МДА Осипов заявлял, что в случае канонизации Государя «наши святцы превратятся в помойку» (Русь Православная, март-апрель 2000 г.).

Неудивительно, что при такой оппозиции прославление Царских Мучеников не могло произойти иначе, как со свойственным МП компромиссом. Было вынесено заключение, что ни в государственной, ни в церковной деятельности последнего царя оснований для канонизации не имеется, однако он и его семья могут быть причислены к лику святых как страстотерпцы, то есть люди, пострадавшие и безропотно принявшие мученическую смерть.

Однако, в православном народе вопрос о святости жизни Царя и его семьи давно уже считался бесспорным.

Уже в 1905 году прав. Иоанн Кронштадтский писал : Царь у нас праведной и благочестивой жизни, Богом послан ему тяжелый крест страданий, как своему избраннику и любимому чаду.

В Царском дневнике (1905 г.) читаем : «Настроение такое, что молиться очень хочется, само просится. В Церкви, в молитве - единственное, самое великое утешение на земле!»  

Даже среди февральских революционеров нашлись люди, преклонившиеся перед святостью Царской семьи. Когда одного члена комиссии, назначенной Временным правительством для расследования действий Царской семьи, спросили, почему вы не издаете корреспонденцию Царской четы, ответ был : «Потому что, если мы эти письма опубликуем, народ станет им кланяться как святым».

Каким-то образом Московской Патриархии удалось убедить народ в том, что слово «страстотерпец» соответствует мученичеству Царя и Царской Семьи как означающее отсутствие святости во время жизни, при покорном принятии смерти.

Однако, в различных старых церковно-славянских и богословских словарях, не существует такого ограничения в понятии, касательно мучеников.

Так, Полный Православный Богословский Энциклопедический словарь, СПБ, 1913г. указывает: Страстотерпцы – «название всех христианских мучеников, особенно тех, которые потерпели за Христа по клевете и коварству своих единоверцев». В Полном церковно-славянском словаре 1899 г. читаем: Страстотерпец - мученик; именем страстотерпцев в православной церкви называются вообще все христианские мученики, - но в частности это имя прилагается к тем из них, которые претерпели страдания во имя Господа по коварству и клевете ближних своих. А Словарь церковно-славянского и русского языка, СПБ, 1867 г. прямо указывает: Страстотерпец – претерпевающий или претерпевший страдания; мученик, пострадавший за Христа. Зачем же было патриархии искать витиеватые определения, в результате которых люди должны думать, что Царь-мученик не мученик, а только страстотерпец?

В 2000 году большая часть Русской Зарубежной Церкви вступила с Московской Патриархией в процесс соединения, завершившийся 17 мая 2007 года. Таким образом, Русская Зарубежная Церковь перестала служить как прежде русскому народу. Это обязательство взяла на себя отныне Московская Патриархия. Как она его исполнит, покажет время. Но оставшаяся малая часть Зарубежной Церкви должна, как мы сегодня, служить свидетельницей её благодатного прошлого.

Теперь послушаем слово Вл. Антония Женевского в день освящения сего храма тридцать лет тому назад.



Слово Архиепископа Антония Женевского

4/17 июля 1984 г.

Возлюбленные братья и сестры!

На месте святе - мерзость и запустение!

Таково состояние теперь в наше время в нашей родине.

Там царствуют те, которые возненавидели Бога и Христа Его. Это царство, где преследуют веру во Христа Спасителя, где попраны святыни Русского народа, где разрушены тысячи храмов и превра­щены в помещения не соответствующие святости их.

Возлюбленные братья и сестры! Это, страшное царство безбожия воинствующего, объявившее вражду Богу, там на нашей многострадальной родине.

