?

Log in

No account? Create an account
Tsar-1998

November 2017

S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  
Powered by LiveJournal.com
Tsar-1998

МИТРОПОЛИТЪ АНАСТАСΙЙ – ЧАСТЬ ΙΙΙ

К пятидесятилѣтію архіерейскаго служенія (1906-1956 г. г.)
Православная Русь, №7, июль 1956 г.

См. выше Часть ΙΙ

     Но вотъ подошелъ 1945 годъ, годъ конца войны и годъ церковнаго соблазна, захватившаго такъ много душъ.
     Въ Россіи собирается Помѣстный Соборъ, избирается новый патріархъ на только что предъ тѣмъ возстановленную патріаршую ка­федру. Снова громко звучитъ священное для каждаго русскаго церковнаго сердца наименование Святѣйшій патріархъ Московскій и всея Руси. Всѣхъ разбросанныхъ по всему свѣту русскихъ церковныхъ людей онъ зоветъ къ себѣ, обѣщая равно благожелательное отношеніе ко всѣмъ. Сколько сердецъ дрогнуло, сколько душъ по­колебалось. Если бы въ это время дрогнулъ бы и усумнился бы ми­трополитъ Анастасій, то страшное совершилось бы: планъ діавольской силы восторжествовалъ бы: всю Православную Церковь можно было бы обвинить въ сдачѣ Божіимъ врагамъ.
     Не впервые такая опасность угрожала Церкви Христовой. Когда то, болѣе чѣмъ полторы тысячи, лѣтъ тому назадъ тоже тяготѣлъ надъ Церковью соблазнъ или полнаго подчинения неправдѣ аріанства или соглашательства съ ней. Всѣ епископы христіанскіе, среди нихъ да­же святые, какъ Осія Кордовскій, Либерій папа Римскій и иные, подписали аріанскіе или полуаріанскіе символы вѣры. Но благодать Божія воздвигла святаго Афанасія Великаго, единственнаго архипа­стыря не соблазнившагося, не сдавшагося, не пошедшаго на согла­шательство съ ложью. И его подвигомъ сбережена была незапятнан­ной Правда Церкви.
     Сродное происходило и тутъ. Соблазну Московскаго патріарха поддались всѣ восточные патріархи, признавшіе его законнымъ возглавителемъ Русской Церкви. Ни одинъ не обличилъ лжи, провоз­глашаемой патріархомъ Москвы, ни одинъ не воздалъ хвалы мученикамъ Россійскимъ, отъ которыхъ всенародно отреклась Москов­ская патріархія, ни одинъ не остановилъ безмірно льстивой хвалы ею воздаваемой гонителямъ вѣры въ Россіи.
     Если бы во всемъ православномъ мірѣ не раздалось бы ни одно­го голоса  обличенія, если бы ни одинъ іерархъ не разорвалъ бы при этихъ условіяхъ каноническаго общенія съ Московскимъ патріархомъ, то всю Церковь можно было бы обвинить въ соучастіи съ ло­жью.
     Этого конечно больше всего и хотѣли всѣ многовидные враги Церкви Христовой. Церковь вѣчна, Церковь всегда неизмѣнно несетъ ответственность за всѣ Свои дѣйствія и слова, когда бы, сколь­ко бы вѣковъ тому назадъ они ни совершались. Поэтому достаточно хотя бы однажды соблазнить всю Церковь во всей Ея полнотѣ на не­верный шагъ, на невѣрную позицію, чтобы навсегда пріобрѣсти больше всего въ мірѣ желанную для Божіяго врага возможность на­смехаться надъ Господнимъ обѣтовашемъ о томъ, что врата адовы не одолѣютъ Церкви, что Она — Невѣста Христова, не имѣющая въ Себѣ ни пятна ни порока и ничего отъ таковыхъ.
     Если исторія человечества еще продолжится, то въ этой исторіи все, что такъ или иначе было связано съ совѣтскимъ режимомъ будетъ на вѣки вѣковъ заклеймено печатью гнусности, будетъ вызы­вать къ себѣ отвращеніе. Сможетъ ли при этомъ когда нибудь чест­ный и вдумчивый человѣкъ грядущихъ поколѣній, сколько бы вѣковъ ни минуло отъ нашего времени, исповѣдать Православную Церковь чистой Невѣстой Христовой, не имущей ни пятна ни по­рока, если онъ будетъ знать что въ серединѣ ХХ-го вѣка Она или признала надъ Собой власть гнуснѣйшаго изъ проявленій зла, от­рекшись отъ Своихъ мучениковъ, осуждая ихъ, воздавая безмѣрныя хвалы гонителямъ и выполняя ихъ порученія — или, въ другой Своей части, солидаризировалась съ такъ подчинившимися безбож­ной власти іерархами, ни мало не отмежевавшись отъ нихъ?
