?

Log in

No account? Create an account
Tsar-1998

November 2017

S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  
Powered by LiveJournal.com
Tsar-1998

ПРАВОСЛАВІЕ ИСТИННОЕ И «ПРАВОСЛАВІЕ» ФАЛЬШИВОЕ – Архіеп. Аверкій – 1964 г.


Выдержки из доклада Архіепископа Аверкія Собору Епископовъ Русской Православной Церкви Заграницей 13/26 мая 1964 г.

Церковь Русская очень скоро, уже въ 1927 году, попала подъ полную власть богоборческой коммунистиче­ской партіи, которая и заставляетъ ее теперь идти не пу­темъ истиннаго ученія Христова, а тѣми путями, которыя ей предначертываютъ эти ярые гонители вѣры и Церкви.

Не лучшее положеніе создалось и въ странахъ свобод­наго міра, гдѣ православныя помѣстныя церкви подпали подъ власть либеральныхъ, модернистскихъ идей, въ корнѣ упраздняющихъ истинное Православіе и сближающихъ ихъ съ протестантствомъ. Конечно, все это прикрывается самы­ми благовидными лозунгами, въ надеждѣ какъ-то обмануть бдительность ревнителей Православія.

Первенствующая въ Православной Церкви Константи­нопольская каѳедра, именуемая по традиціи «Вселенской» стала во-главѣ движенія, которое по существу сродни на­шему русскому «живоцерковничеству» и «обновленчеству». Не поэтому ли Константинопольскій патріархъ Григорій VII призналъ низложеніе Святѣйшаго Патріарха Тихона, совершенное «живоцерковниками», а нашимъ Архіеписко­памъ Анастасію и Александру запретилъ въ Константино­полѣ поминовеніе имени Патріарха Тихона и даже наложилъ на нихъ запрещеніе въ священнослуженіи? А патрі­архъ Мелетій IV энергично взялся за проведеніе «живоцерковническихъ» реформъ во всей Православной Церкви, созвавъ въ 1923 году «Всеправославный Конгрессъ» съ на­мѣченными имъ слѣдующими «реформами»:

1.  Введеніе въ Православной Церкви женатаго еписко­пата,
2.  Введеніе второбрачія духовенства,
3.  Сокращеніе богослуженія,
4.  Сокращеніе постовъ,
5.  Упрощеніе одежды духовенства съ упраздненіемъ ношенія бороды и длинныхъ волосъ и разрѣшеніе духовен­ству мірского образа жизни и
6.  Введеніе новаго календаря.

Тогда не всѣ Восточные патріархи и предстоятели автокефальныхъ церквей откликнулись на это сочувственно: бы­ли серьезныя возраженія. Выступалъ противъ такихъ «ре­формъ» и представлявшій Русскую Церковь нашъ нынѣш­ній Первоіерархъ, тогда Архіепископъ Анастасій, что выз­вало особую сочувственную грамату Антіохійскаго патріар­ха Григорія IV. Что касается Константинопольскаго патрі­арха Мелетія IV, то онъ понесъ должное возмездіе за свой модернизмъ отъ самого вѣрующаго народа своей же паствы: къ нему ворвалась въ зданіе Патріархіи толпа въ нѣсколько сотъ грековъ, учинила настоящій погромъ и потребовала его ухода съ патріаршей каѳедры, давъ ему на размышленіе 2 минуты.

