?

Log in

No account? Create an account
Tsar-1998

December 2017

S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31      
Powered by LiveJournal.com
Tsar-1998

Святые равноапостольные Кѵріллъ и Меѳодій – Часть ІІІ

Продолжение – см. выше Часть ІІ


     Зато просвѣтители Славянъ утѣшены были особеннымъ вниманіемъ къ себѣ Рима. Еще были они въ пути, какъ явилось къ нимъ почетное посольство отъ папы; а когда достигли Рима, — самъ новопоставленный, на мѣсто, недавно умершаго, Николая, папа Адріанъ ІІ-й, изъ благоговѣнія къ св. останкамъ Священномученика Климента, которые они несли съ собою, вышелъ на встрѣчу имъ со свѣчами, въ сопровождении всѣхъ римскихъ гражданъ. Какъ бы для торжественнаго оправданія апостоловъ Славянскихъ въ взнесенныхъ на нихъ клеветахъ и во свидѣтельство, предъ цѣлымъ Римомъ, чистоты ихъ вѣры и Богоугодности подвиговъ, на мѣстѣ самой встрѣчи, уже и начали истекать чудеса отъ св. мощей: въ виду всѣхъ, въ короткое время, исцѣлилось множество разнаго рода больныхъ. Даже плѣнные, призывавшіе имя св. Климента, невидимою силою, освобождались изъ плѣна. Принявъ благоговѣйно честныя мощи Священномученика, папа съ уваженіемъ принялъ отъ святыхъ пришельцевъ и Славянскія книги. Самъ онъ и освятилъ ихъ и положилъ въ церкви, св. Маріи, называемой Фантъ, гдѣ по нимъ отправлена была и литургія. — Нашлись и въ Римѣ защитники трехъязычной ереси, которые осуждали Славянское Богослуженіе, какъ введеніе богопротивное. Папа сильно возсталъ противъ этихъ пилатниковъ, какъ онъ ихъ назвалъ, и повелѣлъ одному епископу, зараженному тою же болѣзнію, произнесть проклятіе на нихъ. Не отвергъ онъ и ходатайства св. Кѵрілла и Меѳодія о посвященіи нѣкоторыхъ изъ ихъ учениковъ въ церковныя должности. По его приказанію, епископы Формозъ и Гвардихъ, иначе Гавдерикъ, трехъ изъ нихъ посвятили во священника, а двухъ въ чтеца. Вмѣстѣ съ этимъ, начался цѣлый рядъ литургій на Славянскомъ языкѣ, въ разныхъ церквахъ. Въ день означеннаго посвященія, она совершена была въ церкви св. Петра, гдѣ лежало и Славянское Евангеліе на алтарѣ; на завтріе — въ церкви св. Петрониллы, потомъ въ церкви св. Андрея, а въ заключеніе, ночью, въ церкви великаго учителя языковъ Апостола Павла, надъ гробомъ его. Послѣднюю службу совершали, между прочимъ, одинъ изъ 7 главныхъ епископовъ Рима, Арсеній, и, извѣстный ученый, врагъ Фотіевъ, Анастасій библіотекарь. Всѣ эти службы отправлялись, конечно, для большей торжественности, какую хотѣли придать въ Римѣ писываемому случаю. А, между тѣмъ, какой поучительный урокъ онѣ внушали и совершавшимъ ихъ и другимъ!

Какъ будто бы кто хотѣлъ напомнить чрезъ нихъ немиролюбивому Риму: се что добро, или что красно, но еже жити братіи вкупѣ! — что всѣ народы — и тѣ, коихъ просвѣтилъ Евангельскою проповѣдью Апостолъ Павелъ, и тѣ, коихъ обратилъ ко Христу св. Апостолъ Петръ и Славяне, къ которымъ приходилъ съ Евангеліемъ Апостолъ Андрей, — всѣ они составляютъ одно стадо Божіе, питающееся росою благодати Господней, въ которомъ, по этому, не должно быть ни распрей, ни раздѣленій, — ничего, противнаго любви Христовой...

