?

Log in

No account? Create an account
Tsar-1998

November 2017

S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  
Powered by LiveJournal.com
Tsar-1998

«Николай II последний православный императоръ»

Рецензия книги

Въ 2013 году издание Храма Святыхъ Царя-Мученика Николая и всехъ Новомучениковъ Российскихъ въ городе Вилльмуасонъ (Франция) выпустило чудесную, трогательную книгу – сборникъ историческихъ материаловъ и воспоминаний, «Николай  II последний православный императоръ», составленную протоиереемъ о. Вениаминомъ Жуковымъ. 

«Документы, собранные въ этой книге – исследования, свидетельства, воспоминания – принадлежатъ бывшимъ высокопоставленнымъ государственнымъ чиновникамъ, высокимъ военнымъ чинамъ, писателямъ, профессорамъ или простымъ очевидцамъ.  Они предлагаютъ вниманию читателя многочисленные и разнообразные свидетельства, раскрывающие многоранность незаурядной личности Николая II, а также широкий спектръ предпринятыхъ въ его царствование преобразований – политическихъ, социальныхъ, культурныхъ, религиозныхъ – какъ внутри Российской Империи, такъ и въ международномъ плане» (стр. 5)

Освящая личность Великого Русского Императора, авторы раскрываютъ какъ изъ ларца съ драгоценностями подлинные факты о Его характере и нравственности,  Его религиозности и духовности, о Его церковной, политической, военной деятельностяхъ и достиженияхъ въ нихъ, и усовершенствованияхъ, и даже сведения о Его частной жизни и вообще о многочисленных гранях истинно православного правителя русской земли.

Книга съ первыхъ же страницъ заглядываетъ въ корни благочестия Царя-мученика, заложенные Богомъ еще въ Его предкахъ, русскихъ царяхъ, и въ русской государственности , «ибо сама государственная власть считала единственной целью своего существования служение Богу, Божьей Правде и Божьей Церкви» (стр. 54).   Въ ней описываются духовные корни русской монархии и значение ее, и неразрывная съ Царствомъ Божьимъ связь ее.  Неразрывная – потому что, какъ плодъ въ утробе матери живъ, пока связанъ съ нею, такъ и русская (да и любая) земля жива, пока связана съ Царствомъ Божиимъ.  Земля Российская была носительницей Неба на земле.  И именно Российская государственность, какъ явствуетъ из книги, никогда не рассматривала государство въ отрыве отъ Царства Божия.  Не поэтому ли старцы на вопрос: «Что будетъ съ Россией?» отвечали: «Судьба Царя – судьба России.» 

Вожди русского народа были въ тесной связи со святыми людьм земли русской и советовались съ ними.  «Они считали своимъ долгомъ обеспечить себе и своему потомству возможность свободнаго исповедания святого Православия съ соблюдениемъ православныхъ законовъ и обычаевъ...  Формула «Святая Русь»... никогда не подразумевала, что русский народъ былъ святъ.  Но святость была единственнымъ идеаломъ для всехъ, и другихъ идеаловъ русский народъ того времени не зналъ» (стр. 55)

Въ повествуемыхъ статьяхъ-главахъ книги свидетели и свидетельства говорятъ о Человеке, который за страну свою, за людей отдалъ жизнь свою, и о томъ, какъ, въ принципе, съ раннихъ летъ Онъ былъ къ этому готовъ, какъ Онъ, не отрывая глазъ отъ Бога шелъ къ этому, принимая все какъ волю Божью.  Въ этомъ заключались и его кротость, и смирение, и сила духа и воли.  Рассказывается еще о томъ, какъ все решения, принимавшиеся имъ, были основанны на его Православномъ Христианскомъ мировоззрении и выбор каждого его действия, какъ въ личной жизни, такъ и въ политической, былъ основанъ на камени исповедания Божьего, Божьих заповедей, на Слове Божьемъ.  Даже отречение Государя было незаконнымъ  –  по большому счету, какъ такового отречения Божьего Помазанника отъ клятвы своей не было: oтреклись мы отъ Него, а не Он отъ насъ. Последовательно излагается, какъ Господь готовилъ своихъ избранниковъ къ ихъ Голгофе.

