?

Log in

No account? Create an account
Tsar-1998

December 2017

S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31      
Powered by LiveJournal.com
Tsar-1998

НѢКОТОРЫЯ МЫСЛИ О ЦЕРКОВНОМЪ ПѢНІИ

         
            Церковное пѣніе, какъ и всякое другое церковное искусство: святыя иконы, архитектура или убранство нашихъ православныхъ храмовъ, сво­имъ исполненіемъ должно вызывать благоговѣйныя чувства у молящихся. Оно должно способствовать утишенію страстей, душевному успокоенію и искренней сердечной молитвѣ. Въ отличіе отъ свѣтскаго пѣнія оно долж­но быть совершенно безстрастно;
иными словами, оно должно быть ли­шено какой-либо эффектности, дѣйствующей эмоціонально на молящихся, разсѣивающей ихъ вниманіе и отвлекающей умъ отъ молитвы.
          На Руси, съ самыхъ давнихъ временъ, пѣснопѣнія на Богослуженіяхъ исполнялись по строго установленному гласовому кругу. Роспѣвы гла­совъ съ теченіемъ времени и въ зависимости отъ того гдѣ они пѣлись, видоизмѣнялись и постепенно вылились въ опредѣленныя формы, кото­рыя впослѣдствіи были записаны на ноты и стали извѣстны какъ роспѣ­вы: греческій, большой и малый знаменный роспѣвы, роспѣвъ Кіево- Печерской Лавры и рядъ другихъ.
          Св. Церковь установила для церковнаго обихода 8 опредѣленныхъ гласовъ, этимъ какъ бы оттѣняя характеръ — торжественный, радостный иди напротивъ — скорбный или покаянный поющихся стихиръ, тро­парей, прокимновъ.
          Гласъ обычно составленъ изъ 2-хъ, 3-хъ, 4-хъ короткихъ, отдѣльныхъ музыкальныхъ фразъ, повторяющихся по порядку столько разъ, сколько потребуетъ длина пѣснопѣнія, и заключительной фразы (исклю­ченіе составляетъ большой знаменный роспѣвъ и нѣкоторые другіе роспѣвы, гдѣ мелодія распространяется на все пѣснопѣніе и представляетъ какъ бы цѣлое законченное музыкальное произведеніе съ болѣе или менѣе ярко повторяющимися музыкальными фразами). Такое построеніе гласа исключаетъ возможность какихъ либо эмоціональныхъ эффектовъ въ ис­полненіи пѣснопѣній: молитва поется ровнымъ речитативомъ, и этимъ достигается спокойное и строгое пѣніе, а однообразіе повторяющейся мелодіи дѣйствуетъ успокаивающе на душу и способствуетъ сосредо­точенности молитвы.
           Можно ли сказать то же о вольныхъ произведеніяхъ? Можетъ ли ихъ исполненіе оказать то же дѣйствіе, что и гласовое пѣніе, т. е. настро­ить молящихся на тихую сердечную молитву? Если вольное произведеніе выдержано въ строго религіозномъ духѣ и лишено какихъ либо музы­кально- эмоціональныхъ эффектовъ, оно несомнѣнно подѣйствуетъ благо­творно на сердце и умъ молящихся и вызоветъ у нихъ умиленіе и искрен­нюю молитву. Но если композиторъ духовной музыки въ процессѣ своего творчества увлечется внѣшней красотой формъ и музыкальной эффект­ностью, то какъ бы талантливо и прекрасно ни было созданное имъ произведеніе, оно не будетъ отвѣчать своему назначенію. Оно помѣшаетъ, священнику сосредоточиться, разсѣетъ вниманіе молящихся — у однихъ, оно вызоветъ протестъ и раздраженіе и лишитъ ихъ возможности молиться, другіе же настолько увлекутся музыкальной стороной исполненія, что смыслъ самой молитвы до нихъ и не дойдетъ. Поэтому, какъ намъ кажется, выборъ пѣснопѣній долженъ производиться регентомъ очень тщательно и, желательно, съ одобренія о. настоятеля.
           Разсмотримъ теперь каково должно быть само исполненіе пѣснопѣ­ній на церковныхъ службахъ съ точки зрѣнія оттѣнковъ и музыкальнаго ритма. Возьмемъ для примѣра воскресную всенощную:
           Обычную всенощную слѣдуетъ начинать съ “простого” “Благослови: душе моя Господа”. Чѣмъ проще будетъ написанъ Предначинательный псаломъ, тѣмъ будетъ лучше. Къ подготовкѣ славословія Божія слѣдуетъ приступать со смиреніемъ и благоговѣйно.
          — “Блаженъ мужъ” слѣдуетъ пѣть просто на гласъ. Молитва эта покаянная и речитативное ея исполненіе наилучшимъ образомъ настро­итъ сердца молящихся къ дальнѣйшему послѣдованію службы.
         — Стихиры на “Господи воззвахъ” слѣдуетъ всегда начинать торжественно и вдохновенно. Въ нихъ изложена сущность празднуемаго торжества. Подготовка къ службѣ кончилась и начинается само славословіе.
        — Особенно торжественно должно быть исполненіе Догматика, который слѣдовало бы пѣть съ канонархомъ. Этимъ какъ бы усилится торжественность молитвы и, кромѣ того, смыслъ ея легче дойдетъ до сознанія молящихся.
           — “Свѣте Тихій” слѣдуетъ исполнять всегда просто и тихо, какъ сама молитва на то указываетъ, кромѣ развѣ большихъ праздниковъ, когда можно себѣ позволить спѣть “нотное”, но опять такое, которое бы вдохновляло, а не отвлекало.
            — Воскресный прокименъ: “Господь воцарися въ лѣпоту облечеся” — всегда торжественно и громко, и желательно на гласъ, а не на одной линейкѣ. По своему смыслу онъ торжествененъ, стихъ прокимна взятъ изъ Ветхаго Завѣта и означаетъ побѣдное пророчество.
         — Сугубая и просительная ектеніи поются тихо, проникновенно, не затягивая, но и не спѣша. Обращеніе къ Господу должно звучать просительно и благоговѣйно.
            — Стихиры на Стиховнѣ такъ же, какъ и стихиры на “Господи воззвахъ” — торжественно и громко. Этимъ снова подчеркиваетъ торжество праздника.
            — “Нынѣ отпущаеши” — тихо, проникновенно, не спѣша, какъ можно проще на шестой гласъ. Только подъ большіе праздники можно было бы выбрать такую композицію, которая своей выдержанной строгостью соотвѣтствовала величію вспоминаемаго событія.
            — Тропарь Пресвятой Богородицѣ громко и радостно, второй разъ можно тише, а въ третій опять громко, и громко закончить вечернее “Буди имя Господне”.
         Если провѣрить теперь ритмъ оттѣнковъ вышеизложенной вечерни, то окажется, что составленная схема отвѣчаетъ по своему духовному замыслу равномѣрному чередованію форте и піано:

