?

Log in

No account? Create an account
Tsar-1998

November 2017

S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  
Powered by LiveJournal.com
Tsar-1998

Паримія на вечернѣ въ Богородичные праздники

Въ сей париміи повѣствуется о видѣніи Іаковомъ лѣствицы.


      Гл. XXVIII, 10. Отъиде Іаковъ отъ кладязя клятвеннаго и иде въ Харранъ.

Кладязь клятвенный (Вирсавія), откуда началось описы­ваемое здѣсь путешествіе Іакова, былъ на югѣ филистимской земли. Здѣсь поселился Авраамъ послѣ Содомскаго погрома, здѣсь же жилъ Исаакъ. Названіе клятвеннаго кладязя произошло отъ того, что при немъ Авраамъ заключилъ союзъ съ филистимскимъ царемъ Авимелехомъ для огражденія своей без­опасности отъ его подданныхъ, и этотъ союзъ подтвержденъ былъ клятвою союзниковъ (Быт. XXI, 31). Харранъ, куда собрался Іаковъ, былъ месопотамскій городъ, откуда Авраамъ, по смерти отца своего Ѳарры, вышелъ по повелѣнію Божію въ Ханаанскую страну. Въ этомъ городѣ послѣ него жилъ братъ его Нахоръ и тамъ же найдена была невѣста для Исаака, Ревекка, дочь Ваѳуила, сына Нахорова. Путешествіе Іакова изъ Вирсавіи въ Харранъ къ родственникамъ своимъ после­довало вскорѣ за благословеніемъ, какое онъ получилъ отъ отца своего. Путешествіе сіе предпринято было Іаковомъ по совѣту матери всдѣдствіе злобы брата его Исава, который грозилъ убить его за превосхищенное у него благословеніе. Дру­гою цѣлію путешествія Іакова было вступленіе въ супружество въ томъ племени, откуда была взята мать его Ревекка. Ре­векка, терпѣвшая великое огорченіе отъ женъ Исава, взятыхъ изъ Хананейскаго племени, открыла Исааку, что ей крайне было бы прискорбно, если бы женился на Хананеянкѣ и другой сынъ ея, Іаковъ. Исаакъ самъ былъ недоволенъ женами Исава и потому отпустилъ Іакова въ Харранъ съ наказомъ взять здѣсь жену изъ дочерей Лавана, роднаго брата Ревекки, и съ бдагословеніемъ, которымъ подтвердилъ данное ему прежде (Быт. XXVII, 41 - 46; XXVIII, 1- 5). Родители Іакова, какъ люди богатые, могли, отпуская его въ дальнюю сторону, снарядить для него караванъ, какъ это сдѣлалъ Авраамъ, отпу­ская въ Харранъ раба своего Еліезера за невѣстою для Исаака (Быт. XXIV, 10). Но отчасти по надеждѣ, что Богъ, избравшій Іакова въ наслѣдники Своихъ обѣтованій, не оставитъ его своею помощію въ дальнемъ пути, отчасти по желанію скрыть отъ Исава путешествіе Іакова, они отпустили его одного, безъ слугъ, пѣшаго, съ жезломъ въ рукѣ (Быт. XXXII, 10) и съ дорожной сумой (въ которой между прочимъ хранился елей - Быт. ХХѴІІІ, 18) на плечахъ.

ІІ. И обрѣте мѣсто, и успе тамо, зайде бо солнце, и взя отъ каменія мѣста того, и положи въ возглавіе себѣ и спа на мѣстѣ ономъ.

