?

Log in

No account? Create an account
Tsar-1998

December 2018

S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     
Powered by LiveJournal.com
Tsar-1998

О КАТОЛИЧЕСКОМ ДОГМАТЕ 1854 ГОДА (о зачатии непорочной Девы Марии) – Часть ІV.Б


Продолжение - см. выше  Часть 4А

Следующий поместный католический Собор, второй и пос­ледний, на котором обсуждался вопрос о непорочном зачатии Пречистой Девы Марии, был Тридентский Собор.[1] На этот Собор особенно любят опираться сторонники догмата, тем бо­лее, что сам папа Пий ІХ-й, в своем «Апостольском послании», ссылается на этот Собор так: было установлено, определе­но и принято на Соборе Тридентском, что ВСЕ люди рожда­ются в первородном грехе; тем не менее Собор торжественно объявляет, что несмотря на всеобщность такого определения, он (Собор) никак не имеет намерение включить в это поста­новление Преблаженную и Непорочную Деву Марию, Матерь Господа».[2]

Как мы сейчас увидим, это было быть может не совсем так, как говорит Римский папа. Что на Тридентском Соборе были обсуждения и бесконечные дебаты о непорочном зача­тии, это несомненно. Несомненно и то, что в связи с этим были вынесены решения или постановления совершенно приемлемые всеми, как например, всеобщая греховность, как следствие Адамова падения. Вопрос о непорочном зачатии Пресвятой Девы Марии разбирался на 5-й сессии Собора. Что было ре­шено по этому поводу? Первые 6 сессий были опубликованы в Париже в том же 1546 году, однако в постановлении о все­общей греховности “исключения” для Девы Марии никакого не было. «Исключения» для Пречистой Девы Марии не имелось ни в Парижском издании 1555 года, ни в сборнике о Соборах de Carrawza, ни в сборнике о Соборах изданных в 1550 го­ду.[3] Во всех этих изданиях, где изложены формулировки со­борных постановлений, по интересующему нас вопросу, Тридентский Собор нигде не сделал «исключения» для Пречистой Девы Марии, когда выносилось постановление о всеобщей ми­ровой греховности. Лишь в 1564 г. в Риме, в отчете о Соборах, вдруг оказалось «исключение» для Пресвятой Девы Марии, как неподвластной общей судьбе в несении последствий прародительского прегрешения. С тех пор во всех последующих изданиях и официальных выпусках цитируется постановле­ние Собора, содержащее «исключение» для Девы Марии. Итак, было ли на самом Тридентском Соборе сделано «исключение» для Пречистой? Допуская, что Собор действительно ввел та­ковое исключение, следует признать, что он его выразил чрез­вычайно скромно.

После произнесения анафемы на каждого, кто не верит, что все люди, поскольку они потомки Адама, несут в себе первород­ный грех, текст постановления, издания 1564, в § 6, продол­жает: «Declarat tamen haec ipsa sancta Synodus non esse suae intentionis comprehendere in hoc decreto, ubi de peccato originali agitur, Beatam et Immaculatam Virginem Mariam Dei Genitricem, sed observandas esse constitutiones felicis recordationis Sixti Papae IV, sub poenis in eis constitutionibus contentis quas innovat.» (Sessio V, 17 Junii 1546. Decretum super peccato originali).[4]

По-русски:

“Заявляет все-таки, что этот священный собор (синод) не имел намерения включить в свой декрет, там, где он говорил о первородном грехе, Блаженную и Непорочную Деву Марию Бо­городицу, но решает, что надо следовать постановлениям бла­женной памяти папы Сикста ІV-го, под страхом наказания, предостерегающего от какого-либо изменения в тех постановлени­ях». (V-я сессия, декрет о первородном грехе).

Отсюда мы видим, что сей «священный собор» ничего не решил, а постановил всего лишь придерживаться в этом вопро­се конституций (булл) папы Сикста ІV-го. Подразумеваются те две буллы, о которых мы только что упоминали и которые ничего определенного не дают, ибо первая подталкивает к веро­ванию в непорочное зачатие и за присутствие на службе празд­ника зачатия люди освобождаются от своих грехов, а вторая булла уже этого не предлагает, наоборот, каждый может верить как хочет («pia credendum»). Следовательно (по второй булле), по церковному правильно, если кто верит в непорочное зачатие, правильно также и если кто не верит.

Итак, Тридентский Собор непорочного зачатия не утвердил, а даже скорее ослабил сделанное осторожное “исключение” для Девы Марии, своею ссылкою на конституции Сикста ІѴ-го. Вот почему после Собора, опираясь на него, Францисканцы и Иезуи­ты, никак не могли добиться, чтобы официально было при­бавлено слово “непорочное” («Immaculata») к слову “зача­тие” в службе на день праздника Пресвятыя Богородицы. Служба осталась, попрежнему, без изменения.

Тридентский Собор не уменьшил раздоров.

Трудно было римским папам удерживать разгоревшиеся страсти. Фламандский богослов Michel Baïus опубликовал свой труд, в котором изложил 79 пунктов (положений) против учения о непорочном зачатии. Скандалы усилились. Папа, святой Пий V-й, вынужден был издать буллу 1567 года («ex omnibus affictionibus») дабы осудить некоторые пункты из книги Michel Baïus. Это не помогло. В 1571 г. он издает вторую буллу («super speculam»), в которой, под страхом больших наказаний, строго запрещает проповедникам, профес­сорам с кафедр, разбирать, излагать или вообще говорить что- либо о доктрине непорочного зачатия, будет ли это в пользу доктрины или в отрицание ее. В этой булле он также запре­щает и писать в популярных изданиях что бы то ни было в пользу учения о непорочном зачатии или во вред ему. Кроме того он упразднил учрежденную его предшественниками тор­жественную мессу на день зачатия Девы Марии, мессу, в кото­рой не употреблялось слово «непорочное», но с особой силой оно подразумевалось.[5]

Папа Пий V-й был Доминиканцем.

Продолжение ниже - Часть 5



[1] Conc. Tridentinum (1545-1563).

[2] «Lettre Apostolique de N. T. S. Père le pape Pie, par la divine Pro­vidence neuvième du nom». Paris, 1860.

[3] «Observation d’un théologien sur la Bulle de Pie IX». Abbé Guettée, 1885, Paris.

[4] «Enchiridion Symbolorum» § 792. Denzinger, Banwart.

[5] «Mémoire sur la question de l’immaculée Conception», par Dom Prosper Guéranger. 1850. Paris.

Comments