?

Log in

No account? Create an account
Tsar-1998

February 2018

S M T W T F S
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728   
Powered by LiveJournal.com
Tsar-1998

СЛОВО Архимандрита АВЕРКIЯ при нареченіи во епископа Сирарузко–Троицкаго - 1953 г.

         Преосвященнѣйшіе Архипастыри!

        Въ сей торжественный часъ, когда благодать Божія чрезъ Васъ призываетъ меня, убогаго, къ высшему въ Церкви епископскому служенію, которое есть продолже­ніе служенія Апостольскаго, что убо реку или что возглаголю?
        Страхъ и трепетъ пріиде на мя, и сердце мое смятеся во мнѣ (Пс. 54, 6-5), и удобѣе мнѣ было бы любити мол­чаніе. Но поелику, согласно установившемуся обычаю, требуется отъ меня въ настоящій часъ исповѣданіе того, СЪ КАКИМИ МЬІСЛЯМИ И ЧУВСТВАМИ приступаю я къ предстоящему мнѣ служенію, принужденъ и я отверзть уста мои.
           Исповѣдую, прежде всего, безмѣрную благость Бо­жію ко мнѣ, грѣшному, которая такъ явно и обильно из­ливалась на меня во всѣхъ путяхъ жизни моея.
           Исповѣдую и всю немощность мою, все недостоин­ство мое. Въ минуты просвѣтлѣнія духовнаго ничего не вижу въ себѣ, кромѣ грѣховъ и многообразныхъ немо­щей.
          Но знаю и помню слова Господа, сказанныя велико­му Апостолу языковъ: Сила Моя въ немощи совершается (2 Кор. 12, 9). А потому не смѣю отрекаться служенія, къ которому призываюсь. Всегда считалъ за лучшее: ничего не искать и ни отъ чего не отрекаться, полагаясь во всемъ на волю Божію. Со страхомъ и трепетомъ пріемлю сіе великое служеніе и съ благодарностью за оказыва­емое мнѣ довѣріе и честь, ибо служеніе это не только страшно и отвѣтственно, но и блаженно и радостно.
          Въ Вашемъ призывѣ, Преосвященнѣйшіе, не могу не видѣть воли Божіей, чудесно ведшей меня всю жизнь. Еще въ ранніе годы дѣтства любимой книгой моей стала Священная Книга Евангелія, а любимымъ времени про­вожденіемъ — прислуживаніе въ св. алтарѣ и чтеніе на клиросѣ. Обычная мірская жизнь меня не привлекала: душа искала иной жизни. И вотъ, два великихъ святи­теля, оба носившихъ имя ѲЕОФАНА, что значитъ: «Бога являющій», подлинно «явили» мнѣ Бога въ дивныхъ не­тлѣнныхъ красотахъ сокровенной, духовной жизни въ Богѣ, расположивъ меня къ отреченію отъ мірской жиз­ни и принятію иночества. Драгоцѣннѣйшая книга святи­теля Ѳеофана, Вышенскаго Затворника: «Что есть ду­ховная жизнь и какъ на нее настроиться?» раскрыла предо мной сокровища духовной жизни и возбудила неутолимое желаніе къ нимъ пріобщиться. «Невидимая брань» и «Путь ко спасенію» воспитали во мнѣ вкусъ къ чтенію святоотеческихъ писаній. «Душеполезныя по­ученія» Аввы