?

Log in

No account? Create an account
Tsar-1998

May 2018

S M T W T F S
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  
Powered by LiveJournal.com
Tsar-1998

Посмертное чудо о. Іоанна Кронштадтскаго.

СЛОВО АРХІЕП. ѲЕОФАНА ПОЛТАВСКАГО, ПРОИЗНЕСЕННОЕ В ВАРНѢ
(Болгарія) 21 августа 1929 г.


Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!
«Поздѣ бывшу, приведоша къ Нему бѣсны многи, и изгна духи словомъ, и вся болящія исцѣли». (Мѳ. 8, 16). Такія слова присоединяетъ Евангелистъ Матѳей къ своему повѣствованію въ нынѣ чтенномъ Евангеліи объ исцѣленіи разслабленнаго слуги Капернаумскаго сотника. Могутъ спросить: а существу­ютъ ли «бѣсноватые» въ настоящее время и если существуютъ, то возможно ли ихъ исцѣленіе?

На этотъ вопросъ, — говорилъ Владыка Ѳеофанъ — мы отвѣтимъ не отвлеченными разсужденіями, а изложеніемъ того, что дѣйствительно про­изошло съ наши, не столь отдаленныя времена и чему современниками и сви­дѣтелями мы сами были.

Въ 1909 г. по всему Петербургу разнесся слухъ о томъ, что 16-тилѣтній юноша Павелъ Ильинъ, одержимый какимъ-то необъяснимымъ для науки недугомъ, привезенъ былъ къ литургіи въ Іоанновскій Петроградскій мона­стырь на Карповнѣ и здѣсь чудесно исцѣлился у гробницы о. Іоанна Крон­штадтскаго. Произошло это такъ. Во время Херувимской пѣсни онъ вырвался изъ рукъ пятнадцати сильныхъ мужчинъ, державшихъ его, и затѣмъ пронес­ся по воздуху надъ народомъ къ западнымъ вратамъ храма и у входа въ храмъ упалъ безъ чувствъ. Безчувственнаго его взяли и принесли къ гробницѣ отца Іоанна. Здѣсь больной на краткое время очнулся, а затѣмъ крѣпко за­снулъ. Во время сна явился ему о. Іоаннъ, далъ наставленіе, исповѣдалъ и велѣлъ ѣхать въ Валаамскій монастырь.

Что происходило во снѣ? Больной, проснувшись, не хотѣлъ говорить объ этомъ и если бы не отрывочныя слова, сказанныя вслухъ во время сна: «0. Іоаннъ, прости, помолись, исполню», — то возможно, что больной все скрылъ бы. Но когда онъ услышалъ отъ окружающихъ его эти слова и понялъ, что они знаютъ о происшедшемъ, все открылъ. Вотъ что произошло съ нимъ. Онъ увидѣлъ о. Іоанна сидящимъ въ креслѣ у своей гробницы. 0. Іоаннъ сказалъ ему: «ты видишь меня въ такомъ видѣ, въ какомъ никто меня не видѣлъ. Служи по мнѣ панихиды, какъ это установлено Церковью. Но Великому Богу угодно меня прославить. Придетъ время, и по мнѣ служить будутъ молебны»; затѣмъ дунулъ на больного, благословилъ его и добавилъ: «въ свое время я скажу тебѣ, что нужно будетъ дѣлать для полнаго исцѣленія». И послѣ этихъ словъ скрылся. Окружавшіе видѣли въ это время, какъ больной грызъ зубами своими мраморную гробницу о. Іоанна и дикимъ голосомъ кричалъ: «о вели­кій Угодникъ и Пророкъ Іоаннъ! Выхожу, выхожу ... но не совсѣмъ» ... Конечно, кричалъ это не больной, а обитавшій въ немъ демонъ. — Послѣ этого Павелъ уже не такъ страдалъ отъ своей болѣзни, но еще не совсѣмъ выздоровѣлъ. Въ томъ же 1909 г. онъ переѣхалъ въ Выборгъ, записался въ послушники Валаамскаго монастыря и жилъ при архіерейскомъ домѣ въ г. Сердоболѣ (въ имѣніи Хюмпеля). Здѣсь онъ исполнялъ послушаніе на огоро­дѣ и прислуживалъ въ качествѣ чтеца при церкви. Въ 1911 году 19 октября — въ день памяти преподобнаго Іоанна Рыльскаго и тезоименитства о. Іоанна Кронштадтскаго, Господь благоволилъ явить новую милость Свою болящему Павлу чрезъ о. Іоанна.

