?

Log in

No account? Create an account
Tsar-1998

December 2017

S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31      
Powered by LiveJournal.com
Tsar-1998

ПО ПОВОДУ «УКРАИНСКОЙ КАТОЛИЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ» - ЧАСТЬ І

Ответ на статью о. Дацко - 1986 г.

       Перед нами журнал «Про Фратрибус», №2, второе тримесячие 1986 г., издаваемый в Париже о.о. Тринитариями[1]. Этот номер содержит, главным образом, статью о. Ивана Дацко о «нынешнем состоянии Украинской[2] Католической Церкви». Судя по адресу автора (Рим, пьяцца Мадонна дей Монти) статья исходит из Русинской коллегии, основанной в 1897 г. при храме свв. Сергия и Вакха, на фасаде которой изображены гербы Льва XIII (Иоаким Печчи, 1878-1903), и австрийского императора Франца-Иосифа I (1848-1916), и вверенной ордену Василиан[3].
          Как галичанин, автор представил свой интересный обзор истории Киевской Руси с определенной точки зрения, несколько прагматично, что требует некоторых дополнений, по правилу audiatur et altera pars (выслушай и другую сторону).
          Автор пишет: «Известно, что украинцы приняли христианскую веру в 988 г.»
          Он не помнил, что в эту эпоху никаких украинцев не существовало – они были придуманы Польшей и Австро-Венгрией гораздо позднее. Это была Киевская Русь, т.к. несколько столетий Киев был столицей первого русского государства и считался «матерью городов русских». За именем Руси могло скрываться и отдельное племя и наименование союза племен. Народ Росов («Росомоны») был известен в середине VI в. Иордану (Иорнанду), секретарю готского князя из Северной Италии, автору «Истории Готов». И сирийскому писателю Захарии Ритору – в древнейших русских письменных памятниках слово «Русский» писалось через «о»: «Правда Роськая». Союз племен VI-VII вв. получил наименование Руси или Русской земли. Позднее первенствующее положение в союзе племен Приднестровья перешло к Полянам с центром в Киеве. Союз племен по-прежнему носил имя Руси. Понятие «Русская Земля» расширялось вместе с ростом государственной территории и охватило все восточнославянские племена. Пр. Нестору летописцу (1056-1114) были известны 14 восточнославянских областей, из которых сложилось Русское государство.
         На Оке и Москве-реке жили Вятичи, граничившие с мерянско-мордовскими племенами Средней Оки. Северо-восточная граница Черниговского княжества доходила почти до Москвы. В «Русской Правде» Ярослава Мудрого, связанной с его обязательствами по отношению к новгородцам, упомянуты прибывшие из Киевской земли «Русины» и «Словене», жители обширной новгородской земли. В 1024 г. Ярослав усмирял восстание в суздальской земле. При Владимире Мономахе власть Киевского князя простиралась на все земли, заселенные древнерусской народностью. Первое путешествие он совершил проехав из Переяславля в Ростов «сквозь Вятичи» (1066 г.). Владимир управлял Русью при посредстве своих сыновей: в Новгороде сидел Мстислав, в Переяславле находился Ярополк, с Смоленске княжил Вячеслав, Юрий Долгорукий правил Ростово-Суздальской землей. Мономах укреплял связи между областями Руси и вовлекал их в решение общерусских задач.
           Согласно В.Н. Татищеву (1686-1750, автору «Истории Российской с самых древнейших времен» и одному из первых русских историографов) существовал проект выборов Киевского князя шестью князями: суздальским, черниговским, галицким, смоленским, полоцким, рязанским. Где же была Украина? Это было всего лишь название всякой области на краю государства в древней России.
          Далее мы читаем: «Важно напомнить, что в 1147 г. сын этой Церкви, Иларион, стал митрополитом Киевским, событие которое уже имело место в 1051 г. когда Клим Смолятич был избран митрополитом Киевским».