Зная, какъ велико было на западѣ предубѣжденіе противъ совершенія Божественной службы на другихъ языкахъ, кромѣ еврейскаго, греческаго и латинскаго, понимая отношенія Рима къ Константинополю, въ описываемое время, и тѣ притязанія, какія имѣли папы теперь и послѣ на западныхъ Славянъ, можно положительно сказать, что благосклонность, съ которою приняли въ Римѣ просвѣтителей Славянскихъ, была только видимая. За всѣмъ тѣмъ, она принесла благотворное дѣйствіе, въ отношеніи къ послѣднимъ. Она заставила затихнуть, по крайней мѣрѣ на нѣкоторое время, ихъ противниковъ, усугубила довѣріе къ нимъ Славянъ, смущенныхъ ихъ врагами, и въ самомъ Римѣ обратила вниманіе многихъ какъ на нихъ самихъ, такъ и на труды ихъ. Многіе изъ римлянъ приходили къ философу для того только, чтобы посмотрѣть на книги Славянскія, узнать отъ него и о народѣ, съ которымъ онъ имѣлъ дѣло, и о тѣхъ плодахъ, какіе приноситъ Евангельская проповѣдь этому народу, на его родномъ языкѣ. Даже римскіе евреи приходили къ нему, и поучались отъ него. Одинъ еврей вздумалъ вступить съ нимъ въ состязаніе и увѣрять его, будто бы, по самому счету лѣтъ, заключающемуся въ священныхъ книгахъ, слѣдуетъ заключить, что Мессія еще не пришелъ. Философъ, тщательно высчитавъ годы по родамъ, начиная отъ Адама, доказалъ ему, что протекло уже слишкомъ 800 лѣтъ, какъ исполнилось это вожделѣннѣйшее для всего міра событіе.

Все теперь радовало въ Римѣ апостоловъ Славянскихъ, и за все, въ восторгѣ сердца, вмѣстѣ съ учениками своими, они возносили хвалу и благодареніе Господу. Но — увы! среди этой радости, какъ тать, кралась къ нимъ страшная скорбь, поразившая, наконецъ, всею тяжестію своею св. ихъ общество.