Мѣсто, гдѣ заночевалъ Іаковъ, было близъ Ханаанскаго города Лузы (9) и названо имъ Веѳилемъ, т.е. домомъ Божіимъ, въ память Богоявленія, котораго, какъ сейчасъ увидимъ, онъ сподобился на этомъ мѣстѣ. Впослѣдствіи, когда Луза за­воевана была Евреями, она по сосѣдству съ мѣстомъ этого Богоявленія, переименована была ими въ Веѳиль (Быт. ХХХV, 6). Веѳиль лежитъ къ сѣверу отъ Іерусалима, въ 15 верстахъ отъ него, а отъ Вирсавіи въ 60 верстахъ. Іаковъ могъ совершить столь значительный дневной переходъ не иначе, какъ поднявшись въ путь рано утромъ, что сдѣлано вѣроятно для того, чтобы не быть замѣчену Исавомъ. Іаковъ, застигнутый въ полѣ ночью, не пошелъ искать ночлега въ сосѣднемъ городѣ, потому ли, что по недовѣрію къ Хананеямъ не заблагоразсудилъ вручить себя ихъ гостепріимству, или вѣрнѣе потому, что хотѣлъ оставаться подъ охраною одного Бога, своего за­щитника и покровителя. Ночуя среди поля, онъ могъ опа­саться нападенія разбойниковъ и хищныхъ звѣрей; но его не покидала надежда на сего Всемогущаго защитника. Утомленный длиннымъ переходомъ и зноемъ дня, онъ спокойно заснулъ на камнѣ, который положилъ себѣ въ изголовье. Ночная роса, обильная въ жаркой странѣ, смочила верхнюю одежду и члены его, но не обезпокоила, а только освѣжила его.

12—13. И сонъ видѣ: и се лѣствица утверждена на земли, еяже глава досязаше до небесе. И Ангели Божіи восхождаху и нисхождаху по ней. Господь же утверждашеся на ней, и рече: Азъ есмь Богъ Авраама отца твоего и Богъ Исаака, не бойся: земля, идѣже ты спиши на ней, тебѣ дамъ ю и сѣмени твоему.

Самъ Іаковъ, по пробужденіи отъ сна, призналъ бывшее ему во снѣ видѣніе за божественное откровеніе (16—19).

Откровеніе во снѣ укрѣпило его въ надеждѣ на Бога, какую онъ имѣлъ въ бодрственномъ состояніи. Лѣствица, соединявшая небо съ землею, верхнимъ концемъ досягавшая до небеснаго свода, нижнимъ упиравшаяся на землѣ близъ мѣста ночлега Іаковлева, - знаменовала непрерывающееся общеніе міра духовнаго съ избранниками Божіими на землѣ. Явленіе Бога, Вла­дыки неба и земли, Ангеловъ и человѣковъ, на верху лѣствицы, показывало, что Самъ Богъ съ высоты святыя Своея призираетъ на землю и Своимъ всемогущимъ покровомъ осѣняетъ людей, подобно Іакову уповающихъ на Него и предан­ныхъ Ему. Восхожденіе и нисхожденіе Ангеловъ по лѣствицѣ являло въ нихъ слугъ Божіихъ, посылаемыхъ на землю для служенія имѣющимъ наслѣдовать спасеніе (Евр. I, 14); одни изъ Ангеловъ нисходятъ къ людямъ для исполненія повелѣній Божіихъ относительно ихъ, другіе восходятъ отъ земли къ Богу съ отчетомъ объ исполненіи сихъ повелѣній и для принятія новыхъ. Такимъ образомъ видѣніе лѣствицы, на вершинѣ ко­торой стоялъ Богъ и по которой восходили и нисходили Ангелы, должно было укрѣпить въ Іаковѣ убѣжденіе, что онъ нахо­дится подъ особеннымъ покровительствомъ Божіимъ и подъ защитою Силъ небесныхъ. Кромѣ того въ видѣнной Іаковомъ лѣствицѣ предуказана тайна искупленія. Грѣхъ расторгнулъ тѣсный союзъ человѣка съ Богомъ и съ вѣрными Его слугами—Ангелами. Чрезъ воплощеніе Сына Божія и всѣ Его искупительныя дѣйствія, какъбы чрезъ лѣствицу, небо снова соединилось съ землею, Богъ съ человѣками, снова водворился на землѣ миръ съ Богомъ и открылся путь къ небу странникамъ земли. Въ этомъ именно смыслѣ разумѣть Іаковлево видѣніе научилъ насъ Господь Іисусъ Христосъ, когда въ бесѣдѣ съ Наѳанаиломъ обѣщалъ ему, что онъ очами вѣры узритъ небо отверстое и Ангеловъ Вожіихъ восходящихъ (на небо) и нисходящихъ къ Сыну Человѣческому и въ лицѣ Его ко всѣмъ искупленнымъ людямъ (Іоан. I, 51).

