?

Log in

No account? Create an account
Tsar-1998

November 2017

S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  
Powered by LiveJournal.com
Tsar-1998

РОЖДЕСТВЕНСКОЕ ПОСЛАНІЕ Митрополита АНАСТАСІЯ – 1956 г.

Христосъ раждается — славите,
Христосъ съ небесъ — срящите.

         Этими торжественными словами церковной пѣсни мы привѣтствуемъ васъ, дорогіе братіе и сестры, призывая васъ достойно встрѣтить и возвеличить Христа, ро­дившагося въ Виѳлеемѣ. Туда обращаются нынѣ сердца всего Христіанскаго міра.
         Мы всѣ изгнанники рая — странники и пришельцы Въ этомъ мірѣ, и Онъ всѣхъ насъ зоветъ къ Себѣ, чтобы успокоить и обнять насъ Своею любовью.
          Каждый изъ насъ нуждается въ Его благодатномъ утѣшеніи, ибо тяжелъ жребій сыновъ Адама на грѣшной вемлѣ.
          Всякій день они должны въ потѣ лица своего зара­батывать хлѣбъ свой, жить въ постоянной тревогѣ за свое существованіе, которому угрожаетъ множество раз­ныхъ опасностей и ожидать неизбѣжнаго прихода смер­ти, этого страшнаго оброка грѣха.
         «Всѣ дни ихъ — скорби, говоритъ премудрый Ек­клесіастъ, видѣвшій и знавшій все, что творится подъ солнцемъ, и ихъ труды безспокойство; даже и ночью сердце ихъ не знаетъ покоя» (Эккл. 2, 23).
         Томительно тянутся для насъ однообразные буднич­ные дни, но вотъ приходитъ Праздникъ Рождества Спасителя и Церковь побѣдно восклицаетъ: «съ нами Богъ!» Этихъ пророческихъ словъ достаточно, чтобы душа наша воспрянула и окрылилась свѣтлой радостью.
          Ибо гдѣ Христосъ, тамъ жизнь, тамъ свѣтъ, тамъ бла­женство истиннаго счастья.
«Пріидите же возрадуемся Господеви», какъ при­зываетъ насъ Церковь.
          И Виѳлеемская звѣзда, и пастыри, и волхвы, и хоръ ангеловъ, — все это ликуетъ нынѣ вмѣстѣ съ нами.
         «Блаженни людіе вѣдущіи воскликновеніе», кто съ благоговѣйнымъ трепетомъ внемлетъ торжественнымъ праздничнымъ пѣснопѣніямъ, звучащимъ небесными ме­лодіями, въ чье сердце не перестаетъ вливаться ангель­ское славословіе: «слава въ въ вышнихъ Богу и на земли миръ, въ человѣцѣхъ благоволеніе».
           Ихъ душа полна чистой дѣтской радостью: они на­слаждаются въ веселіи и благодарятъ Родившагося Спа­сителя міра за посланное имъ благодатное утѣшеніе.
          Но какъ несчастны тѣ, кто встрѣчаютъ великій Празд­никъ съ холоднымъ опустошеннымъ сердцемъ, кто оста­ется равнодушнымъ къ звукамъ небесъ и не чувствуютъ общей духовной праздничной радости. Чѣмъ они могутъ заполнить свою мрачную душевную пустоту?
          Еще болѣе жалки тѣ люди, которые среди общаго ликованія мятутся неистовою злобою противъ Богомла­денца и ищутъ, подобно Ироду, убить Его, чтобы раз­рушить Его царство, которое Онъ самымъ явленіемъ Своимъ въ міръ утвердилъ на землѣ.
         Такою богопротивною злобою дышитъ сердце ком­мунистовъ, послѣдователей пресловутаго Карла Маркса.
         Будучи самъ съ юныхъ лѣтъ отравленъ духомъ богобор­чества, онъ вдохнулъ его и въ сердца своихъ учениковъ. Его біографія бросаетъ яркій свѣтъ на его нравственный обликъ.
         Происходя изъ еврейской семьи, принявшей протестанство, онъ рано могъ ознакомиться съ Евангеліемъ.
        Образъ Христа, сіяющій Божественнымъ совершен­ствомъ, покорившимъ къ ногамъ Его весь міръ, не могъ не произвести глубокаго впечатлѣнія на его душу. Но вмѣсто того, чтобы смириться передъ Нимъ и благо­говѣйно поклониться Ему, какъ Богочеловѣку, онъ вос­пылалъ ко Христу злобною завистью и рѣшилъ не только сравняться съ Нимъ, но и превзойти Его своею духовною силою и славою, сдѣлавшись новымъ духовнымъ вождемъ для человѣчества.