На этотъ разъ съ нимъ произошло слѣдующее. Вечеромъ въ этотъ день, послѣ всенощнаго бдѣнія, братъ Павелъ, во время чтенія акаѳиста Божіей Ма­тери, пришелъ въ состояніе восхищенія. Его духовному взору открылось див­ное видѣніе. Первоначально во славѣ явился о. Іоаннъ Кронштадтскій съ пре­подобнымъ Іоанномъ Рыльскимъ. Затѣмъ св. Павелъ Ѳивейскій и св. Аѳанасій Аѳонскій и множество другихъ преподобныхъ отцовъ. Всѣ они привѣтствова­ли другъ друга радостными возгласами: «радуйся, Іоанне; радуйся, Павле; радуйся Аѳанасіе»! ... А наконецъ за ними явилась Сама Богоматерь въ неописуемой славѣ, при появленіи Которой, хоръ преподобныхъ отцовъ торже­ственно воспѣлъ пѣснь: «Взбранной воеводѣ побѣдительная»! Послѣ этого о. Іоаннъ Кронштадтскій подошелъ къ брату Павлу и сказалъ: «а теперь выйди изъ тѣла и душой послѣдуй за нами». Весьма трудно было исполнить это повелѣніе Павлу, но онъ исполнилъ его и послѣдовалъ за святыми отцами. «Они мнѣ показывали, — говорилъ Павелъ, — первоначально райскія обители и наслажденія, предназначенныя для добродѣтельныхъ, а затѣмъ мученія грѣшниковъ. Какъ слава и блаженство праведниковъ, такъ и мученія грѣш­никовъ не поддаются описанію. Когда было все показано, о. Іоаннъ Кронштадт­скій сталъ наставлять меня, какъ жить, и для полученія окончательнаго исцѣ­ленія, повелѣлъ мнѣ вновь войти въ свое тѣло и отправиться въ Оптину Пу­стынь къ старцу о. Варсонофію».

Такими словами закончилъ свое повѣство­ваніе о видѣнномъ имъ въ состояніи восхищенія братъ Павелъ. Въ ноябрѣ того же 1911 г. онъ ѣздилъ къ отцу Варсонофію въ сопровожденіи валаамска­го іеродіакона, именемъ Варсонофія же. Старецъ былъ предупрежденъ о прі­ѣздѣ больного, принялъ его, исповѣдалъ и причастилъ и послѣ этого послѣ­довало окончательное исцѣленіе. До 1912 г. исцѣленный Павелъ, уже совер­шенно здоровый, жилъ по прежнему въ Сердоболѣ, а затѣмъ призванъ былъ къ отбыванію воинской повинности. Въ 1914 году участвовалъ въ великой войнѣ. Живъ ли онъ въ настоящее время или погибъ во время этой войны и послѣдовавшей за нею революціи, — остается неизвѣстнымъ. Но онъ черезъ іеромонаха Валаамскаго Варсонофія, нѣкогда сопровождавшаго его въ Оптину Пустынь, переслалъ мнѣ свои записки для обнародованія ихъ черезъ десять лѣтъ послѣ своего исцѣленія. Изъ этихъ, написанныхъ имъ собственноручно, записокъ видно, какою болѣзнью болѣлъ онъ, и по какой причинѣ. Во время пребыванія своего въ Москвѣ Павелъ впалъ въ тяжелую нужду. Нигдѣ онъ не могъ найти работы для себя и всѣ близкіе и знакомые отказались отъ него. Тя­желая нужда доводила его до унынія и до отчаянія; неоднократно приходили ему мысли о самоубійствѣ. Въ одну изъ такихъ минутъ внезапно явился ему таинственный старецъ и сказалъ: «я помогу тебѣ, если ты собственною кровію письменно удостовѣришь, что будешь вѣренъ мнѣ и здѣсь на землѣ, и по смерти твоей». «Кто же ты такой, чтобы мнѣ вѣрить въ тебя и довѣриться тебѣ»? — спросилъ Павелъ. — «Я тотъ самый, — отвѣтилъ явившійся, — котораго ненавидитъ ваша Церковь»! «Хорошо, я буду вѣренъ тебѣ»! — за­явилъ ослѣпленный отчаяніемъ юноша, и далъ требуемую подписку. «Ну, а те­перь ты долженъ сбросить съ своей шеи лишнюю обузу», — сказалъ таин­ственный старецъ и указалъ при этомъ на крестъ. Юноша снялъ крестъ и та­кимъ образомъ отрекся отъ Христа и продалъ душу свою діаволу. За это отре­ченіе отъ Христа и предательство діаволу вселился въ него злой духъ и съ тѣхъ поръ онъ сталъ бѣсноватымъ. Отъ этого то духа бѣснованія и исцѣлилъ его о. Іоаннъ Кронштадтскій, частью непосредственно, а отчасти чрезъ посред­ство Оптинскаго старца Варсонофія.


