Въ недѣлю четвертую великаго поста

Нынѣ чтенное Евангеліе повѣствуетъ о томъ, какъ Іисусъ Христосъ исцѣлилъ одного бѣснующагося, котораго не могли исцѣлить ученики. 

Когда Іисусъ Христосъ съ Своими учениками сошелъ съ горы, послѣ Своего Преображенія на ней, и пришелъ къ на­роду, тогда подошелъ къ Нему человѣкъ и, ставъ предъ Нимъ на колѣни, сказалъ: «Господи! помилуй сына моего; онъ въ новомѣсячье бѣснуется и тяжко страдаетъ, ибо часто бро­сается то въ огонь, то въ воду. Я приводилъ, его къ учени­камъ Твоимъ; но они не могли исцѣлить его.

Іисусъ Христосъ велѣлъ привести къ себѣ бѣснующагося, и, когда привели, Іисусъ Христосъ воспретилъ ему, и бѣсъ вышелъ, и отрокъ сталъ здоровъ — исцѣлился въ тотъ же часъ. Ученики, послѣ, наединѣ, спросили Іисуса Христа: по­чему мы не могли выгнать бѣса? Іисусъ Христосъ отвѣчалъ имъ: сей же родъ не исходитъ, токмо молитвою и постомъ.

Есть болѣзни тѣлесныя, отъ которыхъ безъ поста и мо­литвы ничѣмъ не избавишься, потому что онѣ соединены бываютъ съ болѣзнями души. 

Тѣло страдаетъ у таковыхъ больныхъ оттого, что душа страдаетъ; немощствуетъ у нихъ тѣло оттого, что душа немощствуетъ. И при какихъ болѣзняхъ тѣлесныхъ душа не страдаетъ? И какія изъ нихъ не отъ нея зависятъ много?

И потому, въ тѣлесныхъ болѣзняхъ постъ и молитва хороши, полезны, нужны, а въ нѣкоторыхъ необходимы. Облег­чая душу, постъ и молитва подаютъ облегченіе и тѣлу. Сердцу веселящуся, лице цвѣтетъ.

Если же въ тѣлесныхъ болѣзняхъ постъ и молитвы хо­роши, полезны, нужны, иногда необходимы, то еще полезнѣе, нужнѣе, необходимѣе они въ немощахъ и болѣзняхъ души. Безъ поста и молитвы ни отъ одной душевной, сердечной болѣзни не избавишься. Постъ и молитва — единственное и самое вѣрное лекарство отъ всякихъ такихъ болѣзней. 

Постъ здѣсь разумѣется не какой-нибудь чрезвычайный, а обыкновенный, простой: умѣренное употребленіе нищи и питія, воздержаніе отъ наслажденій чувственныхъ, отъ развлеченій мірскихъ, отъ разговоровъ пустыхъ; словомъ, такой постъ, который бы помогалъ намъ молиться. Да, постъ молитвѣ помогаетъ; при постѣ легче, удобнѣе возноситься ду­шою къ Богу, бесѣдовать съ Богомъ.

Постъ молитвѣ помогаетъ, а молитва помогаетъ вѣрѣ: легко вѣруешь въ Бога и вѣришь всему божественному, когда молишься Богу, когда душою возносишься къ Нему и умомъ бесѣдуешь съ Нимъ; когда колѣна преклоняешь предъ Нимъ и руки простираешь къ Нему. При сердечной молитвѣ къ Богу невозможно не вѣровать всѣмъ сердцемъ въ Него. А для вѣрующаго все возможно. Какая же болѣзнь не пройдетъ, не утихнетъ, когда, молясь Богу, прибѣгнемъ къ Нему съ вѣрою?

Если бы боль сердечная или болѣзнь тѣлесная, какъ гора, давили душу и тѣло твое, — то и тѣ пройдутъ, при сердечной и пламенной твоей молитвѣ къ Богу.

Итакъ, пользуйся этими лѣкарствами отъ своихъ болѣзней: на душѣ-ли когда у тебя тяжело, тѣло-ли твое чѣмъ неможетъ, страдаетъ, — наложи на себя постъ и примись за молитву.

Ставъ предъ Спасителемъ, говори Ему: Господи! душа у меня болитъ, скорблю я, мучусь, страдаю часто отъ грѣховъ моихъ; болитъ у меня и тѣло, часто ослабѣваю я, изнемогаю, страдаю; старался я избавиться отъ моихъ недуговъ, многимъ пользовался, и ничто не помогло; къ Тебѣ я прибѣгаю: Ты мнѣ помоги! — Такъ молись о себѣ. Такъ же молись и о дру­гихъ, кто бы они ни были: сынъ или дочь, братъ или сестра, или другіе какіе — свои или чужіе, за которыхъ ты стра­даешь духомъ, — молись когда они больны душою, когда они худо, грѣховно ведутъ себя, когда въ невѣріи, въ раз­вратѣ, въ разсѣяніи и безпечности живутъ, или когда страдаютъ отъ какихъ болѣзней и недуговъ тѣлесныхъ. Молись. Нѣтъ боли, нѣтъ и болѣзни въ насъ и въ другихъ, въ которыхъ бы постъ и молитва не помогли намъ и тѣмъ, за кого мы молимся и постимся. Аминь.

Прот. Родіонъ Путятинъ

Comments for this post were locked by the author