Дороѳея, «Лѣствица» преп. Іоанна, игуме­на горы Синайской, и вслѣдъ за ними многія другія святоотеческія творенія стали моимъ любимѣйшимъ чте­ніемъ. А высокіе образы и примѣры Священной и Цер­ковной Исторіи увлекали мою мысль и чувство и власт­но звали меня посвятить свою жизнь служеніе Богу и Его Святой Церкви. Особенно вдохновлялъ меня воз­вышенный образъ «Апостола любви» — возлюбленнаго ученика Христова, наперсника и дѣвственника св. Іоанна Богослова, а затѣмъ — образы неустрашимыхъ борцовъ за истину св. Православія: св. Аѳанасія Александрійска­го и великихъ вселенскихъ учителей и святителей Василія Великаго, Григорія Богослова и Іоанна Златоустаго. Вмѣ­стѣ съ тѣмъ, радовала принадлежность къ русскому на­роду, этому подлинному «Новому Израилю», которому, по словамъ нашего великаго праведника о. Іоанна Крон­штадтскаго, «ввѣрилъ Господь великій и спасительный талантъ Православной Вѣры»; умиляла и трогала мою ду­шу идея Святой Руси, воодушевляли образы великихъ столповъ нашей отечественной Церкви — «стоятелей за вѣру и за землю Русскую» — преп. Сергія Радонежскаго, «игумена всея Руси», святителей московскихъ Петра, Алексія, Іоны, Филиппа, священномученика Патріарха Гер­могена, «радости нашей» — преп. Серафима Саровскаго, оптинскихъ старцевъ и приснопамятнаго «Батюшки» от­ца Іоанна Кронштадтскаго.
        Встрѣча съ незабвеннымъ Аввою моимъ Преосвящен­нымъ Ѳеофаномъ, Архіепископомъ Полтавскимъ и Пере­яславскимъ, въ которомъ я увидѣлъ живое воплощеніе сложившихся у меня въ умѣ и сердцѣ идеаловъ инока и святителя, все окончательно рѣшила: я безповоротно сталъ на путь иночества. Окончивъ за послушаніе моему Аввѣ курсъ богословскихъ наукъ, я принялъ, по его благословенію, на Карпатахъ, гдѣ шла въ то время увле­кавшая многихъ миссіонерская работа по возвращенію уніатовъ въ Православіе, иноческій постригъ. Однако, Богу было угодно, вскорѣ послѣ этого, подвергнуть ме­ня трудному испытанію. Вмѣсто иноческаго уединенія, къ которому съ дѣтства стремилась душа моя, мнѣ при­шлось, въ самыхъ неблагопріятныхъ для духовной жизни условіяхъ и обстановкѣ, нести весьма тяжкое для моло­дого инока послушаніе приходскаго пастыря, которое продолжалось затѣмъ въ теченіе цѣлыхъ двадцати лѣтъ. Много утѣшеній и чисто духовныхъ радостей и въ этомъ благословенномъ, самомъ по себѣ, служеніи, но о, какъ трудно иноку, среди суеты и страстей міра сего, во злѣ лежащаго, сохранить душу свою незапятнанной, неопу­стошенной, какъ трудно не погубить себя въ конецъ. Благодарю Милосердаго Господа, что Онъ помогъ мнѣ пройти сію пучину и обрѣсти здѣсь въ этой святой обители тихое пристанище!

