?

Log in

No account? Create an account
Tsar-1998

December 2017

S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31      
Powered by LiveJournal.com
Tsar-1998

Пост согласно Святым Отцам

  Святые Отцы и Пастыри Церкви знали по собственному опыту пользу поста, усердно рекомендовали его своим современникам, следуя Святому Писанию.
Так как предписания Святой Церкви в наше время часто нарушаются, мы предлагаем вниманию некоторые выдержки из писаний Святых Отцов по этому вопросу.

     Св. Василий Великий: Пост создает пророков, укрепляет сильных, пост учит законодателей. Пост – добрый страж души, поддержка плоти, оружие мужественных людей, доспехи аскетов. Он обезоруживает искушения, он поддерживает в благочестии; он спутник умеренности, действующая сила чистоты, в сражении он творит чудеса, он обучает молчанию в мирное время, он просвещает назарянина, он образовывает священника. Без поста невозможно осуществлять чудесного священнодействия.
     Пост предваряет молитву, возносящуюся к небесам, служа ей крылами, поддерживающими её в воздухе. Пост – оружие против легионов демонов, потому что «сей род не исходит только молитвою и постом». Хранители нашей жизни Ангелы более действенны для тех, кто очистил свою душу постом. Пост делает ангелоподобными, сожителями праведных и является училищем чистой жизни. Такова помощь поста для каждого.
      Но в какой степени он определяет нашу общественную жизнь. Скоро в целом городе он успокаивает безумие, утишает крики, прогоняет ссоры, сводит на нет упреки. Если бы каждый делал его своим советником, ничто бы не препятствовало миру во всей вселенной, народы бы не восставали друг на друга, армии бы не вступали в бой.

      Св. Исаак Сирин: Так как начало всех зол это удовлетворение желудка, путь, ведущий к Богу и всем добродетелям проходит через пост. Пост – страж добродетели, начало аскетизма, нимб воздержания, сияние девственности и святости, блеск чистоты, основа христианской жизни, отец молитвы, творец чистоты и мудрости, наставник молчаливого спокойствия, путеводитель к всякой добродетели. Как здоровые глаза обращаются естественно к свету, душа людей соблюдающих пост обращается к молитве. Когда ты будешь поститься, твой дух будет стремиться к Богу и захочет говорить с Ним. Тот, кто приучил свое тело к посту, обращает свой дух к размышлению в глубочайшей тишине, сердце изливается в молитве; нет больше постыдных мыслей; он враг страстей и празднословия. Никто не видел, чтобы тот, кто постится с мудростью, стал рабом страсти, достойной порицания. Поэтому пост – это заповедь, данная нашему естеству от начала.
      Тот, кто не любит пост, ленив ко всякой деятельности, небрежен, слаб душою и враг может победить его. Так как он вступает в бой нагой и безоруженный, очевидно, что он не одержит победу, т.к. его члены не вооружены постом. Тогда как, соблюдающий пост, имеет душу крепкую, готовую противостать противнику, и чуждую дурным страстям. Пост, это всецелый мир тела и души, спокойная жизнь, разумное поведение, жизнь в святости и радость о Господе.

