?

Log in

No account? Create an account
Tsar-1998

November 2017

S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  
Powered by LiveJournal.com
Tsar-1998

День Торжества Православія — праздник единенія в Истинѣ

ЗАПИСЬ СЛОВА АРХІЕПИСКОПА ІОАННА НА БЕСѢДѢ 25.2/10.3/1957 г. въ Парижѣ.

      Сегодня день «Торжества Православія».
      Что такое Православіе?
      Вѣрное, правильное прославленіе и правильное пониманіе Бога.
      Вѣра и пониманіе не ошибочныя, но вѣрныя.
      Стремленіе к правильному прославленію и пониманію Бога было основнымъ въ Православной Церкви. Спорили иногда из-за одной буквы в словѣ, если то мѣняло смысл его: ом — у— сіос или ом — і — усіос, по русски эти слова означают—едино—сущный или подобо—сущный. Здѣсь шел спор не о буквѣ, а об истинѣ, выраженной тѣми словами.
       А что есть Истина? Тот вопрос часто возникает, и имѣет большое значеніе как к нему относятся. Пилат тоже задал тот вопрос Спасителю, но не ожидая отвѣта повернулся и ушел.
      Истина есть то, что дѣйствительно существует само по себѣ, независимо от того признают ли ее люди или отрицают. Отношенія к истинѣ могут мѣняться и то что считалось истиной забывается, люди могут то радоваться истинѣ, то быть к ней равнодушными, как Пилат, но истина существует независимо отъ того.
       Истина есть то, что было, есть и будет.
       На вопрос «что есть истина» отвѣчает Сам Спаситель: «Азм есмь Путь, Истина и Жизнь» и познать Истину — познать Спасителя — есть первая и основная цѣль жизни.
       Истина есть, что вѣчно и подлинно существует.
       «Азм есмь Сый» сущій, говорит Господь Моисею.
       Не было земли и неба, не было времени, а Сущій был.
       И снова придет такое состояніе, что не будет теперешней земли и неба, не будет и времени, а Бог будет.
       Мы живем сейчас отчасти как во снѣ. Во снѣ что то дѣлаем, куда то стремимся, спѣшим, но просыпаемся и нѣт ничего. Так и мы напряженно составляем множество плавов, предположеній, намѣчаем расписаніе жизни и от того почти ничего не осуществляется, как бы ничего не было. Ничего не бывает если на то нѣтъ позволенія или прямого благословенія Божіяго, ибо только Он подлинно Сущій и Его воля есть и ея осуществленіе.
       Познать истинную, вѣчную жизнь, какая была, есть и будет, познать Истину—значит познать Бога.
       Но что значит «познать Бога»?
       Его знал Адам, говорил с Ним лицом к лицу, ощущал Его и Его волю.
       Грѣхопаденіе есть внутренній разрыв с Богом. Разрыв произошел во внутренней жизни Адама: он допустил мысль, что Бог не хочет, чтобы люди стали как боги, скрывает от нихъ ту возможность, боится, что они станут как Он. Адам допустил возможность, что Бог руководится не любовью и святостью, а другими побужденіями. Он усумнился в Богѣ и перестал ощущать Бога и Божію волю и стал руководиться не тѣм, что подлинно есть, не правдой, а ложью. За внутренним разрывом послѣдовало и открытое нарушеніе заповѣди Божіей.
       Кончилась Райская жизнь, райское единеніе человѣка с Богом, райское блаженство. В жизнь вошла ложь.
       И тотчас началось раздѣленіе: Адам сваливает вину на жену и на Самого Бога, давшаго ему жену. Жена на змія и на Бога создавшаго змія.
       Ложью человѣк осквернилъ себя — свой разум, волю и чувство.
       Он знал, что Бог есть, но ощущать Его, Его волю, уже не мог и он становится Богу чуждым. Теперь у него есть сознаніе добра и зла, он научился лгать, чувствует свое отчужденіе от Бога и прячется от Него.
       Человѣк уходит и прячется, но Бог не покидает его и человѣку, с его потемненным сознаніем и чувством, открывает частицу утраченнаго человѣком познанія Истины. Он дает через Моисея Закон Божій — заповѣди Божіи.
       Знать Бога значитъ знать Его волю и сообразовать свою волю съ Его волей, чтобы моя воля была отображеніем Его воли, ибо в том единеніе съ Богом.