И зная, что это царство водворится там на долгое время, Господь выводит оттуда часть Русской Церкви заграницу, для того, чтобы здесь наша Русская Зарубежная Церковь была голосом страждущих и гонимых там, где это прячут и делают вид, что все благополучно, и что полная свобода веры господствует там. Наш долг - свидетельствовать о том, что там творится. Наш долг - сохранить здесь в чистоте преемство рукоположения от святителей Русских. Наш долг был здесь прославить новых мучеников и исповедников Российских, которых там боится та власть безбожная, которая царствует на нашей родине, употребляя всю ложь, чтобы сказать что их никогда не было.

И вот наша Церковь исполнила свой долг: совершилось прославление новомучеников и исповедников Российских. И эта радость отозвалась на нашей родине в сердцах тех, которые страдают там за Христа. Пастыри мученики писали нам оттуда: не откладывайте прославление. Если Господь внушил вам эту мысль, то считайте, что Он избрал вас для этого! И мы верим, что это была наша задача.

Другой пастырь уже из концлагеря пишет нам о том, как надо прославить, и в подробности начертывает икону новомучеников.

Молодежь, там, конечно не зная всех новомучеников, задавала вопрос: кто они?

И вся эта молодежь современная, там, знает одного только мученика: Царя Николая.

Я получил письмо от священника Московской Патриархии, который писал о том, что мы все молимся за них, т.е. за Царя, Царицу и невинно убиенных детей. Но когда нам предстало молиться не за них, а им, то мы, в первый момент, были смущены, а потом, когда начали молиться, тогда почувствовали силу этой молитвы, силу того, что можем мы получить, надеясь на них и молясь им.

Возлюбленные братья и сестры, вот почему надо было прославить во главе с Царем Мучеником, потому что там все его знали.

Ведь безбожная власть скрывает от молодежи историю и жизнь новомучеников, и большинство там не знают ни нашего Патриарха ни митрополитов - прошло столько времени. Но память о Русском Царе хранится там в каждом доме.

Вот почему дожили мы с вами до того радостного момента, когда подвал Ипатьевского дома как бы вошел в этот храм. И этот храм, после ужаса убиения Царя, наполнился славою их мученическою у престола Всевышнего. И стены подвала, окропленные их кровью, как бы стали стенами этого храма, где мы возносим им молитвы и благодарим их за то, что они оказались верными слугами нашего Божественного Спасителя.

Возлюбленные братья и сестры, будем помнить, что мученики всегда с нами, что они молятся за нас, и наш долг любить их и не оставлять нашу молитву к ним. Если не за нас самих, то за нашу многострадальную родину.

Теперь совершилось уже их прославление. Теперь будут воздвигаться в память их храмы.

Вот этот храм, который мы сегодня освятили, храм в память Царя Мученика и всех Новомучеников Российских, он первый, а за ним последуют еще другие храмы, сначала здесь заграницей, а потом многочисленные и неисчислимые храмы, как звезды на небе на нашей родине, там где любят мучеников, там где ждут их помощи.

Возлюбленные братья и сестры, как вы знаете, этот храм воздвигла любовь к новомученикам отца Вениамина и его бесплотных сотрудников. Да будут же молитвы новомучеников с ним, с его благочестивой семьей, с матушкой и его детьми. Да хранит их Господь по молитвам святых новомучеников.

Вы видите какое множество священнослужителей собралось сегодня здесь. Вы знаете, что мы редко в нашей епархии совершаем Богослужения при таком количестве священнослужителей. Все они собрались сюда, чтобы свидетельствовать свою радость вместе с отцом Вениамином, чтобы сказать ему спасибо за то, что он сделал - первый храм в нашей епархии посвященный Царю Мученику и Новомученикам Российским.

Все мы единая семья, дружная семья Церкви Христовой. Будем же мы молиться сейчас на молебне, чтобы святые мученики научили бы и нас исповедывать их не только словами, но и делами в жизни нашей.

Будем молиться им, чтобы научили они нас следовать по их пути, помогли бы нам быть истинными христианами здесь на нашей грешной земле.

Святые Новомученики и Исповедники Российские молите Бога о нас. Аминь.

VIL_84_GENE_2_PISMA



Comments