?

Log in

No account? Create an account
Tsar-1998

November 2017

S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  
Powered by LiveJournal.com
Tsar-1998

ОБНОВЛЕНЧЕСТВО В РУССКОЙ ЦЕРКВИ

СЕКРЕТНЫЕ ПРОТОКОЛЫ ЖИВОЙ ЦЕРКВИ – 1924 г.

Редакцией «Русской Газеты» (« La Gazette Russe », Париж) получены из Советской России секретные протоколы Живоцерковного Синода, который фактически, как это видно из документов, превратился в послушный орган ГПУ, выполняющий обязанности красной инквизиции.

Протокол № 18

12 января 1924 г.

Присутствовали: митрополит Евдоким, архиерископ Серафим Владимирский, епископ Георгий Дмитровский, протоиерей Павел Красотин, протодиакон Сергий Добров и А. И. Новиков.

Слушали: представление высокопреосвященнаго Иоанна, митрополита Американского: 1) о награждении протоиерея Чечилы митрой, 2) о возведении преосвященнейшаго Николая епископа Сан-Францисканкаго в сан архиепископа, 3) добиться через П. А. Красикова от бывшего патриарха Тихона выдачи предписания б. митрополиту Платону, гражд. П. Т. Рождественскому о передаче им всего имущества, принадлежащего американской церкви в распоряжение высокопреосв. Иоанна.

Постановили: 1) награждение митрой прот. Чечилы предоставить усмотрению на месте преосв. Николая Сан-Сан-Францисканскаго, после ознакомления с деятельностью прот. Чечилы, 2) преосвящ. Николая возвести в сан архиепископа с правом ношения бриллиантоваго креста на клобуке, 3) в отношении П. Т. Рождественского (мит. Платона), то в виду не исполнения им требования митр. Иоанна, довести о сем до сведения Товарищей Дзержинского, Крыленко и Красикова с просьбой в самый кратчайший срок добиться у В. И. Белавина предписания лже-митрополиту Платону о немедленной передаче всего имущества высокопреосв. Иоанну, а самому ему немедленно явиться в Москву для дачи объяснений.

Протокол № 19

Присутствовали те же и арх. Вениамин и Николай.

Слушали: сообщение арх. Иннокентия Курскаго о контр-революционной деятельности архиепископов: Ювеналия, Назария и еп. Никодима и сообщение тамбовского уполномоченного о контр-революционной деятельности архиепископов Кирилла и Зиновия.

Постановили: Предписать тамбовскому ГПУ арестовать Зиновия. В отношении же арх. Кирилла, назначенного митроп. Киевским – предложить Киевскому ГПУ не допускать Кирилла в Киев, арестовать его в Дарнице. Сообщить ГПУ и Красикову , чтобы каждый архиерей, отбывши срок наказания не возвращался на место своей прежней службы, т, к. это вносит смущение в среду верующих, а высылался бы на место своей приписки.

Протокол № 20

Присутствовали те же.

Слушали: сообщение тов. Преображенского о деятельности посещающих бывшего патриарха Тихона прот. Стефановского и др. указанных в сообщении 27 лиц и купца Оловянишникова.

Постановили: всех указанных в сообщении лиц арестовать и держать до тех пор, пока они не принесут повинной св. Синоду.

Протокол № 21

Присутствовали те же и еп. Иоанн.

Слушали: предложение Е. А. Тучкова о сокращении церквей в Москве и республике и об участии духовенства в журнале «Безбожник».

Постановили: начиная со строительного сезона снести все храмы, находящиеся на площадях, как то: церковь Богоявления в Елохове, Параскевы-Пятницы в Охотном ряду и Бориса и Глеба на Арбатской площади.

Чо же касается общего уменьшения, то поручить это комиссии из митр. Евдокима, прот. Красотина и Новикова.

Предложить прот. Красотину пригласить по своему усмотрению еще двух лиц для участия в журнале «Безбожник».

В провинции же каждый уполномоченный св. Синода по своему положению обязан участвовать в «Безбожнике».