     Вотъ отъ возможности такого соблазна спасъ человѣческую исторію митрополитъ Анастасій въ 1945-46 гг. Ни секунды не усумнившись, ни мало не поколебавшись, онъ осудилъ дѣйствія патріарха Алексія и отвергъ всѣ его заманчиво соблазнительные призывы.
     Теперь, при наличіи подвига митрополита Анастасія уже нель­зя сказать, что вся Православная Церковь поддалась соблазну богоборцевъ и осквернилась единствомъ съ ними. Значительная, замет­ная часть той самой Русской Церкви, въ нѣдрахъ которой произошелъ этотъ соблазнъ, вся Ея свободная Зарубежная часть сохране­на отъ этого оскверненія подвигомъ митрополита Анастасія. А зна­чительная часть прочаго православнаго міра, вся та часть его, кото­рая не отстранилась отъ нашей Зарубежной Церкви, не прервала съ нею каноническаго общенія, участвуетъ чрезъ это общеніе съ За­рубежной Церковью въ подвигѣ Ея стоянія за Истину. И еще важнѣе то, что со всѣхъ концевъ Православнаго міра, какъ съ нашей Родины и изъ иныхъ подъяремныхъ странъ, такъ и изъ свободныхъ православныхъ странъ и изъ православнаго разсѣянія тянутся къ нашей Церкви согласныя съ Нею души, высказывая свое полное единомысліе съ Ея вѣрой и Ея исповѣданіемъ.
Вотъ что пріобрѣлъ для Церкви на всѣ вѣка своимъ подвигомъ митрополитъ Анастасій.
     Въ тѣ самыя важныя, самыя отвѣтственныя минуты своей жи­зни, когда онъ принималъ Богомъ вдохновляемое свое рѣшеніе, вла­дыка Анастасій былъ совершенно одинокъ. Бурей только что окон­чившейся войны, ея последними страшными порывами онъ былъ заброшенъ въ маленькій нѣмецкій городокъ, на границѣ Баваріи и Австріи, и здѣсь долженъ былъ онъ, сначала въ собственномъ сердцѣ, наединѣ съ самимъ собою въ жаркомъ молитвенномъ подвигѣ, а потомъ предъ лицомъ всего міра рѣшить этотъ огромной значимо­сти вопросъ: принимаетъ ли онъ за себя и за всѣхъ руководимыхъ имъ архипастырей, пастырей и пасомыхъ Зарубежной Церкви манящіе призывы патріарха Алексія, противъ которыхъ тогда не ра­здалось во всей вселенной ни одного предостерегающаго голоса, — или отвергаетъ ихъ?
     Преклонимся земно предъ нашимъ Первосвятителемъ, митрополитомъ Анастасіемъ за то, что такъ достойно и праведно, ни мало не колеблясь, не устрашаясь, мужественно, и въ тоже время не под­даваясь никакой страсти, даже въ самомъ обличеніи неправды, совершилъ онъ тогда этотъ отвѣтственный подвигъ выбора между труд­ной и всѣми покинутой правдой, и наряженной въ самыя привлека­тельный одежды и всѣми поддержанной неправдой.
     Съ этого момента тысячи обвиненій, море клеветы воздвигали всевозможныя злыя силы на митрополита Анастасія. Но съ этого же момента становится онъ неоспоримымъ духовнымъ вождемъ, любимымъ знаменемъ для многотысячнаго множества русскихъ людей и новыхъ и давнихъ изгнанниковъ родной земли, никакъ не хотящихъ сдаться жестокой и лживой власти богоборцевъ.
     Съ ними на многіе годы тѣсно слилъ свою жизнь митрополитъ Анастасій. Онъ жилъ въ это время въ Германіи, въ городѣ Мюнхенѣ, въ скромной бѣженской обстановкѣ. Кругомъ совершался ужасъ на­сильственной выдачи сотенъ тысячъ и милліоновъ ни въ чемъ неповинныхъ людей на участь худшую чѣмъ смерть. И слѣдуя примѣру своего Первосвятителя всѣ епархіи, приходы, храмы и общины Рус­ской Зарубежной Церкви въ Германіи, въ Австріи, въ Италіи и во Франціи стали тѣми прибѣжищами, гдѣ затравленные русскіе люди могли находить возможность избавленія отъ ужаса выдачъ.
