?

Log in

No account? Create an account
Tsar-1998

November 2017

S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  
Powered by LiveJournal.com
Tsar-1998

В ВЕЛИКУЮ СУББОТУ

Выписка из Указов свят. Иоанна Шанхайского
№ 208 – 21 марта 1953 г.
          Разъясняется клиру и паствѣ, что погребеніе Христово вспоминается на вечернѣ, почему вечерня Великаго Пятка совершается среди дня, когда по крестной смерти Христовой Тѣло Его было снято со Креста и погребено Іосифом с Никодимом, что изображается выносом плащаницы в концѣ вечерни. Читаемый затѣм на повечеріи ка­нон изображает скорбь Богородицы и плач Богородицы над Ним.
          На утрени Великой Субботы воспѣвается пребываніе Христа тѣлом во гробѣ и схожденіе душею во ад, чѣм были потрясены основания ада и освобождены томившіяся в нем души, ожидавшія Христа.
          Скорбь о смерти Спасителя соединяется уже с торжеством разрушенія Им ада и предвкушеніем побѣды над смертью. Крестный ход в концѣ утрени послѣ великаго славословія изображает именно побѣдное Сошествіе во ад и возведеніе освобожденных душ в Царство Небесное, гдѣ на престолѣ Божеством Своим не переставал быть Христос со Отцем и Духом, в знак чего по обнесеніи плащаницы вокруг храма она подносится к Царским вратам с возглашеніем «Премудрость прости», и крестный ход заканчивается. Имѣя лишь нѣкоторое внѣшнее сходство с погребеніем, означенное обхожденіе с плащаницей, как и все послѣдованіе утрени Великой Субботы, отнюдь не является таковым по своему смыслу. Вечерня же Великой Субботы, соединенная с Литургіей, есть благоговѣйное углубленіе в тайну совершаемаго Христом избавленія рода человѣческаго от смерти и пріуготовленіе к прославленію Воскресенія из мертвых Христа, воскресшаго при наступленіи слѣдующаго дня.
           Уподобляясь мѵроносицам, ждавшим разсвѣта перваго по субботѣ дня, дабы помазать Тѣло  Христово, христіане призываются отложить всѣ мірскія попеченія и духовно приготовиться вмѣсто мѵра пѣснь принести Владыцѣ, имѣющему возстать от гроба.
          Полунощницей заканчивается скорбь, прекращается пѣніе над гробом Христовым, ибо послѣ полуночи, на разсвѣтѣ перваго дня, уже была явлена ангелом вѣсть о Воскресеніи Христовом.
          Точно неизвѣстен час Воскресенія, у евангелистов описываются лишь многократные приходы мѵроносиц на гроб Христов. Точно лишь извѣстно, что оно произошло глубокой ночью пред разсвѣтом перваго дня, как то ясно из чтенія евангельских повѣствованій, и как то приняла и держит Святая Церковь из начала, о чем свидѣтельствуют святые отцы первых вѣков.
           Посему всемірная радость Воскресенія Христова начинается со свѣтлой заутрени, в различных помѣстных Церквях начинаемой в различные часы, но никак не прежде полуночи. Полночь, являясь началом слѣдующаго дня, в Свѣтлую Ночь отдѣляет радость от скорби и начинает тот Спасительный День, когда свѣт Воскресенія озаряет сердца и души всѣх вѣрующих, и посему совершаемая в полночь или на разсвѣтѣ дня утреня является отображеніем Христова Воскресенія, а Божественная Литургія того величайшаго Дня тѣснѣйшим образом соединяет со Христом, возставшим из мертвых.

№ 607 - 23 марта 1957 г.
            Напоминается о.о. священнослужителям, что ПОГРЕБЕНІЕ ХРИСТОВО ИЗОБРАЖАЕТСЯ ВЫНОСОМ ПЛАЩАНИЦЫ в концѣ вечерни Великаго Пятка.
            Утреня же Великой Субботы есть благоговѣйное предстояніе гробу Христову, содержащему Пречистое Тѣло в то время, КОГДА ДУША ЕГО СХОДИЛА ВО АД И ВЫВЕЛА ТОМИВШІЯСЯ В НЕМ ДУШИ, каковое схожденіе изображается крестным ходом с обнесеніем плащаницы вокруг храма, имѣющим лишь внѣшнее сходство с погребеніем.
            Несмотря на бывшія уже о том разъясненія, в расписаніях служб нѣкоторых храмов утреня Великой Субботы в прошлом году означалась как «погребеніе» и даже как «похороны», чѣм было проявлено полное пренебреженіе к смыслу церковных служб.
            Долг пастырей объяснять паствѣ богослуженіе, а не слѣдовать за невѣрным толкованіем малоосвѣдомленных лиц, особенно когда оно распространено в паствѣ.

*
 

Comments