?

Log in

No account? Create an account
Tsar-1998

December 2017

S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31      
Powered by LiveJournal.com
Tsar-1998

СОВѢСТЬ - Cвят. Игнатій Брянчаниновъ

         Совѣсть — чувство духа человѣческаго, тонкое, свѣт­лое, различающее добро отъ зла.
          Это чувство яснѣе раз­личаетъ добро - отъ зла, нежели умъ. Труднѣе обольстить совѣсть нежели умъ. И съ обольщеннымъ умомъ, под­крѣпляемымъ грѣхолюбивою волею, долго борется совѣсть.
          Совѣсть — естественный законъ. Совѣсть руковод­ствовала человѣка до Закона письменнаго. Падшее человѣ­чество постепенно усваивало себѣ неправильный образъ мыслей о Богѣ, о добрѣ и злѣ; лжеименный разумъ сооб­щилъ свою неправильность совѣсти. Письменный Законъ со­дѣлался необходимостью для руководства къ истинному Богопознанію и къ Богоугодной дѣятельности. Ученіе Христово, запечатлѣнное святымъ крещеніемъ, исцѣляетъ со­вѣсть отъ лукавства, которымъ заразилъ ее грѣхъ. Возвра­щенное намъ, правильное дѣйствіе совѣсти, поддерживается, возвышается послѣдованіемъ ученію Христову.
          Здравое состояніе и правильное дѣйствіе совѣсти воз­можно только въ нѣдрѣ Православной Церкви, потому что всякая принятая неправильная мысль имѣетъ вліяніе на со­вѣсть: уклоняетъ ее отъ правильнаго дѣйствія. Потемняютъ, притупляютъ, заглушаютъ, усыпляютъ совѣсть произ­вольныя согрѣшенія. Всякій грѣхъ, не очищенный покаяніемъ, оставляетъ вредное впечатлѣніе на совѣсти. Постоян­ная и произвольная грѣховная жизнь, какъ бы умерщвляетъ ее. Умертвить совѣсть — невозможно. Она будетъ сопро­вождать человѣка до Страшнаго суда Христова: тамъ об­личитъ ослушника своего.
По изъясненію св. отцовъ, «соперникъ» Человѣка упо­минаемый въ Евангеліи, — совѣсть (Мѳ. 5, 25).
          Точно: она соперникъ! потому что сопротивляется вся­кому противозаконному начинанію нашему.
          Сохраняй миръ съ этимъ соперникомъ на пути твоемъ къ небу, во время земной жизни, чтобы онъ не сдѣлался твоимъ навѣтникомъ въ то время, какъ будетъ рѣшаться вѣчная твоя участь.
          Говоритъ Писаніе: «Вѣрный свидѣтель спасаетъ души» (Притч. 14, 25). Свидѣтель вѣрный — непорочная совѣсть: она избавляетъ душу внимающую совѣтамъ ея, отъ согрѣше­ній до наступленія смерти и отъ вѣчныхъ мукъ по смерти.
          Какъ лезвіе ножа натачивается камнемъ, такъ совѣсть натачивается Христомъ: она просвѣщается изученіемъ и изощряется исполненіемъ евангельскихъ заповѣдей. Просвѣ­щенная и изощренная Евангеліемъ совѣсть подробно и ясно показываетъ человѣку его согрѣшенія и самыя малѣйшія.
          Не дѣлай насилія сопернику — совѣсти! Иначе лишишь­ся духовной свободы: грѣхъ плѣнитъ тебя и свяжетъ.
          Сѣтуетъ Пророкъ отъ Лица Божія о попирающихъ со­вѣсть, навѣтующихъ самимъ себѣ: «Соодолѣ Ефремъ со­перника своего, попра судъ, яко нача ходити вслѣдъ сует­ныхъ» (Осіи 5, 11).                                      
          Остріе совѣсти очень нѣжно, его надо хранить и хра­нить. Хранится оно, когда человѣкъ исполняетъ всѣ требо­ванія совѣсти, а нарушеніе какого-либо требованія, по не­мощи или увлеченію, омываетъ слезами покаянія. Не думай ни о какомъ грѣхѣ, что онъ маловаженъ: всякій грѣхъ есть нарушеніе Закона Божія, противодѣйствіе воли Божіей, попраніе совѣсти. Отъ бездѣлицы, отъ ничтожныхъ, повидимому, согрѣшеній переходимъ постепенно къ великимъ грѣхопаденіямъ.
