?

Log in

No account? Create an account
Tsar-1998

November 2017

S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  
Powered by LiveJournal.com
Tsar-1998

СОВѢТСКАЯ АНТИРЕЛИГІОЗНАЯ ПРОПАГАНДА ПРОТИВЪ ПРАЗДНОВАНІЯ ТЫСЯЧЕЛѢТІЯ КРЕЩЕНІЯ РУСИ – 1984 г.

         Приближающееся тысячелѣтіе крещенія Руси вызываетъ очевидную и серьезную тревогу у совѣтскихъ властей, которые уже болѣе года заняты разработкой контрпропагандистскихъ мѣръ и подготовленіемъ различныхъ мѣропріятій, направлен­ныхъ на то, чтобы не позволить населенію Россіи (вѣрующимъ и невѣрующимъ одинаково) видѣть въ этой годовщинѣ національ­ный и всенародный праздникъ.
         Задачи атеистической пропаганды въ связи съ приближающимся тысячелѣтіемъ введенія христіанства на Руси обсужда­лись на съѣздѣ правленія общества «Знаніе», состоявшемся въ іюнѣ 1983 г. Въ съѣздѣ участвовали такія крупныя фигуры совѣтскаго «идеологическаго фронта», какъ завѣдующіе каѳедрой научнаго атеизма Ленинградскаго и Московскаго университета, директоръ Кіевскаго Межреспубликанскаго филіала Института научнаго атеизма Академіи общественныхъ наукъ при ЦК КПСС, завѣдующій редакціей литературы по научному атеизму издатель­ства политической литературы ЦК КПСС и многіе другіе. Завѣ­дующій каѳедрой научнаго атеизма ленинградскаго педагогичес­каго института Н. Гордіенко въ своемъ докладѣ указалъ на то, что «празднованіе тысячелѣтія ни въ коемъ случаѣ не должно выйти за предѣлы обычнаго церковнаго праздника, а задача атеистической пропаганды — помѣшать тому, чтобы въ народѣ распространилось убѣжденіе въ положительной роли, которую христіанство якобы сыграло во всѣхъ областяхъ развитія и жизни русскаго народа...» «Стремленіе (Церкви) представить это собы­тіе какъ эпохальное и общегражданское должно встрѣтить со стороны пропагандистовъ атеизма аргументированную серьезную критику», — сказалъ онъ далѣе. Тутъ же были сформулированы основные принципы, которыми должны руководствоваться про­пагандисты въ своей «работѣ»:
          1. «Введеніе христіанства на Руси представляло собой лишь идеологическое оформленіе тѣхъ потребностей, которыя сложи­лись въ обществѣ, и часть процесса феодализаціи Древней Руси».
          2. «Процессъ внѣдренія новой религіи продолжался долгіе вѣка, но русскій народъ отнюдь не сталъ «народомъ-богонос­цемъ». Очень важно показывать, что наряду съ новой религіей долгое время сохранялись и старыя религіозныя идеи и представ­ленія, а также что постепенно складывались и развивались тради­ціи свободолюбія, антиклерикализма и атеизма» (Этотъ пунктъ особенно подчеркивается въ инструкціяхъ пропагандистамъ, съ поясненіемъ, что такимъ образомъ они докажутъ своимъ слуша­телямъ естественность и неизбѣжность прихода матеріалистичес­кой идеологіи, которая вытѣснила и замѣнила всѣ остальныя вѣрованія не насильственно, а въ логическомъ развитіи народнаго сознанія. Повидимому совѣтскія власти пытаются такимъ обра­зомъ опровергать то толкованіе исторіи Россіи, согласно которо­му октябрьскій переворотъ былъ искусственно навязанъ странѣ событіемъ, пресѣкшимъ нормальный ходъ ея историчес­каго развитія).
        3.  Пропагандисты должны всячески опровергать «тезисъ русской церковной эмиграціи», согласно которому «у господствующаго въ совѣтскомъ обществѣ матеріалистическаго міровоззрѣ­нія нѣтъ истоковъ и историческихъ предпосылокъ, будто оно чуждо народу и должно быть преодолено».
       4. Надо показать, что «утвержденія клерикаловъ въ эмигра­ціи о томъ, что подготовка къ тысячелѣтію введенія христіанства на Руси сопровождается въ нашей странѣ нѣкимъ религіознымъ возрожденіемъ, не соотвѣтствуетъ дѣйствительности: Православіе встрѣчаетъ свой юбилей въ обстановкѣ глубокаго кризиса».
       Другой докладчикъ тоже говорилъ о кризисѣ Православія и объ его усиліяхъ «преодолѣть этотъ кризисъ путемъ модернизаціи» (которой, конечно, нельзя допускать). Въ частности, онъ сказалъ: «Русская Православная Церковь стремится поддерживать свой престижъ утвержденіемъ о благотворномъ вліяніи нововве­деннаго христіанства на различныя стороны жизни Кіевской Руси. Этому необходимо противопоставлять высказанный Марксомъ принципъ, согласно которому не религія опредѣляетъ историчес­кіе процессы, а наоборотъ, общественные процессы опредѣляютъ религію... Позитивно оцѣниваютъ общественное вліяніе нововве­деннаго христіанства на Руси не только церковники; и въ нѣкото­рыхъ нецерковныхъ публикаціяхъ (въ Совѣтскомъ Союзѣ) можно встрѣтить невѣрную оцѣнку какъ введенія Православія, такъ и его роли въ исторіи