Эта замечательная книга – является своего рода иконой, написанной въ словахъ.  Ее невозможно читать безъ слезъ.  Невозможно еще и потому, что те, о комъ Государь заботился и кому доверялъ, - предали Eго, бросили, бежали . «Кругомъ измена, и трусость, и обманъ» (стр. 102), - такъ оценивалъ Императоръ создавшееся положение и окружавшихъ его людей, которые даже фальсифицировали историю.

Но какъ древние иконы, которые просияли чуднымъ светомъ после очищения ихъ отъ налета времени, такъ же и образъ Царя просияваетъ чистымъ чуднымъ светомъ после снятия съ него грязи клеветы и надругательсва.  Высокий нравственный обликъ Царя встаетъ передъ глазами, какъ бы возрождаясь отъ прошлыхъ поруганий и попираний, предавшихъ Его смерти земной. Въ книге не только описывается, но и доказывается свидетельствами и неоспоримыми доказательствами высокая нравственность, великодушный характеръ, смиренность и кротость Царя, великая сила духа, Его мудрость, самообладание.

Они, эти свидетельства, полностью снимаютъ съ Царя клеймо бесхарактерности, которую такъ настойчиво впихивало въ сознание людей государство советское.  Приводятся факты, выявляющие силу Его воли.  Практически авторы всехъ статей упоминают о ней, и причину этой силы видят въ высокой духовности Царя.  Одна из главъ книги такъ и называется «Императоръ Николай II как человекъ сильной воли».  Е.Е. Алферьевъ, автор статьи, пишетъ: «Основной чертой характера Императора Николая II , служившей источникомъ Его духовной и волевой силы, была Его религиозная сущьность» (стр. 63).  Ведь не можетъ человекъ слабой воли быть такимъ непреклонным въ вопросахъ соблюдения Православия, въ вопросахъ чести, не можетъ не только быть готовъ, но и самъ предложить свою кандидатуру въ Патриархи, по благочестивому обычаю русскихъ царей желая принять монашеский постригъ.

События жизни Царственного Мученика представляются авторами статей не только хронологически, но, самое главное, описываются съ духовной точки зрения, съ подачей духовного объяснения оснований решений, принятыхъ Царемъ, или действий, имъ совершенныхъ.  Недуховному человеку, человеку, далекому отъ Православия, невозможно будетъ понять Царя, его деятельность, подвигъ, смирение, крепкое упование, надежду на Бога.

Часто въ фильмах про «те» времена, мы могли видеть и слышать, какъ во время атаки въ битвахъ русские люди стремились въ бой съ возгласами : «За Бога! За Царя!»   Сознание советского человека, для которого не существовало Бога, и который имелъ искаженные понятия о русскомъ Царе, не могъ понять разумомъ, охватить сердцемъ, что значатъ эти слова -  ему не понятенъ былъ смыслъ, который вкладывали въ нихъ восклицавшие ихъ.
А привиденные въ книге свидетельства того, что зло не могло бы совершиться, если бы была Православная Россия, - неоспоримы.  Авторъ главы «Императоръ Николай II как полководецъ» Г. Некрасовъ ставитъ въ примеръ даже высказывание Энгельса: «Ни одна революция въ Европе и во всемъ мире не можетъ достигнуть окончательной победы, пока существуеть теперешнее русское государство» (стр. 71).  А  професоръ О. Каратаевъ, авторъ главы «Царь Николай II» приводит доказательства того, что Государь являлся Удерживающимъ зло, о чемъ говорилъ Апостолъ Павелъ во Втором Послании къ Фессалоникийцамъ: «Тайна беззакония уже въ действии, только не свершится до техъ поръ, пока не будетъ взятъ изъ среды Удерживающий теперь».