Но все это не подѣйствовало. Какъ самъ патрірхъ Ме­летій IV, такъ и его преемники, стали на антиправославный путь церковной неправды и попранія каноновъ, на что рѣ­шительно указалъ въ своемъ посланіи новоизбранному Кон­стантинопольскому патріарху Константину VI нашъ Бла­женнѣйшій Митрополитъ Антоній, съ авторитетомъ кото­раго тогда еще всѣ Восточные Патріархи очень считались. Ссылаясь на постановленіе Вселенскаго Собора (ІѴ-го) о томъ, что если гдѣ замѣтно будетъ ослушаніе епископа пра­виламъ Церкви, то сосѣдніе епископы должны сказать ему братолюбно слово прещенія, Митрополитъ Антоній, «за физической невозможностью нашему Русскому Патріарху (Тихону) возвысить свой голосъ», какъ «вторый по немъ», по признанію великаго Всероссійскаго Собора, бывшаго въ Москвѣ въ 1917/18 г.г., а также по признанію всѣхъ 32 рус­скихъ архіереевъ, пребывающихъ заграницей, счелъ «своимъ тяжелымъ, но неотвратимымъ долгомъ «напомнить но­воизбранному патріарху Константину VI «о незаконныхъ дѣяніяхъ его предшественниковъ — Кѵръ Мелетія и Кѵръ Григорія VII, которые вмѣшались во внутреннія дѣла Рос­сійской Православной Церкви, отторгая отъ нея цѣлыя об­ласти. Особеннымъ беззаконіемъ было посвященіе патр. Григоріемъ VII священника Аава, безъ всякаго постриже­нія въ монашество и даже въ рясофоръ, во епископа для Финляндіи. «Этотъ сомнительный епископъ Германъ», по словамъ митр. Антонія, «въ мірскомъ одѣяніи, подбритый и подстриженный, расхаживаетъ по улицамъ города на со­блазнъ православнымъ и для злорадства иновѣрцевъ», а за­конный Архіепископъ Финляндскій Серафимъ, грубо-оскор­бленный своимъ же лже-братомъ, влачитъ печальные дни въ ссылкѣ въ тѣсномъ помѣщеніи монастыря на пустынномъ островѣ бурнаго Ладожскаго озера. «Исторія Церкви», пи­шетъ дальше Митр. Антоній, «едва ли прежде знала столь грубыя нарушенія патріархами вселенскихъ каноновъ и правилъ общечеловѣческой справедливости на радость ере­тикамъ» ... «Только со времени печальнаго Всеправославна­го Конгресса у бывшаго патр. Мелетія начался тотъ проти­воцерковный вандализмъ, который проектировалъ многое, воспрещенное Церковью со страшными проклятіями, какъ напр., «женатыхъ архіереевъ, второбрачіе клириковъ, упра­здненіе постовъ. Правда оный неправославный конгрессъ не осмѣлился оффиціально обнародовать всѣхъ нечестивыхъ нарушеній церковныхъ законовъ, а ограничился предложе­ніемъ ввести новый стиль и всѣ неподвижные праздники перенести на 13 дней раньше, оставивъ нетронутою пас­халію. Но и подобная неразумная и безцѣльная уступка ма­сонству и папизму, давно добивавшемуся такого измѣненія календаря въ цѣляхъ окончательнаго поглощенія уніи ла­тинствомъ, нарушаетъ собою Апостольское установленіе Петрова поста, ибо съ введеніемъ новаго стиля праздникъ св. Петра и Павла будетъ у нихъ раньте недѣли Всѣхъ Святыхъ, если Пасха падетъ на 21 апрѣля ст. ст. или позже, и тогда постъ окажется вовсе отмѣненнымъ».

«Впрочемъ не о семъ мы желаемъ теперь упомянуть, пишетъ далѣе въ томъ же своемъ посланіи Митр. Антоній (4/17 февраля 1925 г.), а о томъ, что покойный патр. Гри­горій VII, поддавшись воздѣйствію лютеранскаго правитель­ства Финляндіи, согласился и даже Св. Пасху, не взирая на проклятія, наложенныя св. Соборами Первымъ и Антіохій­скимъ прав. 1 и св. Апостолъ прав. 7, «въ видѣ исключенія» праздновать съ еретиками и даже съ іудеями, тогда какъ стараніе св. Церкви при установленіи сего праздника къ тому только и клонилось, «да не со іудеи празднуемъ». А правительство Финляндское теперь подвергаетъ нравствен­ному и физическому гоненію тѣхъ вѣрныхъ православію мо­наховъ и мірянъ, которые желаютъ повиноваться болѣе Бо­гу, нежели людямъ (Дѣян. 5, 29). То же доказываютъ эллин­скіе греки въ своей петиціи къ Народному Собранію, под­писанной сотнями тысячъ вѣрующихъ, которые умоляютъ народныхъ депутатовъ защитить ихъ отъ своихъ же Архипастырей.