Россіи». Въ подтвержденіе этому заявленію докладчикъ привелъ въ примѣръ книгу, опубликован­ную издательствомъ «Совѣтская Россія» подъ названіемъ «Древнерусскія преданія», гдѣ во вступительной статьѣ «нашей молодежи рекомендуется учиться нравственности у православныхъ святыхъ, житія которыхъ характеризуются какъ могучее средство патріотическаго воспитанія». По мнѣнію докладчика, такимъ утвержденіямъ надо давать рѣзкій отпоръ. Пропаган­дисты обязаны подчеркивать, что коммунистическая мораль забо­тится о счастьѣ человѣка на землѣ, въ то время какъ религіозная мораль говоритъ только о «царствѣ небесномъ»; кромѣ того они должны удѣлять большое вниманіе «экстремизму въ Православіи» и напоминать о томъ, что Церковь враждебно встрѣтила револю­цію.
         По словамъ третьяго докладчика, «клерикальная антикоммунистическая пропаганда превратилась нынѣ въ самостоятель­ную отрасль идеологической и психологической войны противъ соціалистическихъ странъ». Слѣдовательно, и контрпропаганда должна имѣть «свою специфику»: она должна отвѣчать на попыт­ки клерикаловъ «отождествлять марксизмъ-ленинизмъ съ вуль­гарной формой матеріализма нигилистическаго атеизма», «дис­кредитировать коммунизмъ путемъ дискредитаціи атеизма», «изо­бражать религію носительницей національной самобытности». Далѣе онъ призвалъ пропагандистовъ атеизма обращать вниманіе на новѣйшія «попытки синтеза науки и религіи», имѣющія цѣлью «создать интеллектуальный варіантъ религіозности, разсчитанный на людей со среднимъ и высшимъ образованіемъ», но и на «тра­диціонныя формы религіи», у которыхъ намѣчается «расширен­ное толкованіе религіи и ея субъективизація», на фактъ, что «множатся различныя варіанты нетрадиціонныхъ формъ религіи». Традиціонныя и нетрадиціонныя формы «наполняются интимно­личностнымъ содержаніемъ», и одновременно совершаются «попытки противопоставить такія концепціи коммунизму, кото­рый якобы игнорируетъ эту сферу жизни человѣка».
        Еще до съѣзда общества «Знаніе» въ Москвѣ состоялся семинаръ, организованный Союзомъ совѣтскихъ журналистовъ, на которомъ обсуждалась роль средствъ массовой информаціи въ «атеистическомъ воспитаніи трудящихся». Рѣчь шла, въ частности, о задачахъ, которыя предстоитъ выполнять радіо и телеви­дѣнію для того, чтобы «разоблачать фальшивки» о значеніи Крещенія Руси. Какъ примѣры такихъ фальшивокъ, которыя подлежатъ разоблаченію, были приведены «утвержденія о выда­ющейся роли Православія въ развитіи Россійской государствен­ности, а также въ развитіи культуры и образованія», «патріоти­ческая роль Церкви во время вражескихъ нашествій».
        Уже сейчасъ можно сказать, что средства массовой информаціи въ Совѣтскомъ Союзѣ непрерывно ставятъ подъ сомнѣніе лояльность Церкви по отношенію къ совѣтскому строю; по всей вѣроятности, эта кампанія является начальнымъ этапомъ готовя­щейся широкой пропагандистской акціи противъ тысячелѣтія Крещенія Руси, однако нѣкоторые обозрѣватели предполагаютъ, что она вызвана и польскими событіями, страхомъ передъ ролью, которую католическая Церковь играла и играетъ въ сосѣдней «соціалистической» странѣ.
       По мѣрѣ того, какъ идетъ время и приближается 1988 годъ, пропагандистская кампанія «противъ прославленія Крещенія Руси» становится все болѣе широкой и замѣтной. О тысячелѣтіи и о томъ, какъ не надо его праздновать, пишутъ газеты, журналы, читаются лекціи, въ частности совѣтскимъ солдатамъ. Непрерывно публикуются въ журналахъ тенденціозныя статьи объ исторіи христіанства въ Россіи. Въ ближайшемъ будущемъ дол­жна появиться серія книгъ подъ общимъ заглавіемъ «Крещеніе Руси глазами русскихъ историковъ»; серія эта будетъ состоять изъ отрывковъ, спеціально подобранныхъ въ произведеніяхъ «прогрессивныхъ» русскихъ историковъ и совѣтскихъ изслѣдова­телей, которые должны доказать въ первую очередь «реакціон­ность Церкви».
     Уже принято рѣшеніе о томъ, что Академія наукъ СССР (институты исторіи, археологіи и всеобщей исторіи) должны включиться въ пропагандистскую кампанію противъ прославленія Крещенія Руси. Члены этихъ институтовъ должны участвовать въ составленіи сборниковъ и очерковъ, а также читать лекціи и доклады, выступать по радіи и телевидѣнію. Всѣ три института вмѣстѣ должны выпустить въ свѣтъ сборникъ подъ заглавіемъ «Православіе въ XX вѣкѣ» и двѣ серіи статей «Общество, Церковь и религія въ феодальной Россіи» и «Церковь и анти­церковныя движенія въ Россіи», а также нѣсколько монографій на тѣ же темы («Русская Мысль», 6 сентября 1984).



"Православная Русь", №19, 1984 г.

Comments