ПОСЛАНІЕ ПАТРІАРХА ТИХОНА СОВѢТУ НАРОДНЫХЪ КОМИССАРОВЪ Окт. – 1918 г.
Это пророчество Спасителя обращаемъ Мы къ вамъ, нынѣшніе вершители судебъ нашего отечества, называющіе себя “народными” комиссарами. Цѣлый годъ держите вы въ рукахъ своихъ государственную власть и уже собираетесь праздновать годовщину октябрьской революціи; но рѣками пролитая кровь братьевъ нашихъ, безжалостно убитыхъ по вашему призыву, вопіетъ къ небу и вынуждаетъ Насъ сказать вамъ горькое слово правды.
Захватывая власть и призывая народъ довѣриться вамъ, какія обѣщанія давали вы ему и какъ исполнили эти обѣщанія?
Поистинѣ, вы дали ему камень вмѣсто хлѣба и змѣю вмѣсто рыбы (Мѳ. 7, 9-10). Народу, изнуренному кровопролитной войной, вы обѣщали дать миръ “безъ аннексій и контрибуцій”.
Отъ какихъ завоеваній могли отказаться вы, приведшіе Россію къ позорному миру, унизительныя условія котораго даже вы сами не рѣшались обнародовать полностью? Вмѣсто аннексій и контрибуцій, великая наша родина завоевана, умалена, расчленена и въ уплату наложенной на нее дани вы тайно вывозите въ Германію не вами накопленное золото.
Вы отняли у воиновъ все, за что они прежде доблестно сражались. Вы научили ихъ, недавно еще храбрыхъ и непобѣдимыхъ, оставивъ защиту родины, бѣжать съ полей сраженія. Вы угасили въ сердцахъ воодушевлявшее ихъ сознаніе, что “больше сея любве никто же имать, да кто душу свою положитъ за други свои” (Іоан. 13, 15). Отечество вы подмѣнили бездушнымъ интернаціоналомъ, хотя сами отлично знаете, что когда дѣло касается защиты отечества, пролетаріи всѣхъ странъ являются вѣрными его сынами, а не предателями.
Отказавшись защищать родину отъ внѣшнихъ враговъ, вы, однако, безпрерывно набираете войска.
Противъ кого вы ихъ ведете?
Вы раздѣлили весь народъ на враждующіе между собою станы и ввергли его въ небывалое по жестокости братоубійство. Любовь Христову вы открыто замѣнили ненавистью, и вмѣсто мира искусственно разожгли классовую вражду. И не предвидится конца порожденной вами войнѣ, такъ какъ вы стремитесь руками русскихъ рабочихъ и крестьянъ доставить торжество призраку міровой революціи.
Не Россіи нуженъ былъ заключенный вами позорный миръ съ внѣшнимъ врагомъ, а вамъ, задумавшимъ окончательно разрушить внутренній миръ. Никто не чувствуетъ себя въ безопасности; всѣ живутъ подъ постояннымъ страхомъ обыска, грабежа, выселенія, ареста, разстрѣла. Хватаютъ сотнями беззащитныхъ, гноятъ цѣлыми мѣсяцами въ тюрьмахъ, казнятъ смертью часто безъ всякаго слѣдствія и суда, даже безъ упрощеннаго вами введеннаго суда. Казнятъ не только тѣхъ, которые передъ вами въ чемъ либо провинились, но и тѣхъ, которые даже передъ вами завѣдомо ни въ чемъ не виновны, а взяты лишь въ качествѣ “заложниковъ”; этихъ несчастныхъ убиваютъ въ отместку за преступленія, совершенныя лицами, не только имъ не единомысденными, а часто вашими же сторонниками или близкими вамъ по убѣжденіямъ. Казнятъ епископовъ, священниковъ, монаховъ и монахинь, ни въ чемъ неповинныхъ, а просто по огульному обвиненію въ какой-то расплывчатой и неопредѣленной “контръ-революціонности”. Безчеловѣчная казнь отягчается для православныхъ лишеніемъ послѣдняго предсмертнаго утѣшенія — напутствія Св. Тайнами, а тѣла убитыхъ не выдаются родственникамъ для христіанскаго погребенія.
Но есть ли все это верхъ безцѣльной жестокости со стороны тѣхъ, которые выдаютъ себя благодѣтелями человѣчества и будто бы сами когда то много претерпѣли отъ жестокихъ властей.
Но вамъ мало, что вы обагрили руки русскаго народа его братскою кровью; прикрываясь различными названіями — контрибуцій, реквизицій и націонализацій, вы толкнули его на самый открытый и беззастѣнчивый грабежъ. По вашему наущенію разграблены или отняты земли, усадьбы, заводы, фабрики, дома, скотъ; грабятъ деньги, вещи, мебель, одежду. Сначала подъ именемъ “буржуевъ” грабили людей состоятельныхъ, потомъ, подъ именемъ “кулаковъ”, стали уже грабить и болѣе зажиточныхъ и трудолюбивыхъ крестьянъ, умножая, такимъ образомъ, нищихъ, хотя вы не можете не сознавать, что съ разореніемъ великаго множества отдѣльныхъ гражданъ уничтожается народное богатство и разоряется сама страна.