Протокол № 22

27 января 1924 г.

Присутствовали те же.

Слушали: донесение парижского прот. Соколовского о деятельности заграничного Синода, о бывш. Митр. Антонии Киевском, Евлогии Парижском, епископе Сергии, гражданинах Гирcе, Карташове, Маркове, Маклакове, Бискупском и др. 74 лицах.

Постановили: 1) выразить прот. Соколовскому благодарнорсоть св. Синода и просить тов. Е. А. Тучкова выдать в распоряжение Соколовского 100 червонцев на организационные расходы, поручить владыке Евдокиму обратиться с братским призывом к всем отцам – настоятелям заграничных церквей – признать св. Синод, как единственную в россии законную церковную власть, 3) архимандрита Иоанна Л. (фамилия неразборчивая – ред.) в Берлине хиротонисать в епископы и назначить его управляющим всеми заграничными церквами вместо бывш. Митрополита Евлогия.

Самое же сообщение прот. Соколовского переслать Пятерке.



ПЕРЕСМОТР БОЛЬШЕВИКАМИ ОБНОВЛЕНЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ

Неудивительно, что верующий народ по большому счету распознал в живоцерковниках и обновленцах суррогатную церковь, учрежденную большевиками с целью уничтожения Русской Православной Церкви.

Неудача большевиков в этой стратегии заставила их разработать более тонкий подход к закрепощению верующих, так чтобы подделка прошла незаметной.

Советам нужен был авторитетный иерарх, законный предстоятель Церкви, который пошел бы на сотрудничество с властью и возглавление церковного управления, состоящего как из православных, так и обновленцев. Добиться этого от Патриарха Тихона не удалось, он становился помехой.

25 марта 1925 года в день Благовещения Патриарх Московский и всея Руси Тихон скончался.

В завещательном распоряжении почившего Местоблюстителем Патриаршего Престола назначается всем известный своей кротостью и преданностью Церкви митрополит Казанский и Свияжский Кирилл (Смирнов).

В случае невозможности ему («по независящим обстоятельствам») приступить к этой должности, указывается второе лицо: митрополит Ярославский и Ростовский Агафангел.

В случае невозможности и сему святителю (по тем же «независящим обстоятельствам») приступить к этой должности указывается третье лицо: митрополит Крутицкий Петр.

Так как первые два кандидата, указанные в завещательном распоряжении, в это время находились в ссылке, то по соборному утверждению сонма иерархов, собравшихся на погребение Патриарха, в должность Патриаршего Местоблюстителя с cего числа вступил митрополит Крутицкий Петр.

Кратковременное управление Церковью этим Первосвятителем успело, однако, ознаменоваться одним очень важным мероприятием, направленным против обновленчества, но слишком дорого обошедшимся самому митрополиту Петру. Имеем ввиду послание Патриаршего Местоблюстителя от 15 / 28 июня 1925 г., направленное против участия православных в очередном обновленческом лжеcоборе.

Видя новый провал своих намечавшихся авантюр... иересиарх и главный заправила обновленчества лжемитрополит А. И. Введенский выступает на своем «Соборе» с клеветнической, провокационной акцией, направленной против личности Патриаршего Местоблюстителя с целью политической компрометации его в глазах государственной власти со всеми вытекающими отсюда последствиями.

27 ноября / 10 декабря 1925 г. в Москве состоялся арест Митрополита Петра и пожизненные (длившиеся 12 лет) ссылка и одиночное заключение в отдаленных пределах Крайнего Севера и Сибири, окончившиеся его расстрелом 27 сентября / 10 октября 1937 г.

В силу завещательного распоряжения Митрополита Петра от 26 ноября / 6 декабря 1925 г. в исполнение должности Заместителя Патриаршего Местоблюстителя должен был вступить один из трех нижеследующих иерархов: Сергий (Страгородский), Митрополит Нижегородский, или (если ему невозможно будет исполнить это поручение) Михаил (Ермаков), Митрополит Киевский и Галицкий, Патриарший Экзарх Украины, или (если ему невозможно будет исполнить это поручение) Иосиф (Петровых), Архиепископ Ростовский, викарий Ярославской епархии, несколько позже Митрополит Петроградский.

