?

Log in

No account? Create an account
Tsar-1998

November 2017

S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  
Powered by LiveJournal.com
Tsar-1998

Из недалекого прошлого - По страницам Журнала Московской Патриархии – 1949 г.

Передъ нами Послѣдній дошедшій до насъ номеръ «Журнала Московской Патріархіи» за августъ прошлаго года.

Журналъ Московской Патріархіи читаешь съ особымъ болѣзненнымъ смѣшаннымъ чувствомъ: вѣдь это строки, которыя читаютъ тѣ, кто для насъ дороже всѣхъ на свѣтѣ — русскіе вѣрующіе люди. Тутъ радуешься каждой страницѣ, на которой ничто не оскорбитъ душу, со страхомъ смотришь на каждую дальнѣйшую страницу, бо­ясь въ ней встрѣтить что либо изъ того лживаго и рабскаго, что такъ больно ударяетъ по сердцу. Иногда (рѣдко) бываютъ номера, которые цѣликомъ прочитываешь спокойно.

Этотъ августовскій номеръ не принадлежитъ къ нимъ.

Онъ посвященъ торжествамъ по случаю 500 лѣтія автокефаліи Русской Церкви. Представители Русской Церкви и съѣхавшіеся на торжества представители другихъ порабощенныхъ Церквей соперничали между собой въ подобострастныхъ выраженіяхъ льстиваго заискиванія передъ поработившей ихъ богоборческой властью...

Настоятель Тихвинской церкви села Алексѣевскаго о. Петръ Турбинъ привѣтствовалъ иностранныя делегаціи и говорилъ: «взволно­ванную рѣчь о свободной жизни Русской Православной Церкви». Это вполнѣ понятно — говорилъ онъ — такъ какъ мы живемъ въ счастливой свободной странѣ, любимомъ Совѣтскомъ Союзѣ, гдѣ каждому предоставлена настоящая свобода совѣсти, свобода внутрен­нихъ, духовныхъ убѣжденій. Мы, православное духовенство, жи­вемъ въ полномъ мирѣ и согласіи съ Совѣтскимъ правительствомъ, возглавляемымъ нашимъ великимъ и мудрымъ Вождемъ и мы полны искренняго чувства благодарности за эту дарованную народу свобо­ду совѣсти». Дѣйствительно наши дорогіе гости имѣли всѣ возмож­ности убѣдиться въ томъ, что въ СССР существуетъ не деклариро­ванная только, какъ въ конституціяхъ буржуазныхъ государствъ, а подлинная свобода религіознаго чувства» (стр. 61).

Въ той же церкви на другой день, прибывшій изъ Югославіи настоятель русской Бѣлградской Св. Троицкой церкви, широко извѣст­ный въ эмиграціи протоіерей Іоаннъ Сокаль еще откровеннѣе гово­рилъ: «въ настоящее время взоры всего славянства обращены на Со­вѣтскій Союзъ, какъ на оплотъ мира и безопасности для всѣхъ народностей. Мы надѣемся, что благодаря генію Великаго Сталина и его соратниковъ, свѣтлые лозунги свободы, равенства и братства восторжествуютъ въ недалекомъ будущемъ во всемъ мірѣ».

Но всѣхъ ихъ превзошелъ самъ возглавитель несчастной порабощенной совѣтской іерархіи, патріархъ Алексѣй. Въ своей рѣчи на молебнѣ при открытіи юбилейныхъ торжествъ онъ говорилъ: «Господь сторицею возмѣстилъ сынамъ и дщерямъ Русской земли. Не является ли въ наши дни бѣлокаменная Москва — сердце могучей Совѣтской державы — свѣточемъ мира и прогресса, ярко озаряющемъ всю нашу планету священнымъ знаменемъ для всего передового человѣчества? Воистину видимъ мы, какъ благосклонна къ намъ Десница Всевышняго. Изволеніемъ Божіимъ во главѣ Совѣтскаго содружества народовъ въ этотъ грозный часъ стоитъ такой, величайшій дѣятель, который поднялъ на супостата всѣхъ насъ отъ велика до мяла, и который мудро руководитъ нами повседневно и ежечасно - буди благословенно имя его» (стр. 43).