      Начиная от Святых Апостолов, Святая Церковь установила ряд правил о природе и периодах поста, которые каждый православный христианин должен считать путеводителем в деле спасения души, а не полицейскими законами.
       Постный день отмечается принятием немного пищи после девятого часа (15 часов по нашему времени), по совершении службы девятого часа и вечерни. Так как должно не «убивать тело, но страсти, в нем живущие», ясно, что деятельность христиан в условиях современной жизни не позволяет в точности исполнять такой пост. Поэтому можно считать естественным облегчением принятие пищи в обычные часы. Тем не менее важно вкушать только овощи, исключая мясо, рыбу и животные продукты, как яйца и молоко. Строгий пост включает в себя воздержание от растительного масла и вина и, конечно, от других алкогольных напитков.
        Чтобы отметить торжественность некоторых великих праздников, когда они совпадают с периодом поста, допускается послабление, разрешение в некоторых случаях на растительное масло и вино и даже рыбу, а иногда бывает совершенная отмена поста.
       Допускается облегчение поста по причине здоровья. В то же время хорошо поступать так, чтобы, отказавшись от строгого соблюдения поста, не впасть в крайнее потворство себе; надо следовать в этом совету духовного отца.
       Во всяком случае надо помнить, что если предписания Святых Апостолов и Святых Отцов имеют такой строгий характер, то это потому, что пост необходим христианину, чтобы получить спасение.
       Пост по средам и пятницам. Он предписан 69-м каноном Святых Апостолов: Епископ, священник, дьякон, иподьякон, чтец и певчий не постившийся во время Великого поста и в среду и пятницу, должен быть освобожден от своей должности, если это не по причине телесной болезни. Мирянин должен быть отлучен от причастия.
       Эти дни включают в себя строгий пост, т.е. без растительного масла и вина. Однако, послабление имеет место в дни некоторых праздников.
       Частичное послабление – на растительное масло и вино, в случае праздника святых апостол, великого святого, местного святого.
       Частичное послабление – на растительное масло, вино и рыбу в случае праздника Пресвятой Богородицы (Успения, Рождества Богородицы, Введения во храм), день Рождества Иоанна Предтечи (24 июня/ 9 июля) и праздника св. Филиппа (14/ 27 ноября).
        Полное послабление, т.е. отмена поста, - в Господские праздники (Рождество, Крещение, Сретение...), период Святок (от Рождества до Крещенского сочельника), первая неделя триоди (от воскресенья мытаря и фарисея до воскресенья блудного сына), чтобы показать, что наше спасение зависит меньше от наших усилий, чем от божественного милосердия; также пасхальная седмица, которая представляет собой как бы единый день радости, и Троицкая седмица, когда Святой Дух почитается наравне с Христом.

Великий Пост начинается в понедельник после Прощенного Воскресенья, длится шесть недель и продолжается во время Страстной седмицы. От понедельника до пятницы каждой седмицы Великого Поста – пост строгий, ни масла, ни вина, в воскресенье и субботу послабление бывает на растительное масло и вино, такое же послабление в четверг Великого канона св. Андрея Критского. В Лазареву субботу разрешено есть морские гады и на следующий день в Вербное Воскресенье – рыбу. Во время праздника Благовещения, какой бы то не был день в посту, также разрешено есть рыбу. В этот день служат литургию Иоанна Златоуста.

Пост Страстной седмицы - строжайший. Если праздник Благовещения попадает в понедельник, вторник, среду или четверг – послабление касается только растительного масла и вина, если Благовещение попадает на пятницу или субботу, его переносят на день Пасхи. Разрешено употреблять растительное масло и вино в Великий четверг (это обычай облегчения поста, т.к. 29 канон 6-го Вселенского собора и канон собора в Лаодикии предписывают строгий пост). Страстная суббота – единственная суббота в году, когда не вкушают ни масла ни вина.

Петровский пост начинается в понедельник, следующий за воскресеньем Всех Святых (первое воскресенье после Троицы) и кончается на праздник Св. Апостолов Петра и Павла (29 июня/ 12 июля). Продолжительность этого поста зависит от даты Пасхи. Этот пост менее строгий: кроме среды и пятницы, растительное масло можно употреблять всю неделю, в субботу и воскресенье едят рыбу.

Успенский пост касается периода от 1-го до 15 августа (14-27 по новому стилю). Во время его позволено есть растительное масло и вино, как в Петровском посту, с разницей, что в Успенском посту нельзя есть рыбу. Тем не менее в день Преображения Господня едим рыбу.

Рождественский пост начинается 15/28 ноября и кончается накануне Рождества. По степени строгости поста он расположен между Петровским и Успенским. До праздника св. Спиридона Тримифунтского (12/25 декабря) разрешено есть рыбу в субботу и воскресенье; после св. Спиридона разрешено только растительное масло и вино (кроме, конечно, среды и пятницы).


В субботу и воскресенье в какой бы период это не было (кроме Великой субботы) растительное масло и вино разрешены. В субботу по причине дней сотворения мира, т.к. это день отдыха, и в воскресенье – т.к. это день Воскресения Господня, нового или второго Сотворения.

Comments