?

Log in

No account? Create an account
Tsar-1998

УКРАИНСКАЯ АВТОКЕФАЛЬНАЯ ЦЕРКОВЬ - Липковщина или «самосвятство» - Часть ІV

Часть I: http://pisma08.livejournal.com/371161.html
Часть ІІ: http://pisma08.livejournal.com/371246.html
Часть ІІІ: http://pisma08.livejournal.com/371457.html


IV. Украинскіе автокефалисты на эмиграціи въ Германіи.

Отступленіе Германской арміи изъ Россіи уже съ началомъ 1944 г. заставило украинскую автокефальную іерархію съ частью духовенства и украинскихъ партизанъ бѣжать на Западъ.

По дорогѣ автокефальная іерархія ин-корпоре задержалась въ Варшавѣ и здѣсь, какъ дѣтище митропол. Діонисія, была принята имъ и размѣщена въ митрополитальныхъ зданіяхъ. Краткое пребываніе ея въ Варшавѣ отмѣчено можетъ быть тремя событіями:

1. Въ недѣлю Ваій 1944 г. украинская автокефальная іерархія торжественно преподнесла митрополиту Діонисію (Валединскому) титулъ «патріарха всея Украины» за его вѣрность украинской церкви к народу. Врученіе патріаршей грамоты происходило въ покояхъ митрополичьяго дома. Новопоставленный «патріархъ» Діонисій принялъ эту граммоту и на украинскомъ языкѣ прочелъ заранѣе приго­товленное слово благодарности оцѣнившей его труды іерархіи. Толь­ко два епископа изъ автокефальной іерархіи написали противъ этого титула протестъ, выставляя совершенно резонно тотъ аргументъ, что Томасъ Константинопольскаго Патріарха отъ 1924 г. не даетъ право митрополиту Варшавскому вмѣшиваться въ жизнь украинской церкви, а послѣдней раздавать титулы «патріарха». Правда, на Украинѣ эти два епископа не протестовали по поводу вмѣшательства митр. Діонисія въ церковную жизнь Украины. Не смотря на позднѣйшій запретъ Германской власти пользоваться митроп. Діонисію титуломъ «патріарха всея Украины», его имя съ титуломъ «патріарха всея Украины» упоминалось за богослуженіемъ въ украинскихъ автокефальныхъ церквахъ до половины января 1945 г. (напримѣръ въ Сосновцахъ).

2. Нѣкоторые изъ епископовъ этой іерархіи, размѣщенныхъ въ корпусѣ, въ которомъ помѣщался интернатъ для воспитанниковъ Духовной семинаріи, завели ежедневныя попойки съ оргіями на глазахъ молодыхъ семинаристовъ.

Для богослуженія митрополитъ Діонисій уступилъ свой соборъ украинской автокефальной іерархіи и неоднократно съ ними сослужилъ. Равно съ ними сослужили и другіе іерархи Ген.-Губернаторства: архіеп. Илларіонъ (Огіенко), находящійся нынѣ въ Канадѣ, и архіеп. Палладій (Видибида-Руденко), нынѣ проживающій въ лагерѣ ДП въ Регенсбургѣ. Когда одинъ изъ епископовъ Автономной Украинской іерархіи спросилъ арх. Илларіона, почему онъ сослужилъ съ неблаго­датными автокефальными епископами, то архіеп. Илларіонъ отвѣтилъ: — «Это наступило противъ моего желанія, это было насиліе надъ моей личностью»

3. По случаю двухлѣтія существованія «новоавтокефальной украинской православной церкви» ея іерархія рѣшила отпраздновать юби­лей. Празднованіе юбилея происходило въ залѣ митрополичьяго дома съ согласія митроп. Діонисія. На торжество были приглашены митроп. Діонисій и архіеп. Палладій, проживавшій въ Варшавѣ.

Длинной столъ, за который сѣли іерархи, былъ уставленъ блюдами, наполненными нарѣзаннымъ Волынскимъ саломъ, привезеннымъ митроп. Поликарпомъ, и нѣсколькими бутылками Варшавскаго «бимбра» (названіе самогонки въ Варшавѣ).