“Благослови душе моя”    Подготовка:      ровно
“Блаженъ мужъ”      ровно
“Господи воззвахъ” форте
“Свѣте тихій...”      піано
Прокименъ форте
Ектеніи      піано
Стихиры на стиховнѣ форте
“Нынѣ отпущаеши”      піано
Тропарь Богородицѣ форте

          Послѣ торжественнаго конца вечерни большіе огни тушатся и начинается тихое чтеніе шестопсалмія. Для молящихся наступаетъ какъ бы пауза. Внимая безстрастному чтенію псалмовъ, душа успокаивается и сосредотачивается въ молитвѣ.
         Послѣ шестопсалмія великая ектенія исполняется ровно, какъ и на вечернѣ. (Подготовка къ поліелею).
         — “Богъ Господь...” торжественно и громогласно такъ же, какъ и Тропарь и Богородиченъ.
           —  Каѳизмы — тихо, не торопясь, проникновенно прославляя Св. Троицу.
        — “Хвалите имя Господне” снова громко.
        По воскресеньямъ слѣдуетъ пѣть простое или, если непремѣнно за­хочется спѣть “нотное”, то выбрать самое несложное. Не надо вообще стремиться пѣть какъ можно больше нотнаго, да и посложнѣе, да и по­громче. При выборѣ пѣснопѣній слѣдуетъ прежде всего учитывать какъ свои силы, такъ и настроеніе молящихся. Пѣснопѣнія, даже самыя пре­красныя, но не подъ силу хору и посредственно спѣтыя, нарушаютъ бла­гоговѣйное настроеніе молящихся и мѣшаютъ молиться.
           —  Тропари “Благословенъ еси Господи” — ровно и проникновенно.
           —  Прокименъ — громко, какъ и за вечерней.
           —  Послѣ Евангелія — “Воскресеніе Христово видѣвше”. Псаломъ 50, “Слава и нынѣ” и проч. — ровно, и затѣмъ — чтеніе діакономъ
           —  “Спаси Боже люди Твоя...” пауза передъ канономъ.
           —  Ирмосы же слѣдуетъ пѣть бодро и не тягуче; они перемежаются ровнымъ чтеніемъ тропарей и этимъ достигается строгая ритмика длиннаго канона.
           —  “Величитъ душа Моя Господа”, на 9-ой пѣснѣ канона, должна пѣться всегда тихо и самымъ “смиреннымъ” напѣвомъ. Слова молитвы Самой Богородицы должны повторяться тихо и кротко. Иное дѣло, когда “Величитъ душа Моя” замѣняется въ великіе праздники величаніемъ, которое надо пѣть торжественно и громко.
          —  Послѣ канона, “Святъ Господь Богъ нашъ” долженъ звучать особенно торжественно, а послѣ чтенія экзапостиларія “Всякое дыханіе” и стихиры всегда вдохновенно и съ подъемомъ.
       — Особенно же торжественно и съ воодушевленіемъ — богородиченъ: “Преблагословенна...”
         —  Далѣе, Великое Славословіе” слѣдуетъ пѣть совсѣмъ тихо, четко выговаривая слова и соблюдая строгій ритмъ — не ускоряя и не замедляя.
         —  Послѣ тихаго “Славословія” — громкіе тропари, ровныя ектеніи и умѣренно громкій и скорый отпустъ, но безъ торопливости.
       Посмотримъ теперь какова схема утрени:

Шестопсалміе и великая ектенія - подготовка       ровно
“Богъ Господь” и тропари: форте
Каѳизмы:      піано
Поліелей “Хвалите имя Господне форте
Величаніе форте
Ектенія малая      піано
“Отъ юности моея” форте
Прокименъ форте

       Во время поліелёя, какъ мы видимъ, преобладаетъ форте. Это и понятно: до евангелия идетъ какъ бы нарастаніе торжерства, съ небольшой паузой посредине – малая ектенія.
       Далѣе:
“Воскресеніе Христово...” и проч. ровно
“Спаси Боже” (діаконъ) ровно
Канонъ форте  піано
“Величитъ душа моя”      піано
“Святъ Господь Богъ нашъ” форте
Чтеніе экзапостиларія ровно
“Всякое дыханіе” форте
Славословіе великое      піано
Тропари форте
Ектеніи ровно
Отпустъ (Премудрость) форте
Часъ первый ровно

        Изъ этого слѣдуетъ, что и на утрени идетъ все время чередованіе форте съ піано, но въ поліелеѣ, какъ и подобаетъ, преобладаетъ форте. Такимъ образомъ, музыкальное исполненіе будетъ соотвѣтствовать ду­ховному смыслу всенощной, что создастъ у молящихся миръ душевный и расположенность къ искренней сердечной молитвѣ.
         Скажемъ теперь нѣсколько словъ о технической сторонѣ управленія регентомъ хора на церковныхъ службахъ и въ частности о чередованіи тональностей. Какъ правило, хору, отвѣчая на возгласы священнослу­жителей, слѣдуетъ пѣть либо въ тоникѣ (фа-фа), либо въ квартѣ (воз­гласъ въ басовомъ до — хоръ: до-ля-фа), либо въ квинтѣ или октавѣ (возгласъ въ соль или въ теноровомъ до — хоръ: до-соль-ми-до). Такъ, если діаконъ читаетъ ектенію въ фа, то и пѣть ее слѣдуетъ въ фа. Если ектенія читается въ до, можно пѣть либо въ широкомъ расположеніи го­лосовъ до-соль-ми-до, либо въ узкомъ, опять же въ до-ля-фа.     Нижнее до діакона пріятно звучитъ квартой ниже тоники хора. При переходѣ изъ мажора въ миноръ и обратно слѣдуетъ держаться ближайшихъ ступеней. Такъ напримѣръ: если “аминь” великой ектеніи на вечернѣ былъ про­пѣтъ въ фа-мажоръ, то “Блаженъ мужъ” слѣдуетъ пѣть въ соль-миноръ. Можно также при переходѣ пользоваться и соотвѣтствующимъ мажору миноромъ: “аминь” въ соль-мажоръ — “Святый Боже” въ ми-миноръ и т. п.
         При наличіи небольшого хора слѣдуетъ пѣть почти все въ узкомъ расположеніи голосовъ. Широкимъ расположеніемъ, гдѣ голоса отстоятъ другъ отъ друга далеко, пользоваться можно лишь тогда, когда регентъ располагаетъ достаточнымъ числомъ голосовъ въ каждой партіи и когда онъ увѣренъ въ точности этихъ голосовъ.
         Регентъ долженъ стремиться передавать пѣснопѣнія какъ можно проще, обращая особое вниманіе на значеніе словъ молитвы и требуя отъ пѣвчихъ четкаго и яснаго произношенія словъ.
         Къ церковному пѣнію, въ которомъ прославляется Святая Троица, Пресвятая Богородица, святые угодники, нужно приступать благоговѣйно и со страхомъ Божіимъ. Молитва есть устремленіе человѣческой воли къ Богу, и на регентѣ лежитъ большая отвѣтственность не дать заглох­нуть этому устремленію молящихся, а напротивъ поддержать его. Это возможно лишь при условіи, если регентъ будетъ чувствовать внутренній духовный ритмъ Богослуженія и поведетъ свой хоръ въ этомъ ритмѣ.
         Намъ кажется, что если вышеизложенныя мысли будутъ приняты регентомъ во вниманіе, то даже при самомъ небольшомъ хорѣ и безъ особыхъ голосовъ, желаемая цѣль будетъ достигнута — молящіеся обрѣтутъ миръ и тишину душевную и покинутъ храмъ утѣшенные и успо­коенные.

И. М. Т.
*

Comments