       Спаситель пришел на землю, чтобы обновить человѣчество, возстановить его общеніе съ Богам, открыть Его любовь, возвѣстить Его волю, чтобы воля человѣческая была отображеніем воли Божественной.
       Сын Божій пришел как человѣк, показывая любовь къ человѣку.
       Израиль того времени, от частаго общенія с язычниками ощущалъ на себѣ их вліяніе и утратил в значительной степени сознаніе об Истинном Богѣ.
       Спаситель приходит к тому грѣшному Израилю, а в его лицѣ ко всему грѣшному человѣчеству.
       Правильное прославленіе Бога требует не только вѣры в Бога, в Его бытіе, но и правильнаго живого ощущенія Его воли, ибо без того нѣт общенія и близости, нѣт Православія.
        Всѣ праведники, подвижники стремятся именно к этому, к сочетанію своей воли с волей Божественной, стремятся к единенію с Богом.
        О том сочетаніи и единствѣ говорит Геѳсиманская молитва Спасителя: «не Моя воля, но Твоя воля да будет». Спаситель имѣлъ человѣческую волю, и в тот страшный час она говорила «да минуетъ Меня чаша сія», но Свою волю Спаситель подчиняет волѣ Божественной, которая едина у Него и Отца? «не Моя воля, но Твоя да будет».
        Познаніе Бога есть познаніе Его воли. На Тайной вечери Спаситель молит Бога Отца о учениках, а затѣм и об остальном человѣчествѣ «да познают Единаго Истиннаго Бога». То значит сознать и ощущать Его святость и Его волю. Для единства с Богом нужно правильно понимать Его, Его отношеніе к людям и какое отношеніе людей к Себѣ хочет Господь, как нужно понимать Его волю.
       Люди далекіе от вѣры и Церкви сѣтуют на религіозныя дѣленія, говоря — к чему раздѣленія, когда всѣ вѣруют в Единаго Бога?  
       Да! Бог Один, но отношеніе к Нему, пониманіе Его, Его воли, Его отношенія к людям и людей к Нему различны до противоположности.
       Однажды в один город Югославіи пріѣзжал главный раввин и ему была устроена торжественная встрѣча. Мѣстный еврей спросил русскаго Архіепископа был ли он на той встрѣчѣ и услышав отрицательный отвѣт выразил недоумѣніе: «Но почему же? Развѣ Бог не один»? «Да, отвѣчал Архіепископ, но отношеніе к Нему разное — мы кланяемся Богу, а вы Его распинаете».                                                             
       Да! Бог Один, но пониманія Его разныя, и надо чтобы в пониманіе Бога мы не вмѣшивали своих желаній и не искажали Его образа. Язычники тоже имѣли вѣру, но свое представленіе о богах они создавали на основаніи своих стремленій и тѣ боги олицетворяли их склонности, стремленія и страсти и тѣмъ оправдывали послѣднія.
       Магометане тоже вѣруют, но въ суроваго Бога, терпящаго жестокость, и вѣру в него готовы распространять огнем и мечом.
       Господь Іисус Христос раскрывает Троичность Бога и тѣм раскрываетъ иную жизнь, новое начало жизни, новое отношеніе людей къ Богу и между собой. Троичность есть единство множественности въ любви и волѣ. Так раскрывается новое начало жизни — единство в безпредѣльной любви.
       Люди призываются к общенію с Богом, к единенію в любви и волѣ и тѣм призываются к началу божественному в отношеніях между собой, к единству в любви.
       Так живут люди, в которых отражается Божественная воля, призывающая к любви, имѣющей основаніе свое в Святой Троицѣ.
       Превращеніе человѣка в ученика Христова должно быть содержаніем всей жизни человѣка.
       Спасеніе человѣка включается в пріобщеніе Богу. Безсмертная душа человѣка должна познать и полюбить Бога и Божественную жизнь.
       Вѣчная жизнь будущаго вѣка есть продолженіе теперешней жизни и теперь, въ нынѣшней жизни, рѣшается вѣчная судьба человѣка.
       Человѣк призван к блаженству единенія с Богом. Грѣх есть искривленіе жизни и ложь, отклоненіе от призванія: и под вліяніем грѣха человѣк, созданный свободным от смерти и тлѣнія, теперь наслаждается тлѣнным.
        Настанет конец міра, земля и вси дѣла яже не ней сгорят, тогда люди станут перед Богом и на Страшном Судѣ раскроются книги жизни каждаго человѣка, все всѣм откроется и станет ясно каждому чего хочет душа, к чему стремится — к Богу, к Истинѣ, к тому, что вѣчно, было, есть и будет, или к неправдѣ, к тлѣн­ному, в чем нѣт жизни, чего не будет.
