?

Log in

No account? Create an account
Tsar-1998

May 2018

S M T W T F S
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  
Powered by LiveJournal.com
Tsar-1998

Епископ ІОАНН (ШАХОВСКОЙ) и совѣтская дѣйствительность – 1956 г.


            Съ глубокимъ возмущеніемъ прочелъ двѣ статьи Еп. Іоанна Санъ-Францизскаго (Шаховского) подъ названіемъ «Русская церковь въ СССР. (Нов. Русск. Слово отъ 20-го и 21-го Іюня 1956 г.).
           Въ ней столько тумана, софизмовъ, соблазновъ, а мѣстами безсвязныхъ фразъ, что возражать по пунктамъ просто невозможно. Противопоставляю факты.
          «Легальное существованіе церкви въ СССР можно разматривать какъ невѣроятный и не имѣющій прецедента въ исторіи фактъ», — говоритъ Еп. Іоаннъ.
           Какая легализована церковь? Приведу нѣсколько примѣровъ.
           Въ станицѣ Медвѣдовской былъ убитъ партіецъ-активистъ. Прошло много времени. Виновные не были обнаружены. Но спустя пять лѣтъ одна женщина на исповѣди у кладбищенскаго священни­ка сказала, что ее мучитъ совѣсть. Священникъ выспросилъ ее кто были соучастниками убійства, и куда дѣли трупъ. На слѣдующій день всѣ были арестованы, а затѣмъ и разстрѣляны, въ томъ числѣ и женщина. Трупъ былъ извлеченъ изъ засыпаннаго землей колодца.
            Въ виду зимней распутицы въ райнной станицѣ Кореновской образовались залежи почты. На разработку ея были мобилизованы учащіеся. Одинъ изъ нихъ принесъ мнѣ письмо, адресованное районному НКВД. Въ немъ оказался анализъ общественнаго настроенія въ одной изъ крупныхъ станицъ; поименно были указаны на­иболѣе религіозные люди: говѣютъ, прикладываются къ кресту, часто посѣщаютъ церковь. Авторомъ былъ священникъ.
           Умеръ докторъ Федоровъ, бывшій эс-эръ, а затѣмъ комму­нистъ. Жена обрядила его въ новое бѣлье, костюмъ, надѣла новые ботинки, оставила на рукѣ золотое обручальное кольцо и даже вло­жила ему въ жилетъ его любимые золотые часы. Погребенъ онъ былъ на кладбищѣ возлѣ часовни. Ночью онъ былъ выкопанъ, разутъ, раздѣтъ и снова зарытъ.
Священникъ этой часовни бѣжалъ съ красными при ихъ отступленіи во время войны.
           Діаконъ въ ст. Славянской... занимался абортами!..
           Это все случаи не имѣвшіе никогда прецендентовъ въ исторіи церкви!!. Они относятся лишь къ «легализованной» совѣтской церкви...
             Часть священниковъ, не примкнувшихъ къ легализованной церкви, ушла въ подполье; мнѣ извѣ
стны случаи священниковъ-парикмахеровъ, бухгалтеровъ, сапожниковъ, рыбаковъ. Вспоминаю одинъ по­разительный случай: іеромонахъ прожилъ въ коровникѣ подъ по­ломъ 9-лѣтъ!.. Онъ вышелъ на свѣтъ Божій лишь тогда, когда бѣжали съ красными войсками «іерархи» легализованной церкви!
          «Вопреки разсчетамъ коммунистовъ милліоны русскихъ людей молятся, крестятся, служатъ, поютъ въ своихъ храмахъ, звонятъ въ свои колокола, слушаютъ евангельскія поученія, приступаютъ къ покаянію и причастію Св. Христовыхъ Таинъ...» пишетъ Еп. Іо­аннъ.
            Что это правда, или тоже пропаганда ?
             Во-первыхъ, нѣтъ храмовъ: они разрушены или осквернены.
             Мнѣ пришлось видѣть, какъ въ станицѣ Тульской ремонтиро­вали полы въ Народномъ Судѣ деревянными иконами мѣстнаго и сосѣднихъ храмовъ. Чьимъ распоряженіемъ это было сдѣлано, и кто эти плотники, которые загоняли гвозди въ иконы и публично распинали народную вѣру въ зданіи совѣтскаго «правосудія»?