           Его не менѣе честолюбивый отецъ, возлагавшій боль­шія надежды на блестящія способности своего сына, поощрялъ его дерзкія мечты и старался поддержать его на пути къ міровой славѣ.
         Чтобы привлечь къ себѣ возможно больше людей, особенно изъ среды обездоленнаго пролетаріата, Марксъ не жалѣлъ напряженныхъ усилій, чтобы создать свое собственное ученіе, основанное на матеріалистическомъ «научномъ» истолкованіи исторіи и снабдить его горячи­ми обѣтованіями скораго наступленія общей гармоніи и безоблачнаго счастья, стараясь подражать въ самомъ языкѣ своемъ пламеннымъ вѣщаніямъ ветхозавѣтныхъ пророковъ, которыхъ повидимому онъ внимательно чи­талъ.
          Такъ возникла его утопія земнаго рая, которой онъ увлекъ за собой множество послѣдователей.
          Рисуя яркою кистью нищету и бѣдствія рабочаго класса и свѣтлый идеалъ будущаго устройства общества, онъ не указалъ, однако, какъ послѣдній долженъ быть воплощенъ въ практической жизни и какой силою онъ можетъ произвести общее преобразованіе міра.
         Поэтому уже при его жизни стала обнаруживаться призрачность его обѣщаній и марксизмъ, который счи­тался наиболѣе законченной формой соціализма, сталъ переживать кризисъ.
          Научная критика не перестаетъ разоблачать и теоре­тическую и практическую несостоятельность ученія Марк­са и теперь, когда прошло цѣлое столѣтіе послѣ его по­явленія («Коммунистическій Манифестъ», изданный имъ въ сотрудничествѣ съ его единомышленникомъ Энгель­сомъ, вышелъ въ свѣтъ въ 1847 г., а первый томъ «Капи­тала» опубликованъ былъ 1867 г.) онъ не вызываетъ прежняго энтузіазма даже у убѣжденныхъ соціалистовъ.
          Въ то время, какъ Евангеліе не перестаетъ попрежнему плѣнять насъ своею неувядающею свѣжестью и красотою и питаетъ духовно милліоны человѣческихъ сердецъ, звѣзда Маркса давно стала меркнуть и его про­славляютъ нынѣ только тѣ, кому тяжело было бы раз­статься со своимъ прежнимъ кумиромъ.
          Авторитетъ коммунистическихъ вождей начинаетъ колебаться даже въ главной твердынѣ марксизма, въ Со­вѣтской Россіи, которую большевики давно уже привык­ли называть страной осуществленнаго соціализма, гдѣ коммунистическій строй поддерживаютъ всѣми средства­ми, доступными для государственной власти и, прежде всего, насиліемъ и терроромъ.
          Паденіе коммунизма тамъ началось съ его внутренняго разложенія, которое углубляется съ каждымъ днемъ и не можетъ остановиться въ своемъ дальнѣйшемъ развитіи, какъ гангрена или ракъ, разъѣдающіе человѣче­скій организмъ.
          Замѣчательно, что въ то время, какъ эта огромная страна вмѣстѣ со своими спутниками казалась несокру­шимымъ монолитомъ и готовилась овладѣть всѣмъ мі­ромъ, она оказалась колоссомъ, стоящимъ на глиня­ныхъ ногахъ.
          Ослабленіе ея давящей силы почувствовалъ нынѣ весь міръ въ связи съ событіями, имѣвшими мѣсто не­давно въ Польшѣ и особенно въ Венгріи. Эта небольшая страна стоитъ нынѣ въ центрѣ мірового вниманія. Чѣмъ же она привлекла его къ себѣ? — Своею героическою борьбою съ Совѣтской Россіей для защиты своей свобо­ды и вмѣстѣ общечеловѣческой правды, борьбою, въ которой она показала всю несокрушимую силу своего національнаго духа. Чѣмъ бы не окончилась эта борьба, она даетъ всему міру два цѣнныхъ историческихъ урока.