     Владыка Анастасій и его духовенство протестовали противъ насилія, обращаясь къ совѣсти человѣчества. Они давали совѣты преслѣдуемымъ людямъ, какъ избѣжать преслѣдованія, помогая имъ въ этомъ; они создавали лагеря, гдѣ можно было найти вѣрное убѣжище и гдѣ церковь становилась центромъ жизни ею спасенныхъ людей.
     Уже цитированный нами въ началѣ документъ — адресъ пред­ставителей Русской эмиграціи въ Германіи митрополиту Анастасію такъ говоритъ объ этомъ времени:
     «Съ особеннымъ чувствомъ благоговѣнія и почитанія вспоминаемъ мы страшные 1945-46 гг., когда сотнями тысячъ русскихъ оставшихся въ Германіи, Австріи и Италіи угрожала участь много худшая смерти, и Вы, Ваше Высокопреосвященство, были единственнымъ руководящимъ представителемъ Церкви, возвысившимъ свой голосъ противъ чудовищнаго преступленія насильственныхъ выдачъ людей на мучительнѣйшую участь. Спасши своимъ мужественнымъ предстательствомъ предъ сильными міра сего сотни тысячъ людей, Вы до конца остались съ ними въ бѣдственныхъ условіяхъ разоренной послѣвоенной Германіи, хотя всѣ богатѣйшія страны свободнаго міра приглашали Васъ къ себѣ. Здѣсь въ Мюнхенѣ, гдѣ совершается нашъ съѣздъ, особливо свѣжа память о семъ. Вы неустанно посѣщали убогіе лагери и иныя жилища обездоленныхъ людей, носившихъ оффиціальное наименованіе перемѣщенныхъ лицъ, дѣля съ ними ихъ скорби, ихъ радости и ихъ надежды. И только тогда, когда для всѣхъ или почти для всѣхъ этихъ лицъ открылись двери желаннаго для нихъ переселенія, покинули и Вы, святый Владыка, почву Евро­пы, направившись въ далекій Новый Свѣтъ, чтобы и тамъ продол­жать тотъ же трудъ стоянія за правду, въ молитвѣ и заботѣ о разсѣянныхъ русскихъ людяхъ».
     Необходимость переѣзда митрополита Анастасія и возглавляемаго имъ Священнаго Архіерейскаго Синода Русской Православ­ной Заграничной Церкви изъ лежащей у самаго порога порабощеннаго міра Германіи въ какой либо изъ центровъ современнаго свѣта ощущалась уже давно. Но владыка не хотѣлъ уѣзжать никуда, пока въ Германіи оставались еще сотни тысячъ имъ и его духовенствомъ спасенныхъ русскихъ людей. Какъ капитанъ корабля, онъ не хотѣлъ сойти съ него, пока на немъ оставались руководимые имъ люди. Только тогда, когда большая часть русскихъ людей изъ Германіи была перевезена въ мѣста ихъ новаго разселенія, согласился и владыка Анастасій на переѣздъ, и въ ноябрѣ 1950 г. переѣхалъ онъ въ Нью-Іоркъ, гдѣ и остается по прежнему оплотомъ и знаменемъ правды церковной, духовнымъ вождемъ всѣхъ тѣхъ русскихъ людей, которые никакъ и ни въ чемъ, ни при какихъ обстоятельствахъ не хотятъ сдаться сатанинской силѣ поработившей ихъ родину, хотя бы весь міръ захотѣлъ дружбы и единенія съ этой силой.
     Здѣсь по прежнему мужественно, смѣло и совѣстливо руководитъ владыка Анастасій кормиломъ церковнымъ. И такъ великъ нравствен­ный авторитетъ его совѣсти и его слова, что иногда и цѣлый Соборъ архіереевъ склоняется предъ авторитетомъ его мнѣнія, зная, какъ неподкупно и неустрашимо вѣренъ онъ Божіему голосу и какъ чутокъ къ Его вѣщанію.
     Мы же молитвенно совершая праздникъ его библейскаго юби­лея будемъ отъ всей души молить Всемилостиваго Господа сохра­нить на многая и благая лѣта нашего праведнаго Духовнаго Вождя, нашего истиннаго Архипастыря, Первоіерарха Зарубежной Русской Церкви, Митрополита Анастасія для блага православной Россіи и всей Вселенской Христовой Церкви, укрѣпляя его силы и утверждая тотъ прямой — святой и правый путь, по которому онъ ведетъ насъ среди бурь нынѣшняго времени.

Православная Русь, №7, июль 1956 г.

 

Comments