?

Log in

No account? Create an account
Tsar-1998

December 2017

S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31      
Powered by LiveJournal.com
Tsar-1998

КАКЪ ВАТИКАНСКІЙ СОБОРЪ РѢШИЛЪ ЕВРЕЙСКІЙ ВОПРОСЪ - 1965

Постановленіе Ватиканскаго собора относительно еврейства было предположительнымъ и конфиденціальнымъ. Однако, оно попало въ печать, а теперь перепечатано и въ оффиціальномъ католическомъ экуменическомъ изданіи «The Ecumenist» (май-іюнь) съ комментаріями самого редактора этого изданія, Гр. Баума. То обстоятельство, что постановленіе это принято подавляющимъ большинствомъ собора, показываетъ въ какой мѣрѣ притуплено уже христіанское сознаніе ведущихъ круговъ католицизма: перспектива исторіи человѣчества, подъ угломъ зрѣнія свыше открытой, Богооткровенной Вѣчности, уступаетъ мѣсто перспективѣ человѣческихъ взаимоотношеній, проникнутой началомъ участливаго взаимопониманія, обнимающаго всѣхъ и вся и ведущаго къ едине­нію въ нѣкой такимъ образомъ обрѣтаемой «Истинѣ». Необыкно­венно наглядно здѣсь Вѣра въ Истину преобразуется въ Вѣру въ Ложь, которая убѣжденно тутъ же комментируется, помазаннымъ на то вѣщателемъ этой экуменической Лжи.

Изъ этихъ комментаріевъ узнаемъ мы, что христіанское человѣчество, оказывается, стало жертвой широко распространившихся ложныхъ богословскихъ предпосылокъ, отъ которыхъ оно только сейчасъ избавляется — въ данномъ случаѣ примѣнительно къ ев­рейскому вопросу. Три основоположныхъ заблужденія тутъ вскры­ваются.

Первое, это — внушенное себѣ христіанами представленіе о томъ, будто Господь измѣнилъ, послѣ прихода на землю Христа, свое отношеніе къ Ветхому Завѣту и заключилъ Новый Завѣтъ съ язычниками, образующій нѣкую Новую Церковь — всецѣло новую.

Второе, это — внушенное себѣ христіанами представленіе, буд­то въ благовѣствованіи Христовомъ Церковь и Іудейство оказа­лись двумя разными лагерями, причемъ въ этомъ христіанскомъ воображеніи Іуда оказался лучшимъ выразителемъ іудейства, чѣмъ Божія Матерь, фарисеи лучшими іудеями, чѣмъ апостолы, и Каіа­фа болѣе іудеемъ, чѣмъ Самъ Господь.

Третье, это — внушенное себѣ христіанами представленіе о томъ, будто распятіе Христа навлекло на весь іудейскій народъ грѣхъ Богоубійства, вытекшаго изъ коллективнаго нежеланія принять Благовѣстіе Христово, чѣмъ и навлекли на себя іудеи кару Божію.

Текстъ постановленія Ватиканскаго собора исправляетъ эти ошиб­ки. Да, многіе іудеи не приняли Евангелія, и Господь счелъ это за­вершеніемъ всѣхъ бывшихъ въ исторіи еврейства невѣрностей Богу, что навлечетъ кару — въ частности, разрушеніе Храма и Іерусалима. Но это не является приговоромъ, ни надъ всѣмъ еврействомъ того времени въ цѣломъ, ни надъ всѣми его поколѣніями. И потому нельзя обвинять евреевъ въ Богоубійствѣ. Въ частности, какъ нельзя обвинять тѣхъ, кто фактически не участвовали въ Рас­пятіи, такъ нельзя вмѣнять убійство исключительно тѣмъ, кто уча­ствовали въ Распятіи, такъ какъ Христосъ свободно отдавалъ Свою жизнь во искупленіе грѣховъ всего человѣчества, которое въ цѣ­ломъ и отвѣтственно за это убійство. Съ своей стороны, коментаторъ отмѣчаетъ, что Соборъ оставляетъ въ сторонѣ, за ненужно­стью, одно обстоятельство, а именно то, что распинатели не призна­вали Христа Богомъ, а потому и не могутъ считаться Богоубійцами. Подчеркивается тутъ же, что, хотя это поколѣніе и воспринимает­ся ап. Павломъ «врагами благовѣстія», но въ томъ же утвержденіи (Римл. 11, 28) онъ называетъ его «возлюбленными ради отцевъ».

Избранничество евреевъ остается въ силѣ и не можетъ быть снято никакимъ человѣческимъ рѣшеніемъ.