Такихъ словъ мы еще не слыхали: относить къ Сталину-богоборцу, псаломское славословіе, которымъ Церковь воздаетъ хвалу Го­споду Богу, это уже предѣлъ дальше котораго идти некуда.                                                                               

Священное писаніе, творенія св. отцевъ говорятъ намъ, что крайнее воплощеніе зла на землѣ, послѣдній и наиболѣе полный врагъ Божій — Антихристъ потребуетъ себѣ божескихъ почестей и полу­читъ ихъ. Но на примѣрѣ приведенной рѣчи патріарха Алексія мы видимъ, что собственно новаго тогда въ этомъ богопоклоненіи бого­борцу изобрѣтать уже ничего не придется: вся ложь, вся лесть, все пресмыкательство уже примѣнены въ отношеніи къ современному главѣ богоборческой власти; и нынѣ, на торжественномъ собраніи - соборѣ епископовъ, собравшихся почти со всего свѣта, открыто и во всеуслышаніе, Московскій патріархъ воздаетъ божескую хвалу главѣ богоборцевъ, тому, кто говорилъ и неустанно повторяетъ: «Наша партія не можетъ быть нейтральна въ отношеніи религіи, она ведетъ антирелигіозную пропаганду противъ всѣхъ и всякихъ рели­гіозныхъ предразсудковъ»[1] (Вопросы Ленинизма стр. 192).

Но этого еще мало, это еще одна только сторона дѣла. Мало заставить служителей Церкви поклониться Божіимъ врагамъ. Надо еще заставить ихъ отречься отъ тѣхъ, кто пребываетъ со Христомъ, т. е. отречься отъ Христа. Это достигается отреченіемъ отъ мучениковъ Христовыхъ, хуленіемъ ихъ.

Вотъ что говоритъ о современныхъ Мученикахъ тотъ же 8-й номеръ Журнала Московской Патріархіи:
«Тѣ же — церковники, что въ слѣпотѣ своей мнили невозможнымъ существованіе Церкви внѣ царскаго режима, толкали ее послѣ Великой Октябрьской революціи на путь борьбы съ освобожденнымъ народомъ. Надо было противостать такому сатанинскому замыслу — натравить Русскую Церковь на Родину и ея единокров­ный народъ» (стр. 47).

Здѣсь все лживо, кощунственно и жутко. Кощунственно наименованіе страдальцевъ за Церковь — лже-церковниками. Лживо утвер­жденіе, что они толкали Церковь на борьбу съ «освобожденнымъ» народомъ, такъ какъ мы хорошо знаемъ, что въ этой борьбѣ Цер­кви съ богоборческой властью вся душа порабощеннаго народа была съ Церковью, а не съ властью.

И мы знаемъ, что и сейчасъ этотъ народъ, въ томъ числѣ и тотъ народъ, который многотысячными толпами наполняетъ храмы, въ Россіи совершенно съ тѣмъ же чувствомъ, съ какимъ мы читаемъ эти строки «Журнала Московской Патріархіи», слышитъ подобныя слова и отъ нихъ, какъ и мы конвульсивно болѣзненно содрогается душой. У насъ одни чувства съ нашимъ народомъ. Онъ съ нами, а не съ Алексѣемъ.

Это не догадки наши. Это свидѣтельство всѣхъ тѣхъ, кто нѣсколько лѣтъ или нѣсколько мѣсяцевъ тому назадъ оказался заграницей и получилъ возможность свободно выразить свои чувства. Они разсказываютъ, съ какой болью слышали они подобныя слова въ своихъ храмахъ. Нѣкоторые, самые чуткіе, самые вѣрные правдѣ Божіей, не желая терпѣть эту нравственную пытку, съ омерзеніемъ отрясали прахъ отъ оскверненныхъ ложью храмовъ и уходили въ подпольную, гонимую, катакомбную Церковь, предпочитая имѣть богослуженіе разъ въ нѣсколько лѣтъ, нежели присутствовать на богослуженіяхъ, связанныхъ съ кощунственными, словами. Нѣкоторые оставались въ оскверненныхъ ложью храмахъ, но болѣзненно тяготились, мучились этой ложью и какъ только къ этому представля­лась возможность, торопились очиститься отъ нея. Они — эти сотни священниковъ и сотни тысячъ мірянъ, еще такъ недавно бывшихъ тамъ, а нынѣ оказавшихся среди насъ, являются лучшими свидѣте­лями того, что народная душа, даже за цѣну парадныхъ богослуже­ній, не хочетъ принимать той кощунственной лжи, которая произ­носится отъ ея имени.

Е. НЕЛЬСКОЙ.
«Православная Русь», №4, 1949 г.




[1] Насколько важны-руководящи эти слова Сталина видно изъ то­го, что въ инструкторской книжкѣ по антирелигіозной борьбѣ, «Спут­никъ Антирелигіозника» на 300 страницахъ, они приведены 8 разъ.
*

Comments