?

Log in

No account? Create an account
Tsar-1998

December 2017

S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31      
Powered by LiveJournal.com
Tsar-1998

О статье М. НАЗАРОВА «Церкви нет без епископа», а епископа нет без Церкви» - ЧАСТЬ ΙΙΙ

Часть Ι http://pisma08.livejournal.com/354015.html
Часть ΙΙ http://pisma08.livejournal.com/354104.html

      Обратим теперь внимание на заключительную главу сочинения М. Назарова относительно положения Церкви последних времен.
       Многие наши отцы Церкви писали об апокалиптических временах. Действительно грозные времена нас ожидают. Приведем лишь видение одного из последних святых, Свят. Иоанна Шанхайского чудотворца: «При антихристе будет массовое отпадение от веры. Изменят вере многие епископы и в оправдание будут указывать на блестящее положение Церкви. Искание компромисса будет характерным настроением людей. Прямота исповедания исчезнет. Люди будут изощренно оправдывать свое падение и ласковое зло будет поддерживать такое общее настроение. В людях будет навык отступления от правды и сладость компромисса и греха».
        В этой связи М. Назаров уделил особое внимание автору книги 60-х годов д-ру Александру Каломиросу. Эта замечательная книга не дает повода для дискуссии. Однако, при ссылке на неё, небесполезно вспомнить те обстоятельства, которые лежали в основе её написания. А. Каломирос, заслуженный хирург, закончивший свое образование во Франции. В начале 70-х годов возникла между нами  тесная переписка и состоялась встреча в Афинах. Религиозный кризис в Греции начался после введения нового стиля на Православном конгрессе в 1923 г. Старостильники подверглись жестокому гонению со стороны официальной Церкви, пользующейся поддержкой гражданских властей. Перед Каломиросом выстраивалась картина Апокалипсиса. Например, строить храмы не разрешалось без согласия официального государственного епископа, и старостильники пользовались существующими храмами, поскольку на них не претендовали новостильники, но и строили дома, оборудованные внутри под церковь.  После войны положение старостильников усугубилось утратой епископата: Хризостомовская ветвь, исповедание которой разделял Каломирос, лишилась последнего епископа, а «радикальная» Матфеевская ветвь создала свой епископат единоличным действием еп. Матфея. По-видимому, у Каломироса сложилось видение положения всей Церкви сквозь призму греческой трагедии. Возрождение епископата Хризостомской ветви началось в 1960 году: архиепископ Серафим и епископ Феофил, тайно от Синода РПЦЗ, хиротонисали епископа Акакия. Далее, в 1962 г. епископы РПЦЗ Леонтий и Акакий хиротонисали епископа Авксентия. В 1969 г. Синод признал эти хиротонии. Каломирос был потрясен тем, что в 1971 г. РПЦЗ, поддавшись долголетней просьбе Матфеевского синода, и в частности его секретаря протосингелла Евгения Томброса, а также под влиянием греческого Бостонского монастыря юрисдикции РПЦЗ, совершила хиротесию двух епископов от Матфеевского синода, Епифания Критского и Каллиста Коринфского. Каломирос упрекал нас в изменении нашей церковной позиции, и особенно, в податливости одиозной личности Томброса. Его доверие к РПЦЗ  пошатнулось в 1975 г., когда он узнал, что митрополит Филарет сослужил с сербским священником, и что в наших учреждениях на Святой Земле поминается Иерусалимский Патриарх. Такое общение с экуменистами он считал предательством православия. В 20-х годах старостильники состояли преимущественно из сельских жителей. После войны численность горожан в Греции умножилась многократно. Каломирос считал, что греческий народ стал неузнаваемым. По его убеждению, началась его декаденция, он стал мирским, равнодушным к вере и в большей части безбожным.
        «Скажите Вашему знакомому, писал А. Каломирос, что сравнение греческих старостильников с староверами в России не имеет никакого основания. Здесь сходство только внешнее. Нужно сравнивать «непокорных», как они нас называют, с «непокорными» эпохи иконоборцев или эпохи Флорентинской унии. Этих непокорных Церковь называет православными и творит их память каждый день» (письмо от 22 авг./ 4 сент. 1974 г.).
        Относительно видения о Церкви последних времен, припоминается еще один случай. Примерно тридцать лет назад у нас состоялся разговор с о. М. К., большим поклонником митрополита Филлийского Киприана. Вы знаете, - спросили мы его, - что Киприан был запрещен не только новостильной иерархией, но и своей старостильной? Какое же теперь его каноническое положение?Да, был ответ, но он сказал, что в последние времена каноны не будут столь важны, а лишь исповедание веры. - А вы знаете, - продолжили мы, - что еп. Киприан, после его отлучения, сошелся с неким  епископом из Сардинии сомнительного посвящения и с ним хиротонисал епископат своей юрисдикции?Да, ответил нам о. М., но он сказал, что этого больше делать не будет...

            *******
        Вспомним слова апостола: «Ничего не делайте по любопрению или по тщеславию, но по смиренномудрию почитайте один другого высшим себя» (Фил. 2, 3)
        Да не будет сие в осуждение, но в убережение нас от соблазна.
        Богу нашему слава!




 

Comments