         Слава Всемилостивому Богу, благодареніе и Тебѣ, воз­любленный Первосвятитель нашъ, и Тебѣ, мой тепереш­ній Авва, поставившимъ меня здѣсь у кормила дорогого и близкаго моему сердцу дѣла — воспитанія и образова­нія новыхъ пастырей Церкви! Всѣми силами буду старать­ся, Богу содѣйствующу, оправдать Ваше высокое довѣ­ріе и любовь.
Блаженно и радостно сознавать мнѣ, что отнынѣ всту­паю въ преславный ликъ преемниковъ Апостоль­скихъ, дѣлаюсь преемникомъ и продолжателемъ дѣла ве­ликихъ Отцевъ Церкви — дѣла Христова на землѣ.
         Но, вмѣстѣ съ тѣмъ, не могу я не отдавать себѣ от­чета въ томъ, что, сколь ни блаженно сіе служеніе, при­нимая его, я подлинно какъ бы восхожу на крестъ, упо­добляясь Пастыреначальнику Христу. Въ наше время, ко­торое, по многимъ признакамъ, нельзя не считать пред­дверіемъ послѣднихъ временъ, это особенно глубоко чувствуется. Жизнь христіанская стала сейчасъ столь труд­ной, какъ никогда прежде, ибо козни врага человѣческа­го спасенія чрезвычайно умножились и утончились. Во много разъ сталъ труднѣе и отвѣтственнѣе подвигъ пастырствованія, который, по словамъ Апостола, есть дѣло служенія къ совершенію святыхъ, въ созиданіе Тѣла Хри­стова, дондеже достигнемъ вси въ соединеніе вѣры и познанія Сына Божія, въ мужа совершенна, въ мѣру воз­раста исполненія Христова (Ефес. 4, 12-13). Столь вели­ко сейчасъ растлѣніе грѣховное, столь извращены всѣ по­нятія даже у людей, именующихъ себя христіанами, что нѣтъ ничего болѣе труднаго, какъ призывать къ идеалу святости, идеалу совершенства христіанскаго. Подлинная вѣра Христова претерпѣваетъ нынѣ гоненія, не менѣе, а болѣе опасныя и губительныя, чѣмъ во времена первохристіанства. Эти гоненія, въ сущности, уже повсемѣстны, съ тою лишь разницею, что въ однихъ мѣстахъ они ве­дутся явно и открыто, путемъ кровавыхъ насилій, а въ другихъ — не столь явно и болѣе «мирнымъ» образомъ — путемъ созданія такихъ условій и обстановки жизни, которыя способствуютъ внѣдренію въ общество началъ без­божія и безнравственности. Эти гоненія много хуже и опаснѣе бывшихъ во времена язычества, ибо тогда гнали Церковь люди, не знавшіе христіанства, а теперь го­нятъ его ожесточенные отступники отъ христіанства, со­знательные враги Церкви, подлинные слуги грядущаго Антихриста. Какъ никогда много появляется всякихъ лжехристовъ и лжепророковъ! Но что самое страшное, это то, что въ нѣдрахъ самой Церкви все больше и больше возстаютъ люди, которые говорятъ превратно (Дѣян. 20, 30), — отступники отъ подлиннаго христіанства, отвер­гающіе самую его сущность и въ то же время не стыдя­щіеся лицемѣрно выставлять себя служителями вѣры и Церкви Христовой. Воочію начинаютъ сбываться про­роческія слова святителя Ѳеофана Затворника о послѣд­нихъ временахъ: «Тогда, хотя имя христіанское будетъ слышаться повсюду, и повсюду будутъ видны храмы и чины церковные, но все это — одна видимость, внутри же отступленіе истинное» (Толк, на 2 Сол. стр. 492). От­сюда, помимо всегда, въ первую очередь, необходимаго примѣра личной высокой духовно-нравственной жизни, для современнаго пастыря вытекаетъ отвѣтственнѣйшая и важнѣйшая задача — научить вѣрующихъ распознавать истинную Церковь среди множества лже-церквей, и сло­вомъ, исполненнымъ духовной силы и мудрости, удер­живать ихъ въ лонѣ Ея, а заблудшихъ привлекать.
        Но это какъ трудно въ нашъ вѣкъ теплохладности и безразличія къ вѣрѣ!
        Не на свои слабыя силы я надѣюсь. Уповаю единст­венно на благодать Божію, дарованную Апостоламъ въ день Пятидесятницы, которая ихъ, немудрыхъ и некниж­ныхъ, содѣлала «премудрыми ловцами» вселенной. И то, что я, грѣшный и немощный, сподобляюсь этой вели­кой Апостольской благодати въ дни Пятидесятницы, наполняетъ мою душу особой высокой духовной радостью и надеждой на всесильную помощь Божію.
       Пріиди же ко мнѣ, о Утѣшителю благій, и очисти мя отъ всякія скверны, причастника мя содѣвая Твоея свя­тости, и свѣта невечерняго, и Божественныя жизни, и благоуханнѣйшаго раздаянія (6 пѣснь канона Св. Духу).
       Святители Божіи! Призывая на мою грѣшную главу сію огнеобразную Духа благодать, умолите Господа, да попалитъ она во мнѣ всякую нечистоту грѣховную, да освятитъ, да просвѣтитъ мя, да наставитъ мя на вся­кую истину и да содѣлаетъ мя достойна сего великаго и страшнаго, блаженнаго и славнаго служенія.

Архимандритъ АВЕРКІЙ.
10/23 мая 1953 года.


 

Comments