Кто же были главные виновники этого ужаса? Вселен­скій патр. Григорій VII, окруженный нечестивыми совѣт­чиками. Онъ же, какъ и, увы, нѣкоторые другіе іерархи, понуждаетъ паству и другихъ помѣстныхъ церквей перехо­дить на новый стиль календаря, угрожая непокорнымъ се­му безумію, но благопокорнымъ Священному Преданію за­прещеніями и епитиміями. При этомъ не стыдится вопреки правдѣ увѣрять, какъ и русскіе живоцерковскіе лже-архіереи, составившіе въ 1923 г. Разбойническій Соборъ (пре­давшіе темницамъ и сылкамъ 80 архіереевъ-исповѣдниковъ, а 30 — смертной казни), будто Восточные Патріархи тоже перешли на новый стиль. — Такъ лгать безъ стыда, такъ обманывать паству, такъ клеветать на старѣйшихъ собратьевъ едва ли рѣшились бы и беззаконные враги св. Іоанна Златоуста и свят. Патр. Россійскаго Никона (1681 г.).

Паства въ Финляндіи, въ Польшѣ, въ Румыніи, и въ со­временной Турціи, и въ Элладѣ потеряла миръ, какъ бы раздѣлившись на падшихъ и исповѣдниковъ. Послѣдніе по­лучатъ вѣнецъ нетлѣнія, а первые да образумятся благовре­менно вмѣстѣ со своими неразумными архипастырями и па­стырями.

Глубоко пало благочестіе! Только благодать Господня можетъ исправить положеніе Церкви, о чемъ мы не переста­емъ со слезами умолять Бога и Его Пречистую Матерь, Ан­геловъ и Святыхъ».

Новаго Вселенскаго Патріарха Владыка Митр. Антоній въ заключеніе молитъ: «остановить своимъ вліяніемъ то страшное разрушеніе», которое начали патріархи Мелетій IV и Григорій VII, «возмутившіе Церковь», а именно: 1) привести къ отмѣнѣ постановленія Всеправославнаго Кон­гресса, 2) отказаться отъ претензій на отторгнутые отъ Рос­сійскаго Патріархата предѣлы, 3) отмѣнить новый стиль, 4) возвратить Финляндіи каноническое празднованіе дня Пасхи, 5) призвать всѣхъ собратій къ соблюденію мира и охраненію Священныхъ Каноновъ и Преданій».

Мы нарочно привели изъ этого многознаменательнаго посланія Митр. Антонія такіе большіе отрывки, дабы ясно было, какую рѣшительную позицію занимала наша Русская Зарубежная Церковь въ скорбномъ для истиннаго Право­славія стихійномъ стремленіи православныхъ помѣстныхъ церквей къ модернизаціи Православія, или, по-просту гово­ря, какъ это разсматриваетъ и нашъ Блажен. Митр. Анто­ній, къ отступленію отъ Истиннаго Православія.

Голосъ Митр. Антонія остался, однако, «гласомъ вопі­ющаго въ пустынѣ». Съ тѣхъ поръ модернизація Право­славной Церкви во всемъ мірѣ пошла быстрыми шагами впередъ. До полнаго осуществленія всѣхъ намѣченныхъ на Всеправославномъ Конгрессѣ 1923 г. «реформъ», правда, еще не дошло, но зато сочувствіе имъ все болѣе и болѣе расширяется. А введеніе новаго стиля вызвало невѣроят­ныя потрясенія и смуты, доведшія до раскола, напр., въ Элладской церкви, гдѣ вѣрующій народъ не хотѣлъ принять этого новшества, помня страшныя прещенія, наложенныя на желающихъ слѣдовать Григоріанскому календарю еще 20 ноября 1583 г. Соборомъ Восточныхъ Патріарховъ — Константинопольскаго Іереміи, Александрійскаго Сильвест­ра, Іерусалимскаго Софронія съ ихъ Синодами и вторичную еще болѣе грозную клятву, изреченную на принимающихъ новый стиль въ 1756 г. Вселенскимъ Патріархомъ Кирил­ломъ. Оба эти два «сигиліона» до сихъ поръ хранятся въ библіотекѣ Великой Лавры св. Аѳанасія на св. Аѳонѣ. Вотъ ихъ полный текстъ:

Сигиліонъ Патріаршій и Сѵнодальный.
Іеремія, милостію Божіею Архіепископъ Константино­польскій — Новаго Рима и Вселенскій Патріархъ.
      Такъ какъ опять церковь стараго Рима, какъ бы раду­ясь тщеславію своихъ астрономовъ, неосмотрительно измѣ­нила прекрасныя постановленія о священной Пасхѣ, совер­шаемыя христіанами, которыя постановлены и опредѣлены 318-ю Святыми Отцами Святаго и Вселенскаго Собора 1-го Никейскаго, уважаемыя христіанами всей земли и празднуемыя какъ опредѣлено, — сего ради становится причиною соблазновъ. Ибо предъ нашею Мѣрностью предстали мужи- армяне, спрашивая относительно практики празднованія, потому что и они вынуждаются принять сіи новшества.
      Сего ради мы должны были сказать, что о семъ поста­новлено Святыми Отцами. Наша Мѣрность, обдумавъ вмѣ­стѣ съ Блаженнѣйшимъ Патріархомъ Александрійскимъ и Блаженнѣйшимъ Патріархомъ Іерусалимскимъ и прочими Членами Сѵнода «въ Дусѣ Святѣ» опредѣляетъ, разъясняя рѣшеніе о семъ Святыхъ Отцевъ.
       Обозначено 1583 года отъ воплощенія Слова, Ноябрь 20, Индиктіона 12.
Константинопольскій Іеремія, Александрійскій Силь­вестръ, Іерусалимскій Софроній и прочіе Архіереи Сѵнода (Собора).
        Рѣшеніе сего Св. Собора съ епитиміею, глава зед.
        Кто не слѣдуетъ обычаямъ Церкви и тому, какъ прика­зали Семь Святыхъ Вселенскихъ Соборовъ о Святой Пасхѣ и мѣсяцесловѣ и добрѣ законоположили намъ слѣдовать, а желаетъ слѣдовать Григоріанской Пасхаліи и Мѣсяцеслову, тотъ, какъ и безбожные астрономы противодѣйствуетъ всѣмъ опредѣленіямъ Святыхъ Соборовъ и хочетъ имъ измѣнить или ослабить, да будетъ анаѳема, отлученъ отъ Цер­кви Христовой и собранія вѣрныхъ. Вы же православные и благочестивые христіане пребывайте въ тѣхъ, чему нау­чились, въ чемъ родились и воспитались, и когда вызоветъ необходимость и самую кровь вашу пролейте, чтобы сохра­нить отеческую вѣру и исповѣданіе; хранитесь и будьте внимательны отъ сихъ, дабы и Господь нашъ Іисусъ Хри­стосъ помогъ вамъ и молитва нашей Мѣрности да будетъ со всѣми вами. Аминь.

Второй Сигиліонъ.
       Вселенскаго Патріарха Кирилла въ 1756 году, изданный по случаю происшедшихъ новыхъ соблазновъ, произведен­ныхъ папистами относительно измѣненія нашей священной Пасхи и Мѣсяцеслова. Отлученіе отъ Церкви.
       Кириллъ, милостію Божіею, Архіепископъ Константи­нопольскій — Новаго Рима и Вселенскій Патріархъ.
       Честнѣйшіе клирики нашей Христовой Великой Церк­ви и прочіе благоговѣйнѣйшій іереи и преподобнѣйшіе іе­ромонахи, пѣвцы въ церквахъ града нашего, послѣдовате­ли неботаинника Павла, который говоритъ: Если кто бу­детъ благовѣствовать вамъ противное тому, что мы благо­вѣствовали вамъ, хотя бы то былъ и Ангелъ съ неба, да будетъ анаѳема; іерей ли, мірянинъ ли то да будетъ отлу­ченъ отъ Бога, проклятъ и по смерти да не растлѣется и пребудетъ въ вѣчныхъ мукахъ. Камни и желѣзо пусть раз­сыплются и распадутся — сіи же никогда же и никакоже. Да наслѣдуютъ проказу Гіезія и удавленіе Іуды; да будутъ на земли какъ Каинъ, иже стеня и трясыйся; и гнѣвъ Бо­жій да будетъ на главѣ ихъ и участь ихъ да будетъ съ предателемъ Іудою и богоборцами іудеями; земля разверзшися да поглотитъ ихъ, какъ нѣкогда Даѳана и Авирона; Ангелъ Божій да преслѣдуетъ ихъ мечемъ во вся дни жизни ихъ, и да подлежатъ они всѣмъ проклятіямъ Патріарховъ и Собо­ровъ подъ вѣчнымъ отлученіемъ и въ мукахъ огня вѣчнаго. Аминь.
[…]

Архіепископъ Аверкій.
«Православная Русь», № 13-14, 1964 г.

*

Comments