Изъ всего сказаннаго видно, что бѣсноватые или одержимые нечисты­ми духами существуютъ и въ настоящее время. Духу бѣснованія предаются они за нечестивую жизнь и особенно за грѣхи богоотреченія и богохульства. Но существуютъ въ настоящее время и праведники, угодившіе Богу, которые имѣютъ силу и власть изгонять злыхъ духовъ. Величайшимъ изъ такихъ чудотворцевъ послѣдняго времени является о. Іоаннъ Кронштадтскій. Онъ на­столько угодилъ Господу своею святою жизнью, что уже нынѣ числится въ райскихъ обителяхъ въ Ликѣ преподобныхъ наряду со св. Антоніемъ Вели­кимъ, св. Павломъ Ѳивейскимъ, св. Аѳанасіемъ Аѳонскимъ и св. Іоанномъ Рыльскимъ. Великому Богу угодно, — какъ онъ самъ сказалъ, — въ скоромъ вре­мени прославить его и на землѣ, какъ прославленъ онъ уже на небесахъ. Глу­бокопоучительное же повѣствованіе объ отрокѣ Павлѣ помимо своего непо­средственнаго значенія имѣетъ и болѣе глубокій символическій смыслъ. — Этотъ бѣсноватый отрокъ прообразуетъ собою нашу несчастную и многостра­дальную Россію. И она несчастная, какъ этотъ отрокъ Павелъ, предана духу бѣснованія за свои грѣхи и за свое нечестіе. Предана не по причинамъ остав­ленія ея Богомъ, а по причинѣ особенной любви Его къ ней. Ибо «его же любитъ Господь, наказуетъ, и біетъ всякаго сына, его же пріемлетъ» (Евр. 12. 6), «да спасетъ духъ его» (1 Кор. 5, 5). Мы имѣемъ на небесахъ многочислен­ный сонмъ святыхъ чудотворецъ и древнихъ и новыхъ, имѣющихъ власть надъ злыми духами. Будемъ усердно молиться имъ, да избавятъ нашу несчастную страну отъ насилія демонскаго. Ликъ проподобныхъ молитвенниковъ на небе­сахъ возглавляетъ Сама Пречистая Богоматерь. Будемъ молиться и Ей: Пре­чистая Дѣво, яко имущая державу непобѣдимую, отъ всякихъ насъ бѣдъ свободи, да зовемъ Ти: Радуйся, Невѣсто Неневѣстная! — Аминь.

«Православная Жизнь», № 1, январь 1952 г.
***

Comments