?

Log in

No account? Create an account
Tsar-1998

April 2018

S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     
Powered by LiveJournal.com
Tsar-1998

О покаянии – II

          Таинство покаяния есть благодатное священнодействие, в коем, после принесения верующим раскаяния в грехах, дается отпущение грехов милостью Божией через посредство пастыря Церкви, согласно обетованию Спасителя: «... приимите Дух Свят: имже отпустите грехи, отпустятся им, и имже держите, держатся» (Иоан. ХХ, 21,23) и «елика аще свяжете на земли, будут связана на небеси и елика разрешите на земли, бубут разрешена на небесех» (Матф. XVIII, 18).

В таинстве покаяния врачуются духовные болезни человека, снимаются нечистоты души. Кающийся вновь присоединяется к Церкви и получает прощение грехов:

Молитва о воссоединении с Церковью такова: Господи Боже спасения рабов твоих, милостиве и щедре и долготерпеливе, каяйся о наших злобах, не хотяй смерти грешника, но еже обратитися, и живу быти ему: сам и ныне умилостивися о рабе твоем .... , и подаждь ему образ покаяния, прощение грехов и отпущение, прощая ему всякое согрешение, вольное же и невольное: примири, и соедини его святей Твоей Церкви, о Христе Иисусе Господе нашем, с нимже Тебе подобает держава и великолепие, ныне и присно, и во веки веков, аминь.

Разрешительная молитва гласит: «Господь и Бог наш Иисус Христос, благодатию и щедротами Своего человеколюбия, да простит ти чадо ....., вся согрешения твоя, и аз недостойный иерей, властию Его мне данною, прощаю и разрешаю тя от всех грехов твоих, во имя Отца и Сына и Святаго Духа, аминь».

Покаяние содержит в себе не только признание своей греховности, но и решимость не грешить. Господь сказал: «не греши больше» (Иоан. V. 14), «иди, и впредь не греши» (Иоан. VIII, 11)  

Вседушевное, сердечное, как и мысленное отвержение своих прегрешений необходимо для того, чтобы действенность этого таинства простиралась не только на снятие грехов, но чтобы в раскрытую душу входило благодатное врачевство, недопускающее, чтобы душа снова погрузилась в грех.

Итак, отпущение грехов есть акт милосердия Божьего для духовной пользы человека, «на созидание, а не на разорение» (2 Кор. Х, 8); так «радость будет на небеси о единем грешнице кающемся, нежели о девятидесятих и девяти праведник, иже не требуют покаяния» (Лук. XV, 7).

В древней Церкви существовал также чин общественного покаяния для не устоявших в вере во время гонений. Кающиеся разделялись на четыре класса: а) «плачущих», которые не имели права присутствовать при общественном богослужении, которые с плачем просили входивших в храм молится о них; б) «слушающих», которым дозволялось находиться в притворе храма до окончания литургии оглашенных; в) «коленнопреклоненных», входивших с самый храм, но также не участвующих в литургии верных; и г) «купностоящих», которые стояли вместе с верными в продолжении всей литургии, но не могли причащаться Святых Таин.

В Ветхом Завете описано знаменательное событие: всенародное покаяние, предложенное жителям древней Ниневии. Господь сказал Ионе: «встань, иди в Ниневию – город великий и проповедуй в нем, ибо злодеяния его дошли до Меня» (Ион. I, 1). Ионе не хотелось исполнить задание Божие, и он сел на корабль, идущий в противоположную сторону. После приключения в море он очутился в чреве кита и, после трех дней был им выброшен у берега Ниневии. Господь опять повелел Ионе предупредить жителей Ниневии о грозящей им каре Божией за их безнравственную жизнь.

«И встал Иона и пошел в Ниневию по слову Господню... И начал Иона ходить по городу, сколько можно пройти в один день, и проповедовал, говоря: «еще сорок дней, - и Ниневия будет разрушена!» И поверили Ниневитяне Богу: и объявили пост и оделись во вретища, от большого из них до малого. Это слово дошло до царя Ниневии, - и он встал с престола своего и снял с себя царское облачение свое, и оделся во вретище и сел на пепле, и повелел провозгласить и сказать в Ниневии от имени царя и вельмож его, «чтобы ни люди, ни скот, ни волы, ни овцы ничего не ели, ни ходили на пастбище, и воды не пили, и чтобы покрыты были вретищем люди и скот и крепко вопияли к Богу, и чтобы каждый обратился от злого пути своего и от насилия рук своих. Кто знает, может быть, еще Бог умилосердится и отвратит от нас пылающий гнев Свой, и мы не погибнем». И увидел Бог дела их, что они обратились от злого пути своего, и пожалел Бог о бедствии, о котором сказал, что наведет на них, и не навел» (Ион. III, 2-10).  

Русские люди всенародно пламенно обращались к Господу Богу в молитве и посте, множество раз в истории русского народа, и на стены города выходили они со святыми иконами Божией Матери, вознося свои надежды к Всевышнему да избавит Он народ Свой от лютого врага. 