           Что значитъ это? — великъ ли это грѣхъ? — что это за грѣхъ? — это не грѣхъ! — такъ разсуждаетъ небрегу­щій о спасеніи своемъ, когда онъ рѣшается вкусить запре­щенной Закономъ Божіимъ грѣховной снѣди. Основываясь на такомъ неосновательнѣйшемъ сужденіи, онъ непрестан­но попираетъ совѣсть. Остріе ея притупляется, свѣтъ ея тускнѣетъ, въ душѣ разливаются мракъ и хладъ небреженія и нечувствія. Нечувствіе содѣлывается наконецъ обыкно­веннымъ состояніемъ души. Часто бываетъ она удовлетворенною имъ; часто признаетъ его состояніемъ угоднымъ Богу, спокойствіемъ совѣсти, а оно — утрата ощущенія своей грѣховности, утрата ощущенія благодатной, духовной жизни, усыпленіе и слѣпота совѣсти. При такомъ состояніи, при страшномъ омраченіи и нечувствіи, различные грѣхи свободно входятъ въ душу, устраиваютъ съ ней логовище для себя. Грѣхи, закоснѣвая въ душѣ, обращаются въ на­выки, столько же сильные, какъ природа, а иногда болѣе сильные, нежели природа.
         Грѣховные навыки называются страстями. Человѣкъ не замѣчаетъ того — а онъ непримѣтнымъ образомъ окованъ грѣхомъ, въ плѣну у него, въ рабствѣ.
         Кто, пренебрегая постоянно напоминаніями совѣсти, допустилъ себѣ впасть въ рабство грѣха: тотъ только съ величайшимъ трудомъ, при содѣйствіи особенной помощи Божіей, возможетъ расторгнуть цѣпи этого рабства, побѣ­дить страсти, обратившіяся какъ бы въ природныя свой­ства.
          Возлюбленный братъ! со всевозможнымъ вниманіемъ и тщаніемъ храни совѣсть.
Храни совѣсть по отношенію къ Богу: исполняй всѣ повелѣнія Божіи, какъ видимыя всѣмъ, такъ и никому не­видимыя, видимыя и вѣдомыя только Одному Богу и твоей совѣсти.
           Храни совѣсть по отношенію къ ближнему: не доволь­ствуйся одною благовидностію твоего поведенія къ ближнимъ! Ищи отъ себя, чтобъ самая совѣсть твоя удовлетво­рялась этимъ поведеніемъ. Она будетъ тогда удовлетво­ряться, когда не только дѣла, но и сердце твое будутъ по­ставлены въ отношеніе къ ближнему, заповѣданное Евангеліемъ. Храни совѣсть къ вещамъ, удаляясь излишества, роскоши, небреженія, помня, что всѣ вещи, которыми ты пользуешься — творенія Божіи, дары Божіи человѣку.
          Храни совѣсть къ самому себѣ. Не забывай, что ты — образъ и подобіе Бога, что Ты обязанъ представить этотъ образъ, въ чистотѣ и святости, Самому Богу. Горе, горе! если Господь не узнаетъ Своего образа, не найдетъ въ немъ никакого сходства съ Собою, Онъ произнесетъ гроз­ный приговоръ: «Не вѣмъ васъ» (Мѳ. XXV, 12). Непотреб­ный образъ будетъ ввергнутъ въ неугасающій пламень геенны.
          Безконечная радость обыметъ ту дущу, на которую воззрѣвъ Господь, признаетъ въ ней сходство съ Собою, увидитъ въ ней ту красоту, которую Онъ, по безконечной благости Своей, усвоилъ ей при сотвореніи, возстановилъ и умножилъ при искупленіи, которую повелѣлъ соблюдать въ непорочной цѣлости удаленіемъ отъ всякаго грѣха, храненіемъ всѣхъ евангельскихъ заповѣдей. Неумолкающій, нели­цепріятный блюститель такого удаленія и храненія со­вѣсть. Аминь.

(«Вѣчное», № 7-8, Іюль-Августъ 1956 г.)

Comments