?

Log in

No account? Create an account
Tsar-1998

February 2018

S M T W T F S
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728   
Powered by LiveJournal.com
Tsar-1998

Животворящій Крест Господень - Свят. Иоанн Шанхайский

Посредѣ двою разбойнику мѣрило
праведное обрѣтеся крест Твой:
овому убо низводиму во ад тяготою хуленія:
другому же легчащуся от прегрѣшеній
к познанію богословія.

Крест Христов явился мѣрилом правды для разбойников, орудіем испытанія их душ. Один, бывшій ошуюю, увидя страждущаго за всѣх людей, в том числѣ и за него, Сына Божія, видя Его униженіе, соблазнился Его кажущимся безсиліем, стал хулить Его и осудил себя тѣм на вѣчную погибель.

Другой, висѣвшій одесную, взирая на Распятаго с ним Господа, познал глубину милосердія Божія и снисхожденія Его к роду человѣческому, обратился к Сыну Божію в послѣдній час своей жизни и вмѣстѣ с Ним вошел в Царство Небесное.

Крест Господень был мѣрилом, средством испытанія для разбойников, но не только для них, а и для всѣх нас.

Крест есть знаменіе и орудіе нашего спасенія, но в то же время является мѣрилом нашего спасенія, орудіем суда над нами. Для всѣх разверз Христос крестом Царство Небесное, но каждый сможет войти в него лишь через крест свой. Господь сказал: «Кто хочет по Мнѣ идти, да отвержется себя и возмет крест свой и по Мнѣ грядет».

Крест тот есть непрестанная борьба со своими грѣховными наклонностями, со своими слабостями и соблазнами, всѣм тѣм, что отвращает нас от Бога и стоит на пути нашего спасенія. Труден тот путь, ибо хотя грѣх противен естеству нашему, но настолько глубоко он вошел в нашу природу послѣ грѣхопаденія, что приходится употреблять неимовѣрныя усилія для борьбы с ним, словно возставать на самих себя. Невозможно было бы человѣку побѣдить, если бы не благодать Божія, силою крестною нам подаваемая. Мысленными и тѣлесными очами взирая на крест Господень, мы почерпаем силу от него, вспоминая Христа, несшаго его на Голгоѳу и на нем распятаго; пріемля страданія Христовы в свою душу и ощущая их своим сердцем, мы духом своим соединяемся со Христом и пріемлем от Него благодатныя силы для побѣды над грѣхом и шествія в Царство Небесное. Посему дорог крест Христов каждому крестоносцу, как источник силы для несенія своего креста, как якорь спасенія. Отраден для него вид креста, любезно о нем воспоминаніе, радостно его ощущеніе.

Но тѣм, кто не хочет идти за Христом, кто не хочет нести креста борьбы со грѣхом, а желает безгранично исполнять желанія своей грѣховной воли, предаваться порокам, и ищет не Царства Небеснаго, а наслажденій сего грѣховнаго міра, для тѣх ненужным кажется крест, отвратителен он для них, и самый вид его непріятен и страшен. Страшен крест для діавола, не дерзающаго взирать на орудіе побѣды Христовой над ним; страшен он и для уловленных в сѣти діаволи, напоминая о судѣ над ними.

Широк путь тот служенія своей воли, страстям и порокам, многіе идут им, но ведет он в пагубу. Узок же и тѣсен путь, ведущій в жизнь вѣчную. Необходимо непрестанное вниманіе к себѣ, отсѣченіе своих желаній, искорененіе тѣх страстей и пороков, которые гнѣздятся в глубинѣ сердца и кажутся словно своими. Не сказал Господь просто нести крест, но взять крест свой, именно свой, ибо у каждаго свои слабости и недостатки, с которыми надо бороться, свои внутреннія и внѣшнія препятствія ко спасенію, которыя надо преодолѣвать. И не просто сказал Христос идти с крестом своим, но слѣдовать за Ним, ибо перенесеніе скорбей и лишеній только тогда спасительно, когда совершается во имя Христово. Печали и горести житейскія не принесут сами по себѣ нам пользы. Три креста были обрѣтены царицей Еленой, когда она отыскивала Крест Господень. Но два креста, кресты разбойников, были безсильны и бездѣйственны при возложеніи их на больных, и только третій Крест, Крест Христов, исцѣлял больных и воскресил умершаго.