Постоянныя, усиленныя занятія св. философа, съ самыхъ раннихъ лѣтъ его жизни, давно уже ослабили его тѣлесныя силы, и безъ того не очень крѣпкія. Апостольскіе труды среди Славянъ еще болѣе разстроили ихъ. Въ Римѣ онъ скоро почувствовалъ въ себѣ болѣзнь уже смертную. — Что было въ душѣ ревностнаго поборника славы Божіей, когда онъ боролся со смертію, не зная гдѣ и какой будетъ конецъ, такъ счастливо начатыхъ имъ, спасительныхъ трудовъ!... И теперь, какъ всегда, онъ всецѣло предавалъ себя и свои труды Господу. Однажды, когда уже протекло много дней его болѣзни, удостоивщись нѣкотораго утѣшительнаго видѣнія, онъ вдругъ началъ пѣть псаломъ Давидовъ: возвеселихся о рекшихъ мнѣ: въ домъ Господень пойдемъ. Съ этимъ вмѣстѣ, облекся въ лучшія свои одежды, и цѣлый день провелъ въ нихъ, радуясь о Господѣ. Наконецъ, свазалъ: «отселѣ нѣсмь азъ, ни царю слуга, ни иному кому на земли, но токмо Богу-Вседержителю», и, въ слѣдующій же день, утромъ, въ знакъ совершеннаго отреченія отъ міра, принялъ схиму. Между тѣмъ, нить его жизни все слабѣла и слабѣла. Чрезъ 50 дней, по постриженіи, онъ почувствовалъ, что приспѣло уже время отшествія его отъ сей жизни. Часъ его, уреченный Господомъ, насталъ... а съ тѣмъ вмѣстѣ, открылась и вся полнота его любви къ духовнымъ чадамъ своимъ, о спасеніи коихъ онъ, и въ страшныя минуты смерти, не переставалъ отечески заботиться. Провидя духомъ судьбу Славянъ, со всѣхъ сторонъ окруженныхъ хищными волками, онъ, въ послѣдній разъ, воздѣваетъ праведныя руки свои къ небу, и слезно умоляетъ Господа, чтобы Онъ сохранилъ это вѣрное свое стадо, избавилъ его отъ безбожныя злобы, отъ всякаго многорѣчиваго и хульнаго еретическаго языка, — погубилъ трехъязычную ересь, возрастилъ Церковь Свою, всѣхъ призвалъ къ единодушію и единомыслію въ вѣрѣ, вдохнулъ во всѣхъ слово Своего учеиія... «Еже мнѣ бѣ далъ, говорилъ онъ, яко Твое, и Тебѣ предаю я. Устрой сильною твоею десницею, покрый я кровомъ крилу твоею, да вси хвалятъ и славятъ имя Твое, Отца и Сына и Св. Духа во вѣки». Не забылъ онъ и сотрудниковъ своихъ. Всѣхъ ихъ облобызалъ онъ лобзаніемъ святымъ, всѣмъ имъ молитвенно пожелалъ Божіей помощи избавиться отъ ловитвы враговъ ихъ. Особенно трогательно было его послѣднее слово къ брату своему, съ которымъ онъ, отъ юности своей, дѣлилъ и скорби и радости, и трудъ и покой, и на котораго возлагалъ теперь всю надежду въ благомъ дѣланіи. Се брате, говорилъ онъ ему съ смертнаго одра своего, супруга бяховѣ, едину бразду тяжуща. И азъ на лехѣ падаю, свой день скончавъ. А ты любишь гору (Олимпъ) вельми, то не мози горы ради оставити ученія своего!.. . е. мы были съ тобою, братъ, какъ пара воловъ, одну ниву воздѣлывающихъ. И вотъ я падаю на браздѣ, окончивъ день свой, и проч.).

Съ такими святыми чувствами, мирно отшелъ ко Господу вѣрный дѣлатель въ дому Его, на 42 году своей жизни, въ 14-й день Февраля, 869 года.

