?

Log in

No account? Create an account
Tsar-1998

November 2017

S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  
Powered by LiveJournal.com
Tsar-1998

ИСТОРИЧЕСКАЯ ДЕЛЕГАЦІЯ ЛЕНИНГР. ЕПАРХІИ КЪ М. СЕРГІЮ - Проф. Андреевъ – 1947 - Часть II

Часть I см:
http://pisma08.livejournal.com/389100.html


Со всѣхъ концовъ русской земли раздались голоса протеста духовенства и мірянъ. На имя митрополита Сергія посылалась масса «Посланій», въ копіяхъ распространяемыхъ по всей странѣ. Авторы «посланій» умоляли митрополита Сергія отказаться отъ выбраннаго имъ гибельнаго пути.

Посланія были написаны изъ разныхъ епархій: Ленинградской, Московской, Кіевской, Ярославской, Костромской, Черниговской, Вятской и друг., изъ Сибири, Соловецкаго концлагеря и т. п.

Наиболѣе горячія посланія были написаны: епископомъ Викторомъ Вятскимъ (который первый выступилъ съ обличеніемъ митроп. Сергія), архіепископомъ Пахоміемъ Черниговскимъ и епископомъ Дамаскиномъ (его викаріемъ), митрополитомъ Кирилломъ Тамбов­скимъ. митрополитомъ Іосифомъ Ленинградскимъ, епископомъ Димитріемъ Гдовскимъ, епископомъ Серафимомъ Угличскимъ, прото­іереемъ проф. Ф. К. Андреевымъ, проф. М. Л. Новоселовымъ и др.

Епископъ Дамаскинъ, напр., въ своемъ посланіи писалъ такъ: «За что благодарить? За неисчислимыя страданія послѣднихъ лѣтъ? За храмы попираемые отступниками? За то, что погасла лампада преп. Сергія? За то, что драгоцѣнные для милліоновъ вѣру­ющихъ останки преп. Серафима, а еще ранѣе останки св. Феодо­сія, Митрофава, Тихона и Іоасафа, — подверглись неимовѣрному кощунству? За то, что замолчали колокола Кремля? За кровь митро­полита Вениамина и другихъ убіенныхъ? За что?!...»          

«Митрополитъ Сергій и члены его Сѵнода имѣютъ возможность засѣдать въ Москвѣ» — пишетъ епископъ Дамаскинъ въ другомъ мѣстѣ своего посланія — «Они въ Москвѣ... Но Первосвятитель Русской Церкви, митрополитъ Петръ, уже не первый годъ безъ суда, обреченъ на страшное томительное заточеніе... Они въ Москвѣ... Но митрополитъ Кириллъ, потерявшій счетъ годамъ своего изгнанія, на которое онъ опять таки обреченъ безъ суда, находится нынѣ, если только онъ еще живъ, на много сотенъ верстъ за предѣлами Полярнаго круга... Митрополитъ Арсеній, поименованный среди членовъ Сѵнода, не можетъ пріѣхать въ Москву и въ пустыняхъ Туркестана, по его словамъ, готовится къ вѣчному покою»...

Не мелькнула ли когда-нибудь у Васъ мысль о томъ, что «свободой и покоемъ» Вы пользуетесь за счетъ медленнаго умиранія неугодныхъ Первосвятителей нашихъ?» — спрашиваетъ епископъ Дамаскинъ въ упоръ митрополита Сергія.

Послѣ цѣлаго потока такихъ «Посланій» — протестовъ, нача­лась нескончаемая вереница делегацій съ мѣстъ къ митрополиту Сергію въ Москву.

Одной изъ такихъ безчисленныхъ делегацій была историче­ская Делегація Ленинградской Епархіи, прибывшая въ Москву 27 ноября 1927 г. въ слѣдующемъ составѣ: Преосвященный Димитрій Любимовъ, епископъ Гдовскій, протоіерей о. Викторинъ Д-овъ, профессоръ И. М. Ан-скій и С. А. Алексѣевъ.

Епископъ Димитрій являлся представителемъ Ленинградскаго митрополита Іосифа и имѣлъ съ собой письмо, подписанное семью епископами, находящимися въ Ленинградѣ (среди которыхъ были, кромѣ митр. Іосифа епископъ Димитрій, епископъ Гавріилъ, епи­скопъ Стефанъ и епископъ Сергій Нарвскій). Протоіерей Д-въ являлся представителемъ многочисленной группы Ленинградскаго духовенства, и имѣлъ на рукахъ письмо отъ этого духовенства, написанное протоіереемъ профессоромъ Ф. К. Андреевымъ. Проф. Ан-скій былъ представителемъ академическихъ круговъ и имѣлъ на рукахъ письмо отъ группы академиковъ и профессоровъ Академіи Наукъ, Университета и др. высшихъ учебныхъ заведеній, составленное профессоромъ б. Военно-Юридической Академіи С. С. Абра­мовичемъ-Барановскимъ и профессоромъ М. А. Новоселовымъ (из­вѣстнымъ издателемъ и редакторомъ «Религіозно-нравственной Биб­ліотеки», тайно проживавшими тогда въ Ленинградѣ и Москвѣ).
С. Л. Алексѣевъ былъ представителемъ широкихъ народныхъ массъ      

Несмотря на то, что Ленинградская Делегація прибыла въ Москву позднѣе другихъ многихъ делегацій, пріѣхавшихъ съ той же цѣлью, она была принята внѣ очереди.

Бесѣда этой Делегаціи съ митрополитомъ Сергіемъ продолжа­лась два часа.

Пишущій эти строки былъ лично знакомъ со всѣми членами делегаціи и непосредственно отъ нихъ знаетъ содержаніе этой исторической бесѣды.

По приходѣ къ митрополиту Сергію, всѣ члены Делегаціи подошли къ нему подъ благословеніе, отрекомендовались и засвидѣтельствовали, что они прибыли, какъ вѣрныя чада Православной Церкви.

Когда митрополитъ Сергій кончилъ читать привезенныя ежу письма (отъ епископата, отъ духовенства и отъ мірянъ), тогда 70-лѣтній старецъ, епископъ Димитрій упалъ передъ нимъ на колѣ­ни и со слезами воскликнулъ: «Святый Владыко! Выслушайте насъ, Христа ради!»

Митрополитъ Сергій тотчасъ поднялъ его подъ руку съ колѣнъ, усадилъ въ кресло и сказалъ твердымъ и нѣсколько раздраженнымъ голосомъ: «О чемъ слушать? Вѣдь уже все Вами написано, написано и другими, раньше, и на все это мною уже много разъ отвѣчено ясно и опредѣленно. Что Вамъ не ясно?!».

«Владыко святый! — дрожащимъ голосомъ съ обильно текущими слезами, началъ говорить епископъ Димитрій, «во время моей хиротоніи Вы сказали мнѣ, чтобы я былъ вѣренъ Православной Церкви и, въ случаѣ необходимости, готовъ былъ и жизнь свою отдать за Христа. Вотъ и настало такое время исповѣдничества и я хочу пострадать за Христа, а Вы, вашей деклараціей, вмѣсто пути Голгоѳы, предлагаете встать на путь сотрудничества съ бого­борческой властью, гонящей и хулящей Христа, предлагаете радова­ться ихъ радостями и печалиться ихъ печалямъ... Властители наши стремятся уничтожить религію и Церковь и радуются разрушенію храмовъ, радуются успѣхамъ своей антирелигіозной пропаганды».

«Эта радость ихъ — источникъ нашей печали. Вы предлагаете благо­дарить совѣтское правительство за вниманіе къ нуждамъ православ­наго населенія. Въ чемъ же это вниманіе выразилось? Въ убійствѣ сотенъ епископовъ, тысячъ священниковъ и милліоновъ вѣрующихъ. Въ оскверненіи святынь, издѣвательствахъ надъ мощами, въ разрушеніи огромнаго количества храмовъ и уничтоженіи всѣхъ монастырей... Ужъ лучше бы этого вниманія не было!!!»

«Правительство наше» — перебилъ вдругъ епископа Димитрія митрополитъ Сергій — «преслѣдовало духовенство только за политическія преступленія».

«Это — клевета!» горячо воскликнулъ епископъ Димитрій.

«Мы хотимъ добиться примиренія Православной Церкви съ правительственною властью» — раздраженно продолжалъ митрополитъ Сергій, а вы стремитесь подчеркнуть контръ-революціонный характеръ Церкви... Слѣдовательно, вы — контръ-революціонеры, а мы вполнѣ лойяльны къ совѣтской власти!»

«Это невѣрно!» — горячо возражаетъ епископъ Димитрій — «Это опять клевета на исповѣдниковъ, мучениковъ, разстрѣлянныхъ и томящихся въ концлагеряхъ и ссылкахъ... какой контръ-революціонный актъ совершилъ разстрѣлянный митрополитъ Веніаминъ? Въ чемъ «контръ-революція» позиціи митрополита Петра Крутицка­го?!

