?

Log in

No account? Create an account
Tsar-1998

December 2017

S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31      
Powered by LiveJournal.com
Tsar-1998

Слово Архиеп. Серафима (Дулгова) в храме свв. Царя-мученика Николая и всех Новомучеников Российских

4/17 июля 1996 г.


      15 лет тому назад наша Зарубежная Церковь решила прославить царскую семью. И не только её, но и весь сонм новомучеников и новоисповедников российских. Конечно, трудно было сделать этот шаг. Из России поступали к нам настойчивые просьбы, даже требования, чтобы мы совершили этот акт.

Мы здесь, за рубежом, много изучали этот вопрос. Одни считали, что прославить нужно всех новых мучеников, но без царской семьи. Это, мол, политика. Другие высказывались за прославление только царских детей, но не Императора с императрицей.

Наконец, нашлись и такие умники, которые говорили, что надо и всю царскую семью прославить, но только не Императрицу, Я думаю, что это было наиболее распространенное мнение у колеблющихся.

Между тем, я хочу сегодня утверждать, что Царица была именно наиболее достойна, если можно так выразиться, этого прославления со святыми!

Когда прославляют страстотерпцев, то прославляют их не за их жизнь, а за их готовность принять мученическую кончину, как некогда Борис и Глеб.

Царская семья была подготовлена к этому вся. Они сознавали это и
готовились. Но, вероятно, больше всех других готовилась царица
Александра.

Почему мы можем так утверждать?

Потому что нам известны сохранившиеся письма её, в которых она многое писала из заточения своим близким.

Я выбрал три коротеньких отрывка из них для того, чтобы вы со мной согласились, когда прослушаете до конца мою проповедь, что уже кого-кого, а именно царицу-императрицу достойно было прославить со святыми.

Вот одно из ее писем:

'Тучи черные и гроза! Туман покрывает будущее. Это бывает трудно без ропота выносить, но и это пройдет. Там впереди такое сияние, там станет все ясно, там награда за все тяжелые переживания. Земная школа суровая, а впереди экзамен нас ждет. Надо здесь готовиться, трудные и сложные уроки изучить. Везде борьба, а внутри должны быть тишина и мир. Тогда все переносить можно. И почувствуешь близость Господа. Господь выше зла, которое вокруг. Надо только терпеливо вынести тяжелое и не позволять худому брать верх в наших душах. Пускай зло помучает, потревожит, но душу злу мы не отдадим!"

Из другого письма:

"Когда тяжело на сердце, не будем унывать. Не будем бояться! Господь услышит молитвы и поможет, утешит, подкрепит.

Тяжело и трудно жить, но впереди есть свет и радость, тишина и награда за все страдания и мучения. Не глядеть ни направо, ни налево, но прямо. Если камня не увидишь, то споткнешься и упадешь. Тогда не надо страшиться и падать духом. Надо подняться и снова идти вперед. Нужно помнить жизнь и страдания Спасителя, и тогда наша жизнь покажется не такой уж черной, как думаешь. Цель у нас всех одна; туда мы и стремимся."

И последний отрывок.

"Читаю я много Евангелие и Библию, и каждый раз находишь новое и лучше понимаешь. У меня много хороших книг и всегда я из них чему-то учусь. Читали ли Вы когда-нибудь письма Иоанна Златоуста к диаконисе Олимпиаде? (IV-й век). Многие такие книги мне помогают, дают ответ на многое, дают силу и утешение. Надо Бога вечно благодарить за все, что Он дал. А если что и отнял, то если без ропота переносить, то будет светлее."

И вот: прочитав это письмо императрицы, я решил открыть снова книгу Иоанна Златоуста и нашел эти письма его к диаконисе Олимпиаде.

Я прочел их не просто как творения Иоанна Златоуста, а ища в них именно то, что показалось удивительным Царице Александре.

Оказывается, что страдания диаконисы Олимпиады в конце 4-го века были очень схожи со страданиями императрицы. Ее отдали замуж за префекта. Через полтора года она стала молодой вдовой. Император Феодосий хотел отдать ее замуж за своего родственника, но она не захотела; решила вдовство свое сохранить. Тогда император рассердился, отобрал ее имение, чтобы отдать ей его только тогда, когда ей исполниться 30 лет. Удивительное спокойствие проявила она, став как будто еще счастливее. Оставшийся ей дом она предоставила духовенству; епископ посвятил ее в диаконисы и великий Иоанн Златоуст ее уважал и послал ей 17 утешительных писем.

Сам Иоанн очень многое претерпел именно в это же время и, по-видимому, ему близка по духу оказалась эта диакониса.

Я не буду, конечно, вам читать все эти письма, но лишь вкратце поясню:

-   в письме 1-ом: он дает утешение о скорби. "Бедствия подготовляют великую награду, почему Бог и попускает это. "

-    в письме 2-ом: "Опасно предаваться унынию". Пусть Олимпиада вспоминает свои прежние дела и почерпает в этом силы.