             Не была ли на то цѣна легализаціи церкви?
             На «отремонтированномъ» полу полулежалъ обезсиленный крестьянинъ подъ конвоемъ доставленный на судъ. Судья перешагнулъ черезъ него и вошелъ въ свой кабинетъ. Онъ теперь будетъ шар­кать ногами, бросать окурки и плевать на новый полъ!..
             Въ уцѣлѣвшихъ храмахъ молодежь танцуетъ «польку-бабочку» и поютъ частушки подъ балалайку, или колхозники ссыпаютъ ма­слинку или кукурузу.
            Колоколовъ давнымъ давно нигдѣ нѣтъ: звонить можно лишь въ газетныхъ статьяхъ въ заграничной печати.
            За крещеніе ребенка бухгалтеръ колхоза «Путь Ленина» въ станицѣ Темиргоевской былъ разстрѣлянъ, какъ «врагъ пробравшійся въ колхозъ и разлагавшій его на религіозной почвѣ» ...
          «Слушаютъ евангельскія поученія ...» особенно должно быть счастливы тѣ, кто слушаютъ ихъ изъ устъ гробокопателей или про­сто агентовъ НКВД, или совѣтскихъ пропагандистовъ, вродѣ митрополита Николая, который, по словамъ Еп. Іоанна, впалъ въ ошиб­ку, ведя пропаганду противъ Америки, получивъ фальшивый переводъ американской газетной статьи.
            Не будь «фальшивки», то митрополитъ Николай могъ бы быть другомъ Америки.
          «Божья власть сіяетъ и тайнодѣйствуетъ въ Русской Церкви» — пишетъ Еп. Іоаннъ:
           Да, когда то такъ было въ Русской церкви. Въ совѣтской организаціи сіяетъ совѣтская власть, она же тамъ и тайнодѣйствуетъ !  Не только тайно, но и явно во главѣ съ «па­тріархомъ всея Руси», возносящимъ молитвы за антихристово пра­вительство и лично за тов. Сталина, оберъ-палача Христовой вѣры, прося въ заупокойной молитвѣ съ праведными его сопричесть.
            Церкви «полны народу» по словамъ очевидцевъ. Гдѣ? Въ Мос­квѣ? Не удивительно! Но надо помнить и никогда не забывать, что въ глубинѣ Россіи церквей нѣтъ. Оставлены кое гдѣ кладбищенскія часовни, чтобы люди не закапывали покойниковъ, гдѣ попало.
За попытку открыть церковь, оборудованную подъ ссыпку, ссылаютъ въ концлагери срокомъ на 5 лѣтъ, несмотря на легализацію, купленную цѣной идейнаго предательства. Укажу на при­мѣръ ст. Ханская, гдѣ двое мужчинъ и двѣ женщины были осуждены какъ за «мошенничество» за сборъ подписей для открытія церкви. Кассаціонная инстанція и Верховный Судъ оставили жалобы безъ послѣдствій.
            Въ Москвѣ составъ посѣтилей церкви таковъ:
            1) Обязательны­ми посѣтителями являются группы агентовъ НКВД: мужчинъ, жен­щинъ и молодежи для учета настроеній массъ, оцѣнки активности отдѣльныхъ лицъ, выявленія связи между ними, составленія обо всемъ этомъ сводокъ для начальства. Въ обязанность агентовъ входитъ завязываніе широкаго знакомства среди публики, проникновеніе вглубь различныхъ группъ и слоевъ и активное участіе — для камуфляжа — въ церковной жизни и, конечно, наблюденіе за церковно-служителями.
            Такимъ образомъ, у всѣхъ посѣтителей обшариваются такъ сказать духовные карманы.
            Это отлично знаютъ всѣ. Многіе охотно бесѣдуютъ съ подозрѣваемыми агентами, чтобы засвидѣтельствовать свою лояльность во взглядахъ и такимъ образомъ застраховать себя. То есть ставятъ на всякій случай свѣчку и чорту!
