?

Log in

No account? Create an account
Tsar-1998

November 2017

S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  
Powered by LiveJournal.com
Tsar-1998

ВЕРУЮ ВО ЕДИНУ, СВЯТУЮ, СОБОРНУЮ И АПОСТОЛЬСКУЮ ЦЕРКОВЬ - ЧАСТЬ I

        Мой наставник, духовник монастыря, не допускал ни малейшего невнимания при исполнении служебных обязанностей. Он начинал проскомидию по меньшей мере за два часа до начала Литургии: «Батюшка уже две тысячи имен помянул», - встречал он меня. Служба исполнялась строго по богослужебному порядку, так вырабатывался богослужебный человек. «Это Святая Святых!", - говорил он с убеждением.
        Пятьдесят лет спустя, когда приходится иногда напоминать присутствующим об особой важности места, в котором происходит священнодействие, создается впечатление, что те же слова не встречают должного  отклика. В чем дело?! – Иное воспитание? Иная цивилизация? Или исчез страх Божий?... Не понимаю!… Однако, о Церкви пишут многие, как будто что-то явилось особое… Даже встречается такое, что «Церковь может существовать временно без епископов» (т.е. неопределенное время)… Не понимаю!…
        Таинственность Христовой Церкви утверждалась в моем сознании в священнодействии. Живыми становились Священное Писание и Предание святых Отцов. Богослужение не было неким приложением к уразумению истин, а выражалось действием, охватывающим душу и сердце в неоспоримом сознании присутствия Божьего мира.

        «Верую, Господи, и исповедую, яко Ты еси воистину Христос, Сын Бога живаго, пришедый в мир грешныя спасти, от нихже первый есмь аз». Откровение великой тайны искупления грешного человека стояло в основе нашей веры и всего священнодействия. Без этого не могло быть веры во Христа, возводящей человека от земли на небо.

        По ученію Спасителя и Апостоловъ, вѣра есть принятіе за истину того, что открыто Господомъ Іисусомъ Христомъ какъ вообще о Богѣ, такъ въ особенности о Немъ Самомъ, какъ посланномъ отъ Отца Его Единородномъ Сынѣ и Искупителѣ міра.
        Но такое понятіе о вѣрѣ еще не опредѣляетъ вполнѣ всей ея сущности и силы.
        Объясняя сказанную имъ притчу о сѣятелѣ, Господь замѣчаетъ, что можно, услышавши слово Божіе, и съ радостію его принимать, но не имѣть въ себѣ корня, и потому вѣровать только временно, до наступленія какого либо искушенія, при чемъ вѣра можетъ сама собою исчезнуть.
        Что же составляет внутреннюю часть вѣры, ея глубокій корень? Отвѣтъ на это даетъ Господь въ заключеніе той же притчи, объясняя, что такое сѣмя, упав­шее на добрую почву. Оно означаетъ тѣхъ, которые, услы­шавъ слово, хранятъ его въ добромъ и чистомъ сердцѣ, и приносятъ плодъ въ тертѣніи.
        Итакъ, не та истинная и спа­сительная вѣра, которая ограничивается и довольствуется однимъ поверхностнымъ принятіемъ слова Божія, а та, ко­торая углубляетъ и вкореняетъ его въ сердцѣ, давая ему чрезъ то возможность проникнуть все существо души человѣческой до самыхъ глубокихъ основъ ея. Въ этомъ смыслѣ толкует о спасительности вѣры Апостолъ Павелъ: если устами твоими будешь исповѣдывать Іисуса Господомъ и сердцемъ твоимъ вѣровать, что Богъ воскресилъ Его изъ мертвыхъ, то спасешься (Рим. 10, 9).;
          По св. Игнатію Богоносцу, вѣра составляетъ на­чало духовной жизни, а любовь есть ея конецъ.
          Вѣра влечетъ вѣрующаго на высоту, любовь служитъ самымъ путемъ, возводящимъ къ Богу, и потому онѣ нераздѣльны.
          «Вера, если не имеет дел, мертва сама по себе… ты веруешь, что Бог един: хорошо делаешь; и бесы веруют, и трепещут» (Ιак. ΙΙ, 17,19).
           Как скоро мы это забываем, так нужно нам напомнить слова Апостола Павла: «Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я – медь звенящая, или кимвал звучащий. Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, - то я ничто» (1 Кор. 13, 1-2).
          Почему так важно нам это напомнить? – Потому, что в этом вся суть воплощения Сына Божия: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единороднаго, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ιоан. 3, 16).
         «Итак подражайте Богу... и живите в любви, как и Христос возлюбил нас и предал Себя за нас в приношение и жертву Богу…» (Еф. 5, 2).
          «Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить её…» (Еф. 5, 25).
          «Отче Святый! Соблюди их во имя Твое, тех, которых Ты дал Мне, чтобы они были едино, как и Мы» (Ιоан., 17, 11).
          Бог есть Любовь. Любовью дал Он Сына Своего на спасение рода человеческого. Поэтому, и Церковь есть плод любви Божией, очаг любви для спасения человека любовью.
          Для уразумения нашего делания спасения Господь дал нам самую большую заповедь: «Возлюби Господа Бога Твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим, и всей крепостью твоею» ( Марк 12, 30). Эта заповедь Христа, охватывающая одновременно все важнейшие свойства человека, имеет целью восстановление в человеке его цельности по образу его творения.
          Поэтому любовью уточняются апостолом все действующие свойства человека: « Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не безчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине» (1 Кор. 13, 4-6).
           Также учит Апостол Павел Ефесеев: «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таких нет закона. Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстми и похотьми. Если мы живем духом, то по духу и поступать должны» (Еф. 5, 22-25).