«А Карловацкій Соборъ, по-вашему, тоже не носилъ политическаго характера?» — снова перебилъ его митроп. Сергій.

«Въ Россіи Карловацкаго Собора не было», — тихо отвѣтилъ епископъ Димитрій, и многіе мученики концлагерей ничего не знаютъ объ этомъ Соборѣ».

«Я лично», продолжалъ епископъ Димитрій — «человѣкъ совершенно аполитичный и если бы понадобилось мнѣ самому па себя донести въ Г. П. У., я не могъ бы ничего придумать, въ чемъ я виновенъ передъ совѣтской властью. Я только скорблю и печа­люсь, видя гоненіе на религію и Церковь. Намъ, пастырямъ, запре­щено говорить объ этомъ, мы и молчимъ. Но на вопросъ, имѣется ли въ СССР гоненіе на религію и Церковь, я не могъ бы отвѣтить иначе, чѣмъ утвердительно. Когда Вамъ, Владыко, предлагали на­писать Вашу декларацію, почему Вы не отвѣтили, подобно митроп. Петру, что молчать Вы можете, но говорить неправду не можете?»

«Въ чемъ же неправда?» — воскликнулъ митрополитъ Сергій.

«А въ томъ», — отвѣтилъ епископъ Димитрй, — «что гоненія на религію, этотъ «опіумъ для народа» по марксистскому догмату, у насъ не только имѣются, но по жестокости, цинизму и кощунству превзошли всѣ предѣлы»!.

«Такъ мы съ этимъ боремся», — замѣтилъ митрополитъ Сергія, но боремся легально, а не какъ контръ-революціонеры... А когда мы покажемъ нашу совершенно лойяльную позицію по отношенію къ совѣтской власти, тогда результаты будутъ еще болѣе ощути­тельны. Намъ повидимому, удастся въ противовѣсъ «Безбожнику» издавать собственный религіозный журнальчикъ...»

«Вы забыли, Владыко» — замѣтилъ протоіерей Д-овъ, «что Церковь есть Тѣло Христово, а не консисторія съ «журнальчикомъ» подъ цензурой атеистической власти!»

«Не политическая, а религіозная совѣсть не позволяетъ намъ солидаризоваться съ Вашей Деклараціей» — замѣтилъ профессоръ Ан-скій.

«Я хочу умереть за Христа, а Вы предлагаете отречься отъ Него» — горько сказалъ С. А. Алексѣевъ.

«Такъ вы хотите раскола? — грозно спросилъ митрополитъ Сергій. — «Не забывайте, что грѣхъ раскола не смывается мученической кровью! Со мной согласно большинство» — добавилъ автори­тетно митрополитъ Сергій.

«Голоса надо, Владыко, не подсчитывать, а взвѣшивать» - возразилъ проф. Ан-скій. – Вѣдь съ Вами не согласенъ митропо­литъ Петръ, законный мѣстоблюститель Патріаршаго Престола; съ Вами не согласны митрополиты Агафангелъ, Кириллъ и Іосифъ, на­мѣченные митрополитомъ Петромъ на тотъ же высокій постъ, на которомъ стоите Вы; съ Вами не согласны такіе свѣточи, какъ мит­рополитъ Арсеній, архіепископъ Пахомій, епископъ Викторъ, Дама­скинъ, Аверкій и другіе, съ Вами не согласны Оптинскіе старцы и Соловецкіе узники»...

«Истина, вѣдь, не всегда тамъ, гдѣ большинство» — замѣтилъ протоіерей Д-овъ — «иначе не говорилъ бы Спаситель о «маломъ стадѣ». И не всегда Глава Церкви оказывается на сторонѣ истины. Достаточно вспомнить Максима Исповѣдника».

«Своей новой церковной политикой я спасаю Церковь!» — вѣсско возразилъ митрополитъ Сергій.

«Что Вы говорите, Владыко!» — въ одинъ голосъ воскликнули Всѣ члены Делегаціи. «Церковь не нуждается въ спасеніи» — добавилъ протоіерей Д-овъ— «врата ада не одолѣютъ ее. Вы сами, Владыко, нуждаетесь въ спасеніи черезъ Церковь».

«Я въ другомъ смыслѣ это сказалъ» — нѣсколько смущенно отвѣтилъ митрополитъ Сергій.

«А почему Вы, Владыко, распорядились ввести въ Литургію молитву за власть и одновременно запретили молиться за «въ тюрьмахъ и въ изгнаніи сущихъ?» —спросилъ проф. Ан-скій.