Предсѣдательское мѣсто за столомъ занялъ митроп. Діонисій, отъ него по правой сторонѣ сѣлъ митроп. Поликарпъ, а по лѣвой — архіеп. Палладій, далѣе разсѣлись по старшинству чина. Первый тостъ поднялъ митр. Подикарпъ за здравіе митроп. Діонисія, но послѣдній перебилъ, говоря, что «сейчасъ юбилей украинской автокефаліи и пьемъ за здравіе митроп. Поликарпа». На десятомъ тостѣ опять всталъ митроп. Поликарпъ съ полной рюмкой въ рукахъ и провозгласилъ за здравіе митроп. Діонисія, а его тостъ продолжалъ вставшій архіеп.   Палладій, который сказалъ: — «Прекрасно, что вы отдаете должное митроп. Діонисію, который по своей доброй волѣ далъ вамъ возможность создать «украинскую автокефальную церковь», но она не за­кончена и посему совѣтую всѣмъ вамъ броситься ему въ ноги здѣсь и просить написать Вселенскому патріарху о признаніи и оформленіи этой автокефаліи». При этихъ словахъ арх. Палладія митр. Діонисій давалъ понять оратору прекратить эту рѣчь, но арх. Палладій дого­ворилъ до конца. Митр. Діонисій сталъ убѣждать митр. Поликарпа, что это лишнее и митр. Поликарпъ со своими іерархами согласились. Когда арх. Палладій не нашелъ поддержки своимъ мыслямъ ни въ одномъ іерархѣ, то оставилъ юбилейное торжество и вышелъ изъ зала. На вопросъ, какая причина заставила его оставить торжество, архіеп. Палладій тогда же отвѣтилъ: — «я убѣдился, что попалъ въ среду ограниченныхъ и недальновидныхъ іерарховъ, лишенныхъ чув­ства отвѣтственности передъ исторіей Церкви и своего народа, кото­рому, казалось бы, они созданы служить».

Приближеніе фронта къ Варшавѣ лѣтомъ 1944 г. заставило автокефальную украинскую іерархію эмигрировать въ г. Бреславль въ Германіи. Во время переѣзда, подъ Марбургомъ въ жизненой практикѣ ея произошелъ случай характеризующій нравственный уровень этихъ епископовъ. Въ одной изъ бесѣдъ между собою въ вагонѣ епи­скопъ Сергій Охотенко (нынѣ въ Констанцѣ) имѣлъ неосторожность критически высказаться о церковной дѣятельности Липковскаго. Еще не успѣлъ онъ окончить своихъ сужденій по адресу «апостола украин­ской автокефаліи», какъ на него набросились его собратья-епископы Игорь и Григорій, примѣнившіе къ нему своеобразный боксъ. Въ вагонѣ поднялся крикъ и возня, а въ воздухѣ площадныя возгласы. Епископъ Сергій былъ побѣжденъ и на станціи выброшенъ въ изо­рванной рясѣ изъ вагона. За злословіе на «украинскаго апостола» Липковскаго еп. Сергій былъ запрещенъ въ священнослуженіи и исключенъ изъ сонма іерархіи митрополитомъ[1] Поликарпомъ (по­слѣ войны еп. Сергій опять находится въ сонмѣ породившей его во епископы іерархіи).

Попавъ при Гитлерѣ на территорію Германіи, украинская автокефальная іерархія задумала выслужиться передъ руководителями государства и получить въ духовное окормленіе православныхъ ра­бочихъ по лагерямъ. Съ этой цѣлью ихъ епископъ Мстиславъ (Скрыпникъ), отъ августа находящійся въ Канадѣ, отъ имени своей іерархіи послалъ поздравительную телеграмму съ Новымъ годомъ 1945 на имя Гимлера и получилъ отъ него отвѣтное поздравленіе, о чемъ рекламировалось въ издаваемой въ Берлинѣ украинской газетѣ.

Вскорѣ епископъ Мстиславъ получилъ назначеніе отъ Гимлера духов­но окормлять православныхъ рабочихъ по лагерямъ во всемъ «Судетенляндѣ». Однако скоро развернувшіяся дальнѣйшія военныя дѣй­ствія не дали ему возможности приступить къ своимъ обязанностямъ.