       Если душа человѣка стремилась к Богу, она будет безконечно радоваться, что перед ней Истина, Свѣт и Жизнь. Если же отвращалась от Него или ненавидѣла Его и прилѣплялась к тлѣнному, она будет в ожесточеніи, что гибнет то тлѣнное, что она любила, а побѣждает Тот Кого она ненавидѣла.
       Пришествіе Спасителя на землю снова вдохнуло жизнь в человѣчество и вмѣстѣ принесло раздѣленіе: одни полюбили жизнь, другіе тлѣніе.
       Когда кончится земная жизнь, воскреснут люди в новую жизнь уже без способности ко грѣху. Они войдут в новую жизнь блаженства, которую мы только приблизительно можем описать несовершенным языком, словами и представленіями грѣшнаго человѣка.
       Пред людьми откроются свѣт, радость и мир, но войдут в «Радость Господа» тѣ, кто хотѣл той жизни. Нельзя думать, что та жизнь обрадует всѣх — и тѣх, кто всю жизнь сторонился от нея. Нѣт! люди счастливы когда они получают желаемое: если дикаря помѣстить в самыя лучшія условія жизни свѣта, чистоты, тепла, дать ему лучшія одежды и пищу людей культуры, он не вынесет такой жизни и будет стремиться к своей полузвѣриной.
       Не надо думать, что в будущем вѣкѣ будут разныя условія жизни существовать одновременно, как здѣсь на землѣ. Нѣт, это теперешнее раздѣленіе есть слѣдствіе грѣха, а тогда будетъ одна жизнь, ибо Один Бог, а представленіе о возможности там удовлетворять свои земныя пристрастія есть сонное видѣніе ночи грѣховной, исчезающее безслѣдно пред Божественным свѣтом.
       Будет радость или мученіе неудовлетворимаго желанія.
       Увидя Христа враждующій против Него не полюбит Его, ибо не любит добра: если не любит добра теперь, почему думать, что полюбит его в будущей жизни.
       В блаженной жизни будущаго вѣка различаться будутъ праведники только тѣм, кто больше радуется, в ком большее отраженіе Божественнаго Свѣта. Каждый вмѣстит в себя Свѣт Божій и будет наслаждаться, насколько к тому способен.
       Преподобный Серафим, еще живя земной жизнью, сіял Божественным свѣтом, когда говорилъ о славѣ Божіей, настолько он отобразился в нем.
       Мученики умирали радуясь, что душа их уже была в радости Божественнаго Свѣта и та радость побѣждала страданія тѣлесныя.
       Истина сдѣлает людей вѣчно блаженными.
       Но тѣ, кто в земной жизни не признавал единосущія Господа Іисуса Христа с Богом Отцом, поклонятся ли они Ему в радости когда увидят Его въ славѣ?
       Возрадуются ли они Ему в Его побѣдѣ, когда в душѣ их кипит злоба на Него?
       Грѣх не есть нѣчто : грѣх есть отсутствіе Правды Божіей. В одних стремленіе к Богу, в других наоборот оттолкновеніе. Свѣт Божественный откроет духовную сущность всѣх.
       Для спасенія надо знать Бога. Не только вѣровать, что Онъ есть, но надо ощущать Его, Его жизнь, Его волю.
       Правда не есть отвлеченное понятіе, а жизнь и ее надо знать и осуществлять.
Надо не только знать Символ Вѣры, который дает общее міровоззрѣніе, но надо усвоить все, что вытекает из него, из вѣры в Божественную Троицу, Божественную волю и любовь к человѣку, призванному Богом к общенію и спасенію.
       Сегодня день Торжества Православія. Празднк Церкви, Праздник Истины, которая всѣх зовет к единенію.
       Сегодня праздник единенія в Истинѣ, которая была, есть и будет.
       Господь хочет; чтобы была единая жизнь всюду и всегда.
       Нынѣ в сей свѣтлый праздникъ Церкви, Онъ вспоминает всѣх учителей Своих, Патріархов, Святителей, правѣдников и благовѣрных царей, которые защищали Церковь и давали людям свободно жить по Истинѣ и волѣ Божіей.
        Сегодня мы молимся и о себѣ самих, чтобы Господь усилил наши силы и наше стремленіе к Истинѣ и Свѣту.

«Церковный Голосъ», Органъ Западно-Европейской Епархіи Православной Русской Церкви Заграницей, №15, апрель 1957 г.

Comments