Соблазнивъ темный и невѣжественный народъ возможностью легкой и безнаказанной наживы, вы отуманили его совѣсть и заглушили въ немъ сознаніе грѣха; но какими бы названіями ни прикрывались злодѣянія, — убійство, насиліе, грабежъ всегда останутся тяжкими и вопіющими къ небу объ отмщеніи грѣхами и преступленіями.
Вы обѣщали свободу.
Великое благо свобода, если она правильно понимается, какъ свобода отъ зла, не стѣсняющая другихъ, не переходящая въ произволъ и своеволіе. Но такой то свободы вы и не дали: во всяческомъ потворствѣ низменнымъ страстямъ толпы, въ безнаканности убійствъ и грабежей заключается дарованная вами свобода. Всѣ проявленія какъ истинной гражданской, такъ и высшей духовной свободы человѣчества подавлены вами безпощадно. Это ли свобода, когда никто безъ особаго разрѣшенія не можетъ провезти себѣ пропитаніе, нанять квартиру, переѣхать изъ города въ городъ? Это ли свобода, когда семьи, а иногда населенія цѣлыхъ домовъ выселяются и имущество выкидывается на улицу и когда граждане искусственно раздѣлены на разряды, изъ которыхъ нѣкоторые отданы на голодъ и на разграбленіе? Это ли свобода, когда никто не можетъ высказать открыто свое мнѣніе, безъ опасенія попасть подъ обвиненіе въ контръ-революціи? Гдѣ свобода слова и печати, гдѣ свобода церковной проповѣди? Уже заплатили своею кровью мученичества многіе смѣлые церковные проповѣдники; голосъ общественнаго и государственнаго обсужденія и обличенія заглушенъ; печать, кромѣ узко-большевистской, задушена совершенно.
Особенно больно и жестоко нарушеніе свободы въ дѣлахъ вѣры. Не проходитъ дня, чтобы въ органахъ вашей печати не помѣщались самыя чудовищныя клеветы на Церковь Христову и ея служителей, злобныя богохульства и кощунства. Вы глумитесь надъ служителями алтаря, заставляете епископовъ рыть окопы (епископъ Тобольскій Германъ) и посылаете священниковъ на грязныя работы. Вы наложили свою руку на церковное достояніе, собранное поколѣніями вѣрующихъ людей, и не задумались нарушить ихъ посмертную волю. Вы закрыли рядъ монастырей и домовыхъ церквей, безъ всякаго къ тому повода и причины. Вы заградили доступъ въ Московскій Кремль — это священное достояніе всего вѣрующаго народа. Вы разрушаете исконную форму церков. общины — приходъ ,уничтожаете братства и другія церковно-благотворительныя и просвѣтительныя учрежденія, разгоняете церковно-епархіальныя собранія, вмѣшиваетесь во внутреннее управленіе Православной Церкви. Выбрасывая изъ школъ священныя изображенія и запрещая учить въ школахъ дѣтей вѣрѣ, вы лишаете ихъ необходимой для православнаго воспитанія духовной пищи.
“И что еще скажу. Не достанетъ мнѣ времени” (Евр. 2, 32), чтобы изобразить всѣ тѣ бѣды, какія постигли родину нашу. Не буду говорить о распадѣ нѣкогда великой и могучей Россіи, о полномъ разстройствѣ путей сообщенія, о небывалой продовольственной разрухѣ, о голодѣ и холодѣ, которые грозятъ смертью въ городахъ, объ отсутствіи нужнаго для хозяйства въ деревняхъ. Все это у всѣхъ на глазахъ. Да, мы переживаемъ ужасное время вашего владычества и долго оно не изгладится изъ души народной, омрачивъ въ ней образъ Божій и запечатлѣвъ въ ней образъ звѣря. Сбываются слова пророка: “Ноги ихъ бѣгутъ ко злу, и они спѣшатъ на пролитіе невинной крови, мысли ихъ — мысли нечестивыя, опустошенія и гибель на стезяхъ ихъ” (Ис. 59, 7).
Мы знаемъ, что Наши обличенія вызовутъ въ васъ только злобу и негодованіе, и что вы будете искать въ нихъ лишь повода для обвиненія Насъ въ противленіи власти; но чѣмъ выше будетъ подыматься “столпъ злобы” вышей, тѣмъ вѣрнѣйшимъ будетъ то свидѣтельствомъ справедливости Нашихъ обличеній.
Не Наше дѣло судить о земной власти; всякая власть отъ Бога допущенная привлекла бы на себя Наше благословеніе, если бы она воистину явилась “Божіимъ слугой” на благо подчиненныхъ и была “страшная не для добрыхъ, а для злыхъ” (Рим. 13, 34). Нынѣ же къ вамъ, употребляющимъ власть на преслѣдованіе ближнихъ и истребленіе невинныхъ, простираемъ Мы Наше слово увѣщанія: отпразднуйте годовщину своего пребыванія у власти освобожденіемъ заключенныхъ, прекращеніемъ кровопролитія, насилія, разоренія, стѣсненія вѣры; обратитесь не къ разрушенію, а къ устроенію порядка и законности, дайте народу желанный и заслуженный имъ отдыхъ отъ между- усобной брани. А иначе взыщется отъ васъ всякая кровь праведная вами проливаемая (Лук. 2, 51) и отъ меча погибнете сами вы, взявшіе мечъ (Мѳ. 26, 52).
ТИХОНЪ, Патріархъ Московскій и всея Россіи. 13/26 октября 1918 года.
*
Comments