Рановременная кончина Христова философа причинила тяжкую потерю не только ближайшимъ сотрудникамъ его, но и всей Церкви Православной. Въ немъ лишилась она одного изъ самыхъ даровитыхъ и ревностныхъ учителей и защитниковъ вѣры святой. Даже своекорыстный Римъ не могъ не замѣтить въ немъ мужа дивнаго, и по уму и по святости жизни, и не воздать, по крайней мѣрѣ, видимо должной дани признательности къ его великимъ трудамъ. Папа Адріанъ какъ бы забылъ на время свои враждебныя отношенія къ Восточной Церкви, и почтилъ память неустрашимаго поборника ея чистоты, какъ могъ почтить ее только истинный пастырь Христовъ и достойный преемникъ св. Петра. По его распоряженію, ко гробу почившаго угодника Божія, должны были предстать всѣ и греки, бывшіе тогда въ Римѣ, и римляне, пѣть надъ нимъ погребальныя пѣсни со свѣчами, и проводить его въ жилище вѣчнаго покоя, съ полною торжественностію, какъ бы проводили они самого папу. Всякое усердіе къ нему было принято папою, какъ дѣло истинно Богоугодное. — Св. Меѳодій объявилъ папѣ, что ихъ мать закляла, чтобы тотъ изъ нихъ, кто переживетъ другаго, непремѣнно перенесъ отшедшаго ко Господу въ свой монастырь. Адріанъ такъ и велѣлъ-было сдѣлать. Для этого, по его же приказанію, гробъ почившаго поставленъ былъ въ особый ящикъ и забитъ гвоздями. — По истеченіи 7 дней, послѣ того, когда все еще шли приготовленія къ пути, римскіе епископы стали просить папу оставить мощи Святаго въ Римѣ. «Послѣ многихъ путешествій по разнымъ странамъ, говорили они, Господь привелъ его, наконецъ, въ Римъ; здѣсь и взялъ душу его. Прилично ему, какъ мужу честному, и покоиться здѣсь же». Принялъ папа и эту просьбу, изъявивъ желаніе большее сдѣлать. «Если такъ, отвѣчалъ онъ епископамъ, то изъ уваженія къ святости почившаго и изъ любви къ нему, я, преступивъ обычай римскій, погребу его въ моемъ собственномъ гробѣ, въ церкви св. Петра.» — Ясно открывалось изъ всего этого, что самъ Господь избиралъ Римъ въ мѣсто вѣчнаго упокоенія для св. пришельца съ востока, дабы онъ, и по смерти своей, не переставалъ обличать его въ уклоненіи отъ чистоты первобытной Церкви Христовой, оставаясь вмѣстѣ предстателемъ предъ нимъ о новообращенныхъ чадахъ своихъ въ земляхъ Славянскихъ, смущаемыхъ кознями вражіими. Св. Меѳодій понялъ намѣреніе Божіе, и оставилъ прежнее свое желаніе; но, чтобы, съ одной стороны, сдѣлать доступнѣе святыню для истинныхъ чтителей ея, а съ другой, отклонить отъ ней земное величіе, котораго избѣгалъ при жизни смиренный слуга Христовъ, и, съ тѣмъ вмѣстѣ, очевиднѣе показать намѣреніе Божіе о ней, онъ рѣшился просить папу положить честные останки кровнаго сотрудника своего не въ гробѣ папскомъ, а въ храмѣ св. Климента, съ мощами котораго они подвязались въ проповѣданіи Евангелія и въ Римъ пришли. Папа и на это охотно согласился. По его повелѣнію, немедленно собрались епископы, иноки и народъ и, съ подобающей честію, проводили св. останки до означенной церкви. При этомъ, Господу угодно было земныя почести, достойно оказанныя усопшему праведнику, запечатлѣть знаменіемъ Своей силы. Въ храмѣ, епископы хотѣли посмотрѣть, не похищена ли какая часть отъ его св. мощей. Но, сколько ни усиливались, не могли вынуть гвоздей, которыми былъ заколоченъ гробъ. Такъ, съ ящикомъ вмѣстѣ, и поставили они гробъ, по правую сторону алтаря. — Вскорѣ гробъ Святаго сдѣлался источникомъ многоразличныхъ чудесъ и дарованій Божіихъ. Чѣмъ болѣе обнаруживалась сила благодати, которую стяжалъ на небѣ угодникъ Божій, тѣмъ болѣе возрастало благоговѣніе къ нему. Римляне поставили на гробъ икону его, и, день и ночь, возжигали елей предъ ней, воздавая хвалу Богу, прославляющему прославляющихъ Его. — Давно погасла священная лампада эта; давно скрылся отъ очей вѣрующихъ и самый гробъ Славянсваго Апостола, покрытый камнями распавшагося храма, въ которомъ, за 1 000 лѣтъ, онъ поставленъ былъ! Но любовь къ великому учителю не угасла. Въ настоящее время, явилось у нѣкоторыхъ благочестивое желаніе возстановить древній храмъ св. Климента въ Римѣ, и почти уже весь онъ очищенъ отъ мусора. Быть можетъ, скоро снова откроется для насъ завѣтный гробъ св. Кѵрілла и снова будетъ теплиться священная лампада предъ нимъ, возжигая вѣру и любовь Христову въ благоговѣйно покланяющихся ему....

Православная Жизнь, №11, ноябрь 1974 г.



Comments