         Во первыхъ, она обнажила передъ всѣми подлин­ный звѣриный ликъ коммунизма, скрывавшійся до сихъ поръ подъ личиной лицемѣрія и лжи, распространяемыхъ совѣтской пропагандой, а также подъ покровомъ подобо­страстія и лести со стороны порабощенныхъ Совѣтами народовъ, не перестававшихъ трепетать предъ страш­нымъ большевицкимъ Левіафаномъ.                     
          Теперь уже никто не можетъ назвать вождей міро­вого коммунизма защитниками слабыхъ и угнетенныхъ народовъ при видѣ неописуемыхъ жестокостей, при по­мощи которыхъ Совѣтская армія старалась подавить возстаніе Венгерскаго народа.
           Во вторыхъ это мужественное выступленіе послѣд­няго противъ Совѣтской Россіи, невольно напомнившее всѣмъ борьбу Давида и Голіаѳа, открыла всему человѣ­честву глаза на силу правды, какъ непобѣдимаго ору­жія, о которое притупляется остріе мечей и предъ кото­рымъ становятся безсильными танки и бомбы, ибо за правду побораетъ Самъ Богъ.
          На примѣрѣ этой неравной борьбы вполнѣ оправда­лось древнее изреченіе Александра Невскаго, которымъ искони привыкъ руководиться, какъ непререкаемымъ нравственнымъ правиломъ, нашъ народъ: «не въ силѣ Богъ, а въ правдѣ». Привыкши дѣйствовать всегда во­преки этому правилу, большевицкая власть терпитъ за это сугубое возмездіе.
          Ударъ, нанесенный ей героическимъ сопротивлені­емъ Венгріи, встрѣтилъ сочувственный откликъ почти во всѣхъ странахъ и произвелъ большое потрясеніе внутри самой Россіи и прежде всего въ рядахъ правящей ею коммунистической партіи.
         Онъ сломилъ гордость коммунистическихъ вождей въ Россіи и заставилъ свободнѣе вздохнуть угнетенный изстрадавшійся Русскій народъ при наступленіи Великаго Праздника Рождества Спасителя, возвѣстившаго свободу и избавленіе всему человѣческому роду.
           Время видимо работаетъ противъ послѣдователей Карла Маркса и Ленина и наступающій годъ несомнѣнно готовитъ для нихъ новые удары.
Жертвы, принесенныя Венгріей, оказались не напрас­ны — онѣ послужили на благо всему человѣчеству.
           Властвуя уже 40 лѣтъ на нашей Родинѣ и поддержи­ваемый донынѣ враждебными ей силами, коммунизмъ не можетъ, конечно, исчезнуть въ ней во мгновеніе ока, какъ многіе хотѣли бы.
          Благодаря косности человѣческой мысли, упорству  общественныхъ предразсудковъ и инерціи привычки, онъ нѣкоторое время будетъ еще бороться за свое суще­ствованіе, но онъ уже обреченъ, какъ тяжело больной и не можетъ возродиться въ прежней силѣ. Трудно «бороться ему противъ рожна» т. е. противъ Божіей правды, кото­рая уже произноситъ надъ нимъ свой грозный правед­ный судъ.
          Христосъ есть истинный вѣчный Царь и Владыка вселенной. Онъ неоднократно сокрушалъ Своихъ враговъ и посмѣвается надъ ними.
         Двадцать вѣковъ уже прошло со времени Рождества Богочеловѣка. Сколько властолюбивыхъ и тщеславныхъ людей стремилось за это время покорить къ ногамъ сво­имъ весь міръ — одни силой оружія, а другіе мирнымъ путемъ, при помощи новыхъ идей, которыя они хотѣли внушить человѣчеству, какъ новое спасительное откро­веніе. Изъ нихъ нѣкоторые дерзали открыто противопо­ставить себя Христу, какъ напримѣръ, Наполеонъ или, какъ выше сказано, Карлъ Марксъ. Но гдѣ нынѣ эти гор­децы, приписывавшіе себя сверхчеловѣческія силы и зна­ченіе? Одни изъ нихъ исчезли безъ слѣда, а другіе оста­вили послѣ себя лишь туманное, блѣдное воспоминаніе въ исторіи.