Какой же выводъ отсюда въ отношеніи современнаго намъ еврейства? Разъ «дары и призваніе Божіе непреложны» (11, 29), то служба въ синагогѣ остается дѣйствіемъ Божіимъ: живой Богъ участвуетъ въ богослуженіяхъ еврейскихъ и сейчасъ... Отмѣча­етъ тутъ же комментаторъ, что соборъ расширяетъ то прорицаніе, которое содержится въ словахъ ап. Павла въ посланіи къ Римля­намъ, а именно то, что еврейство восприметъ мессіанское существо Христова Благовѣстія: постановленіе Ватиканскаго собора всѣ наро­ды, а не только еврейство, объединяетъ въ одну семью. И это со­вершится нѣкимъ дѣйствіемъ Божіимъ. Наличіе тутъ именно дѣй­ствія Божія обусловливаетъ то, что такое обѣтованіе ни въ какой мѣрѣ не должно вызывать порывовъ прозелитизма въ отношеніи евреевъ.

Въ заключеніе комментаторъ указываетъ на то, что прошлогоднее постановленіе собора о конституціи Церкви содержитъ, въ основѣ, тѣ же мысли. И тутъ же подчеркиваетъ, что соборный текстъ о іудео-христіанскихъ взаимоотношеніяхъ не затрагиваетъ никакихъ христіанскихъ истинъ, а только мужественно призываетъ къ діало­гу, осуждая антисемитизмъ и очищая христіанскія ученія отъ анти­іудейскаго миѳа...
Картина устрашающая! Опрокинуто все ученіе христіанское, сведено на-нѣтъ — и тутъ же объявляется, что ничто не тронуто изъ ученія Христіанства, а только положенъ конецъ т. н. антисемитизму, вкравшемуся въ это ученіе.

Отправнымъ пунктомъ взято довольно вліятельное движеніе, которое даже трудно назвать ересью, такъ какъ было оно явле­ніемъ не столько церковно- богословскимъ, сколько философски- публицистическимъ — движеніе, которое, дѣйствительно, питаясь настроеніями антисемитическими, готово было отвергнуть Ветхій Завѣтъ, въ его цѣломъ, а положительной задачей своей ставило освободить и Самого Христа отъ оскорбительной для него принадлежности къ еврейству.

Христіанству, какъ таковому, подобная тенден­ція совершенно чужда. Еврейство осуществило свое избраничество, давъ міру Божію Матерь. Но, какъ и во всемъ человѣчествѣ, и въ еврействѣ, при всемъ его избранничествѣ, жило то раздвоеніе, ко­торое характеризуетъ падшій человѣческій родъ: устремленіе къ Богу сочетается съ устремленіемъ къ Сатанѣ, что Господь и на­звалъ собственнымъ именемъ, сказавъ фарисеямъ, что они являются сынами Дьявола и хотятъ творить его похоти. Дѣломъ Дьявола бы­ло и возведеніе Христа на Крестъ, чѣмъ Дьяволъ, того не сознавая, погружалъ себя въ вящую тьму, лишаясь силы проявлять свое гос­подство надъ человѣчествомъ, знаменемъ Креста осѣненномъ. Ев­рейство, въ своемъ массивѣ, пошло за фарисеями, придавъ тѣмъ самымъ отрицательный знакъ своему избранничеству. Отказавшись пріять Христа, какъ Мессію, оно подняло на Него руку — и оста­лось, и послѣ Воскресенія Его, при своемъ отверженіи Его, какъ Мессіи.

Христіанству, какъ таковому, чуждо не еврейство, какъ та­ковое, въ своемъ избранничествѣ давшее Христа человѣчеству, а то еврейство, которое отвергло въ немъ самомъ явившагося Мес­сію. Печать Дьявола обозначена на этомъ еврействѣ Самимъ Хри­стомъ, и, поскольку еврейство остается при своемъ непріятіи Хри­ста, сохраняетъ оно эту печать на себѣ. Этимъ не упраздняется ис­ходное избранничество, и оно, согласно прорицанію ап. Павла, въ по­слѣднія времена явитъ себя въ своей подлинной сущности: сбро­сивъ съ себя печать Дьявола, еврейство признаетъ Христа и, въ своемъ корнѣ, въ своей сохранившейся основѣ, войдетъ съ Хри­стомъ въ Царство Небесное.


Это все отвергнуто Ватиканскимъ соборомъ — начисто! Какъ извѣстно, папа Павелъ ѴІ всецѣло это принимаетъ и осуществля­етъ и въ своей личной политикѣ. И именно со стороны католицизма эта заостренность современной апостасійности вводится въ програм­му оффиціальнаго свободнаго Христіанства. «Экуменическую» трак­товку этой темы мы сейчасъ изложили.

«Православная Русь», № 14, 1965 г.
*

Comments