?

Log in

No account? Create an account
Tsar-1998

December 2017

S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31      
Powered by LiveJournal.com
Tsar-1998

О КАТОЛИЧЕСКОМ ДОГМАТЕ 1854 ГОДА (о зачатии непорочной Девы Марии) – Часть І

ЕЩЕ больше углубилась пропасть, отделяющая Церковь Римскую от Церкви Православной. Учение, существовав­шее в католическом мире о зачатии Девы Марии, вот уже сто лет, как возведено в догмат. По этому догмату, Пречистая Де­ва Мария родилась от своих родителей от зачатия как-бы спе­циального, не естественного, а совершенно чудесного и исклю­чительного, на этот единственный случай, ввиду того, что Она будет Матерью Бога, а не естественного, нормального зачатия, как все люди.

Быть может неловко было-бы входить в разбор такого вопроса, но так как сие ложное учение официально объявле­но как истинное и обязательное для верования всего католиче­ского мира и распространение его и влияние на Православную Церковь очень опасно, то необходимость заставляет, хотя-бы в кратком изложении, выразить православное к нему отно­шение.

Поскольку можно проследить, неизбежной, догматической необходимости в таком декрете не было, были причины скорее внутреннего церковного порядка.

Начиная с ІХ-го века, в католической Церкви появились первые признаки этого заблуждения; ко времени же обнаро­дования догмата это учение уже охватило почти всю католи­ческую Церковь во главе с большим количеством богословов и высших чиновников Римской Церкви, по той причине, что этому учению сильно покровительствовали некоторые Римские папы и очень влиятельные ордена Францисканцев и Иезуитов. Однако, несмотря на такую силу, в высших католических кру­гах, всегда существовала, как мы увидим дальше, большая оп­позиция в отношении этой новой доктрины.

Судя по ходу дела, можно сказать, что папа Пий ІХ-й (с 1846-го по 1878 г.), хотел во чтобы то ни стало обнародовать свое личное убеждение, как откровение свыше, поднять этим духовный престиж верховной власти, проводя в верование не­кое высшее понимание этого вопроса, дав ему юридическое и исключительное толкование, одновременно поставив этим и на­ше православное высокое почитание Божией Матери в логи­ческую зависимость от обоснования этого догмата.

Согласно этому догмату, Дева Мария, еще до Своего рож­дения, была изъята от первородного греха, т. е. возведена в состояние святости, бывшее до грехопадения. Следовательно, между человечеством, погруженном в последствия грехопаде­ния, и Пресвятою Девою Марией, совершенно из этого исклю­ченною, происходит разрыв, духовное единство судьбы с нами нарушено, из Пречистой Девы Марии сделан заблаговременно совершенный сосуд. Но к этому мы еще вернемся.

Сей догмат католический составлен и обнародован на ла­тинском языке в следующих выражениях:

«...AD HONOREM SANCTAE ET INDIVIDUAE TRINITATIS, AD DECUS ET ORNAMENUM VIRGINIS DEIPARAE, AD EXALTATIONEM FIDEI CATHOLICAE ET CHRISTIANAE RELIGIONIS AUGMENTUM, AUCTORITATE DOMINI NOSTRI JESU CHRISTI, BEATORUM APOSTOLORUM PETRI ET PAULI AC NOSTRA. DECLARAMUS, PRONUNTIAMUS ET DEFINIMUS DOCTRINAM QUAE TENET, BEATISSIMAM VIRGINEM MARIAM IN PRIMO INSTANTI SUAE CONCEPTIONIS FUISSE SINGULARI OMNIPOTENTIS DEI GRATIA ET PRIVILEGIO, INTUITI MERITORUM CHRISTI JESU SALVATORIS HUMANI GENERIS, AB OMNI ORIGINALIS CULPAE LABE PRAESERVATAM IMMUNEM, ESSE A DEO REVELATAM ATQUE IDCIRCO AB OMNIBUS FIDELIBUS FIRMITER CONSTANTERQUE CREDENDAM. »[1]

Перевод по-русски:

“В ЧЕСТЬ СВЯТОЙ И НЕРАЗДЕЛЬНОЙ ТРОИЦЫ, К ПРО­СЛАВЛЕНИЮ И УКРАШЕНИЮ ДЕВЫ МАРИИ, ДЛЯ ПРО­СЛАВЛЕНИЯ (ВОЗВЫШЕНИЯ) КАТОЛИЧЕСКОЙ ВЕРЫ И ДЛЯ УМНОЖЕНИЯ ХРИСТИАНСКОЙ РЕЛИГИИ, ВЛАСТЬЮ ГОС­ПОДА НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА, БЛАЖЕННЫХ АПОСТО­ЛОВ ПЕТРА И ПАВЛА И НАШЕЮ СОБСТВЕННОЮ (ВЛА­СТЬЮ), МЫ ОБЪЯВЛЯЕМ, ПРОВОЗГЛАШАЕМ И ОПРЕДЕ­ЛЯЕМ, ЧТО УЧЕНИЕ, КОТОРОЕ СОСТОИТ В ТОМ, ЧТО ПРЕБЛАЖЕННАЯ ДЕВА МАРИЯ В ПЕРВЫЙ МОМЕНТ СВО­ЕГО ЗАЧАТИЯ, В СИЛУ ОСОБОЙ БЛАГОДАТИ ВСЕМОГУЩЕ­ГО БОГА И В СИЛУ ОСОБЕННОЙ ПРИВИЛЕГИИ ВО ВНИ­МАНИЕ ЗАСЛУГ ХРИСТА ИИСУСА, СПАСИТЕЛЯ РОДА ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО, СОХРАНЕНА (ИЗЪЯТА) БЫЛА СВОБОД­НОЙ ОТ ВСЯКОГО ПЯТНА (СКВЕРНЫ) ПЕРВОРОДНОГО ГРЕХА, ЕСТЬ УЧЕНИЕ БОГООТКРОВЕННОЕ И ПОСЕМУ ВСЕ ВЕРУЮЩИЕ ОБЯЗЫВАЮТСЯ ТВЕРДО И ПОСТОЯННО ВЕ­РОВАТЬ В ОНОЕ”.

Издавая этот догмат «Ineffabilis Deus», 8-го Декабря 1854 года, папа Пий ІХ-й сопроводил его длинным посланием « догматического характера »[2]. Кардиналы и епископы, сто­ронники доктрины о непорочном зачатии оказались в большом затруднении использовать для догмата эти “догматические” данные своего наивысшего иерарха. Мы уделим этому посла­нию несколько строк, дабы нас не упрекнули в замалчивании чего-либо важного в пользу догмата.

Нужно отдать справедливость, что это послание (Lettre Apostolique) представляет из себя настоящее песнопение в честь и славу Пресвятыя Богородицы. Величания, славословия и сравнения в отношении Божией Матери так высоки и пре­красны, что нисколько не уступают нашему православному прославлению Пречистой Богородицы, невольно вызывая симпа­тию и к автору такого послания. Впечатление от изложения такое, что, умилившись, читатель не сможет отказать в любез­ности признать, что догмат тоже возвеличивает Божию Ма­терь и что, следовательно, он необходим.

По мнению автора послания, все отцы Церкви, всех вре­мен, несомненно признавали “непорочное зачатие”, потому что они называли Божию Матерь “Непорочной”, или даже “Пренепорочной”. Вот только они молчали всегда об этом, нигде не писали, нигде не говорили, что при зачатии Пресвятая Дева Мария была изъята от первородного греха. Больше того, вся Церковь Восточная “Греко-Русская”, тоже величает Пречистую “Непорочной”, но самое главное, эта Церковь Восточная с не­запамятных времен празднует день зачатия Приснодевы Ма­рии. Следовательно, она тоже признает непорочное зачатие, вот только это еще не объявлено официально и т. д.[3]

Конечно, сам собою напрашивается вопрос, неужели най­дутся люди, которые могли-бы эти наивные доводы принять за "догматические” доказательства непогрешимости папского по­становления.

Несомненно, что все Священное Писание было изучено с этой точки зрения. Но на что же можно опереться, если там ничего нет в пользу догмата? Поэтому, все послание папы Пия ІХ-го, равно как и последующие проповеди и пополнения сторонников догмата, всегда построены так, что все что в Свя­щенном Писании или у свв. отцов не противоречит (или даже не имеет отношения) к этому учению, то все подтверждает его. Иными словами, не догмат проистекает, выводится из Священ­ного Писания или из поучений святых отцов, а, наоборот, в пользу догмата подбираются места, наиболее непротивореча­щие учению о непорочном зачатии, чтобы на них указывать, как на подтверждения. Так, Пий ІХ-й старается в своем посла­нии убедить, что Пресвятая Дева Мария была изъята из пос­ледствий первородного греха, потому что Бог Ее прославил и что Она была избрана отначала. В доказательство такой из­бранности он цитирует следующий текст из Библии: “И враж­ду положу между тобою (диаволом) и между Женою, между семенем твоим и семенем Ее; оно будет поражать тебя в го­лову, а ты будешь жалить его в пяту.” (Бытие III-15).

