?

Log in

No account? Create an account
Tsar-1998

November 2017

S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  
Powered by LiveJournal.com
Tsar-1998

1-го АВГУСТА ЦЕРКОВЬ ПРАЗДНУЕТ

1. ПРОИСХОЖДЕНΙЕ ЧЕСТНЫХЪ ДРЕВЪ ЧЕСТНАГО И ЖИВОТВОРЯЩАГО КРЕСТА.
      
       По общепринятому мнѣнію, праздникъ этотъ установленъ былъ въ Константинополѣ по причинѣ болѣзней, часто бывавшихъ тамъ въ августѣ мѣсяцѣ. Онъ состоялъ въ томъ, что ежегодно 1 августа часть животворящаго древа Креста Господня, хранившаяся въ домовой цер­кви греческихъ императоровъ, износилась въ храмъ св. Софіи, гдѣ совер­шалось водосвятіе. Затѣмъ, въ теченіе 2 недѣль сія святыня носилась по городу, причемъ служили литіи «для освященія мѣстъ и для отвращенія болѣзней». 14 августа животворящее древо Креста переносили обратно въ царскія палаты. Начало этого праздника относится къ IX вѣку. Въ Россіи его начали праздновать въ началѣ ХУ вѣка. Названіе праздника «происхожденіе» есть невѣрный нереводъ греческаго слова προελευσις, которое означаетъ торжественную церемонію, крестный ходъ. Побуждая вѣрующихъ въ сей день прославлять животворящій Крестъ, св. Церковь въ своихъ пѣснопѣніяхъ восклицаетъ: «Днесь крестъ воздвизается и міръ отъ лести освобождается, днесь Христово воскресеніе обновляется, и концы земли радуются»; «приступимъ и пріимемъ просвѣщеніе, веселіе и спасеніе, и оставленіе, хваленіе Господеви приносящее; подъимемъ съ радостію преблаженный крестъ, въ церквахъ и градѣхъ сей предложенный, и поклоним­ся, да долговъ пріимемъ оставленіе»; «сей возведе изъ ада родъ человѣчь ада велми плѣнивъ, врага низложивъ, демоновъ гордыню до конца погуби».
Кондакъ, гл. 4- Вознесыйся на крестъ волею, тезоименитому Твоему новому жительству щедроты Твоя даруй, Христе Боже, возвесели силою Твоею Благовѣрныя Цари, побѣды дая им на сопостаты, пособіе имущим Твое оружіе мира, непобѣдимую побѣду.



2. Празднество Всемилостивому Спасу Христу Богу нашему и Пресвятѣй Богородицѣ Маріи Матери Его.

       Въ 1164 г. Андрей Боголюбскій предпринялъ походъ противъ ІІоволжскихъ болгаръ, тѣснившихъ угнетенныхъ жителей Ростовской и Суздальской земли. Уповая на помощь Царицы Небесной, князь взялъ съ собою Ея чудотворную Владимірскую икону. Два священника въ облаченіи несли предъ войскомъ св. икону и съ нею вмѣстѣ честный крестъ Христовъ. Предъ сраженіемъ благочестивый князь, пріобщившись св. Таинъ, обратился съ горячею молитвою къ Владычицѣ: «всякъ уповаяй на Тя, Госпоже, молился князь, не погибнетъ и я грѣшный имѣю въ Тебѣ стѣну и покровъ». За княземъ полководцы и воины пали предъ св. иконою и, облобызывъ Ее, пошли смѣло противъ врага. Болгары были разбиты и обращены въ бѣгство. Въ тотъ же день, благодаря помощи свыше, была одержана и греческимъ императоромъ Мануиломъ побѣда надъ сарацынами. Непреложнымъ доказательствомъ чудесности этихъ обѣихъ побѣдъ послужили огненные лучи, выходившіе отъ бывшихъ въ войскахъ благовѣрнаго князя Андрея и императора Мануила иконъ Спасителя и Божіей Ма­тери и св. креста. Эти чудесные лучи покрывали полки благовѣрныхъ вла­стителей Греціи и Россіи и видѣны были всѣми сражавшимися. Въ память объ этихъ чудесныхъ побѣдахъ, съ обоюднаго согласія князя Андрея и императора Мануила и по благословенію представителей высшей церковной власти, и былъ установленъ праздникъ Всемилостивому Спасу и Пречистой Богородицѣ. Одни иниціативу установленія этого праздника приписываютъ князю Андрею, а другіе — императору Мануилу. Признается несомнѣннымъ, что въ Русской Церкви этотъ праздникъ существовалъ съ XII вѣка. Въ нашей августовской Мѣсячной Минеѣ печатается особая служба Все­милостивому Спасу, содержащая въ себѣ и пѣснопѣнія въ честь креста Господня изъ отдѣльно напечатанной въ тойже Минеѣ службы «Происхожденія честныхъ древъ». Служба Спасу по своему содержанію общаго характера и въ ней нѣтъ указаній на обстоятельства, послужившія при­чиною установленія этого праздника. Уставъ предписываетъ совершать эту службу въ тѣхъ храмахъ, которые посвящены Всемилостивому Спасу.
Тропарь, гл. 8.
Съ вышнихъ призирая, убогія пріемля, посѣти насъ озлобленныя  грѣхи, Владыко Всемилостиве, молитвами Богородицы, даруй душамъ нашимъ велію милость.
Кондакъ, гл. 4. Всякія скверны, Всемилостивый Спасе, азъ быхъ дѣлатель, и во отчаянія ровъ падся, но стеню отъ сердца, и вопію къ Тебѣ Слове: ускори Щедрый, и потщися на помощь нашу, яко Милостивъ.