По окончаніи войны православные іерархи съ востока и украинскіе автокефальные епископы оказались на территоріи оккупированной Германіи въ Американской зонѣ. Согласно канонамъ епископы Укра­инской Автономной Церкви и іерархи Бѣлорусской Церкви вошли въ составъ іерархіи Русской Православной Церкви Зарубежомъ. Изъ Бѣлорусской іерархіи исключеніе составилъ епископъ Павелъ (Мелетьевъ), до того перешедшій въ римо-католическую вѣру, въ на­деждѣ получить отъ руководителей ея защиту въ случаѣ вывоза си­лой въ Совѣтскій Союзъ. Но украинская автокефальная іерархія рѣ­шила устраивать на территоріи чужой епархіи свою собственную, и дальше себя называть «православной».

Созданныя УНРРА лагерныя условія для ДП благопріятствовали украинскимъ автокефалистамъ въ развитіи дѣятельности и укрѣпленія ихъ вліянія. Эти условія благопріятствовали бендеровцамъ къ захвату власти и руководства по лагерямъ съ украинскимъ большин­ствомъ. Гдѣ правленіе лагеремъ попало въ руки галичанъ-бендеровцевъ, тамъ поддерживается украинское автокефальное духовенство, а другое изгоняется или просто въ лагерь не допускается. Православ­ные боялись выступать противъ автокефалистовъ изъ-за широкихъ уполномочій лагернаго начальства, получившаго право отъ УНРРА выдавать недовольный или деструктивный элементъ и онъ будетъ отосланъ на родину. Боясь выдачи большевикамъ, православные си­дѣли тихо въ лагеряхъ, перенося всѣ издѣвательства отъ бендеровскихъ галичанъ, и такимъ образомъ въ настоящее время въ эвиденціи украинской автокефальной церкви числится много вѣрныхъ, кото­рые при настоящихъ условіяхъ въ лагеряхъ не могутъ уйти изъ-подъ опеки украинскихъ политическихъ и церковныхъ круговъ, ожидая момента освобожденія отъ духовного и матеріальнаго террора, кото­рый можетъ наступить съ момента вывоза на работы за океанъ.

Бендеровцы остались не менѣе энергичными въ украинскихъ лагеряхъ ДП въ Американской зонѣ. Ихъ политическій центръ далѣе продолжаетъ создавать «независимую Украину», конечно, фиктивную, но для этой цѣли не пренебрегаетъ никакими средствами. О жизни ДП-ста въ лагеряхъ съ бендеровскими руководителями лагеря могутъ говорить тѣ, кто самъ на себѣ это испыталъ и почувствовалъ. Мно­гіе твердятъ, что лагерное правленіе бендеровцевъ воплощаетъ въ себѣ худшей изъ большевизма и расизма. Можно было встрѣтить по украинскимъ лагерямъ, что за неисполненіе приказаній бендеровцевъ, за чтеніе неукраинскихъ газетъ, за разговоръ на другомъ языкѣ, за свободныя мысли — сажали въ подвалы и подвергали пыткамъ и избіеніямъ. А далѣе выбрасывали изъ лагеря, какъ «деструктивный большевицкій элементъ». Бендеровскій центръ съ другими украински­ми политическими руководителями обязалъ всѣхъ украинцевъ по всѣмъ лагерямъ взносить «національную подать», которую собираютъ на неизвѣстныя цѣли. Неплатящій этого податка осуждается, какъ измѣнникъ своего народа и подвергается репрессіямъ. Уніаты-галичане по лагерямъ, исполняя приказанія руководителей, всѣми мѣрами аги­тируютъ среди православныхъ о пользѣ украинской автокефаліи для украинскаго дѣла. Одновременно въ томъ же лагерѣ это не мѣшаетъ уніатскому духовенству за богослуженіемъ называть православныхъ и евреевъ «своимъ врагомъ № 1». По всему видно, что галичане-уніаты поддерживаютъ украинскихъ автокефалистовъ съ цѣлью развала Пра­вославія. До сего времени бендеровскіе круги вліяютъ на жизнь авто­кефальной украинской церкви. Въ уніатскихъ церковныхъ журналахъ, помѣщались статьи о дальнѣйшей судьбѣ «украинской автокефальной церкви». Въ статьяхъ высказывалась мысль, что эта церковь стоитъ на распутьи: 1) одинъ путь склоняетъ въ римо-католичество, а другой въ реформаторство, на которомъ сейчасъ и находятся украинскіе автокефалисты.