Здесь, вероятно, при редактировании произошла перестановка дат. Св. Иларион, «муж благий и книжный, еще же постник», был поставлен митрополитом в Киев собором русских архипастырей в 1051 г. (ск. 1066 г.) при Ярославе Мудром, а в 1147 г., при Изяславе II Мстиславиче был избран писатель середины XII в. Климент, епископ Смоленский (1147-1154). Но автор не упоминает о том, что кроме двух исключений, все митрополиты и многие епископы были, до XIV в., греки (назначения, впрочем, совершались после соглашения между православной Византией и соответствующим князем).
           Автор утверждает: «Киевская Русь – нынешняя Украина – сохранила связь с Римской Церковью» и, далее: «История не упоминает никакого свидетельства позволяющего полагать, что украинская киевская церковь могла когда ни будь прервать узы с Римом».
         Это утверждение противоречит мнению авторитетных западных церковных историков. Россия приняла христианскую веру не от Рима, но от Византии. И даже когда разделение Восточной и Западной Церквей еще не совершилось, тогда уже было очевидно, что Россия склонится к тому, что латиняне именуют «схизмой». «Русские... вся нация была скоро обращена, но мало по малу она передалась греческому расколу, вместе с Константинополем, откуда она получила своих митрополитов» (о. П. Альберс – «Руководство по Церковной Истории», Париж, 1919) и далее: «От своего обращения в христианскую веру, Российская Церковь находилась в юрисдикции Константинопольского Патриарха и последовала за ним в восточный раскол».
              «На Востоке, Россия, с самого начала своего обращения в христианскую веру, заимствует религиозные традиции, которые включают её в орбиту Византии, политической и мистической наследницей которой она станет в
XV веке» (Г. Зананири). «Крещение Великого Князя Владимира создало из Киевской земли колыбель русского христианства, утвержденного с самого начала в связи с Византией» (о. И. Декарро, «Византия или другой Рим», Париж, 1982 г.). «Русские естественно последовали в раскол за своими учителями византийцами и почти никогда не были связаны с Римом. Однако, в середине XII в., на Западе говорили об их обращении и св. Бернард[4] занялся этим делом, но безуспешно. Попытки соединения продолжались в течение сотни лет, но разногласия были уже таковы, что сговориться было невозможно». (Р. Жанен, «Восточные Церкви», Париж 1926). Из Киева, митрополит Иоанн II (1088-1089) отвечая антипапе Клименту III (Гиберту Равенскому, 1084-1100) просил обратиться сперва к «святейшему Патриарху Константинопольскому и окружающим его всем святым митрополитам».
          И тут же утверждение автора: «Эта Церковь была особливая (?), но в католических странах, напр. в Польше и Автро-Венгрии, не было национальных Церквей, всюду была единая Римская Церковь, украинская (?), христианская и вселенская (католическая)».
         Как галичанин, автор конечно знает, что князь Роман Галицкий (1188-1205) привлек внимание папы Иннокентия III (Лотарио де Конти, 1198-1216), который послал к нему миссионеров для того, чтобы обратить его в католичество, обещая сделать его королем при помощи меча св. Петра. Обнажив свой меч, Роман ответил посланцам: «Есть ли подобный у папы?» Князь Даниил (1205-1264) сносил с трудом татарское иго. Он обратился к Риму при содействии францисканского монаха Джованни дель Плано-Карпини, обещая стремиться к объединению обеих Церквей. Иннокентий IV (Синибальдо де Фиески, 1243-1254) назвал его своим дорогим сыном, пожаловал ему титул короля и послал корону и скипетр. Даниил был коронован в дрогичине (Гродненской губ.) аббатом мессинским, папским легатом (1254).                                       Соединение Церквей не удалось. Даниил не испугался угроз Александра IV (Ринальдо Конти, 1254-1261), но сохранил королевский титул. После него, русская Галиция перешла ко многим князьям из его рода[5]; в четырнадцатом веке она была поглощена польским королевством.
         Прежде чем перейти к Флорентийскому собору и митрополиту Исидору, рассмотрим, что происходило на Руси.