3. Свв. седми мученикъ Маккавей (Авима, Антонина, Гурія, Елеазара, Евсевона, Алима и Маркелла) и матере ихъ Соломоніи, и учителя ихъ Елеазара, и иныхъ многихъ пострадавшихъ въ 166 г. до Рождества Хри­стова въ Антіохіи.

    Царь сирійскій Антіохъ Епифанъ, подъ властью котораго находилась тогда Іудея, пожелалъ обратить іуеевъ въ языческую греческую вѣру и поэтому воздвигъ жестокое гоненіе на непокорныхъ. Особенную твердость въ перенесеніи мученій за вѣрность закону Моисееву показало семейство Маккавеевъ: на глазахъ св. Соломоніи семи сыновьямъ ея одному за другихъ по повелѣнію царя отрубили руки, ноги, вырѣзали языки, содрали съ нихъ кожу и наконецъ жгли на раскаленныхъ сковородахъ. Свв. братья, «мужественные и великіе духомъ, благородныя отрасли благородной матери, ревностные подвижники за истину, истинные ученики Моисеева закона, точные блюстители отечественныхъ нравовъ», ревновали другъ другу въ желаніи смерти, опасаясь лишь одного, чтобы мучитель не прекратилъ истязаній, чтобы которому либо изъ нихъ «не остаться не увѣнчаннымъ». Св. Соломонія, «бодрая, мужественная и боголюбивая, терпѣла въ матернемъ сердцѣ терзанія, невѣроятныя по природѣ. Она не о страждущихъ сынахъ жалѣла, но мучилась опасеніемъ, что сыновья не будутъ страдать; не столько скорбѣла объ отшедшихъ, сколько желала, чтобы присоединились къ нимъ оставшіеся. Она указывала на грудь, напоминала о питаніи, свидетельствовалась сѣдиною, употребляла старость въ ходатай­ство за свои прошенія—не для того, чтобы спасти дѣтей отъ смерти, но чтобы побудить ихъ къ страданіямъ; потому что почитала для нихъ опасностію не смерть, но замедленіе смерти. Ничто ея не колебало и не лишало твердости: ни приготовленные деревянныя дыбы, ни острота желѣзныхъ когтей, ни изощренные мечи, ни кипящіе котлы, ни разведен­ный огонь, ни грозный мучитель, ни окружающая воинская стража, ни расторженіе членовъ, ни терзаніе плоти, ни ожидаемыя страданія». Всѣхъ своихъ дѣтей она всячески воздушевляла къ подвигу. Она му­жественно себѣ поднимала и собирала отторженныя члены одного сына, другаго отдавала мучителямъ, третьяго приготовляла къ подвигу. Послѣ муче­нической кончины своихъ сыновей скончалась и св. Соломонія среди горячей молитвы. Девяносто-лѣтній наставникъ ихъ священникъ Елеазаръ, «сѣдый вла­сами и сѣдый мудростію», скончался раньше ихъ смерти въ Іерусалимѣ, от­казавшись не только принести жертву идоламъ, но и показать видъ народу, что онъ вкусилъ мяса, запрещеннаго закономъ Моисеевымъ. Мощи свв. братьевъ Маккавеевъ находятся нынѣ въ Римѣ. Въ службѣ воспѣваются всѣ сіи свв. мученики, но по именамъ называются только Соломонія и Елеазаръ.
Кондакъ, гл. 2. Премудрости Божія столпи седмочисленніи, и божественнаго свѣта свѣтильницы седмосвѣщніи, Маккавеи всемудрiи, прежде мучениковъ превеліи мученицы: съ нимиже всѣхъ Богу молитеся, спастися почитающимъ васъ.

Comments