Не взирая на лагерныя притѣсненія, даже среди православныхъ автокефалистовъ, все чаще стали говорить, почему они оторваны отъ Вселенской Православной Церкви. Чтобы успокоить умы на­селенія автокефальная украинская іерархія широко оповѣстила въ украинскихъ газетахъ о своихъ посланіяхъ къ Вселенскимъ Православнымъ Патріархамъ и въ Св. Сѵнодъ Православной Русской Цер­кви Зарубежомъ о принятіи ихъ церкви въ молитвенное общеніе. По­лученный отвѣтъ отъ упомянутаго Св. Сѵнода не удовлетворилъ ихъ и они не согласились на предложеніе: Св. Сѵнодъ согласенъ принять въ молитвенное общеніе персонально каждаго ихъ іерарха отдѣль­но, если хѵротонія его соотвѣтствовала требованіямъ каноновъ Церкви и была совершена по Канонамъ. Но, украинская автокефальная іерар­хія отвѣтила, что её не интересуетъ утвержденіе благодатности каж­даго изъ нихъ, а имъ важно только имѣть молитвенное общеніе. Пока этотъ вопросъ остается еще не законченнымъ.

Автокефальный епископъ Геннадій Шиприкевичъ, проживая въ Констанцѣ въ 1945 г. подалъ заявленіе мѣстному римо-католическому епископу, какъ возглавитель «украинской автокефальной православ­ной церкви», о принятіи его вмѣстѣ съ другими епископами въ лоно римо-католической церкви. Заявленіе было подписано имъ и еписко­помъ Сергіемъ Охотенко. Въ результатѣ еп. Геннадій получилъ отъ мѣстнаго римо-католическаго епископа сопроводительную бумагу ко всѣмъ римо-католическимъ епископамъ Швейцаріи и Сѣверной Италіи, въ которомъ обозначалось о желаніи еп. Геннадія изъ «украин­ской автокефальной православной церкви», соединиться со Вселенской Римской церковью и просилось содѣйствовать ему по пути въ Римъ. Но выѣхавшій изъ Констанца еп Геннадій по направленію въ Римъ, черезъ нѣкоторое время оказался въ Англійской зонѣ при митроп. Поликарпѣ, а въ настоящее время находится въ лагерѣ для ДП на Ляймѣ въ Мюнхенѣ и среди украинцевъ проповѣдуетъ усиленно о преимуществахъ Римской церкви и ея идеи единства.

Въ августѣ мѣсяцѣ 1947 г. въ украинской автокефальной цер­кви произошелъ расколъ. Въ Ашеффенбургѣ (Баварія) состоялся соборъ старыхъ липковцевъ, которыхъ возглавилъ епископъ Григо­рій Огійчукъ изъ сонма «украинской автокефальной православной церкви» съ участіемъ нѣсколькихъ священниковъ и мірянъ (около 60 человѣкъ). На соборѣ этомъ было постановлено возвратиться къ старой идеи Липковскаго — «соборноправности» и осуждалась іерархія современной «УАПЦ» въ Германіи за непризнаніе благодатности на архіеп. Іоаннѣ Теодоровичѣ, находящимся въ Америкѣ. Въ отвѣтъ на это былъ созванъ немедленно въ Ашеффенбургѣ лжесоборъ епи­скоповъ «автокефальной украинской церкви» подъ предсѣдатель­ствомъ митроп. Поликарпа, на которомъ постановили: еп. Григорія вмѣстѣ съ духовенствомъ лишить сана, а мірянъ исключить изъ списка своей церкви.

