pisma08 (pisma08) wrote,
pisma08
pisma08

Category:

По вопросу о единоличных хиротониях - нояб. 2008 г.

Данная работа есть церковно-историческая справка о бывших в Православной Церкви единоличных хиротониях и объяснение, почему они иногда возможны и приемлемы в особых для Нее условиях. Это не апология единоличным хиротониям как таковым. Когда в Церкви случается беда, то превосходится обычный порядок.

       Каноны и правила Церкви святы и неизменны, еще раз процитируем их:

       Первое правило святых Апостол гласит: “епископа да поставляют два или три епископа“; четвертое правило Первого Вселенского собора говорит, что “епископа поставляти наиболее прилично всем тоя области епископам. Аще же ли cиe неудобно…. по крайней мере три во едино место да соберутся, а отсутствующие да изъявят согласие посредством грамот: и тогда совершати рукоположение.” Точно также тринадцатое правило Поместного Карфагенского собора говорит: “многие епископы собравшись да поставляют епископа, а по нужде три епископа“…; шестидесятое правило того же собора требует: “да не признаются довольными для поставления епископа… менее трех епископов”.

Но в истории Вселенской Церкви было немало примеров совершенно единоличных хиротоний, совершенных святителями Церкви Христовой в условиях гонений, нашествий варваров, смут, ересей, войн, бесчинств лже-братий епископов и прочих бед. Они не мыслимы были во времена, когда Св. Церковь благоденствовала и процветала.

Однако нужно учитывать, что в некоторых случаях единичного рукоположения у архиерея были полномочия, согласия и одобрения от других иерархов, что соответствует Апостольским Постановлениям (8 кн., 27 гл.).

В нашем деле, Преосвященнейший Антоний, Епископ Бэлцкій и Молдовскій, в продолжение долгого времени прилагал напряженные усилия, чтобы Епископ Сан-Францисский и Западно-Американский Владимир возвратился к нормальному порядку ведения церковных дел, и, в связи с временным затруднением собрать Архиерейский Собор, согласился бы собрать Архиерейский Синод. Но Вл. Владимир никак не отвечал на многочисленные письма Вл. Антония, о чем уже неоднократно писалось.

Более того, как стало известно ныне, Еп. Владимир, презрев нужду и пользу церковную, вступил в заговор с Еп. Анастасием (Суржиком) (отведение на покой которого он не хотел признать). Что же послужило причиной его странных деяний? Становилось очевидным, что деяния Вл. Владимира мотивированы причинами нецерковными и силами извне.

Эти действия привели к сложившемуся положению утраты соборности и оказались причиной, вынудившей еп. Антония прибегнуть к епископским хиротониям, с согласия и одобрения Вл. Варфоломея, и к временному ограждению от церковного общения с Епископами Владимиром и Анастасием, до законно созванного Архиерейского Собора.

Поэтому совершенно правомочно, что Владыка Антоний, оставшийся не подвластным нецерковным силам, дабы Церковь не осталась безъ епископов и не подверглась угрозе полного исчезновения в условиях церковной катастрофы, к которой вели более полутора лет заговорщики, и "превзойдя обычный каноническій порядок", приступил, заручившись законным согласием Преосвященного Варфоломея, Епископа Эдмонтонского и Западно-Канадскаго, члена Архиерейского Синода, к хиротонии двух епископов, хиротонисав 1(14) и 2(15) ноября 2007 г. Архимандрита Серафима (Скуратова) и Иеромонаха Романа (Апостолеску).

Но стоит особо подчеркнуть в этом случае, что абсолютно единоличного хиротонисания, как такового, не было, ибо было законное согласие члена Архиерейского Синода Епископа Варфоломея. Без согласия другого архиерея – действия Вл. Антония точно уже можно было бы квалифицировать как единоличные.

В VIII-ой книге в 27-й главе Апостольских постановлений говорится: "А я, Симон Кананит, постановляю, сколькими должен рукополагаться епископ. Епископ да рукополагается тремя или двумя епископами. Если же кто рукоположится одним епископом, то да будет извержен и он, и рукоположивший его. А если рукоположиться ему одним епископом заставит необходимость, по невозможности присутствовать большему числу епископов, во время гонения или по другой подобной причин то да представитъ он согласие на то большого числа епископов."[1]

Однако, из истории Православной Церкви нам известны многие случаи хиротоний совершенно единоличных, и также единоличных с согласия других епископов.

Примеры из истории Церкви:

1.     Бéда Преподобный (которого называют Достопочтенный) упоминает письмо святителя Григория Двоеслова, автора литургии Преждеосвященных Даров. Григорий Двоеслов пишет архиепископу Кентскому и Британскому Августину, где указывает ему о возможности рукополагать епископов единолично. Это 7 век от Рождества Христова.