Ввиду того, что все трое оказались налицо, в исполнение должности Заместителя Патриаршего Местоблюстителя с 27 ноября / 10 декабря 1925 г. вступает Митрополит Нижегородский Сергий»[1].

Митрополит Сергий, после своего особого обращения к епископату от 11 / 24 мая 1926 г., получает поддержку и утверждение в качестве Заместителя Местоблюстителя Патриаршего Престола.

Вскоре он издает заявление, которое приемлемо для православных, но не удовлетворяет власть. Поэтому 27 ноября 1926 г. его арестовывают.

30 марта 1927 г. Митрополита Сергия выпустили из тюрьмы.

Советская власть, давно искавшая законного предстоятеля Церкви, лояльного ей и подходящего для осуществления ее замыслов, сделала свой выбор. Большевики, очевидно, не забыли, как 3 / 16 июня 1922 г. Митрополит Сергий, совместно с Архиепископом Евдокимом (Мещерским) и Архиепископом Серафимом (Мещеряковым), подписал «Воззвание» о признании ими каноничности самочинного обновленческого Высшего Церковного Управления[2]. Впоследствии Митрополит Сергий покаялся в этом, но, как сказал о нем старец Нектарий Оптинский, "яд сидел в нем".

29 июля 1927 г. Митрополит Сергий (Страгородский) обнародовал печально известную "Декларацию", на этот раз полностью удовлетворившую советскую власть. В связи с публикацией этой декларации в газете «Известия» появилась очень важная статья. Одной фразой она охарактеризовала сделанный Митрополитом Сергием шаг: «Дальновидная часть духовенства (т.е. обновленцы – ред.) еще в 1922 г. вступила на этот путь».

Этим достигалась цель, указанная прот. Красницким: «Основная сущность современной Церкви – в ее искреннем признании социальной революции при сохранении строгой церковности».

«Декларация... вызвала глубочайшее потрясение всего православного мира. Со всех концов русской земли раздались голоса протеста духовенства и мирян. На имя митрополита Сергия посыпалась масса “посланий”, в копиях распространяемых по всей стране. Авторы посланий умоляли митрополита Сергия отказаться от выбранного им губительного пути»[3].

«По количеству и по духовному удельному весу протестующих можно было судить об объеме, глубине и нравственной силе протеста. В числе протестующих были самые замечательные церковные деятели России: Митрополит Петр, арестованный и сосланный, но не отказавшийся от своих прав законный Первосвятитель Русской Православной Церкви, Местоблюститель Патриаршего Престола; Митрополит Агафангел, Митрополит Иосиф Петроградский, Митрополит Кирилл Казанский, Архиепископ Иларион (Троицкий), Архиепископ Пахомий Черниговский; Епископы Виктор Глазовский, Варлаам Пермский, Евгений Ростовский, Дамаскин Глуховский, Василий Прилукский, Алексий Воронежский, Иерофей Никольский, Иларион, викарий Смоленский, Димитрий Гдовский, Сергий Нарвский, Максим Серпуховский, Гавриил, Аверкий, Нектарий, Феодор, Филипп, Стефан, Петр и др. епископы, находившиеся в ссылке, тюрьмах, политических изоляторах и концлагерях.

«После целого потока таких бесчисленных “Посланий”-протестов, начались нескончаемые вереницы делегаций с мест к митрополиту Сергию в Москву. Одной из таких делегаций была и историческая делегация Петроградской епархии, возглавляемая Епископом Димитрием Гдовским, прибывшая в Москву 27 ноября 1927 г.»[4]. Делегация привезла письмо от епископата (подписанное семью епископами), письма от священства (подписанные лучшими представителями петербургского духовенства) и от мирян (подписанные многими научными работниками Академии наук, университета, Военно-медицинской академии и других научных и учебных заведений).

