?

Log in

No account? Create an account
Tsar-1998

October 2018

S M T W T F S
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   
Powered by LiveJournal.com
Tsar-1998

Русский язык

К русской молодежи.

Одной из величайших культурных ценностей для всякого народа является его язык. В нем сказывается народная душа, отношение к внешним и внутренним явлениям мира и человека, понимание красот природы, проявляется творческая сила и национальный характер.

Русский язык, вырабатывавшийся с течение тысячелетия, достиг такой красоты, меткости, богатства и разнообразия оттенков, что с ним едва-ли может соперничать другой какой либо язык в мире.

Только прожив много лет за рубежом, мы убедились, как велик размах русского языка. Там, где в иностранном языке один термин, у нас два или три; возьмем, например, французское слово «propriété », оно должно обозначать два понятия, по русски совершенно самостоятельных и даже несходственных: - «свойство» и «собственность»; или, например, наши «разум» и «рассудок», переводимые по французски одним словом: « raison ». Некоторых русских выражений, как например, «мировоззрение», «общественность», «уютный», «изящный», во французском даже не найдется, и их приходится заменять двумя или тремя словами. Так и в других европейских языках.

Богатство русского языка объясняется как его природными свойствами, так и тем, что в его историческом росте принимали участие все ветви русского племени, славянские и неславянские народы, входившие в соприкосновение с Россией.

Но весь разнообразный, пестрый материал не присоединялся механически к русской речи, а перерабатывался и восполнялся прибавками тех долей, которые отвечали потребностям народного языка или целям церковной и гражданской письменности, а впоследствии – литературы и разнообразным, вечно обновляющимся условиям жизни.

Как происходила эта внутренняя переработка?... Судьею при отсеве был общий разум, и чувство меры современников, и – по выражению Н.В. Гоголя, - «внутреннее ухо, слышавшее гармонию языка», - принимающее или отвергающее то, что соответствует или противоречит этой гармонии.

Так и в мозаичных работах, из массы отдельных разноцветных камешков – мастер создает прекрасную картину...

Медленно, шаг за шагом, развивался наш язык – с XI до XIX века, когда он принял, наконец, чеканную форму и кристальную прозрачность Пушкинского стиха. Но и после Пушкина процесс совершенствования продолжался, причем язык особенно обогатился в научном отношении, в областях философии, права, точных наук, техники.

Все можно отнять у нации и отдельного гражданина, - землю и дома, государственные учреждения и храмы, деньги и вещи; можно лишить его «всех прав и преимуществ» и самой свободы, посадив его в тюрьму; - но нельзя отнять у него языка.

Нельзя... если только он сам не захочет от него отказаться. А с утерей языка и для беженца и для живущего в пограничных с Россией новых государствах – теряется его национальное лицо. Язык как солнце поддерживает, растит и оживляет национальное самосознание.

Будем, поэтому, настороже. Оторванность от родины, иноязычное окружение, пропаганда наших противников и собственное небрежение, - сколько опасностей надо преодолеть...

Надо помнить, что язык можно не только забыть, но и исказить. Горько говорить, но уже и теперь встречаются среди детей и подростков, обучающихся в иностранных школах, - такие, которые совсем не знают русского языка, или говорят неправильно, затрудняясь выразить точно свою мысль. Усиливая борьбу за сохранение нашего национального сокровища, - вспомним слова наших писателей, в художественной форме давших оценку русского языка. В «Мертвых Душах» Н.В. Гоголь так характеризует русское слово: «Всякий народ, носящий в себе залог силы, полный творящих способностей души, своей яркой особенности и других даров Бога, своеобразно отличался каждый своим собственным словом. Сердцеведением и мудрым познанием жизни отзовется слово британца. Легким щеголем блеснет и разлетится недолговечное слово француза. Затейливо придумает свое не всякому доступное умно-худощавое слово немец. Но нет слова, которое было бы так размашисто, бойко, так вырывалось бы из самого сердца, так бы кипело и животрепетело, - как метко сказанное русское слово».

Современный автор Иван Шмелев так говорит о том, кто может назвать себя русским: «Тот, кто никогда не забывает что он русский; кто знает родной язык, свою историю – русскую историю, её великие страницы; кто чтит родных героев, кто знает родную литературу, - русскую великую литературу, прославленную в мире».

Другой, менее известный писатель, дает такую характеристику языка... «Образный, необычайно гибкий, одинаково совершенный для глубокого и всестороннего мышления и для безхитростных дум, для сердечного привета и для ратного клича, для молитвы и для боя, для дивных образов поэтического творчества и для дружеской беседы... Он памятник глубоких скорбей и великих радостей русского народа, его принижений, его величия».

Но наиболее совершенным определением, по силе и краткости, все таки остается Тургеневское стихотворение в прозе: «Русский язык».

Каждый русский юноша и девушка должны бы знать его наизусть:

«В дни сомнений, в дни тягостных раздумий о судьбах моей родины – ты одинн мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!... Не будь тебя, - как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!»

Рядом с забвением родного языка идет непрерывная его порча. В Советской России он вытесняется безобразным большевистским волапюком, а в зарубежье засоряется иностранными словами и оборотами и профессиональными выражениями, уродливо искаженными на русский лад.

Для борьбы с этими печальными явлениями уже образовались в Праге и Белграде союзы ревнителей чистоты русского языка, которым надо пожелать самого широкого распространения.

Необходимо всемерно стараться, чтобы молодежь посещала русские учебные заведения и курсы русского языка и литературы, чтобы она поставила себе священным долгом как можно больше говорить между собою по русски, перечитать наших классиков, собирать хотя бы небольшие библиотечки и образовывать кружки любителей русской словесности и ревнителей чистоты родного языка. В журнале «Старое и Новое» уместно сказать, что русский язык есть ценнейшее наследие старого и залог нового бытия России.

Е.П. Ковалевский

Париж, 1931 г.


Comments