?

Log in

No account? Create an account
Tsar-1998

November 2017

S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  
Powered by LiveJournal.com
Tsar-1998

YMCA - Доклад Архиеп. Феофана Полтавского Архиерейскому Собору РПЦЗ – 17/30 июня 1926 г. – Часть I

На имя Собора поступили несколько докладов с протестами православных верующих людей против деятельности организации, известной под именем УМСА, в ее отношении к православному юношеству, и против Парижской Духовной Академии, поскольку последняя связана в своей деятельности с той же организацией УМСА.

Ко времени открытия Собора имеются следующие доклады: а) доклад, поданный 16/31 мая 1925 г. в Архиерейский Синод Русской Православной Церкви заграницей бывшими членами Высшего Церковного Управления заграницей прот. Вл. Востоковым и ген. Н.С. Батюшиным; б) доклад в Архиерейский Синод от 25 января по старому стилю 1926 г. от представителей парижской группы верующих мірян, в числе 30 лиц, во главе с ген. А.Д. Нечволодовым; в) доклад на Собор от той же группы лиц, во главе с ген. Нечволодовым от 4/17 мая сего 1926 г.; г) обстоятельный доклад по вопросу об УМСА и Духовной Академии ген. Н.А. Степанова под заглавием "Тревожные недоумения по поводу значения Соборных постановлений", от 28 января/10 февраля 1926 г.; д) копия доклада Болгарскому Синоду, по вопросу деятельности УМСА в пределах Болгарии, преподавателя Софийской Духовной семинарии Петкова от 26 марта 1924 г.; е) материалы по вопросу "об отношении Болгарской Церкви к союзам христианской молодежи", напечатанные в официальном органе Болгарского Синода "Церков­ный вестник" за 1924 г.; ж) доклад на имя Председателя Синода - Президиума совета Рус­ского Патриотического общества в Великобритании от 14 мая 1926 г.; з) новый доклад на имя Собора бывших членов Высшего Церковного Управ­ления заграницей прот. Востокова и ген. Н.С. Батюшина и другие более мелкие доклады.

Все эти доклады самым отрицательным образом относятся к деятельности УМСА в ее от­ношениях к православной молодежи и не менее отрицательно относятся к той постановке духов­ной школы, какую последняя имеет в настоящее время в Париже.

Сущность докладов по вопросу о вредной де­ятельности Союза христианской молодежи (УМСА) сводится к следующему.

Постановлением Карловацкого Всезаграничного Собора 16 ноября 1921 года Общество христи­анской молодежи признано "явно масонским учреждением". Вот подлинные слова доклада Мис­сионерского отдела, утвержденного Собором, относительно Общества христианской молодежи и Общества "Маяк":
"Противохристианские учения проводятся в жизнь не только идейно и в печати, но и под флагом благотворительных, явно масонских учреж­дений, каковы Христианский союз молодежи, Обще­ство "Маяк" (Деяния Собора, С. 45).

Правильность столь сурового приговора Кар­ловацкого Собора относительно Общества христи­анской молодежи подтверждается ссылками 1) на книгу видного деятеля этой организации Геккера "Христианский союз молодых людей", в коей изло­жены идеология и тактика этой организации, 2) на сочинения, изданные издательством этой орга­низации: Уолтера Раушенбуша "Социальные при­нципы Иисуса Христа" и Гарри Фосдика "Сын Человеческий", и 3) наконец, на полемические исследования по этому вопросу, в частности, на книгу преподавателя Познанской духовной католи­ческой семинарии ксендза Францишка Квятковского, специально посвященную вопросу о деятель­ности УМСА в Польше и изданную в Познани в 1921 г.

На основании указанных сочинений дается такая характеристика Обществу христианской молодежи, известному под именем УМСА.

"Цель этого Общества - улучшение религиоз­но-нравственного, интеллектуального, обществен­ного и физического состояния молодых людей. Общество это является хорошо организованной корпорацией молодых людей христианского, но не узко церковного направления. Союз не признает в своей среде вероисповедных различий, в его Правление входят представители разных церквей. Это делает его организацией общехристианской и препятствует ей принять сектантский характер" (Геккер, С. 5).

Здания Общества открыты всем молодым людям, независимо от их религиозных убеждений (Геккер, С. 6).

Деятельность Союза может быть сведена к следующим основным категориям:
     1) Союз способствует гармоничному развитию физической, умственной, общественной и духовно-нравственной деятельности молодых людей, и
     2) Союз делает это в возможно более тесном сотрудничестве с учреждениями евангельско- христианского направления (Геккер, С. 6).

Общество (христианской молодежи) преследу­ет также и особые религиозные задачи, насколько возможно, не догматического характера. Общество не Церковь, но оно стремится работать в сотруд­ничестве со всеми церквами, евангельскими по духу и учению (Геккер, С. 40).
Согласно тому же Геккеру, конечной целью Союза является, разумеется, идея всемірного христианского объединения людей, не путем борь­бы догматов или подчинения народов какой-либо одной церкви, как пыталась это сделать Византи­йская Церковь со времен Императора Константина, или как это делает Римская иерархия вплоть до настоящего времени, а путем бескорыстного и всестороннего обслуживания человечества на поч­ве развития религиозной веротерпимости (Геккер, С. 217-218).

