pisma08 (pisma08) wrote,
pisma08
pisma08

Categories:

Иверская Икона Божией Матери Московская

         Патриарх Никон, еще будучи митрополитом Новгородским, проникся мыслью о созидании Иверской обители на величественном озере Валдай. Красота озера и его островов силь­но поразили митрополита Никона, вызывая в памяти его св. го­ру Афон и образ Чудотворной иконы Иверской Божией Мате­ри.

Получив как бы незримое водительство и благословение Божией Матери, митрополит Никон, с царского согласия, вдохновился устроить на одном из островов озера Валдай но­вую Иверскую обитель по точному образцу и плану монастыря Иверскаго на св. горе Афон. На Афон отсылаются лучшие иконописцы, чтобы списать образ Пресвятой Богородицы с Чудо­творной иконы «Портаитисы» Иверской и доставить в Москву точные планы самого Иверскаго монастыря.

Существуют и другие сведения о началах этого события: в 1647 году прибыл для сборов в пользу Афонских обителей, архимандрит Иверского Афонского монастыря Пахомий. Игумен Новоспасского монастыря Никон, с дозволения царского, просил Пахомия снять и доставить в Москву самый верный список с чудотворной Иверской иконы Божией Матери. Возвратясь на Афон, Пахомий поспешил исполнить его желание и в следующем 1648 г. прислал в Москву новописанную ико­ну при письме своем от 15-го июня к Царю Алексею Михай­ловичу. Начертание этой иконы благочестивые старцы св. горы сопровождали молитвословием, всенощными бдениями и разны­ми богослужебными обрядами. (Описание Афонских монасты­рей, стр. 48). Новый список образа Пресвятыя Владычицы Иверской был исполнен по древним традициям иконописания.

«Всяко тщание имущи о написании честнаго образа милостивыя Вратарницы сонм постников Иверских, молебныя пения совер­шает, водою от чудныя иконы омывает дску, на ней же иматъ изобразитися честный образ, и преподобнаго Иамлиха освящает, иже подвизався в посте, молитве и бдении со всею братиею, списа вапы святою водою и мощами, освя­щенными честное изображение Богоматере...» (Акафист, кондак 9).

И вот наступил 1648 год. Первый список с иконы был привезен в град Москву. 13-го Октября 1648 г., у Воскресенских ворот Китай-горо­да, Царь со всем своим семейством, Патриарх Иосиф, Духовенство, Бояре и несчетное множество народа всякого звания и возраста с особенным благоговением встретили священное изображение Богоматери, принесенное из столь отдаленной страны. Святая икона была поставлена в монастыре, называв­шемся тогда Никола Большая глава и отданном Царем Алексеем Михайловичем Афонским инокам Иверскаго мо­настыря: монастырь с тех пор стал называться Никольским-Греческим. (Описание Афонских монастырей, стр. 49).

В 1656 году был окончательно устроен новый Иверский монастырь на Валдайском озере. Первый список иконы Ивер­ской Божией Матери был торжественно перенесен из града Москвы в Соборный храм обители: «...въ 1656 году, новописанная икона перенесена была в Святоозерский монастырь. Патриарх прибыл в это время в новоустроенную обитель с митрополитами: Новгородским Макарием, Крутицким Питиримом и Лаврентием, архиепископом Тверским, для освящения соборного Успенского храма. Освящение последовало 15 августа, и св. икона была поставлена в приуготовленном месте» (Слава Богоматери, етр. 328).

Первый список иконы Божией Матери Иверской уже в пу­ти со св. горы Афон в Россию проявил чудодейственную силу.

Патриарх Никон в своей книге "Мысленный Рай" рассказывает, что, когда икона еще находилась на пути в Россию, ино­ки Корнилий и Никифор, не имея чем заплатить за переправу через Дунай мусульманским перевозчикам и лишившись на­дежды достигнуть предназначенного места, решили, было, воз­вратиться на Афон. Но Пресвятая Богородица, явившись им в сонном видении, уверила их, что они благополучно совершат путь свой. В ту же ночь Она явилась одному богатому греку Мануилу Константиеву и повелела ему помочь инокам перепра­виться через Дунай. Мануил заплатил за них требуемую по­шлину и после даже отказался от дара, посланного ему патриархом, за что Пресвятая Богородица впоследствии наградила его большими выгодами по торговле. (Слава Богоматери, стр. 328).

Патриарх Никон особо благоговел перед Новым образом, уже чудодейственно себя проявившим. По вере и усердию своему патриарх Никон богато украсил сию  икону. Риза на ней — из чистого чеканного золота и украше­на она алмазами, яхонтами и жемчугом...

На затворах ризы вырезана следующая надпись: «Лета 7164 (1656) марта в 1-й день, при державе благовернаго и христолюбиваго, великаго государя и великаго князя Алексея Ми­хайловича всея великия и малыя и белыя России Самодержца и присной его государыни и великом князе Алексие Алексиевиче... сей образ Чудотворной Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии Иверския принесен из Афонских гор и обложен быстъ честным и многоценным камением и жемчугом, украшен верою, вниманием и повелением Святейшаго Никона, архиепископа  царствующаго града Москвы и всея великия и малыя и белыя России...».

Размеры сия икона имеет в вышину 1 аршин и 4 вершка, а в ширину 15 вершков. На ней на полях изображены 12 апостолов; вверху — 2 ангела и надпись на греческом языке, озна­чающая: "вратохранительница Иверская Милостивая". Празднование ей бывает, как и в самом Афонском Иверском мо­настыре, во вторник Светлой недели; в сей день бывает вокруг монастыря с иконой крестный ход (Слава Богоматери, стр. 328-329).