«Неужели вамъ надо напоминать извѣстный текстъ о властяхъ Ап. Павла?» — иронически спросилъ митроп. Сергіи — «А что каса­ется молитвы за «въ изгнаніи сущихъ», то изъ этого прошенія мно­гіе діаконы дѣлаютъ демонстрацію».

«А когда Вы, Владыко, отмѣните въ Церкви «Заповѣди Блаженства?» — снова возразилъ проф. А-нскій, «вѣдь изъ нихъ можно тоже сдѣлать демонстрацію».

«Я не измѣняю Литургіи» — сухо сказалъ митроп. Сергій.

«А кому нужна молитва за власть? Вѣдь совѣтской безбожной власти эта молитва не нужна. Вѣрующіе же могли бы молиться толь­ко въ смыслѣ мольбы «о смягченіи жестокихъ сердецъ правителей нашихъ» или «о вразумленіи заблудшихъ». Но молиться за антихристову власть — невозможно».

«Ну, какой тутъ Антихристъ!» — отмахнулся митроп. Сергій.

«Но, вѣдь, духъ-то Антихристовъ» — настаивалъ профессоръ Ан-скій. Но чѣмъ вызвана эта молитва? Васъ заставили ввести это прошеніе?»

«Ну, я и самъ нашелъ это необходимымъ».

«Нѣтъ, Владыко, отвѣтьте, какъ предъ Богомъ, изъ глубины Вашей архипастырской совѣсти, заставили Васъ это сдѣлатъ, какъ и многое въ вашей новой церковной политикѣ, или нѣтъ?»

Этотъ вопросъ пришлось повторить упорно и настойчиво много разъ, пока митрополитъ Сергій, наконецъ, не отвѣтилъ: «Ну и давятъ, и заставляютъ... но я и самъ тоже такъ думаю» — поспѣшно и пугливо закончилъ онъ.

«А зачѣмъ Вы, Владыко, распорядились поминать рядомъ съ именемъ митрополита Петра и Ваше имя? Мы слышали, что это тоже Вамъ приказали сверху, съ тѣмъ, чтобы вскорѣ отмѣнить поми­новеніе имени митрополита Петра вовсе».

Митрополитъ Сергій на это не отвѣтилъ (Примѣчаніе: вско­рѣ поминовеніе митроп. Петра было запрещено).

«А вашъ «Временный Патріаршій Сѵнодъ» кѣмъ назначенъ? А кто занимается назначеніемъ и перемѣщеніемъ епископовъ? По­чему смѣщенъ митроп. Іосифъ, вопреки желанію своей паствы? Намъ извѣстно, Владыко, что это все дѣлается негласнымъ «оберъ-прокуроромъ» Вашего Сѵнода коммунистомъ-чекистомъ Евгеніемъ Александровичемъ Тучковымъ, вопреки Вашимъ желаніямъ».

«Откуда вы это все взяли?» — нѣсколько смущенно спросилъ митроп. Сергій.

«Это извѣстно всѣмъ, Владыко». «А кѣмъ окружили Вы себя. Владыко?» — добавилъ протоіерей Д-овъ, «вѣдь одно имя епископа Алексѣя Симанскаго можетъ дискредитировать весь Вашъ Сѵнодъ» (Примѣчаніе: теперешній совѣтскій патріархъ Алексій).

Митрополитъ Сергій всталъ и сказалъ, что онъ подумаетъ обо всемъ сказанномъ и дастъ черезъ 3 дня краткій письменный отвѣтъ!
Аудіенція была окончена.

Черезъ три дня митроп. Сергій далъ письменный отвѣтъ, въ которомъ въ общихъ и туманныхъ выраженіяхъ повторилъ прежнее положеніе своей Деклараціи.

«Относительно возвращенія на Ленинградскую каѳедру митрополита Іосифа я еще подумаю» — гласитъ послѣдній пунктъ отвѣта (Примѣчаніе: митроп. Іосифъ на Ленинградскую каѳедру возвращенъ не былъ).

Делегація возвратилась въ Ленинградъ. А черезъ короткое вре­мя произошелъ расколъ. Митрополитъ Ленинградскій Іосифъ, епископъ Гдовскій Димитрій, епископъ Нарвскій Сергій, епископъ Вятскій Викторъ, архіепископъ Черниговскій Пахомій, его викарій епископъ Дамаскинъ, епископъ Угличскій Серафимъ, епископъ Сер­пуховскій Максимъ (въ міру проф. д-ръ медицины М. А. Жижиленко), Смоленскій викарій епископъ Илларіонъ, епископы Нектарій, Аверкій, Феодоръ, Варнава и мн. друг. со всей своей паствой отказа­лись отъ всякаго каноническаго общенія съ митрополитомъ Сергіемъ и его Сѵнодомъ, гдѣ царствовалъ чекистъ Е. А. Тучковъ.