После тысячи лет благодеяний Божиих, обильно излиянных на землю русскую, в кажущемся благосостоянии русский народ перестал возлагать все свои надежды на Бога, и, потеряв присущую вере бдительность и различие духов, он стал жертвой хитростных обольстителей, насадителей духа человекоугодия, самолюбия и земного счастья.

В конце 19-го века о. Иоанн Кронштадский дал такую характеристику положению в России:

«Тем именно страдает ныне русское общество, что в нем нет веры во Христа, нет твердости веры и убеждений христианских, что оно помешано на всяких "свободах", превратно понятых, творит всякие несуразности, нелепости, и гоняется за новомодным образом правления, к которому оно совершенно неспособно, по своей разнородности и разноверности и взаимной враждебности.

Вера Слову Божию исчезла и заменена верою в разум человеческий; печать в большинстве изолгалась - для нее не стало ничего святого и досточтимого; не стало повиновения детей родителям, учащихся - учащим и самих учащих - подлежащим властям; браки поруганы; семейная жизнь разлагается; твердой политики не стало, всякий политиканствует, - ученики и учителя в большинстве побросали свои настоящие дела и судят о политике; все желают автономии; едва не всякий ребенок мнит быть автономом... Не стало у интеллигенции любви к Родине, и они готовы продать ее инородцам, как Иуда предал Христа злым книжникам и фарисеям; нравов христианских нет, всюду безнравственность; настал, в прямую противоположность Евангелию, культ природы, культ страстей плотских, полное неудержимое распутство с пьянством, расхищение и воровство казенных и частных банков и почтовых учреждений, и враги России готовят разложение государства».

О. Иоанн предупреждал как пророк Божий:

«Царство Русское колеблется, шатается, близко к падению». Если в России так пойдут дела, и безбожники и анархисты-безумцы не будут подвержены праведной каре закона, и если Россия не очистится от множества плевел, то она опустеет, как древние царства и города, стертые правосудием Божиим с лица земли за свое безбожие и за свои беззакония».

Страшно для будущего не только России, но и всего человечества становится его видение:

«Тайна беззакония уже в действии, только не совершится до тех пор, пока будет взят от среды удерживающий теперь (Самодержец, удаления которого домогается известная публика) - и тогда откроется беззаконник (антихрист), которого Господь Иисус убиет духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего - того, которого пришествие, по действу сатаны, будет со всякой силою, и знамениями, и чудесами ложными, и со всяким неправедным обольщением погибающих за то, что они не приняли любви истины (слышите - за что?) для своего спасения. И за сие (слышите?) пошлет им Бог действие заблуждения, так что они будут верить лжи, да будут осуждены все, неверовавшие Истине (Евангелия и Церкви), но возлюбившие неправду»...

Но все же пророк Божий еще увещевает свой народ, как некогда Иона жителей нечестивой Ниневии: «Научись, Россия, веровать в правящего судьбами мира Бога-Вседержителя и учись у твоих святых предков вере, мудрости и мужеству... Господь вверил нам русским великий спасительный талант православной веры... Восстань же русский человек!... Кто вас научил непокорности и мятежам бессмысленным, коих не было прежде в России... Перестаньте безумствовать! Довольно пить горькую, полную яда чащу - и вам и России».

Последующие события кровавой русской революции и торжество безбожного человеконенавистнического большевизма показали, насколько не был услышан русским народом о. Иоанн, современный Иона.

Разженное человеконенавистничество явило миллионы жертв, поглощая, как страшный дракон, детей, матерей, стариков, священников, епископов, и Богом данного Главу народа - Царя.

Цареубийством завершилось отступление русского народа от веры православной, веры своих предков.

Многие современные люди, взглядывая в эпоху цареубийства и уничтожения русского народа, не допускают понятия об общей ответственности в совершенном злодеянии. Они считают, что не только они, но и их отцы не причастны к нему. 

Им можно напомнить, что в любом гражданском праве существует понятие о косвенной виновности : вине в соучастии в убийстве или в уклонении от оказания помощи лицу, находящемуся в смертельной опасности. Если отнестись к этому вопросу добросовестно – напомним, что происходил широкомасштабный геноцид народа – не многие смогут считать своих отцов и себя ни в чём не виновными.

Тем паче, если вспомнить, что наш народ был некогда единым, целым, имел цель одну. Только так он смог устоять и побороть нашествие иноплеменников и освободиться от угнетающего татарского и польского ига.

Желая закабалить народ большевики раздробили общество на враждующие между собой единицы. В спаянном обществе верою и долгом перед своим отечеством, каждый член являлся звеном целого. Если, после советской атомизации, люди теперь не соединятся как звенья в одно целое, то болезнь общества не уврачуется и былое цельное общество не восстановится. Теперь каждому видней – каков его выбор, быть или не быть ему членом своего народа? Если да, то все за всех должны ручаться и нести общую ответственность. Тогда покаяние каждого вольется в русло общего покаяния и уврачуется болезнь целого народа и народ восстановится.

(Составил прот. В. Жуков – ноябрь 2008 г.)

Comments