Первый образ Иверской Божией Матери, списанный в 1648 году с Чудотворной Святыни Иверского монастыря, был ублажен и верою, и молитвою, и благоговейно устроен в Ивер­ском Святоозерском мо­настыре.

Это благодатной силой отозвалось в сердцах русского народа и его духовных и царственных води­телей.

История второго списка с образа Чудотворной Иверской «Вратарницы» отно­сится к 1651 году.

         В 1651 году архимандрит Пахомий привез из Иверского Афонского монастыря другой список чудотворной Иверской иконы Божией Матери. Этот список также поставлен был сначала в Никольском монастыре, после того как первый список перенесен был в Иверскую обитель на Валдайском озере. Потом, в 19-ый день мая 1669 года, другой список был перенесен в особую часовню, устроенную для новой ико­ны у Воскресенских ворот.

Благочестивый Государь, вспоминая, что в Афонской обите­ли св. икона избрала себе место на вратах монастырских, хотел иметь себе небесную "Вратарницу" ограждением главных врат первопрестольного своего града, которые, кроме названия Воскресенских, назывались еще, по важности своей, Триумфальными. (Описание монастырей и скитов, стр. 50).

По Божией милости благодатными знамениями прославлена св. икона Божией Матери Иверской в Москве. Глубокое благодарение и почитание питала Русь к своей Святыне. Из поколения в поколение православный народ на Руси нес и передавал глубокое почитание и благоговение перед Чудотворными Святынями, которые были неотторжимы от сознания православного человека, ибо никакая — ни иноческая, ни церковная, ни жизнь в миру не существовала без молитвы к «Вратарнице» Московской. И в мирное время, и особенно в лихолетья, «Вратарница» выполняла свою спасительную миссию.

Так осенью 1653 года, после объединения Малороссии и Великороссии, первый список с Чудотворной иконы впервые участвовал в сражениях с польскими войсками. По преданию, из похода Святыня возвратилась в палаты царицы Марии Ильиничны.

Бородинская битва. 1 сентября 1812 года, в 12 часов ночи, епископ Августин (Виноградский) получил от графа Растопчина сообщение, что французы идут на Москву. Главнокомандующий и его окружение чувствовали необходимость срочно взять Иверскую, Владимирскую и Смоленскую иконы и выехать с ни­ми на Владимирскую дорогу. Епископ Августин немедленно послал за Иверской иконой о. Лаврентия, настоятеля Перервинского монастыря. Из воспоминания об этом о. Лаврентия: «Я приехал в часовню, хотя и в ночное время, однако же застал многих то выходящих, то входящих в часовню для поклонения чудотворной иконе, а горящие в лампадах свечи разливали яркий свет вдоль самой улицы...»

Икона Иверской Божий Матери была привезена о. Лаврентием в дом Преосвященного, как и икона Владимирская. Епископ Августин с двумя чудотворными иконами прибыл во Владимир 5 сентября, а 10 сентября он уже был в Му­роме. Иверскую и Владимирскую иконы поместили в Благовещенском монастыре. Все моления были обращены к Святыням. И вот пришло извещение об освобождении Москвы от врагов. 20 октября Муромцы провожали епископа Августи­на при звоне с крестным ходом: иконы Богоматери, Владимирская и Иверская, освящали крестный ход. (Святыя иконы России, стр. 59).

1 декабря две чудотворные иконы — Владимирская и Ивер­ская — участвовали в крестном ходе у Китай-города. В это время Наполеон уже был в Париже, а его страждущая армия через снега России спешила к Неману-реке. Владимирская икона вернулась в Успенский собор, а Иверская — в часовню у Воскресенских ворот.

Образ Чудотворной иконы Божией Матери Московской «Вратарницы» появился и находился в России при усердном молении и почитании Царя Алексия Михайловича. И в последующие времена царствующий дом Романовых хранил традиции глубокого почитания чудотворного образа. При въезде в Кремль царь Николай II чувствовал необходимость приложиться к Иверской иконе. Перед коронацией, ночью, Иверскую часовню посетила Царица Александра Феодоровна. Великая Княгиня Елизаве­та Феодоровна предавалась сердечным молитвам перед образом Божией Матери «Вратарницы», особенно в скорбное вре­мя, после трагической гибели (убиения) её супруга, великого кня­зя Сергея Александровича.

«Не имамы иныя помощи, не имамы иныя надежды, разве Тебе, Владычица, Ты нам помози: на Тебе надеемся  и Тобою хвалимся». Этим молитвенным пением обычно встречали и провожа­ли чудотворный образ «Вратарницы» Московской.

Воспоминания и свидетельства о пути и жизни Чудотворного образа «Вратарницы» Московской раскрывают обширность и глубину всеобщего почитания Святыни народом и его духовны­ми и царственными водителями.

Чудодейственность «Вратарницы» оказывала милость не только православным: часовня храни­ла книгу, в которой ста­рались записать все чу­десные исцеления.

В ночь на 28 июля 1929 года часовня претерпела открытые нападения антихристианской силы. Темная власть обнаружила свое смертоносное жало. Часовня ночью была «срыта», а икона «спрятана». Однако это не сломило русский народ в его жажде жить ради Господа.

Чудесный образ Вратарницы Московской «Иверский» пребывает в церкви Воскресения что в Сокольниках. В ноябре 1994 года, в Москве, Патриарх Алексей II освятил кладку Иверской часовни у Воскресенских ворот на месте бывшей разрушенной часовни. 25 октября 1995 г. с Афона прибыл но­вый, четвертый, список иконы Иверской Божией Матери с Чудотворного образа Афонского и торжественно внесен во вновь отстроенную часовню.

 

Subscribe
Comments for this post were disabled by the author