         Северо-Восточной Руси суждено было служить звеном между домонгольским периодом Русской истории и последующей историей Руси. Владимиро-Суздальская Русь это ядро будущего Московского государства XV в.  На Оке и её притоке Москва-реке жило славянское племя вятичей. В XI в. Поволжье и Ока входили в состав Киевской Руси. К этому времени уже существовали города Ростов, Суздаль, Муром, Рязань. Ярослав Мудрый построил на Волге Ярославль. Местность здесь отличалась природными богатствами. Черноземные районы Суздальщины снабжали хлебом Новгород. Окняжение этих областей началось с Великого Князя Киевского Владимира Мономаха. В те годы, когда Мономах, будучи переяславским князем, владел и Ростовским уделом, возникли города Владимир на Клязьме, Переяславль, названный в отличие от Русского Залесским. Здесь Владимир писал свое «Поучение», «на санех седя» (1099).
          Ростово-Суздальская земля обособилась от Киева в 1132 г. Здесь княжил один из сыновей Мономаха – Юрий, получивший прозвище Долгорукого (умер в Киеве в 1157 г.). Сын Долгорукого – Андрей Юрьевич Боголюбский (1157-1174) своей столицей сделал Владимир. Владимирское княжество было связано и с Переяславско-Русским княжеством; брат Андрея, Всеволод Большое Гнездо (1175-1212) здесь сажал на княжение своих сыновей. Всеволод упоминается в памятнике древне-русской поэзии XII в. – «Слове о полку Игореве» («Великий княже Всеволоде! Не мыслию ти прелетети издалеча. Отня злата стола поблюсти»). Его княжество охватывало земли Кривичей, Вятичей и области, куда испокон века направлялась славянская колонизация: земли Мери, Муромы, Веси, т.е. междуречье Волги и Оки с Суздальским Опольем и область Белоозера. Сын Александра Невского, св. Даниил (1261-1303), стал первым московским князем. В новые города и ново освоенные земли продолжался приток колонистов. Славяне, конечно, сливались с местным финно-угорским населением, но внимательное исследование показывает, что Московское княжество образовалось во первых переселением русских колонистов, во вторых руссификацией некоторых племен. Что же касается именования русских туранцами (Ф. Духинский, Ю. Щербакивский), то это доказывает лишь недоброжелательство или, по меньшей мере, незнание.
           В конце 1240 г., Батый опустошил Киевскую область, где находился начальник области, представитель князя Даниила Романовича Галицкого. Торговый днепровский путь в Византию был прерван татарами, земля была разорена их набегами, жители Приднепровья переселялись в большом количестве – одни устремлялись на запад, к Волыни и Галиции, другие, более многочисленные, на восток, к бассейну верхней Волги, где открывались обширные земли, годные для переселения на новые места. Митрополит продолжал пребывать в Киеве до конца XIII в. Киевский митрополит Кирилл (1249-1281) пребывал и во Владимире на Клязьме. В 1299 г., его преемник грек, блаж. Максим (1283-1305), титулярный Киевский митрополит, вследствие нападений татар, перенес кафедру во Владимир. В 1308 г. митрополитом Киевским и всея России был поставлен уроженец Волыни св. Петр, «Земли Российстей великое защищение» (1308-1326). Он поселился во Владимире, а в 1325 г. перенес свою кафедру в Москву. Его преемник, грек св. Феогност (1328-1353), митрополит Киевский и Московский, подтвердил этот выбор и, в 1341 г., Москва становится престольным городом Русской Церкви.
           Автор продолжает далее: «Невозможно забыть о том большом влиянии, которое эта Церковь (какая ?) имела, в лице митрополита Исидора, на соборах в Ферраре и Флоренции (1439-1441)».