Азъ есмь Богъ Авраама отца твоего и Богъ Исаака, не бойся. Сими, объясняю­щими видѣніе лѣствицы, словами Господь укрѣпляетъ Іакова къ мужественному перенесенію дальнѣйшихъ, предстоявшихъ ему трудностей путешествія и долговременнаго пребыванія вдали отъ родины, внушая ему, что будетъ такъ же близокъ и мило­стивъ къ нему, какъ былъ близокъ и милостивъ къ дѣду его Аврааму, и какъ доселѣ близокъ и милостивъ къ отцу его Исааку.— Земля, идѣже ты спиши на ней, тебѣ дамъ ю и сѣмени твоему. Это обѣтованіе, данное Аврааму и Исааку и теперь повторенное Іакову, весьма отрадно было для него въ его положеніи. Онъ теперь былъ только странникомъ въ Ханаанской землѣ, не имѣлъ никакой собственности на ней, и даже, когда возвратится въ нее чрезъ 20 лѣтъ, будетъ жить въ ней, какъ чужестранецъ; но вотъ Господь ему обѣщаетъ, что вся эта земля будетъ во владѣніи его потомства, что его потомки бу­дутъ полновластными господами той страны, въ которой те­перь нѣтъ для него безопаснаго пристанища. Надежда на исполненіе сего обѣтованія въ потомствѣ, для родоначальника пріятна не меньше, какъ еслибы онъ самъ дожилъ до времени этого исполненія.

14-. И будетъ сѣмя твое яко песокъ земный, и распростра­нится на море (на западъ), и ліву (на югъ), и сѣверъ, и на востоки. И благословятся о тебѣ вся нолѣна земная, и о се­мени твоемъ.

Слова сего обѣтованія, равно какъ обѣтованіе, въ предшествующемъ стихѣ, о наслѣдіи Ханаанской земли, составляютъ повтореніе тѣхъже обѣтованій Аврааму (Быт. XII, 3; XIII, 15—16; XXII, 17—18; XXVI, 4). Многочисленно будетъ плотское потомство Іакова, но еще многочисленнѣе будутъ ду­ховные его потомки, т. е. вѣрующіе во Христа, одного изъ его потомковъ по плоти. Не малое пространство займутъ Из­раильтяне въ цвѣтущее время своей гражданской жизни—при Давидѣ и Соломонѣ; но несравненно обширнѣе будутъ предѣлы Церкви Христовой, имѣющей распространиться во всѣхъ концахъ вселенной, до крайнихъ точекъ сѣвера и юга, востока и запада. Ибо, говоритъ Господь Іакову, о тебѣ и о сѣмени твоемъ, т. е. чрезъ тебя, и чрезъ твоего великаго потомка, Самого Христа Сына Божія, благословятся вся колѣна земная, - низведено будетъ обиліе духовныхъ благъ на всѣ народы.

15.             И се, Азъ есмь съ тобою, сохраняяй тя на всякомъ пути, аможе аще пойдеши, и возвращу тя въ землю сію: яко не имамъ тебе оставити, дондеже сотворити Ми вся, елика глаголахъ тебѣ.

Господь обѣщаетъ Іакову неотступно пребывать съ нимъ , и охранять его не только во все время путешествія его въ Харранъ и обратно, но до тѣхъ поръ, пока исполнятся прочія обѣтованія, относящіяся не къ нему лично, а къ его потомству и Церкви. Это значитъ, что Господь будетъ пребывать съ Іаковомъ вѣчно въ лицѣ его потомковъ, плотскихъ и духовныхъ. Подобное обѣтованіе далъ Христосъ Апостоламъ: се Азъ съ вами есмь во вся дни до скончанія вѣка (Матѳ. ХХVIII, 20). Апостолы жили и померли, но Церковь Апостольская будетъ существовать вѣчно и благодать Христова никогда отъ ней не отступить.