Въ книге вкратце описываются достижения Царя, а Ю. К. Мейеръ, посвятилъ свою статью «Экономическое развитие России въ царствование Императора Николая II» некоторым изъ нихъ:  «Население Империи за 20 летъ (Его) царствования  увеличилось со 125 миллионовъ до 175 миллионовъ.  При такомъ приросте не будь большевицкой власти, Россия имела бы къ 1970 году население въ 350 миллионовъ людей.  При большевицкой власти съ ея невероятнымъ презрениемъ къ человеческой жизни  и въ силу нечеловеческихъ условий жизни, Советский Союзъ насчитываетъ неполныхъ 250 миллионовъ жителей. Демографический ущербъ выражается астрономической цифрой въ 100 миллионовъ людей. Материальное благосостояние населения быстро росло.  Это объяснялось въ большей степени весьма низкимъ налоговымъ обложениемъ...  (Но, при низкихъ налогах) государственный бюджетъ постоянно росъ... Расходы на народное образование возросли съ 40 миллионовъ до 400 въ 1914 году.  Россия при Государе Николае Александровиче перешла къ золотому обезпечению, что сделало рубль одной изъ самыхъ мощныхъ валютъ въ мире...  России въ последнее царствование не приходилось закупать хлебъ въ другихъ странахъ, какъ ...вынуждено делать советское правительство.  Урожай зерновых за 20 летъ поднялся съ 32 миллионов тоннъ до 64 миллионовъ тоннъ... (Стремительно развивалась промышленность, причемъ въ расчетъ бралось бережное отношение къ природе при постройке, напримеръ, заводовъ. Увеличились урожаи хлопка.  Въ 1913г. въ Россию было ввезено изъ Китая почти пять миллионовъ пудовъ чая.  Шло быстрое развитие железныхъ дорогъ и телеграфа)... Россия стала мировымъ поставщикомъ льна...  (Велась забота о рабочихъ)При последнем Государе была создана Рабочая инспекция, а въ 1912 г. было введено социальное обезпечение. (И даже американский Президентъ Тафтъ сказалъ российскому послу): «Вашъ Императоръ издалъ такие совершенные законы о труде, которыми могли бы гордиться современныя демократическия государства»... При  Государе Николае Александровиче уже въ 1908 г. былъ изданъ законъ объ обязательномъ школьномъ образовании.  Число начальныхъ школъ въ России достигло 130.000 миллионов...»  (стр. 151-153).  А сколько земель было отдано крестьянам!  Сколько построено монастырей и церквей! Помимо всего прочего, Государь назначилъ жалование причту, велъ борьбу съ пьянствомъ, былъ инициаторомъ мирной гаагской конференции. И многое-многое другое.  Онъ ставилъ своей целью возрождение единства между царемъ и народомъ, уничтоженное Петромъ I.

Въ царствование Николая II«высочайшего расцвета достигли культура и наука, литература , изобразительное искусство, музыка, философия, юриспруденциия, точные науки.  Примеры и имена всемъ известны, и здесь ихъ незачемъ поторять.  Обычно задаютъ вопросъ: если все было такъ, если Россия процветала и жизнь народа все время улучшалась, - какъ же стали возможны революция, «февраль», «октябрь» и гибель императорской России? Ответъ чрезвычайно простъ – именно поэтому и произошла революция, организованная мировой закулисой, именно поэтому-то и обречена была Россия столкнуться съ обединенными силами мирового зла, направленными на уничтожение этого благородного бастиона хрсистианской культуры – Русского Царства, грозившего въ скоромъ времени стать для нихъ недосягаемымъ». (стр. 165)

«Англичанинъ Морисъ Бэрингъ въ своей книге «Основы России» доказывалъ, что никогда еше въ своей истории Россия не достигала такого благосостояния, какъ въ периодъ между 1905 и1914 годами, и что все неселение не имело никакихъ оснований быть недовольными...  Знаменитый французский поэтъ Поль Валери записалъ въ своемъ дневнике, что въ истории человечества онъ знаетъ три чуда: античную Элладу, итальянское Возрождение и Российскую Империю».  (стр. 157)

Все помехи для возвышения России были искуственно созданы мировой закулисой.  Среди нихъ были еврейская национальная буржуазия, масонство.  Новым оружием завистливыхъ странъ въ богоборческой битве против православной России были русские революционеры. А почему революция могла одержать верхъ?   Совсемъ не потому, что она была «выражениемъ народного гнева» противъ Царя и его правительства, а потому что она была лишь плодомъ безверия, предательства и глупости людской.