          Исидор, настоятель монастыря св. Димитрия в Константинополе (Пера), был пелопонесский грек, равнодушный к догматическим вопросам, обнаруживший большие дипломатические способности на совещании в Базеле в 1434 г. Для получения помощи грекам от Папы против турок, Исидор указал Риму на Московскую Русь, которая, находясь в канонической зависимости от Константинополя, должна будет последовать за ним в унию. Право Вселенского Патриарха назначать греческих епископов на кафедру митрополитов Киевских (по титулатуре) и всея Руси было утверждено Константинопольским Синодом и хрисовулом (указом) императора Иоанна VI Кантакузена (1341-1354) в 1347 г. Когда в 1431 г. скончался митрополит Фотий, Великий князь Василий II (1425-1462) просил Вселенский престол поставить рязанского архиепископа Иону. Византия держалась за право назначать в Россию греков и назначила, посвященного после возвращения из Базеля[6] в епископы, Исидора. Он отправился в Москву с намерением подчинить Русскую Церковь Папе и за это получить помощь Константинополю. В Москву Исидор прибыл 2-го апреля 1437 г. В России не хотели слушать о подчинении Риму. Великий князь предупреждал его: «не вздумай там посягнуть на нашу веру, веру св. Владимира». Надеясь на отпущение греха Папой, Исидор принес присягу на Евангелии остаться верным Православию. 8-го сентября 1437 г. Исидор уехал из Москвы. Зная твердый характер и преданность Православию архиепископа Ионы, он предпочел спутником менее сильного характером суздальского епископа Авраамия. Русская делегация прибыла во Ферарру 18-го августа 1438 г. Здесь скончались от чумы патриарх Иосиф II (1416-1439, погребен во Флоренции, в церкви с. Мария Новелла) и многие из свиты Исидора. Братья Козьма и Лоренцо Медичи предложили гостеприимство во Флоренции. 6-го июня 1439 г. в храме Санта Мария дель Фиорэ была оглашена папская булла, в которой Папа провозглашался главой христианского мира[7]. Евгений IV (Габриелло Кондулмаро, 1431-1447), как и другие кардиналы, подписал во время конклава[8] условия будущему папе, повторявшие Констанцские постановления (1414-1417), о высшей власти вселенских соборов. Во Флоренции (XVII кат. собор), благодаря богословам Чезарини, Иоанну де Туррекремата (Торквемада[9]) и Виссариону Никейскому, сопровождавшему Иоанна VIII Палеолога, верховный авторитет папы, порицаемый в Базеле, был признан. Никто из русского духовенства, вслед за Марком Эфесским, великим кустодом св. Софии и Георгием (в мон. Геннадием) Схолариосом, не соглашался дать своей подписи. 17-го декабря 1439 г. Исидор был возведен в звание кардинала[10] и назначен легатом в Россию и Литву (Епископ Авраамий бежал от него по дороге на Русь). В Москву приехал 19 марта 1441 г. В конце службы в Архангельском соборе он прочел папскую буллу (грамоту). Великий князь обратился к нему с обличительной речью, в которой назвал Исидора «неверным пастырем».
           Никоновская летопись передает протест русских людей против навязываемой им унии: «Вси епископи русские возбудишася, князи, бояре и вельможи и множество христиан тогда воспомянуша и разумеша законы греческие прежние и начаша глаголати святыми писании и звати Исидора еретиком». Собор русских иерархов, основываясь на правилах Седьмого Вселенского Собора, лишил Исидора престола и священства. Заключенный в Чудов монастырь Исидор 15 сентября 1441 г. бежал. Никто его не преследовал (сам великий князь содействовал его побегу). Отверженный в Твери и Новгороде, он переехал в Италию, затем в Венгрию. В 1452 г., он возглавляет папскую миссию в Константинополе. Чуждый интересам русского (а тем более «украинского») народа, Исидор оставался убежденным и мужественным греческим патриотом. В Константинополе император Константин XII Дракозес (Палеололг, 1448-1453) поручил ему защиту участка монастыря св. Димитрия, колыбели династии Палеологов. 29 мая 1453 г., несмотря на героическую оборону и мужество императора, Царьград был взят Магометом II (1451-1481). Переодевшись в лохмотья, Исидор бежал (как и патриарх униат Григорий II Маммас, 1443-1453), в Рим, где папа Николай V (Томмазо Парентучелли, 1447-1455), назначил его епископом с титулятурой по римской епархии (т.е. кардиналом-епископом). Он скончался в Риме 27 апреля 1463 г.