Особенное значение, в смысле определения задач Общества христианской молодежи, имеют 6 и 7 постановления Международного съезда этого Об­щества в 1916 г., какими доктор Джон Мотт, как председатель Исполнительного органа его, Международного комитета Общества христианской молодежи, должен руководствоваться в своей работе:
  6) подчеркивать демократический характер движения,
  7) содействовать сближению с Церковью, признавая и сотрудничая возможно больше с орга­низованным евангелическим христианством (Геккер, С. 176).

Предпочтение Обществом христианской моло­дежи протестантизма остальным христианским религиям основывается на том, что оно предоста­вляет человеческому разуму доминирующее значе­ние в делах веры, что, в конечном результате, приводит не только к отрицанию догматов Святой Православной Церкви и Таинств, но и к низведе­нию Спасителя на степень обыкновенного основа­теля религии, как Конфуций, Магомет и др.

Вот что говорят по этому поводу Раушенбуш и Геккер.
  "Влияние религии может быть иногда дурным, иногда хорошим. Поэтому всегда надо быть насто­роже для того, чтобы религия не ускользнула из-под контроля разума" (Раушенбуш, С. 41).
Согласно Раушенбушу, религия наша должна неотступно следовать за текущим ходом событий, религия должна отвечать всем запросам времени, она должна вдохновлять каждый наш поступок. Че­ловек должен приспособить свою религию к своему духовному развитию и умственному горизонту,- Церковь должна всячески помогать религии прис­посабливаться к духу времени.-
Вместе с постро­ением новых форм общественной жизни, религия должна подвергнуться новому испытанию с точки зрения ее общественной пользы
(Раушенбуш, С.169).

Тот же автор проповедует, что религия не может существовать исключительно в силу своего исторического прошлого. Религия должна постоян­но обновляться и создавать для каждого последу­ющего поколения новые нормы нравственности, согласно с высшими запросами времени. Так, по мнению Раушенбуша, думал и говорил Иисус Христос, "еврейский патриот и величайший предс­тавитель еврейской религии". Иисус Христос был основателем величайшей из религий. Это был человек с кристально чистой и глубоко религиоз­ной душой (Раушенбуш, С. 163-164).

Теперь же в свою очередь настало время, чтобы последователи Христа терпимо, но серьезно отнеслись к переоценке этических понятий традиционного христианства (Раушенбуш, С. 110).

Об этом традиционном христианстве (то есть о Православии и католичестве) руководители Об­щества христианской молодежи отзываются весьма неодобрительно:
     "Наши церкви страдают от разных недостат­ков, и мы это отлично чувствуем" (Там же, С.171).

Церкви занимаются мелочами (то есть догма­тами), забывая такие вопросы основной важности, как социальная справедливость и христианское братство людей (Там же, С. 174).
Притязания Церкви душили основные понятия об общественном долге, который представлялся Иисусу Христу более важным. Ложное учение сде­лало из Церкви опасный в общественном смысле элемент,- пишет Раушенбуш (С. 157) (Доклад прот. Бостокова и Батюшина, С. 1-7).

Церковь должна, прежде всего, служить Царству Божиему (Раушенбуш, С. 167).
Царство Божие, то есть истинный обществен­ный строй, есть высшее благо, и в нем заключа­ется все остальное, все, что есть хорошего (Там же, С. 68).

Как учит Геккер: идеал Союза - готовить почву для союза всех наций и народов, побеждая несправедливость, насилие, невежество, бедноту, и создать солидарность, которая и вне и выше классов и расовых подразделений. Солидарность Союза коренится в солидарности духа, исходящего от Духа бесконечного, живущего во всех сынах человеческих.- Достижение всечеловеческой духо­вной солидарности, где царствует справедли­вость, просвещение и любовь, мы называем Царством Божиим на земле.- И мы верим, что в пыле ужасной міровой войны и кровавых револю­ций, Назарянин победит и осуществит свое Царст­во. Чтобы оставаться христианским союзом, он должен стремиться к высшему идеалу человечества - к Царству Божиему на земле (Геккер,С. 219-220) (Доклад прот. Бостокова и Батюшина, С. 12-13).

Одним из главнейших препятствий к осущест­влению этого Царства Божия на земле является современное государство, с которым потому нужно бороться, как со злом: "Государство до сих пор является ничем иным, как широкой организацией насилия и эксплуатации" (Раушенбуш, С. 38).

"В наши же дни демократического режима становится безнравственным терпеть власть госу­дарства над человеческой личностью" (Там же, С. 111) (Доклад прот. Востокова и Батюшина,С. 17).

Такова идеология Союза христианской моло­дежи, как она выявлена в собственных сочинениях представителей этого движения.