Украинская автокефальная іерархія делегировала въ Канаду епископа Мстислава Скрипника, какъ будто для переговоровъ съ архіеп. Іоанномъ Теодоровичемъ, чтобы онъ согласился на перерукоположеніе и такимъ образомъ сталъ благодатнымъ епископомъ. По другимъ свѣдѣніямъ, епископъ Мстиславъ повезъ отъ своей іерархіи ему титулъ — митрополита. Нужно замѣтить, что передъ отъѣздомъ въ Канаду епископъ Мстиславъ на засѣданіяхъ собора епископовъ усиленно и упорно агитировалъ признать архіепископа Іоанна Тео­доровича своимъ іерархомъ въ сущемъ санѣ. Кромѣ того, утвер­ждаютъ, что епископъ Мстиславъ получилъ отъ архіепископа Іоанна Теодоровича письмо, въ которомъ тотъ предложилъ ему ввиду своихъ преклонныхъ лѣтъ стать преемникомъ въ Канадѣ, куда и поспѣшилъ епископъ Мстиславъ Скрипникъ.                                                                                            -

Это все по слухамъ. Въ дѣйствительности же происходитъ нѣ­что другое, заслуживающее особаго вниманія.

Извѣстно, что уже въ 1932 году «архіепископъ» Іоаннъ Теодоровичъ убѣдился самъ въ ложности своихъ утвержденій о «благодатности УАПЦ іерархіи», изложенныхъ имъ въ посвященной этому во­просу книгѣ, составленной еще въ 1922 т. въ Винницѣ. Это заставило его обратиться въ Варшаву къ митроп. Діонисію за содѣйствіемъ передъ Константинопольскимъ патріархомъ въ дѣлѣ рукоположенія его Теодоровича въ Константинополѣ и назначенія на ту же епархію въ Америкѣ, которой онъ все время правитъ. Въ 1934 г. митроп. Діонисій сообщилъ «архіеп.» Іоанну Теодоровичу о томъ, что Константинополь­скій патріархъ выразилъ согласіе на его хѵротонію съ предоставле­ніемъ совершить ее Американскимъ епископамъ юрисдикціи Константинопольской патріархіи, тѣмъ освободивъ «архіеп.» Іоанна Теодоро­вича отъ дальняго путешествія въ Европу. Чуть по истеченіи 4 мѣся­цевъ «архіеп.» Іоаннъ Теодоровичъ, отвѣчая митроп. Діонисію, со­общилъ, что по независящимъ отъ него причинамъ онъ не можетъ принять хѵротоніи. Далѣе онъ пояснилъ, что соборъ его церкви, почивающій на «соборноправности» во главѣ съ Савчукомъ воспроти­вился его рукоположенію. На этомъ соборѣ «архіеп.» Іоанну Теодо­ровичу былъ поставленъ прямой вопросъ: — «Значитъ вы насъ до сего времени обманывали, говоря, что вы благодатный архіерей?» Это и заставило «архіеп.» Іоанна Теодоровича отказаться отъ мысли принять благодать епископа Вселенской Православной Церкви.

Украинская автокефальная іерархія въ Германіи во Главѣ съ митроп. Поликарпомъ задалась цѣлью проникнуть въ Канаду, и они рѣшили использовать «архіеп.» Іоанна Теодоровича. Послѣдній въ «своихъ письмахъ къ митрополиту Поликарпу неоднократно просилъ не высылать къ нему епископа изъ-за неблагопріятныхъ настроеній среди его паствы. Нужно сказать, что паства «архіеп.» Іоанна Теодоро­вича во время послѣдней войны стала просовѣтской подъ вліяніемъ агитаціи американской прессы о геройствахъ совѣтской арміи. Благодаря этому чувству, они стали сторонниками «соборноправности» и другихъ нововведеній въ церковной жизни, возникшихъ отъ начала существованія совѣтской власти. Эти настроенія паствы въ Канадѣ извѣстны «украинской автокефальной іерархіи» не въ меньшей мѣрѣ, чѣмъ самому «архіеп.» Іоанну Теодоровичу, и, видимо, она рѣшила использовать ихъ для своихъ цѣлей. На просьбы «архіеп.» Іоанна Теодоровича не обратила вниманія, и въ августѣ 1947 года делегировала въ Канаду своего епископа-ударника Мстислава Скрипника, который въ томъ же мѣсяцѣ черезъ Нью-Іоркъ на аэропланѣ прибылъ въ Канаду[2]. Епископу-ударнику вмѣнялось въ обязанность ближе познакомиться съ паствой «архіеп.» Іоанна Теодоровича и ея руководителями и при случаѣ стать ихъ епископомъ.