Представители разных епархий со всех сторон России приезжали в Москву и на коленях, рыдая, умоляли его исправить роковую ошибку. Из тюрем, ссылок и концлагерей дошел до Митрополита Сергия протестующий голос исповедников и мучеников...

«Митрополит Сергий, нарушив основной православный церковный закон, основу основ святых православных канонов (34-е апостольское правило, по которому первый епископ ничего не должен творить без рассуждения всех прочих епископов), отказался устно, письменно и печатно внять голосу протестующих и обрушился на несогласное с ним духовенство с самыми страшными прещениями, квалифицируя всех несогласных с его “новой церковной политикой” – “контрреволюционерами”, предавая их тем самым на расправу органам ГПУ»[5].

После этого начался раскол в Церкви. Ряд епархий, возглавляемых архипастырями, стал отходить от Митрополита Сергия и его «Синода», учинивших новый обновленческий раскол: создание церкви, лояльной советской власти и служащей интересам богоборческого советского государства.

Так, из письма Серпуховского духовенства (30 дек. 1927 г.):

«Вы являетесь никем иным, как продолжателем так называемого “обновленческого” движения, только в более утонченном и весьма опасном виде, ибо, заявляя о незыблемости Православия и сохранения каноничности, Вы затуманиваете умы верующих и сознательно закрываете от их глаз ту пропасть, к которой неудержимо влекут Церковь все Ваши распоряжения».

Наподобие Обновленцев Митрополит Сергий пытался принудить к лояльности Советскому Союзу не только российских, но и зарубежных архиереев. Так, он писал в своем послании 29 июля 1927 г.:

«Мы потребовали от заграничного духовенства дать письменное обязательство в полной лояльности Советскому правительству во всей своей общественной деятельности; не давшие такого обязательства или нарушившие его будут исключены из состава клира, подведомственного Московской Патриархии».

Такое решение должно рассматриваться как превышение власти. Оно противоречит не только священным канонам Церкви, но и посланию самого Митрополита Сергия от 10 июня 1926 г., в ту пору не считавшего возможным применять церковные наказания к заграничному духовенству «за его неверность Советскому Союзу».

При всем этом церковном произволе те, кто считают, что Митрополит Сергий спасал Церковь, выражают свое явное непонимание сущности Церкви. Митрополит Сергий, нарушив каноны, расколол Церковь. Более того, в этом своем деянии он как будто забыл, что Глава Церкви Христос и есть единственный Её Спаситель. Он и обещал Её сохранность до скончания века, даже при малом стаде, но в полной божественной природе. И непростительно думать, что кто-либо, помимо Христа Спасителя, может спасти Церковь, сохранив в Ней лишь внешнюю организацию и обрядность, но выхолостив суть.



[1] Акты Святейшего Патриарха Тихона. Сб. Свято-Тихоновского Богословского Института. Москва, 1994 г., с. 814-815.

[2] «Мы, Сергий, митрополит Владимирский и Шуйский, Евдоким, архиепископ Нижегородский и Арзамасский и Серафим, архиепископ Костромской и Галичский, рассмотрев платформу Временного Церковного Управления и каноническую законность управления, заявляем, что целиком разделяем мероприятия Церковного Управления, считая его единственной канонически законной верховной церковной властью и все распоряжения, исходящие от него, считаем вполне законными и обязательными. Мы призываем последовать нашему примеру всех истинных пастырей и верующих сынов Церкви, как вверенных нам, так и других епархий». (Акты Святейшего Патриарха Тихона. Сб. Свято-Тихоновского Богословского Института. Москва, 1994 г., с. 218-219)

[3] Проф. И. М. Андреев. Истоки раскола Русской Православной Церкви на “Советскую” и “Катакомбную”. Джорданвилль.

[4] Проф. И.М. Андреев. Истоки раскола Русской Православной Церкви на “Советскую” и “Катакомбную”. Джорданвилль.

[5] Проф. И. М. Андреев. Благодатна ли советская церковь. Джорданвилль.

Comments