Папа Пий ІХ-й и некоторые из его кардиналов, слова: «… оно будет поражать тебя в голову», относят к Божией Ма­тери, а не к «семени Ее», т. е. к Спасителю[4]. Отсюда делается вывод, что эту победу над диаволом, Богородица-Дева может совершить, будучи лишь в состоянии той высокой святости, которая пребывала до грехопадения. Это могло бы быть так, если бы применение к Божией Матери победы над диаволом не находилось в полном противоречии с поучениями великих святых первых веков. Вот некоторые имена этих святых и ме­ста из их поучений о том, что речь идет о Спасителе в победе над диаволом, а не о Богородице:

Святой Иустин (Dial. cum.); святой Трифон (100, РG., t. VI, соl. 712);

Святой Ириней (соnt. hаеr., III, 23; IV-40; V-21. PG., t. VII; col. 964, 1114, 1179);

соl. 964, 1114,1179);

Святой Ефрем (Hymni et sermones, edit. Lamy, c. II, pp. 606 ; t. III, p. 984);

Святой Епифаний (Haer. LXXVIII; 18, 19. PG. T. XLII, col. 728 sq.);

Святой Исидор (Epist. I, II, epist. CCCCXXVI, PG., t. LXXVIII, col. 418);

Святой Киприан (Testimonia adv. Judaeos, II. 9, PL. t. IV, col. 704);

Святой Амвросий (Enarr. in ps. XXXVII. serm. I, PL., t XIV; col. 1012 sq);

Святой Лев (Serm., XXII, in nativ. Dom., II, G. I, PL, t. LIV. col 194)[5].

Все сии древние святые находятся в полном согласии со священным Писанием, где говорится о победе диавола Госпо­дом нашим Иисусом Христом, а не Его Пречистою Матерью: «для сего-то и явился Христос, чтобы разрушить дела диавола» (I Иоан. ІІІ-8). «А как дети (люди, мы) причастны плоти и крови, то и Он, Христос, также воспринял оное, дабы смертью лишить силы, имеющего державу смерти, т. е. диавола» (Евр. ІІ-14).

Таким образом, Православная Церковь слова «оно будет поражать тебя в голову», относит ко Иисусу Христу и этим самым отпадает применение этих слов к Божией Матери.

Но если даже допустить, что эти слова относятся к Божи­ей Матери, то как в этом можно усмотреть, что Пречистая Де­ва Мария эту святость и непорочность получила при зачатии от своих физических родителей находившихся под законом гре­ха? Можно ли в таком библейском тексте видеть “догматиче­ское” доказательство?[6]

Папа Пий ІХ-й приводит еще следующий текст: «Вся ты прекрасна, возлюбленная моя и пятна нет на тебе» (Песнь Песней ІV-7). Здесь речь идет о Церкви, тогда как Пий ІХ-й, а следовательно и его богословы в этой фразе подразумевают Пречистую Деву Марию, входя опять в противоречие с толкованием этого текста древними святыми отцами (святой Киприан, блаж. Феодорит, Евсевий), а также и с самим Священ­ным Писанием: «Мужья, любите своих жен, как и Христос воз­любил Церковь и предал Себя за нее, чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющей пятна или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна» (Ефес. V, 25-27). Мы опять ставим предыдущий вопрос: если бы даже этот библейский текст относился к Пресвятой Деве Марии, то как в этом можно усмотреть, что Пречистая изъята была от последствий первородного греха при зачатии, а не в другой какой-либо момент Своей жизни? Может ли это место быть «догматическим» доказательством?

Из Евангелий папа Пий ІХ-й цитирует слова Архангела Гавриила: «Радуйся, Благодатная» (Лука, 1-28) и слова Елисаветы: «Благословенна Ты между женами и благословен плод чрева Твоего» (Лука 1-42). Излишне говорить, что в этих сло­вах нет ничего, что дало бы повод думать, что Пречистая Дева Мария была изъята от последствий первородного греха во вре­мя зачатия Ее родителями.

Продолжение ниже - Часть 2

[1]«Enchiridiom Symbolorum, definitionum et declarationum», par N. Denzinger et Ioannes Bapt. Umberg: S. J. Edite par Herder à Fribourgi en Brisgoviae.

[2] Lettre Apostolique de Notre très-saint Père, le Pape Pie, par la divine Providence IX e. touchant la définition dogmatique de l’Immaculée Conception de la Vierge Mère de Dieu». 6-XII-1854, Rome

[3] Празднование в Православной Церкви с 5-го века. Здесь имеется не­которая неосведомленность папы Римского о причинном смысле празднова­ния в Православной Церкви. См. об этом стр. 21.

[4] Причем слово «оно» читают как «она» («ірsа») по Вульгате, а не как у нас в переводе 70-ти и в еврейском оригинале «оно» («ірsе»).

[5] Dictionnaire de Théologie Catholique- t. VII.

[6] Даже самый горячий сторонник догмата в окружении папы Пия ІХ-го Кардинал Перрон, из ордена иезуитов, как раз в этом тексте и не находил базы для догмата (B.M.V.P.J. Perronne, p. 84-77).

Comments