Убиение Православного Царя –мученика Николая II перелистнуло последнюю страницу истории могучей страны, избранной Богомъ быть носительницей Неба на земле.  Из книги явствует, что Человекъ, которому Богъ вверилъ ее судьбу, являясь ее хозяиномъ, был не владельцем ее, а опекуномъ и попечителем ее.  Это былъ Человекъ, глубоко сознававший свое предназначение и свой долгъ какъ Помазанника Божия.  И пока былъ у России Царь – сдерживалось и зло.   «Он былъ священнымъ лицомъ, преемственнымъ носителемъ особой силы благодати Святого Духа, которая действовал через него и удерживала распространение зла.  Императоръ Николай  II был глубоко проникнутъ сознаниемъ этой лежащей на Немъ религиозно-мистической миссии» (стр. 71).  И Самъ о себе Царь сказал, что является «и по собственному (Его) влечению и по силе Основныхъ Законовъ первымъ блюстителемъ интересовъ и нуждъ Церкви Христовой» (стр. 64)
Царь-мученик, помазанникъ Божий, - Онъ сталъ последнимъ Царемъ,и разве не прискорбно то, что онъ «Последний» Православный Русский Царь.

Царь, которого свергли съ престола земного, и который со своимъ невиннымъ семействомъ шелъ на смерть, можно сказать, скрестивши руки на груди, -царствуетъ ныне со Всевышнимъ Царемъ въ Царствии Небесномъ.         

Царь, чьи портреты вандализировались и осквернялись, но чьи иконы сейчасъ творятъ чудеса и мироточатъ.                                                           

Царь, которого зверски замучили и убили и признали побежденнымъ, но который со своей семьей вошелъ победителемъ въ Вечную Радость, а камни, которыми «забросали» Божьихъ мучениковъ, превратились въ драгоценные камни въ ихъ венцахъ.
Но если бы мы были достойны Царя, разве не остваилъ бы Господь Его намъ?  Ведь Онъ обещал не губить и Соддом съ Гоморрой, если найдет въ нихъ хотъ десять праведников, неужели бы Онъ позволилъ погибнуть России, забравъ отъ насъ Православного правителя?...  Но, видимо, не нашлось достойныхъ... Те, кто могъ и долженъ былъ сказать слово въ защиту Царя, молчали.  А обманутая толпа разве не кричала: «Распни Его! Распни Его!»?  А кто мы?  Потомки этой толпы. «Общеизвестны Его слова: 'Если России нужна искупительная жертва, я буду этой жертвой'.  И еще: “Я берег не самодержавную власть, а Россию”»  (стр. 104).  Мы платимъ очень дорогую цену, потому что «Кровь Его на насъ и на нашихъ детяхъ» (Архиеп. Иоаннъ Шанхайский).  Что же намъ делать теперь? Приходится лишь пасть въ слезахъ на колени и каяться, каяться, каяться...   И тогда, камень отвергнутый строителями станетъ во главе угла. 

Вдумаемся въ глубокие слова Владыки Иоанна Шанхайского: «Величайшее преступление, совершенное въ отношении Его, должно быть заглажено горячимъ почитаниемъ Его и прославлениемъ Его подвига.  Передъ Униженнымъ, Оклеветаннымъ, Умученнымъ должна склониться Русь...  Тогда Царь-Страстотерпецъ возымеетъ дерзновение къ Богу, и молитва Его спасетъ Русскую Землю отъ переносимыхъ ею бедствий.  Тогда Царь-Мученикъ и его сострадальцы станутъ новыми Небесными защитниками Святой Руси.  Невинно пролитая кровь возродитъ Россию и осенитъ ее новой славой!» (стр. 280)

Святый мучениче Царю Николае, со Святою Царицею Александрою и со Святыми Чадами Своими, моли Бога о насъ!

Галина Аджунц
30 ноября, 2013

Книга переиздана в России совместно с Фондом Иоанна Чудотворца.
Большой Балканский переулок 13-3-138, г. Москва, Россия, 129090
e-mail: on-pomogaet@mail.ru
тел: 8(495) 680 12 80, 8(915) 997 74 23, 8(926) 323 92 87


*

Comments