Соответственно этой идеологии развивается и тактика этого Союза, которая весьма подробно разработана в книге проф. Геккера "Христианский союз молодых людей".

Основывается ряд союзов различных толков. Всеми этими обществами, разбросанными по всему міру, ведает особый Комитет в Нью-Йорке, явля­ющийся под руководством д-ра Джона Мотта, испо­лнительным органом всего Общества христианской молодежи.

Особый интерес представляют для нас сту­денческие типы общества, с 1895 г. объединенные уже во Всемірную Федерацию студентов-христиан, поставившую себе целью "сблизить и объединить духовно-христианские силы во всех высших учеб­ных заведениях міра и использовать эти силы для евангелизации студентов и обращения их к высшим христианским идеалам и службе человечеству".

Эта цель на первом съезде представителей студенческих организаций, состоявшемся 17/19 августа 1895 г. в замке принца Бернадотта, в Швеции, была формулирована в пяти пунктах устава Федерации:
   1)объединять христианско-студенческие организации всего міра и развивать их взаимные отношения;
  2)собирать данные о религиозной жизни студентов всего міра;
  3)стремиться сделать студентов верными учениками Христа, как их Спасителя и Бога;
  4)углублять духовную жизнь студентов;
   5)вербовать студентов для распространения и утверждения идеи Царства Христа на земле (Геккер, С. 124-125).

Студенческие организации и кружки, разбро­санные в значительном числе по Европе, связаны с этой "Федерацией" и, следовательно, должны работать в конечном результате в духе Общества христианской молодежи (Востоков, Батюшин, С. 23-24).

Известный американский юрист Филипп Мауро в своей книге, вышедшей первым изданием в 1909 г., "Число Человеческое - Завершение Цивилиза­ции" доказывает на основании ряда данных, что современные демократии всех стран, являющиеся по своему существу несомненным и самым ярким выражением религии обожествления самого чело­века, будут в конце концов объединены под властью верховного вождя, который и будет Антихристом.

Появлению же этого верховного вождя будет предшествовать образование небыва­лого и чудовищного по своим размерам "религиозно-экономического треста", начавшего созда­ваться уже в настоящее время; причем в Нью-йоркском университете "Колумбия" для подготовки руководителей этого треста создана специальная кафедра "социальной экономии" на деньги знаме­нитого вождя современного иудейства банкира Якова Шифа, отличавшегося самой яростной не­навистью к России, и который, как известно, дал в 1904 г. деньги Японии для ведения войны с Россией, а затем давал средства на русскую ре­волюцию 1905 г., и наконец, дал двенадцать мил­лионов долларов на производство в 1917 г. революции в России. Одним из главнейших вождей Христианского союза молодежи является уже неоднократно упоминавшийся д-р Геккер. И замечате­льно, что именно этот доктор Геккер состоит профессором этой новой науки "социальной эконо­мии" в означенном Нью-йоркском университете "Колумбия" (Нечволодов, С. 3-4).

В дополнении к своему труду "Число Челове­ческое - Завершение Цивилизации", вышедшему уже после окончания великой войны, Филипп Мауро приводит данные, показывающие, что осуществле­ние "всемірно религиозно-экономического треста" быстро подвигается вперед, чему очень должно способствовать образование Лиги Наций и "Униве­рсальной Церкви", объединяющей совершенно раз­личные между собою религии. "Большой шаг,- го­ворит он,- в деле объединения деятельности всех религий был сделан к самому концу войны путем объединения семи вспомогательных организаций целью собрания огромной суммы (170 миллионов долларов), как общего фонда, из коего каждая из этих религиозных, или имеющих вид религиозных, организаций черпала бы причитающуюся ей часть. Эти организации суть: УМСА (Союз христианских молодых людей), УWСА (Союз христианских молодых женщин), Национальный католический военный со­вет, Иудейская благотворительная комиссия, Вое­нно-полевая общественная служба, Американская ассоциация библиотек и Армия спасения.

Эти организации, соединенные как семь рук, связан­ные друг с другом крепким обручем объединенных денежных интересов, обращаются к общественной щедрости при посредстве заманчивого лозунга: "Соединившись, мы служим". Явление это чрезвы­чайно знаменательно и приведет несомненно к очень большим последствиям. Уже этот беспример­ный союз был приветствован печатью, как разру­шивший все перегородки между сектами и разными исповеданиями христианства. Объединенное пред­приятие было впервые пущено в ход устройством огромного митинга в Нью-Йорк Сити, причем на эстраде появились совместно - епископ Епископальной церкви, иудейский раввин, католический кардинал и известные протестантские міряне. Вероятно, ни один человек в міре не мог себе представить соединенных вместе с общей целью - Римскую Церковь и Армию Спасения, и получающих денежные средства из общей казны. Воистину чудные дела творятся в наши дни. Но чтобы видеть и понимать их, необходим как свет проро­честв, так и око, озаренное верою" (Нечволодов, С. 8-9).

СМ ЧАСТЬ II :
https://pisma08.livejournal.com/416840.html
*
 

Comments