?

Log in

No account? Create an account
Tsar-1998

December 2017

S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31      
Powered by LiveJournal.com
Tsar-1998

Об экуменизме патриарха Аѳинагора и о целовании с Папой Павлом VI - 1963 г.

Выдержки из доклада Архіепископа АВЕРКІЯ Архіерейскому Собору Русской Православной Церкви Заграницей 13/26 марта 1964 г.

[…]
              Весьма быстрыми шагами пошло… включеніе право­славныхъ помѣстныхъ церквей въ орбиту экуменизма осо­бенно съ тѣхъ поръ, какъ каѳедру Вселенскаго Константи­нопольскаго патріарха занялъ нынѣшній патр. Аѳинагоръ I, котораго можно считать однимъ изъ главнѣйшихъ идеологовъ и дѣятелей экуменическаго движенія со стороны православ­ныхъ. Время отъ времени въ прессѣ появляются его выска­зыванія—такого рода, которыя заставляютъ насъ просто ужа­саться — настолько далеки они отъ истиннаго Православія и кажутся просто невозможными въ устахъ Первоіерарха Православной Церкви, каковымъ патр. Аѳинагоръ себя счи­таетъ. Вотъ, напр., какіе взгляды патр. Аѳинагоръ выска­залъ въ своемъ интервью съ прессой въ Истамбулѣ 4 ноября 1959 года: «Полное сліяніе христіанскихъ церквей насту­питъ черезъ нѣсколько десятилѣтій, чѣмъ ознаменована бу­детъ новая космогонія — третья. Первая началась со време­ни сотворенія міра, вторая послѣ воплощенія Христа — то будетъ третья, когда границы между религіями и народами сотрутся, и наступитъ миръ на землѣ. Нынѣ время подготовительныхъ работъ».
            Естественно поэтому, патр. Аѳинагоръ горячо привѣтствовалъ созывъ Вселенскаго Собора, объявленнаго Папой Іоанномъ ХХІІІ, поздравилъ его по случаю его интрони­заціи и послалъ Ватикану выраженіе сочувствія послѣ его смерти. Въ бесѣдѣ съ однимъ журналистомъ-католикомъ онъ выразилъ радость, что отношенія между католиками и православными смягчились, что папа Іоаннъ XXIII наз­валъ православныхъ уже не «схизматиками», а «отдѣлен­ными братіями». Но если мы братія, сказалъ онъ, то поче­му же «отдѣленные»? Развѣ мы не думаемъ одинаково, развѣ мы не одинаково понимаемъ Слово Божіе? Католики, протестанты, православные — всѣ мы христіане по креще­нію и по вѣрѣ въ Христа-Спасителя. Это наше единство. Преодолѣть наши расхожденія это дѣло богослововъ. Они и работаютъ надъ этимъ. Оставимъ ихъ въ покоѣ. Что касается насъ, будемъ искать практическаго единенія, какъ чада Божіи. Никогда единеніе не было такъ нужно, какъ сей­часъ. Соединимся, иначе мы погибнемъ... Расхожденія между христіанами существовали съ раннихъ апостольскихъ временъ. Но онѣ не должны стоять на пути единенія сей­часъ. Свою волю Господь оставилъ за Собою предъ смертью: «Будьте едины, любите другъ друга». Это должно руково­дить нами, христіанами. Ахъ, какъ то было бы хорошо, если бы мы смогли въ нѣкій день единымъ гласомъ вмѣстѣ чи­тать «Отче нашъ». Гдѣ? Въ Римѣ? Почему нѣтъ? Всѣ во­кругъ престола св. Петра, вокругъ папы, перваго изъ епи­скоповъ. Какъ можемъ мы быть христіанами и быть раздѣленными?»... Когда зашла рѣчь о міровомъ Совѣтѣ Церквей, патріархъ высказался: «Мы надѣемся, что въ свое время всѣ православныя церкви примутъ въ немъ активное участіе». (Католич. журн. «Юбилей», 1961 г.).
[…]
           До послѣдняго времени Римскій католицизмъ стоялъ вдали отъ всякаго экуменизма. Но вотъ и тамъ произошло нѣчто новое и неожиданное: папа Іоаннъ XXIII возглавляя богослуженіе въ храмѣ св. Павла 25 января 1959 г. объявилъ свое рѣшеніе созвать Вселен. Соборъ. Это вызвало большое волненіе какъ въ православномъ, такъ и въ протестантскомъ мірѣ, ибо многіе подумали, что это какой-то добрый сдвигъ въ вѣками закоснѣвшемъ въ своемъ упорномъ латинствѣ па­пизмѣ, что, быть можетъ, это шагъ, направленный къ воз­соединенію папскаго Рима съ Православіемъ. Но уже пер­вая сессія этого Ватиканскаго Собора показала, что это не такъ: что это, прежде всего, не Вселенскій Соборъ, а чисто «католическій соборъ», только называемый римо-католиками «вселенскимъ», какъ и всѣ ихъ бывшіе до того соборы, по­слѣ отпаденія Рима отъ Православія. Но новое дѣйствитель­но тамъ было. Это новое—въ томъ необычномъ для римскаго католицизма либерализмѣ и модернизмѣ, который такъ ярко проявился уже на первой сессіи. Зато горячо привѣтствовалъ созывъ этого собора все тотъ же патр. Аѳинагоръ, пославшій къ папѣ своего представителя въ лицѣ Архіепископа Іакова. Этотъ сенсаціонный визитъ православнаго грече­скаго іерарха къ папѣ состоялся 17 марта 1959 года и былъ особо отмѣченъ міровой прессой, какъ первый послѣ 1600 года. Въ связи съ этимъ патріархъ Аѳинагоръ сдѣлалъ слѣдующее заявленіе представителю прессы: «Сближеніе православной и католической церквей не только возможно, но и необходимо... Мы должны сознавать, православные и католики, что мы — двѣ отрасли одной истинной христі­анской церкви ... Мы должны съ обѣихъ сторонъ подтвер­ждать то общее, что насъ связываетъ: мы имѣемъ общую вѣру, одинаковые догматы, тѣ же самые таинства. Мы — братья, но не раздѣленные братья. Братья всегда братья. Мы братья во Христѣ. Къ сожалѣнію, я лично не знаю Св. Отца Іоанна XXIII... Я питаю къ нему большое уваже­ніе ... Я посылалъ къ нему новаго Архіепископа Америки Іакова и просилъ передать папѣ, что если онъ обѣщаетъ сдѣлать мнѣ отвѣтный визитъ въ Константинополѣ, я тот­часъ же посѣщу его въ Ватиканѣ... Что касается собор­ныхъ плановъ папы, то мы эту иниціативу папы приняли съ удовлетвореніемъ. Вполнѣ возможно намъ возвратиться къ тому положенію, которое было до схизмы, такъ, чтобы папа былъ первымъ среди равныхъ, первымъ изъ пяти ста­рыхъ патріарховъ. Мы оставимъ имъ ихъ «Филіокве» и они оставятъ намъ то, что мы имѣемъ. Мы вѣдь обѣ все же церк­ви непосредственной апостольской традиціи — въ Римѣ были Петръ и Павелъ, у насъ Апостолъ Андрей.»
          Просто трудно повѣрить, чтобы такъ могъ говорить ста­рѣйшій іерархъ Православной Церкви, совершенно игно­рируя всѣ отступленія папскаго Рима отъ истиннаго хри­стіанства !
          Свиданіе патр. Аѳинагора съ папой Іоанномъ XXIII не состоялось, но зато, какъ мы знаемъ, состоялось свиданіе его съ его преемникомъ папой Павломъ VI въ истекшемъ году какъ разъ въ нашъ православный сочельникъ 24 де­кабря 1963 года по ст. ст. въ Святой Землѣ. Патріархъ Аѳи­нагоръ велъ себя, какъ истый экуменистъ: его лобзанія и обниманія съ папою производятъ крайне-непріятное впечатлѣніе, которое усугубляется хитрымъ, типично-іезуит­скимъ выраженіемъ лица въ это время у папы Павла VI. Между прочимъ, папа Павелъ VI въ Виѳлеемѣ произнесъ знаменательную рѣчь, ясно свидѣтельствующую о томъ, что, несмотря на всѣ свои экуменическія проявленія, Ватиканъ остается все же вѣренъ себѣ: папа въ этой рѣчи заявилъ, что «двери у нихъ широко открыты, и каждый желающій можетъ въ нихъ войти». Отсюда ясно, что при всѣхъ усло­віяхъ объединенія, папа все же остается папой. Съ этой точки зрѣнія, лобзаніе патр. Аѳинагора невольно напомина­етъ намъ лобзаніе Іудино — предательство истиннаго Пра­вославія отступникамъ отъ Православія папистамъ. Не слу­чайно, быть можетъ, и произошло оно, для болѣе яркаго напоминанія о предательствѣ Іуды, именно въ Геѳсиман­скомъ саду, какъ объ этомъ сообщала пресса.
            Что будетъ теперь дальше? Объ этомъ страшно и думать. Ни одинъ изъ Восточ. патріарховъ не заявилъ до сихъ поръ сколько-нибудь рѣшительнаго протеста противъ такого пре­дательства Православія, которое явно замышляетъ Перво­іерархъ Православной Церкви. Молчаніе же есть знакъ со­гласія. Вмѣстѣ съ тѣмъ и Московская патріархія, несомнѣн­но по приказу совѣтской власти, тоже пошла по пути сбли­женія съ Ватиканомъ, командировавъ своихъ наблюдате­лей на Ватиканскій Соборъ, даже безъ предварительнаго сговора съ Восточными патріархіями. […]
          Не приближается ли время, когда и за предѣлами Со­вѣтскаго Союза, порабощенной богоборцами несчастной Родины нашей должна будетъ возникнуть катакомбная цер­ковь истинно православныхъ христіанъ, называющихъ себя такъ въ отличіе отъ фальшиваго правосла­вія, измѣнившаго подлинному Православію и только внѣш­нюю оболочку его носящаго?
          А что такое время должно со временемъ наступить, объ этомъ ясно говоритъ, на основаніи ученія древнихъ Отцевъ Церкви о послѣднихъ временахъ, нашъ великій Рос­сійскій святитель Ѳеофанъ, Вышенскій Затворникъ въ сво­емъ замѣчательномъ толкованіи на Второе Посланіе Св. Ап. Павла къ Солунянамъ: «Тогда, хотя имя христіанское бу­детъ слышаться повсюду, и повсюду будутъ видны храмы и чины церковные, но все это — одна видимость, внутри же отступленіе истинное».
          Не наступаетъ ли уже это время?

Архіепископъ Аверкій.
«Православная Русь», №14, 1964 г.


 

Comments