            5 декабря 1448 г. на кафедру митрополита Московского и всея Руси был избран архиепископ Иона (еп. Рязанский с 1431 г., много заботившийся об ограждении от ошибок чуждой массам населения латинизации и убеждавший православных на юго-западе с твердостью переносить гонения за веру, скончался 1461 г.).
           Зависимость Москвы от Византии окончилась, таким образом Русская Церковь стала автокефальной, народной составляющей Православной Церкви.
В 1450 г. патриархи Александрии, Антиохии и Иерусалима отказались признать унию. В 1484 г. Симеон Трапезундский созвал Великий Константинопольский Синод, который отрекся от унионистского постановления Флорентийского Собора (небольшое число греков, оставшихся сторонниками Флоренции были первыми униатами).
          Русские области Литовского княжества были православными. Они находились в подчиненности московскому митрополиту. Витовт, сын Кейстута, великий князь Литовский (1392-1430), и двоюродный брат Ягайла, желал избавиться от этого духовного первенства и просил Константинопольского патриарха отдельного митрополита для Западной Руси. Несмотря на отказ Патриарха, он созвал собор своих православных епископов: ученый болгарский монах, Григорий Цамблак (1458-1472), сотрудник Исидора, был избран митрополитом Киевским. Православная Церковь в Великом княжестве Литовском образовала самостоятельную митрополию из восьми епархий в 1458 г. Но уния была там лишь формальной и население скоро возвратилось в Православие.
           Татарское иго прервало связь между северо-восточной Русью и Русью Днепра и Буга. В конце 1240 г. Киев был опустошен Батыем и большая часть жителей погибла (согласно Плано-Карпини в Киеве оставалось только двести дворов).
           В середине XIII в. Миндовг (1240-1263) сосредоточил в своих руках власть над Литвой. Гедимин (1316-1341) принял титул Великого князя Литовского. Литовские князья, объединив Литву, состоявшую из уделов, стали распространять свою власть на соседние русские области. Миндовг захватил Полоцк, Гедимин присоединил Витебск и Минск, при его сыне Ольгерде (1345-1377) были заняты Киев, Чернигов, Волынь, Подолия, а при племяннике Ольгерда Витовте – Смоленск (1404) и почти вся Ю. Россия.[11]
            При Гедимине (1316-1341), старавшемся сплотить русское и литовское население, Литва являла себя доброжелательной по отношению к приобретенным русским землям, составлявшим две трети её территории и сохранившим русские нравы и обычаи. Ольгерд (1345-1377) был откровенно расположен к православным русским. В начале княжения Ягайло (1377-1434), сына Ольгерда, русский язык был признан официальным в литовском государстве и удерживался в административных документах вплоть до семнадцатого века. Литва склонялась принять Православие.
Положение в корне изменилось когда в соседней Польше, со смертью Казимира III Великого (1370) угас род Пястов. Людовик Венгерский (ск. 1382), вступивший на польский престол, оставил после себя дочь Ядвигу. Латинское духовенство побудило Ядвигу к браку с Ягайло для того, чтобы обеспечить, в собственно Литве, победу латинской веры и таким образом отдалить её от своих русско-литовских областей остававшихся православными. В 1386 г., Ягайло отправился в Краков, где принял крещение с именем Владислава и королевскую корону, и крестил своих языческих подданных по латинскому обряду. Двоюродный брат Ягайло Витовт стал именоваться Великим князем Литовским (1392-1430), но обязался не порывать с Польшей. Впоследствии Литовский князь Александр (ск. 1506) соединил литовскую корону с польской, а в 1569 г., при Сигизмунде II Августе (1548-1572), последнем Ягеллоне, состоялся Люблинский сейм, окончательно соединивший Литву с Польшей под властью выборного короля.
           Это соединение повлекло переход большой части Западной Руси, в том числе Киева, от Литвы к Польше и с того времени вопрос ставится иначе вследствие политики полонизации и латинизации (хотя один из параграфов утверждал неприкосновенность Православной Церкви).