2.        Во времена тяжких испытаний для Церкви, святитель Григорий Чудотворец Неокесарийский, был рукоположен во епископы единолично Федимом, епископом Каппадокійского града Амасии, причем, заочно (!). (см. жития святых!) Позже, свят. Григорий писал, что высший священный сан он воспринял только после совершения над ним всех положенных священнодействий, тоже единолично, епископом Редимом Амасийским. Сам же, единолично рукоположенный, святой Григорий Чудотворец единолично рукоположил во епископа Команского священномученика Александра Угольщика.

3.        В работе профессора Казанской духовной академии В. А. Керенского "Старокатолицизм, его история и внутреннее развитие" есть такая цитата: «Епископ Сидерий палебискский, был рукоположен только одним епископом Филоном цирензийским, Аөанасий Великий признал его в этом сане, и, по свидетельству папы Синезия, почитал достойным возведения на птолемаидскую митрополию».

4.        Так же был поставлен и святитель Евстафий Антиохийский, 3-4 век. Председательствовал на 1 Вселенском Соборе. Память 21 февраля.

5.        И также святой Павел Цареградский.

6.        Святой священномученик Автоном еп. Вифинии поставил единолично во епископа Корнилия (Пролог 12-го сентября).

7.         Во время гонения на христиан в Персиде епископ Илиодор поставил вместо себя во епископа Дидана пресвитера (Пролог 9-го апреля).

8.        Святой Евсевий Самосатский также рукополагал единолично епископов, как об этом повествуется в Четьих Минеях 22 июня: «Многие правоверных церкви бяху без своих служителей, и святительские престолы без архиереов ово от ариан в Константиево царство, ово же от кумирослужителей во Иулианово владение и иным избиенным, и иным разгнанным бывшим: и аще бы не прекратил Господь Иулианова живота и царства, едва бы какая церковь с служителями своими осталась цела. В такое лютое время, Евсевий святой, утаив сан свой святительский, в воинская облекся, обхождаше Сирию, Финикию и Палестину, утверждая христианы в святой вере и надежде, и аще обреташе церковь без служителей, поставляяше иереи и диаконы (следовательно вопреки 35 пр. Ап. – свящ. А.) и прочие клирики, а иноде и епископы постави от тех, иже обрете отмещущих ариевы догматы, мудрствующих православно».

9.        В «Памятниках древней христианской церкви» (1 т. стр. 55 и 56 изд. 1829 г.) имеется такое свидетельство: «Посему, когда арианство угрожало Церкви опасностью, Афанасий Великий, возвращенный из заточения, в разных городах, через которые проходил, хотя они были и не его епархии, рукополагал не обинуяся (не стесняясь - свящ. А.); то же делал Евсевий Самосатский во время гонения от ариан при Валенте. Он, по свидетельству Феодорита, одетый в воинское платье, прошел всю Сирию, Финикию и Палестину, рукополагая пресвитеров и диаконов, поставляя на другие церковные степени, и исправляя все бывшие в церквах безпорядки. Равным образом в Сирии, Киликии и других местах, которые исчисляет Феодорит, рукополагал он епископов. Все сие было противно общим правилам, но требовало того благостояние Церкви, которая в таких случаях давала им власть поступать, как епископам целой Вселенской Церкви».

10.     Таким же образом еп. Павлин Антиохийский поставил Евагрия, своего преемника, один без участия кого-либо из епископов. Блаженный Феодорит свидетельствует, «что епископы Рима и Антиохии признали Евагрия истинным епископом и не оспаривали как его собственного рукоположения, так и тех рукоположений, которые потом совершены были им над другими».

11.     Митрополит Киевский Иов Борецкий в 1620 году был рукоположен единолично патриархом Иерусалимским Феофаном, возстановившем в Малороссии православную иерархию оскудевшую от гонений униатов.

12.     Пример из новой истории. В Иркутских Епархиальных Ведомостях за 1869 год написано о посвящении Иоасафа Болотова: - «10 апреля 1799 года в неделю Ваий, американский миссионер архимандрит Иоасаф Болотов, был хиротонисан во епископа Кадьякского одним иркутским епископом Вениамином» (Иркутские Епархиальные Ведомости. 1869 г. № 4, ст. 43).

13.     Иерархи Российской Церкви – новые святые исповедники и мученики в 20-30-е годы XX века и позже неоднократно рукополагали епископов во время гонений единолично, каноническое достоинство которых потом признавалось. Священномученик новый свят. Иосиф Петроградский напр. ставил катакомбных епископов.

14.     В 1981 г. Епископ Варнава единолично, с согласия архиереев, поставил во епископы для российских «катакомб» иеромонаха Лазаря (Журбенко) с титулом Тамбовского и Моршанского для окормления российских православных христиан, находящихся в юрисдикции РПЦЗ.

