pisma08 (pisma08) wrote,
pisma08
pisma08

ВЕРУЮ ВО ЕДИНУ, СВЯТУЮ, СОБОРНУЮ И АПОСТОЛЬСКУЮ ЦЕРКОВЬ - ЧАСТЬ II

        О Догмате Церкви Христовой заслуживают особого внимания заключительные слова Митрополита Антония (Храповицкого) в его сочинении «Нравственная идея догмата Церкви».

        «Итакъ, вѣровать въ Церковь значитъ:
     Во-первыхъ, вѣровать въ то, что Іисусъ Христосъ Собою возстановилъ въ тѣхъ, кто входитъ въ стадо Его учениковъ, единство естества человѣческаго, утерянное людьми черезъ паденіе Адама и грѣхи его потомковъ.
     Во-вторыхъ, что это единство не есть отвлеченное понятіе, но живая нравственная сила, изливающаяся въ сердца Его учениковъ и дѣйствующая въ нихъ, какъ источникъ благихъ чувствъ и намѣреній, а наипаче во взаимной любви ихъ къ Богу и другъ къ другу.
     Въ-третьихъ, сила эта, эта жизнь церковная, по слову Христову, будетъ существовать на землѣ всегда, и она явля­ется единственнымъ посредствомъ, черезъ которое Богъ при­водитъ людей ко спасенію, т. е. къ святости и къ единенію.
     Въ-четвертыхъ, люди, живущіе этою церковною жизнью, составляютъ вмѣстѣ со Христомъ одно духовное существо, управляемое Имъ, какъ Главою, и по мѣрѣ своего усовершенствованія на землѣ, — въ полнотѣ же — на небѣ, — они настолько укрѣпляютъ это единство, что оно уподобляется единству божескаго Естества въ трехъ божескихъ Лицахъ и тѣмъ наполняетъ каждую человѣческую личность блаженствомъ и святостью, и зачатки чего и даетъ ей съ самаго времени ея вступленія въ Церковь.
     Въ-пятыхъ, такъ какъ свое духовное совершенство во Христѣ люди каждаго поколѣнія начинаютъ созидать на землѣ въ борьбѣ съ міромъ, то на землѣ же во всякое время хра­нится и полнота божественныхъ дарованій въ воинствующемъ за спасеніе обществѣ людей.
     Въ-шестыхъ, общество это или воинствующая Церковь имѣетъ назначеніемъ, во-первыхъ, неповрежденно хранить источникъ божественной жизни, т. е. божественное ученіе и благую энергію новоблагодатной жизни, а во-вторыхъ, пере­давать то и другое чрезъ ученіе и молитву (преимущественно же молитвы тайносовершительныя) какъ своимъ собственнымъ чадамъ для усовершенія ихъ въ благодатной церковной жизни, такъ и невѣдущимъ Христа для ихъ вступленія въ эту жизнь.
     Въ-седьмыхъ, что задачей каждаго человѣка, желающаго спастись, является прежде всего согласіе съ этими отвнѣ подаваемыми его личности, истинами вѣры, святыми расположеніями сердца, съ этою жизнью Церкви.
     Въ-восьмыхъ, такъ какъ его личная жизнь встрѣчается съ жизнью Церкви не какъ жизнь безкачественная, а какъ жизнь, уже наполненная грѣхомъ, то сіе свободное согласіе съ новоблагодатною жизнью Церкви должно точнѣе назватьсвободнымъ послушаніемъ.
     Въ-девятыхъ, а если такъ, если жизнь въ Церкви встрѣчается жизнью каждой личности, какъ начало подчиняю­щее, какъ руководитель въ свободной внутренней борьбѣ человѣка, то необходимо, чтобы жизнь Церкви имѣла извѣстныя условныя внѣшнія формы, чтобы существовали проявленія церковной жизни или церковное управленіе и церковная дисциплина. Общія основанія, опредѣляющія этотъ внѣшній строй Церкви, даны Спасителемъ въ Евангеліи и апостолами въ Дѣяніяхъ, Посланіяхъ и Откровеніи, частнѣйше же ихъ раскрытіе предоставлено Христомъ церковнымъ пастырямъ и составляютъ предметъ Священнаго Преданія, преимущест­венно же каноновъ.
     Въ-десятыхъ, однако, всѣ внѣшнія условія, опредѣляющія проявленіе благодатной или церковной жизни на землѣ, а также руководство Церковью своихъ чадъ, исполнены того же духа благодатной божественной жизни, въ коемъ заключа­ется сущность этой жизни, т. е. духа любви и святости, и по­сему, если они названы нами внѣшними, то не въ прямомъ смыслѣ этого слова, а въ томъ, что они руководятъ внутреннею жизнью душъ нашихъ при помощи извѣстныхъ внѣшнихъ посредствъ.

        Таково содержаніе догмата Церкви. Нужно ли говорить о томъ, что такія вѣрованія составляютъ единую незамѣнимую нравственную силу для подвизающагося христіанина, что безъ такихъ вѣрованій его жизнь является безцѣльною, его подвигъ лишается всякаго жизненнаго основанія?»
 
Subscribe
Comments for this post were disabled by the author