-    в письме 3-ем: "Печаль - самое ужасное из всех бедствий: хуже смерти. Страдания для Господа важнее всяких твоих добрых дел".

- в письме 5-ом: Златоуст хвалит Олимпиаду за терпение. "Чем больше гонят, тем больше должно быть мужества!".

- в письме 8-ом: Пусть думает она о награде в Царстве Небесном.

- в письме 15-ом: "Господь посылает благочестивым людям и радости и страдания в этой жизни".

Вот эти письма безусловно духовно подготовили императрицу Александру. Тогда делается понятным, почему современный нам историк, протоиерей Лев Лебедев, живущий в Курске, недавно в своем труде задает вопрос: "Почему не сопротивлялась царская семья, когда ее вели на заклание? Почему особенно перед скорой кончиной царица испытывала духовный восторг от близкой встречи с Женихом Небесным!"

Вы теперь, прослушав все это, можете сами сказать, что императрица-царица, по всей вероятности, больше всех была готова пострадать по слову Христову, как страдал Златоуст, как страдала диакониса Олимпиада.

Александра Федоровна подготовилась к своей кончине, и, как выразился нас священник в России о. Лев Лебедев: "она с восторгом пошла на свою Голгофу".

Я хочу теперь напомнить вам слова которые были сказаны в 1961-м году именно в сегодняшний день, нашим всепочтенным предшественником, епископом Нафанаилом: Служа в этот день (17 июля) в Берлине, в нашем храме наиболее близком, в то время, к пространствам российским, владыка закончил свою проповедь словами: " Принесём малое, что можем мы в этот день, но главное дадим обещание, что чтобы с нами ни случилось, мы никогда не примиримся с силами сатанинского зла, убившего нашего Государя, его августейшую семью и полонившего нашу родину"

Вы скажете, что это было сказано 35 лет тому назад и что, мол, теперь это уже устарело, мы можем это всё забыть, и т.д... Вы сможете конечно мне сказать: " Царю-Мученику под Москвой даже, вот, памятник поставили!" Больше того: вот-вот произойдёт торжественное "захоронение" (по советской терминологии) тех останков, которые приписываются, как подлинные царские ( хотя в этом никакой полной уверенности нет.)

Подозрительная поспешность!   Кому она нужна?

Вот положат будто Останки Царской Семьи в гробницу, привалят мраморную крышку и . . . делу конец!

И невольно мне приходят на ум слова Спасителя, сказанные иудеям фарисеям, которые тоже ставили гробницы и величественные памятники древним пророкам, а ведь их предки забили этих пророков до смерти. И вот Господь говорит: " Горе вам, фарисеи, лицемеры, что вы строите гробницы пророкам и создаёте памятники праведникам, которых убили и замучили ваши предки".

Чего тут плохого на первый взгляд? А объяснение такое: вы будто и осуждаете убийц, но это лицемерно. В сущности вы продолжаете их дело. Вы строите гробницы, хотите похоронить торжественно, надеясь, что со временем изгладятся следы напоминающие о злодеяниях. (Похоронят царскую семью, как бы замок повесят, и будет всеми забыто всё, что было раньше). Вы гордитесь тем, что имеете таких предков и себя называете гордо их потомками. Так говорил Христос 2000 тому назад. Разве можем мы не вспомнить сегодня эти слова когда и сейчас, в бывшем СССР гордятся своим прошлым, ибо каждый третий человек проголосовал за прежнюю коммунистическую партию.

В IV-м веке жила преподобная Синклитикия. Она поучала, что нужно трезво и осторожно смотреть на разные явления которые вокруг нас происходят. И вот она вспомнила слова Христа, что нужно иметь мудрость змея. Вот и на архиерейском посохе изображены даже два змея.

Почему мудрость змея? В прежние времена зоологию конечно мало знали. Имеется толкование по которому, если змею поймать и начать резать, то это её не так уж беспокоит, пока не затронут её голову, ибо она бережет свою голову: это мудрость змея. "Так и Ты, говорит преп.Синклитикия, всё можешь отдать, потерять, но берегись , не отдавай ни веры, ни всего того главного, той Истины и Правды которые вокруг тебя". Преподобная Синклитикия и рекомендует нам "мудрость змеиную", чтобы мы видели хитрость диавольскую, которая и в наше время продолжает окружать нас.

И когда мы получаем разные известия со всех сторон, будем осторожны, чтобы не затронули они нашей головы и не помрачили бы нашей мысли. Будем же мудры, чтобы не потерять нам главного, своей веры и тех истин которые даёт нам Святая Церковь ежедневно в своих поучениях, и в наших печатных изданиях. Читайте не только ту прессу которая приходит из России, но и ту которую мы издаём за рубежом, потому что всё интересно, но нам надо сохранить "главу" — самое ценное, нужное и спасительное для нас.

Comments