          О Брестской унии (1595-1596) автор пишет: «Речь идет не об акте рождения Украинской Католической Церкви, но о беспрерывности особой Киевской Церкви, в единении со Вселенской Церковью. Это причина по которой Украинская Католическая Церковь еще теперь почитается своим народом как национальная Церковь Украины» и далее: «Прилично показать всю очевидность того, что Украинская Католическая Церковь начала существовать не в XVI веке, но в X-м».
            Великий князь Литовский Витовт, племянник Олгерда (1392-1430), издал в 1413 г. закон даровавший литовцам обращенным в католичество такие же права как и полякам, и все чиновники должны были стать католиками.
            Автор признает: «Поляки, под чьим владычеством находился украинский народ рассматривали унию как переходную стадию к латинизации и полонизации. Рим рассматривал унию как подчинение своему главенству».

См., ЧАСТЬ ІІ : http://pisma08.livejournal.com/395305.html





[1] Орден утвержденный в 1209 г.  Основан католическими святыми Иоанном де Мата (1169-1213) и Феликсом де Валуа (1127-1212) в Серфруа, около Мо (Франция) с гуманной целью выкупа пленных, захваченных маврами.
[2] Название «Украина» появляется только в XIX веке. Это понятие политическое, а не этнографическое, географическое или историческое (см. ниже). В XII в. Русью и Русской землей стала называться вся территория, «подвластная русским князьям» (Ключевский).
[3] Орден основанный в 1617 г. греко-католическим Киевским митрополитом Иосифом Вельяминовым-Рутским, некогда составлял основную силу унии, преобразован Львом XIII в 1882 г.
[4] Бернард Клервосский (1090-1153), реформатор ордена цистерциянцев.
[5] Юрий I, на печати которого было написано «Rex Russiae, Princeps Ladimiriae » (его столицей был Владимир-Волынский), упросил Константинопольского Патриарха, чтобы его княжество, под названием Russia Minor (Малороссия), имело своего митрополита.
[6] В Базеле прелаты (и в том числе знаменитый богослов Николай Кузанский), доказывали, что власть соборов выше папской и избрали антипапу Феликса V (Амедей VIII, герцог Савойский, 1383-1451).
[7] ITEM DEFINIMUS, SANCTUM APOSTOLICAM SEDEM, ET ROMANUM PONTIFICEM SUCCESSOREM ESSE BEATI PETRI PRINCIPIS APOSTOLORUM, ET VERUM CHRISTI VICARIUM, TOTIUSQUE ECCLESIAE CAPUT ET OMNIUM CHRISTIANORUM PATREM AC DOCTOREM EXISTERE ; ET IPSI IN BEATO PETRO PASCENDI, REGENDI AC GUBERNANDI UNIVERSALEM ECCLESIAM A DOMINO NOSTRO JESU CHRISTO PLENAM  POTESTATEM TRADITAM ESSE »
[8] Собрание кардиналов для избрания нового папы.
[9] Не Томмазо Торквемада, вел. Инквизитор в 1483 г.
[10] Сан неизвестный в Православной Церкви, которому принадлежит право избрания пап, известен как коллегия со времен Евгения III, Бернардо Пигнателли, 1145-1153).
[11] Но Великороссия, происшедшая от первоначальной Киевской Руси, переместившейся, благодаря огромному отливу населения, от берегов Днепра к бассейну Верхней Волги, Оки и Клязьмы, сумела освободиться от монгольского ига и вновь начала создавать единство страны. Василий III (1505-1533) приступил к отвоеванию русских земель, которые были захвачены литовскими князьями и отнял Смоленск (1514) у Сигизмунда I Великого (1506-1548), короля Польского и Литовского. Уже в 1503 г. московская граница достигла реки Сож. В силу Андрусовского договора (1667 г.) левый берег Днепра, Киев и Смоленск перешли к России. В 1793 г. Россия получит Волынь, Подолию и Минск. Земля между Днепром и Днестром, перешедшая в 1672 г. от Польши к Турции, приобретена по Ясскому миру (1791). Россия возвратила русские земли Великого княжества Киевского, кроме Червленной Руси (Галиции), которая в 1772 г. досталась Австрии.
*

Comments