          Православная Церковь во всей строгости и чистоте сохранила древнее учение о вере, переданное Иисусом Христом и Апостолами. В Послании Восточных Патриархов (составленном на Иерусалимском соборе в 1672 г. для сохранения православной веры от кальвинистских заблуждений), в члене 13-м сказано: «веруем, что человек оправдывается не просто одной верою, но верою, споспешествуемою любовию, т.е. чрез веру и дела. Признаем совсем нечестивую мысль, будто вера заменяет дела, приобретает оправдание во Христе: ибо вера в таком смысле могла бы приличествовать каждому, и не было бы ни одного не спасающегося, что очевидно ложно».
          Так, созданная Иисусом Христом Церковь, не имеющая подобного на земле общества, организма, тела, осуществляет внутри себя, действом Святого Духа, восстановление единства естества человеческого, нарушенного грехом.
          Очевидно, что одно вступление в Церковь, например, путем крещения, есть лишь первый шаг, при котором подключается, с участием его свободной воли, процесс возрастания человека в Царствие небесное, к своему первородному единству в единении с Творцом.
           Догмат Святой Троицы лежит в основе догмата о Церкви, ибо единение Лиц Святой Троицы в любви есть то единение в любви,  осуществляемое в лоне Церкви и ведущее к Богу.
           Мы это явно выражаем в молитвах к Святому причащению: « Душею и телом да освящуся, Владыко, да просвещуся, да спасуся, да буду дом Твой причащением священных таин, живущаго Тя имея в себе со Отцем и Духом, благодетелю многомилостиве».
           Небесная Церковь состоит из победителей этой духовной брани, проводимой в земной Церкви, для которой встала необходимость земной организованности, для осуществления приема, просвещения и освящения земного человека, и для общего порядка церковной жизни на земле, особенно с приумножением верующих.
           И тут встает перед пытливым человеческим умом (каверзником, как его называл свят. Феофан Полтавский) вопрос: где границы Церкви Христовой на земле? С таким вопросом я обратился к старцу Паисию на Святой горе Афон в семидесятых годах. Ответ его меня поразил: нет достаточно любви, сказал он. Ну как же, подумал я, ведь вопрос касается границ Церкви на земле, а он мне говорит про любовь! Я опять спросил в том же смысле, уточняя мою озабоченность в связи с наличием нескольких греческих старостильных церквей, и в частности новообразовавшейся церкви митрополита Кипрниана. Ответ был аналогичным, с добавлением: и еще больше будет разделений из-за отсутствия любви.
           Прошло много лет, и я стал понимать значение этих слов. Действительно, Церковь есть питомник любви, а христиане в Ней, как выращиваемые деревья для небесного мира. Эта Теплица, без которой ничего не растет в этом направлении.

          В этой связи Господь Иисус Христос дал власть апостолам. «Когда же настал день, призвал учеников Своих, и избрал из них двенадцать, которых и наименовал апостолами» (Лук. 6, 13).
          «Иных Бог поставил в Церкви во-первых апостолами, во-вторых пророками, в третьих учителями; далее, иным дал силы чудодейственныя, также дары исцелений, вспоможения, управления, разныя языки. Все ли Апостолы? Все ли пророки? Все ли учители? Все ли чудотворцы? Все ли имеют дары исцелений? Все ли говорят языками? Все ли истолкователи?» (1 Кор. 12, 28-30).
          «Но вы, возлюбленные, помните предсказанное Апостолами Господа нашего Иисуса Христа; они говорили вам, что в последнее время появятся ругатели, поступающие по своим нечестивым похотям. Это – люди, отделяющие себя (от единства веры), душевные, не имеющие духа. А вы, возлюбленные, назидая себя на святейшей вере вашей, молясь Духом Святым, сохраняйте себя в любви Божией, ожидая милости от Господа нашего Иисуса Христа для вечной жизни, и к одним будьте милостивы, с рассмотрением, а других страхом спасайте, исторгая из огня (обличайте же со страхом)» (Иуда 17-23).

           Непосредственных учеников и преемников Апостолов принято называть мужами апостольскими. Многие из них были ими поставлены в  епископы. Они были хранителями живаго апостольскаго преданія и въ своихъ писаніяхъ отличались тою простотою и безъ-искуственностью рѣчи, которая составляла существенный характеръ ученія апостольскаго. Таковы были: 1) Діонисій ареопагитъ, род. въ Аѳинахъ. Изъ членовъ ареопага обращенъ ко Христу Апостоломъ Павломъ въ 54 г. и имъ же поставленъ первымъ аѳинскимъ епископомъ. 2) Св. Климентъ, третій епископъ римскій (92— 101), обращенный въ христіанство Апост. Петромъ, сотрудникъ Ап. Павла въ распространеніи церкви Христовой. 3) Св. Итатгй Богоносецъ,епископъ антіохійскій въ кондѣ I и началѣ II вѣка, ученикъ Іоанна Богослова. 4) Св. Поликарпъ, любимый ученикъ Іоанна Богослова, имъ же поставленный во еписко­па Смирнскаго. Скончался въ глубокой старости, но мученическою смертію въ гоненіе Марка Аврелія въ 197 г. 5) Папій, Епископъ Ιерапольскій во Фригіи, ученикъ Іоанна Богослова и другъ Поликарпа. Собиралъ устныя сказанія о дѣлахъ и ученіи Спасителя и Апостоловъ.
           Апостольские правила, как и правила Святых Вселенских Соборов и Святых Отец узаконили и утвердили церковную жизнь на земле: «Изволилось Духу Святому и нам», писали Отцы Вселенских Соборов во главе вынесенных ими постановлений.

См. ниже ЧАСТЬ II
 

Comments