           2) Вторымъ обязательнымъ элементомъ посѣтителей являются агенты Финансоваго Отдѣла, такъ какъ совѣтская церковь является и налоговымъ прессомъ. Они учитываютъ видимые и невидимые доходы прихода, а такъ же удѣльный вѣсъ каждаго прихожанина, такъ какъ въ связи съ этимъ исчисляется налогъ на священнослужителя, доходящій до невѣроятныхъ размѣровъ въ десятки тысячъ рублей. Служители куль­та перекладываютъ этотъ налогъ на прихожанъ: уплатить его еди­нолично невозможно и церковнослужитель превращается въ переда­точное колесо фининспектуры. Такимъ образомъ вторично обшари­ваются карманы прихожанъ. Такъ выглядитъ «безплатная» аренда церкви группой вѣрующихъ.
           Въ сельскихъ мѣстностяхъ священнослужители превращаются кромѣ того и въ заготовителей сельхоз. продуктовъ. Напримѣръ, я видѣлъ окладной листъ одного дьякона, получившаго заданіе на 5.000 яицъ, такъ какъ онъ имѣлъ неосторожность завести десятокъ куръ. Американскія рекордныя несушки даютъ въ годъ 300 шт. яицъ, куры дьякона должны дать 500! То есть онъ долженъ былъ разложить заданіе на прихожанъ.
           3) Большое количество посѣтителей падаетъ на пріѣзжаю­щихъ въ Москву изъ провинціи. Между дѣломъ они заходятъ и сюда: поставить свѣчку, перекреститься на иконы и «вообще по­дсмотрѣть, что дѣлается теперь въ церкви». Они ничѣмъ не связа­ны съ этой церковью, а дома у нихъ давнымъ давно всякая церков­ная жизнь умерла и изъ церковнаго кирпича сдѣланы тротуары. Они довольны, что могутъ помолиться, не вызывая дома насмѣшекъ или какихъ либо непріятныхъ послѣдствій.
           4) Есть, конечно, такіе, которые «понимаютъ и не осуждаютъ патріарха Сергія» за «легализацію» церкви путемъ идейнаго предательства, они не принадлежатъ къ тѣмъ «фанатическимъ зарубеж­нымъ отрицателямъ благодатности современной іерархіи и пастыр­ства Русской Церкви» — выражаясь словами Еп. Іоанна. Они состоятъ главнымъ образомъ изъ числа присныхъ и близкихъ къ совѣтскимъ іерархамъ.
           5) Посѣщаютъ храмы такъ же и тѣ, которые думаютъ, что въ Божіемъ Домѣ, среди освященныхъ иконъ, хоругвей и подъ свода­ми церкви все же витаетъ Духъ Божій. Они не ищутъ и не входятъ ни въ какое общеніе съ іерархіей, они понимаютъ, что совѣтскіе іерархи есть осквернители Церкви. При бѣгствѣ красной арміи во время войны и при открытіи вновь церквей вѣрующіе повсемѣстно требовали освященія храмовъ, гдѣ подвизались бѣжавшіе, какъ ихъ называлъ народъ, «красные попы»...
            Но въ общей массѣ, истинно вѣрующіе давно потеряли всякую духовную связь съ совѣтской церковью, гдѣ «проворачиваютъ свою работу» красные іерархи. Они молятся дома, закрывъ ставни и па­дая на колѣна при свѣтѣ жалкой лампадки.
            Въ Москвѣ 4 милл. жителей, а церквей осталось, можетъ быть, съ десятокъ: это создаетъ впечатлѣніе переполненности церквей.
            Что же въ результатѣ статей Епископа Іоанна нужно признать благодатность красной іерархіи и пожалуй Московскую юрисдикцію вообще? Вѣра и религія въ СССР подорваны, расшатаны и скомпрометированы.
            Когда будетъ разрушена совѣтская тюрьма люди въ Россіи должны будутъ услышать проповѣдь Христову отъ лицъ, не потерявшихъ святости вѣры и чистыхъ сердцемъ. И я увѣренъ, что тогда воскреснетъ, тлѣющая подъ спудомъ истинная православная вѣра и произойдетъ то, что можно назвать вторымъ крещеніемъ Руси.

В.С.
«Православная Русь», №18, 1956 г.

Comments