Митрополитъ Сергій отвѣтилъ прещеніями. Органы НКВД цинично ему помогали. Сторонниковъ митр. Сергія стали называть: «Сергіянами», а его противниковъ — «Іосифлянами» (по имени митроп. Іосифа).

Однимъ изъ послѣднихъ распоряженій митропол. Петра Крутицкаго было предписаніе объ обязательномъ и повсемѣстномъ поми­новеніи его имени, какъ символа единства Церкви.
«Іосифляне» — исполняли это распоряженіе и поминали только имя Митрополита Петра, «сергіяне» же, по распоряженію митроп. Сергія, поминали только имя послѣдняго и вовсе не поминали законнаго Первосвятителя митроп. Петра.

Одобреніе позиціи «іосифлянъ» было получено изъ ссылки отъ «Мѣстоблюстителя Патріаршаго Престола» митроп. Петра, отъ глубоко чтимаго всѣмъ православнымъ міромъ митроп. Кирилла, отъ из­вѣстнаго философа, богослова и ученаго проф. Павла Флоренскаго и другихъ многихъ.

Совѣтская власть необычайно жестоко начала преслѣдовать «іосифлянъ». Этимъ объясняется то, что многіе малодушные, вопре­ки своимъ внутреннимъ симпатіямъ, не рѣшились примкнуть къ «расколу». Многіе начали оправдывать «мудрую» политику митр. Сергія, способствовавшаго «легализаціи» Православной Церкви въ СССР.

Ленинградская Делегація вскорѣ была арестована и тяжко пострадала. Престарѣлый епископъ Димитрій былъ посаженъ въ Ярославскій политическій изоляторъ, гдѣ и скончался на 10-мъ году заключенія. Протоіерей Д-овъ былъ сосланъ въ концлагерь въ Сибирь на 10 дѣтъ, а затѣмъ, по отбытіи срока, еще на 10 лѣтъ, безъ права переписки. Профессоръ Ан-скій былъ сосланъ въ Соло­вецкій концлагерь. С. А. Алексѣевъ, принявшій священство, былъ разстрѣлянъ.

Разстрѣляны также были: епископъ Максимъ (проф. д-ръ Жижиленко), протоіерей Сергѣй Тихомировъ, протоіерей Николай Прозоровъ, протоіер. Александръ Крелишанскій. Погибли въ ссылкахъ, замученные пытками: митрополитъ Петръ Крутицкій, митроп. Кириллъ Тамбовскій, архіепископъ Пахомій Черниговскій, епископъ Дамаскинъ (викарій Черниговскій), епископъ Викторъ Вятскій, епископы Илларіонъ, Нектарій, Сергій, Феодоръ, Аверкій и другіе; протоіерей Николай Пискуновскій (изъ Воронежа), протоіерей Александръ Тихомировъ, протоіерей Павелъ Флоренскій, протоіер. Василій Верюжскій, протоіер. Анатолій Жураковскій и многіе мн. другіе. Митрополитъ Іосифъ былъ сосланъ въ безсрочную ссылку.

Измученный пытками допросовъ скончался выпущенный умирать дома протоіер. проф. Феодоръ Константиновичъ Андреевъ,

Всѣ безъ исключенія церкви, гдѣ поминалось имя законнаго Мѣстоблюстителя Патріаршаго Престола митрополита Петра, были закрыты.

Истиной Православная Русская Церковь ушла в катакомбы, гдѣ находится, какъ невидимый градъ Китежъ, до сихъ поръ, храня себя, какъ Непорочную Невѣсту Христову.

Митрополитъ Сергій во время войны сдѣлался «Патріархомъ». Послѣ его смерти, «Патріархомъ» сталъ тотъ самый епископъ Алек­сій Симанскій, одно участіе котораго въ Сергіевскомъ Сѵнодѣ 1927 г. дискредитировало въ глазахъ истинно Православныхъ людей весь «Сѵнодъ».

«Патріархъ Алексій имѣетъ отъ богоборческой антихристовой совѣтской власти орденъ и называетъ Сталина «отцомъ народовъ» и «вождемъ русскаго народа, посланнаго Богомъ».

«Истина — дочь времени» — гласитъ латинская пословица.

Проф. И. Андреевъ.
«Православная Русь», №№ 10-11, 1947г.

*

Comments