         Сколько разъ появлялись на сценѣ исторіи соціальные реформаторы, обѣщавшіе, подобно Карлу Марксу, облагодѣтельствовать человѣчество, создавъ для него новую эру братства, равенства, мира и общаго благоден­ствія. Никто изъ нихъ не могъ оправдать своихъ пророчествъ. Они оказались подлинно «мечтателями», «безводными источниками», «облаками, гонимыми бурею» какъ предсказывали о нихъ Апостолы Петръ и Іуда " (2 Петр. 2, 17; Іуд. 1. 8-12).
          Чѣмъ болѣе они обѣщали, тѣмъ тяжелѣе было разо­чарованіе, постигшее тѣхъ, кто увѣровалъ въ ихъ ученіе.
          Только обѣтованія Христа остаются непреложными.
         Двери Его блаженнаго Царства открыты для всѣхъ, кто хочетъ войти въ нихъ. Всѣ, кто вѣруютъ въ Него, какъ воплощеннаго Единороднаго Сына Божія, какъ Царя не­ба и земли, кто Его заповѣди сдѣлали  главнымъ зако­номъ своей жизни и не отступаютъ отъ нихъ, обрѣтаютъ въ Немъ нерушимый миръ, радость и покой.
         Они властвуютъ надъ всей даже неразумной природой. Имъ служатъ дикіе звѣри, какъ кроткія домашнія живот­ныя. Они могутъ наступать на змѣю и скорпію. Имъ не вредитъ смертоносный ядъ и губительная сила огня, какъ это мы видимъ изъ житій мучениковъ и другихъ угодниковъ Божіихъ.
         Соединяясь вмѣстѣ, они являютъ собою истинное братство во Христѣ, гдѣ никто не ищетъ своего, но всѣ стараются творить другъ друга больше честію.
         Умиротворенное благодатію сердце ихъ не знаетъ ни вражды, ни злобы, ни смущеній печали и скорби. Они просты и свѣтлы духомъ, какъ невинныя дѣти и подлинно переживаютъ райское состояніе. Для нихъ уже на землѣ предначинается вѣчное блаженство, обѣщанное всѣмъ истиннымъ ученикамъ и послѣдователямъ Христовымъ.
         Лучи этого грядущаго блаженства озаряютъ насъ всегда въ дни Великихъ Праздниковъ, особенно въ такіе, какъ Пасха и Рождество Христово.
          Будемъ же благодарить Господа за нынѣшній Празд­никъ, какъ и за новый годъ нашей жизни и вмѣстѣ всей христіанской Исторіи, коими Онъ благословляетъ насъ.
         Ненапрасно мы привыкли привѣтствовать другъ дру­га съ наступленіемъ новолѣтія.
         Если принять во вниманіе, что жизнь человѣка ко­ротка и исчисляется въ 70 и только въ рѣдкихъ случаяхъ въ 80 лѣтъ, то каждый годъ нашего земного бытія явля­ется драгоцѣннымъ даромъ Божіимъ для насъ. Если бы мы дорожили временемъ и умѣли благоразумно пользо­ваться имъ, то не только такой періодъ времени, какъ 12 мѣсяцевъ, но каждый день и каждый часъ мы должны бы обращать къ нашему духовному усовершенствованію, на пути котораго не должно быть остановокъ.
         Къ славѣ Творца мы должны были бы относить и всѣ пріобрѣтенія культурнаго творчества, всякій порывъ вдо­хновенія поэта, художника, постепенно растетъ и развивается вмѣстѣ съ временемъ, которое Онъ прилагаетъ намъ по Своей благой волѣ.
         Вступая нынѣ въ новое лѣто Божіей благости, бу­демъ просить Его, Начальника временъ и Первоисточ­ника всякой жизни на землѣ, чтобы Онъ нарекъ для насъ новое лѣто правды и мира, даровалъ плѣненнымъ свобо­ду и избавленіе, ослѣпленнымъ духовно — прозрѣніе и возвѣстилъ отраду и успокоеніе всѣмъ труждающимся и обремененнымъ этого міра, а особенно нашей стра­ждущей Родинѣ, дабы наши сердца исполнялись всегда хвалы и благодарности къ Нему, а наши уста отверзались всегда для молитвы къ Богу, какъ къ нашему Отцу, благодѣянія Котораго не можетъ исчислить нашъ языкъ.
         Да воцарится Онъ нынѣ въ нашихъ сердцахъ, что­бы мы всѣ увѣровали и исповѣдовали, что воистину съ нами Богъ.

Декабрь 1956 г. Нью Іоркъ.
Митрополитъ Анастасій.



 

Comments