На мѣстѣ епископъ Мстиславъ Скрипникъ выяснилъ, что дѣйствительно церковные руководители «архіеп.» Іоанна Теодоровича противъ хѵротоніи своего «архипастыря», состоявшаго у нихъ на этомъ посту пару десятковъ лѣтъ. Еп. Мстиславъ ближе познакомился съ ними, узналъ пожеланія ихъ и паствы, настроенія въ епархіи и тогда рѣшился на авантюру. По его совѣту былъ созванъ соборъ придер­живающійся «соборноправности», который возглавлялъ нѣкій Санчукъ, старый дѣятель въ епархіи «арх.» Іоанна Теодоровича. Савчукъ съ единомышленниками спросили на соборѣ епископа Мстислава Скрыпника: — «какой онъ вѣры и кого исповѣдуетъ?» Епископъ Мстиславъ Скрыпникъ отвѣчалъ: «Исповѣдаю каноны и ученіе украинскаго автокефальнаго православнаго собора въ Кіевѣ отъ 1-го октября 1921 г. и клянусь руководиться ими въ своей архипастырской дѣятельности». Представителямъ и всѣмъ присутствовавшимъ на соборѣ понравилась откровенность новаго епископа, оказавшагося однихъ взглядовъ съ ними, признающаго введенныя совѣтской вла­стью церковныя новаторства, и соборъ единогласно избралъ еписк. Мстислава Скрыпника своимъ епископомъ, передавъ ему духовное окормленіе своей епархіи и епархіальныя дѣла своей «липковской церкви» въ Канадѣ.

Послѣднее событіе не смутило «архіеп» Іоанна Теодоровича и онъ твердо рѣшилъ теперь принять хѵротонію отъ епископовъ Константинопольскаго патріарха въ Америкѣ и въ этомъ направленіи пришли къ соглашенію. Такимъ образомъ апостолъ «липковщины» на Американскомъ материкѣ рѣшилъ ее бросить, какъ неправосланую, и съ малымъ количествомъ вѣрныхъ изъ своей бывшей епархіи принялся создавать новую епархію, но православную.

Нужно замѣтить, что «украинская автокефальная іерархія» предпринимаетъ всѣ шаги къ выѣзду за океанъ и обращается ко всѣмъ представителямъ пріѣзжающимъ въ Европу. Эта іерархія представляетъ себя всѣмъ, какъ «единственная истинная православная іерархія» въ Европѣ, заслуживающая содѣйствія. Для убѣдительности своихъ ходатайствъ она приводитъ большія цифры своей паствы по лагерямъ, завербованной при помощи бендеровскаго террора.

С. Раневскій
Декабрь 1947 года.
Европа.



[1] Титулъ “митрополита” епископъ Поликарпъ получилъ во время собо­ра “автокефальной” іерархіи въ Лупкѣ отъ архіепископа Полѣсскаго Алек­сандра. Въ свою очередь тутъ же митр. Поликарпъ далъ титулъ «митрополита» архіеп. Александру (Иноземцеву).
[2] Епископъ Мстиславъ Скрипникъ, будучи въ Польскомъ парламентѣ, въ послѣдніе годы передъ войной, имѣлъ возможность развивать свои ора­торскія способности на сеймовой трибунѣ. Свою политическую дѣятельность Мстиславъ Скрыпникъ началъ въ “Сельробѣ” на Волыни (т. е. украинской коммунистической партіи въ Польшѣ), находившемся во времена НЕП,а въ тѣсномъ контактѣ съ коммунистами Совѣтской Украины. По разгромѣ "Сельроба” польскими властями, Скрипникъ перешелъ въ другую украинскую организацію УНДО и отсюда попалъ въ послы Сейма. Его политическія рѣчи, какъ свѣтскаго лица, отличались атеистическими мыслями и осужденіями религіи, частная жизнь — разновиднымъ бахусомъ.

Comments