Так и изображеніе креста тогда лишь спасительно и дѣйственно, когда соединено с воспоминаніем о Христѣ. Ограждает нас от всякаго зла благоговѣйно во имя Христово творимое крестное знаменіе. Получаем мы силу, укрѣпляющую нас и цѣлящую немощи наши, с вѣрою лобызая крест и прикасаясь к нему, подобно женщинѣ кровоточивой, прикоснувшейся к воскрилію ризы Христовой. Изливается в нас благодать Божія, когда мы словно внутри себя начертываем крест, распиная плоть свою со страстьми и похотьми, во имя распятаго за нас Сына Божія. "Через крест мы соединяемся с Распятым за нас, через крест изливается в нас сила Божественной любви Спасителя. Вот почему любит крест всякій любящій Бога. Чѣм сильнѣе любовь к Богу, чѣм больше ревность о исполненіи воли Божіей, тѣм любезнѣе и дороже Крест Господень. Равнодушіе же и отвращеніе ко кресту — знак равнодушія к Богу и противленія Ему. Лишенное благодатной силы крестной такое настроеніе человѣка будет все больше переходить в ненависть к Богу и Животворящему Кресту; все будет больше приближаться к состоянію озлобленного разбойника, распятаго ошуюю, если человѣк не образумится и не обратится, подобно разбойнику, распятому одесную, к Пострадавшему на крестѣ за нас. Вѣдь гонители вѣры в нашем отечествѣ не сразу стали таковыми, многіе из них были крещены и воспитываемы в православной вѣрѣ, но затѣм, дав простор своим порокам и блужданіям своего ума, отвратившись от креста, они превзошли в своей борьбѣ с Богом гонителей вѣры христіанской из язычников. Может то стать со всяким, кто не держится за крест, как за якорь спасенія, в ком равнодушіе к нему.

Мѣра любви нашей ко кресту есть мѣра нашего спасенія, чѣм ярче наша любовь к нему, тѣм ближе мы ко спасенію. Любовь наша ко кресту есть единеніе с Распятым на нем. Посему ничѣм не хотѣл хвалиться Павел, как только о Крестѣ Господнем; пространно говорил о нем святый Кирилл Іерусалимскій, восхвалял его Іоанн Златоуст, постоянно вспоминал его любовію Димитрій Ростовскій, как о единственном путеводителѣ в жизнь вѣчную говорил Іоанн Черниговскій, позднѣе Тобольскій. Святый Феодосій Черниговскій так любил крест, что приказал установить его изображеніе в своей повозкѣ, дабы и в пути всегда взирать на него. Крестом ограждали себя и укрѣплялись в своих подвигах мученики и преподобные.

Крест Христов есть сила непреоборимая, укрѣпляющая и привлекающая к Богу любящих Его и обращающая в бѣгство ненавидящих Его.

Крестом спас Господь от вѣчной гибели род человѣческій, им же произведет суд над ним. Крест есть знаменіе спасенія нашего и знаменіе суда над нами.

Когда настанет день Втораго Пришествія, тогда, по слову Самого Господа, явится знаменіе Сына Человѣческаго на небѣ, Крест, которым он побѣдил діавола. И тогда восплачут всѣ колѣна земная, всѣ тѣ, которые прилѣпились к нынѣшнему вѣку и возлюбили его паче Царства Небеснаго. А чающіе его и с соблазнами міра борющіеся, за Христа страждущіе, воздвигнут главы свои, уразумѣв, что приблизилось спасеніе их.

Как магнит собирает разбросанные вокруг желѣзныя опилки, так знаменіе Креста Христова отдѣлит тогда возлюбивших Распятаго за нас от ненавидящих Его и соберет их Ему на срѣтеніе.

Будем же утверждать и воспламенять в себѣ любовь к Кресту, будем поклоняться Животворящему Древу с любовію и благоговѣйным страхом и будем молить Того, Кто разбойника благоразумнаго во едином часѣ рая сподобил, да и нас древом крестным просвѣтит и спасет.

Дабы, когда появится на небѣ знаменіе Сына Человѣческаго, мы не оказались среди тѣх родов земных, которые восплачутся об окончаніи утѣх грѣховнаго міра и наступленіи Страшнаго Суда, а с тѣми, кто, узрѣв знаменіе спасенія нашего, в радости воззовут: «Ей гряди, Господи Іисусе !»

Проповѣдь, произнесенная в Лѣсненском монастырѣ.
«Церковный Голосъ», № 8-9, 19 окт.-1 нояб. 1955 г.

 *

Comments