16.                   И воста Іаковъ отъ сна своего и рече: яко есть Господь на мѣстѣ семъ, азъ же не вѣдѣхъ.

Азъ же не вѣдѣхъ. Іаковъ, безъ сомнѣнія, вѣровалъ въ вездѣприсутствіе Божіе, вѣрилъ и тому, что Господь на каждомъ мѣстѣ можетъ особеннымъ образомъ открыть Свое присутствіе; но въ сонномъ состояніи Іакову не приходило на мысль, что видѣніе которое было ему во снѣ, дано было ему на чистомъ полѣ, во время пути, вдали отъ роднаго крова: онъ убѣжденъ былъ тогда, что продолжаетъ жить дома. Толь­ко по пробужденіи онъ увѣрился, что онъ не дома, что Го­сподь явился ему на пути въ чужую сторону, на томъ самомъ мѣстѣ, на которомъ онъ ночевалъ.

17. И убояся и рече: яко страшно мѣсто сiе: нѣсть сiе, но домъ Божій, и сія врата небесная.

И убояся. Ощутилъ страхъ вслѣдствіе убѣжденія, что ви­дѣніе во снѣ было не мечтательное, а послано отъ Бога. И рече: страшно мѣсто сіе, - т. е. вотъ и еще мѣсто, которое Господь освятилъ Своимъ явленіемъ, на которомъ явилъ осо­бенную близость ко мнѣ, и которое потому, какъ и всѣ другія мѣста, ознаменованныя явленіями Господа Аврааму и Иса­аку, достойно особеннаго благоговѣнія. - Нѣсть сіе (это не иное что), но домъ Вожій; съ сихъ поръ это не простое мѣсто, но домъ Божій, какъбы дворецъ, гдѣ Господь, Царь неба и земли, благоволилъ временно утвердить Свой престолъ. - Сія врата не­бесная: здѣсь Самъ Господь явился среди сонма слугъ Своихъ, небесныхъ Силъ и изрекъ мнѣ милостивое слово Свое, какъ земные владыки являются среди народнаго собранія, бывающаго обыкновенно у городскихъ воротъ, и объявляютъ здѣсь свои повелѣнія и приговоры.

-------------------------------------

Почему паримію о видѣніи Іаковомъ лѣствицы положено читать въ Богородичные праздники? Потому что содержаніе париміи имѣетъ нѣкоторое отношеніе къ Богородицѣ. Такъ лѣствица, видѣнная Іаковомъ, образовала, какъ мы замѣтили, тайну воплощенія Сына Божія, чрезъ которое небо, входъ въ которое закрытъ былъ грѣхомъ человѣка, соединилось съ зем­лею. Но Пресвятая Дѣва послужила сей непостижимой тайнѣ тѣмъ, что отъ пречистыхъ Ея кровей воплотился Сынъ Божій, и потому лѣствица предъизображала не только воплощеннаго Сына Божія, чрезъ Коего мы имѣемъ доступъ къ Отцу (Ефес. II, 18), но и земную Матерь Его, имѣющую матернее дерзновеніе къ Нему и Своимъ ходатайствомъ предъ Нимъ облегчающую намъ сей доступъ. Вотъ почему въ церковныхъ пѣснопѣніяхъ Богородица именуется «лѣствицею возвысившею всѣхъ отъ земли благодатію, - мостомъ, преводящимъ отъ смерти къ жизни, отъ земли на небо» (Акаѳ. кан. п. 4. Икосъ 2), или прямо называется лѣствицею Іаковлевою: «Радуйся, лѣствице высокая, юже Іаковъ видѣ». - «Лѣствицу древле Іаковъ тя образующую видѣ и рече: степень Вожія сія» (Акаѳ. Богор. стихира 1 и марта 25 кан. Богород., п. 9).

Епископъ Виссаріонъ

Православная Жизнь, № 8, августъ 1974 г


Comments