Итак, из сих свидетельств ясно и понятно, что в отдельных случаях совершенная единолично хиротония епископа при трудных для св. Церкви обстоятельствах всегда признавалась древнею Святой Церковью допустимой и, следовательно, законной. Поэтому нет решительно никакого основания отрицать законность совершенных Вл. Антонием хиротоний, в условиях, когда святая Церковь переживала страшное моральное и физическое гонение, развал и предательство епископов.

«Такие отдельные случаи – случаи церковной нужды, для которой, как известно, закон не писан и, в силу которой, канонические неправильности в области таинства священства, равно, как и в области других таинств, допускались в древности». («Старо-котолицизм …» проф. Керенского, 164, 5 стр.).

Имеются достаточно многочисленные исторические случаи единоличного рукоположения епископа от другого епископа в период гонений. Извергались ли из епископского сана единолично рукоположенные? Судя по историческим фактам, нет, не извергались. Иногда временно наказывались, но только законным судом при Митрополите (Правила Св. Соб. Констанинопольского, во храме Святых Апостол бывшего, глаголемого Двукратного. Правило 13.). И оставались в сущем сане.

Итак, из вышеприведенного вытекает, что единоличная хиротония не влечет за собой непризнания и нарушения апостольской преемственности.

Поэтому, ставить в вину еп. Антонию то, что он единолично рукоположил и отвергать законность его хиротоний выгодно лишь тем, кто хотел полного исчезновения Церкви.

Божественное Откровение Церковь свято хранит в свящ. Писании и свящ. Предании, Духом Святым, от Господа и через свв. Апостолов и святых нам даны Евангелие и Каноны... Благодать и Закон. Любовь и Порядок. Одно без другого в Православии немыслимо и неотделимо. Если, уподобившись фарисеям, начнем потрясать только книгой Канонов, то получим буквоедское законничество без Любви – без Евангелия. Если ухватимся только за свящ. Писание, как многочисленные протестанты, то получим беззаконную любовь. Закон покрывается Благодатью. Евангельская Благодать зиждется на Законе Божием. Если во имя торжества строгих Правил Канонов забывается Евангельская Любовь и Церковь, в без того тяжкое время, подставляется под удары беззаконников, то тут уже мало что остается от самой Церкви и христианства.

А если кто в наше бедственное время требует строгого соблюдения правил, то они жестоко ошибаются, - как об этом свидетельствует свят. Геннадий Схоларий, патриарх Константинопольский (1454 -1456): "Уверяем вас о Господе, что кто в наше время (во время бедствий – свящ. А.) требует строгого соблюдения всех обычаев и уставов Церкви, как это было во время свободы христиан, тот есть враг христианства, и полагает бремя на бессильных; а кто прощает малое, да сохранит целое, тот имеет дух апостольский" (Путешествие в синайский монастырь. арх. Парф. С. 143).

Время для Церкви ныне вовсе не-мирное и не-нормальное, время преследований и гонений, предательств, обмана, заговоров, инсценированных врагами Церкви. Церковное положение оказалось просто катастрофическое, соборность не просто уже не существовала, но сознательно и провокационно разрушалась двумя епископами с ареопагским безчинством безответственных мирян. Такое положение не должно даже нас удивлять, когда мы были свидетелями разрухи почти всей традиционной РПЦЗ - Антихристъ не за горами.

Написанное Святыми Апостолами и Святыми Отцами Правила о поставлении новых епископов двумя, тремя епископами или большим собором (1 Правило Святых Апостол, 4 Правило I Вселенского Собора и др.) написано для нормальной, или почти нормальной церковной жизни. Для условий, которые были у нас в РПЦЗ, скажем, до 2000 года.

В это тяжкое для Церкви время Вл. Антоний действовал по образу святителя Григория Чудотворца Неокесарийского, Евсевия Самосатского, Афанасия Великого, которые даже совсем единолично рукополагали епископов, и других пастырей Церкви во времена тяжких испытаний и измен собратьев-епископов. Как говорит Феодор Студит: «Во время ереси, по необходимости, не все бывает непременно по правилам, установленным во время мира». А Архиепископ Иларион во время большевицких гонений писал: «Жизнь поставила вопросы, которые правильно, церковно правильно, возможно разрешить только перешагивая через обычай, форму, правило и руководствуясь чувствами, обученными в распознавании добра и зла. Иначе легко осквернить святыню души своей и начать сжигание совести (1 Тим. 4, 2) через примирение, по правилам, с ложью и нечистью, вносимыми в ограду Церкви самими епископами. На "законном" основании можно и антихриста принять...».

Священник Алексей Старицын.
Ноябрь 2008.


[1] В Кодексах имп. Юстиниана указано, что если по нужде во время варварского нашествия рукоположили епископа единолично, то остальные епископы могут его признать.

 

Subscribe
Comments for this post were disabled by the author