В ЗАЩИТУ ПАТРИАРХА ТИХОНА – Митрополит АНТОНИЙ (Храповицкий)

ОКРУЖНОЕ ПОСЛАНІЕ ко всѣмъ православнымъ Патріархамъ, Митрополитамъ, Архіепископамъ, Епископамъ, преподобнымъ пресвитерамъ, инокамъ, инокинямъ и всѣмъ православнымъ христіанамъ.

Нѣкогда Апостолъ Павелъ писалъ къ Коринѳянамъ: «Рев­ную о васъ ревностію Божіею... но боюсь, чтобы, какъ змѣй хитростію своею прельстилъ Еву, такъ и ваши умы не по­вредились, уклонившись отъ простоты во Христѣ» (II Кор. 11, 23). Слова эти писаны къ новоначальнымъ христіанамъ рукою Апостола; я же малѣйшій въ Церкви Божіей дерзаю повторить ихъ Святѣйшимъ Іерархамъ и всѣмъ православнымъ христіанамъ въ настоящіе лукавые дни потому, что адскій змѣй снова во­плотился въ цѣлое сборище лже-епископовъ и лже-христіанъ, чтобы отколоть людей отъ спасительнаго ковчега Божія, ко­торый есть Святая Церковь, и разсылаетъ писанныя рукою ихъ лживыя посланія по всему міру, въ которыхъ они убѣ­ждаютъ читателей отрываться отъ богопреданной священной іерархіи и отъ Святѣйшаго Всероссійскаго Патріарха Тихона, поистинѣ исповѣдника Божественной нашей вѣры, и признать ихъ нечестивое сборище Святѣйшимъ Сѵнодомъ Россійской Церкви. О нихъ-то писалъ тотъ же Св. Апостолъ Павелъ: «Та­ковые лже-апостолы лукавые дѣятели принимаютъ видъ апосто­ловъ Христовыхъ. И не удивительно: потому что самъ сатана принимаетъ видъ Ангела свѣта, а потому не великое дѣло, если и служители его принимаютъ видъ служителей правды; но конецъ ихъ будетъ по дѣламъ ихъ» (II Кор. 11, 13 -15).

Посему еще разъ напоминаю, что «совѣтъ нечестивыхъ», разсылающій изъ Москвы посланія и именующій себя Святѣй­шимъ Сѵнодомъ Россійской Церкви, не Сѵнодъ Іерарховъ и члены его не Іерархи, но лишенные сего сана, по 14 -15 пра­виламъ Двукратнаго Собора и по многимъ другимъ канонамъ, міряне, изъ коихъ большинство, подписавшихъ себя епископа­ми, никогда таковыми не были, ибо не были посвящены закон­ною церковною властью и не могли быть посвящены, ибо бы­ли женаты во время той комедіи, которую они осмѣливаются называть посвященіемъ, что возбраняется 12-мъ правиломъ VI Вселенскаго Собора, не дозволяющимъ быть епископу же­натымъ. Вообще изъ 12 подписавшихъ себя архіереями только 3 или можетъ быть 5 были нѣкогда таковыми, а прочіе и никогда не были; и первые трое были извѣстны своимъ безнравственнымъ поведеніемъ, прижитіемъ незаконныхъ дѣтей и про­сто мелкимъ воровствомъ. Не стоитъ много сообщать о тѣхъ лжеіереяхъ, которые въ союзѣ съ ними: это жалкія ничто­жества, нѣсколько разъ уже мѣнявшіе свою личину, готовые на всякія преступленія; ихъ списокъ увѣнчанъ подписью фор­мально помѣшаннаго быв. Оберъ-Прокурора Сѵнода револю­ціонной эпохи 1917 года.

Итакъ эти негодяи просятъ Святѣйшихъ Патріарховъ и всѣ помѣстныя Церкви возстановить съ ними общеніе, якобы прерванное Восточными Церквами съ Церковью Россійской. Послѣднее совершенно невѣрно. Истинная Православная Рос­сійская Церковь пребывающая въ сыновнемъ послушаніи Свя­тѣйшему Патріарху Всероссійскому Тихону, продолжала, пре­бывать въ тѣсномъ общеніи съ Восточными Святѣйшими Патрі­архами черезъ заграничный Россійскій Архіерейскій Сѵнодъ, который постоянно обмѣнивался съ ними братскими послані­ями, либо черезъ своего предсѣдателя, либо черезъ весь свой составъ. Главы Восточныхъ Православныхъ Церквей привѣт­ствовали Святѣйшаго Патріарха Тихона непосредственно и обмѣнивались съ нимъ также посланіями, а когда узнали о беззаконномъ заключеніи его въ плѣнъ, то открыто выражали намъ свое горькое сожалѣніе о томъ, и торжественно имено­вали его Исповѣдникомъ Православной Вѣры, какъ издревле именуются праведные служители Христовы, пріявшіе страданія за вѣру и Церковь.

И вотъ на этого то Исповѣдника вѣры покушаются распространить новую клевету эти гнусные преступники, попира­ющіе всѣ Божескіе и человѣческіе законы. Они осмѣливают­ся утверждать, будто бы Патріархъ Тихонъ самъ себя возста­новилъ въ священномъ санѣ; но онъ никогда не былъ его ли­шенъ, а былъ грубымъ насиліемъ заключенъ въ темницу. Но они лишенные разума и совѣсти продолжаютъ изрыгать такую ложь въ своихъ посланіяхъ: «Тогда группа лицъ, состоящая изъ епископовъ, пресвитеровъ и мірянъ, твердо взяла церков­ный корабль въ свои руки».

Итакъ, клевеща на Патріарха, они по своей недальновид­ности сами тутъ же признаются въ томъ преступленіи, како­вое хотѣли бы возложить на невиннаго Патріарха Тихона; сознаются въ самочинномъ захватѣ власти, за каковую по­пытку Корей, Даѳанъ и Авиронъ были живыми поглощены развергшеюся землею и такъ сошли во адъ съ домочадцами.

Таковыхъ самочинныхъ похитителей церковной власти Гангрскій Соборъ именуетъ врагами Божіими и друзьями бѣсовъ. Они далѣе обѣщаютъ въ своемъ богомерзкомъ посланіи управлять Церковью при строгомъ, соблюденіи православнаго ученія и таинствъ; ученіе же православное объ управленіи церковномъ изложено, кромѣ Св. Библіи, прежде всего въ книгѣ правилъ Св. Вселенскихъ Соборовъ, или въ священныхъ ка­нонахъ. О нихъ-то посланіе, конечно, даже и не упоминаетъ, ибо и ихъ мнимые архіереи, и ихъ самочинное сборище, ко­торое они именуютъ Сѵнодомъ, и ихъ недостойные іереи- двоеженцы, — все это устроено ими въ прямое и явное на­рушеніе всѣхъ св. каноновъ.

Безъ суда они изгнали и плѣнили Святѣйшаго Патріарха, но и понынѣ при всемъ стараніи не могутъ найти на немъ ни одной вины, какъ іудейскій Синедріонъ на Спасителя, но, надѣясь на неосвѣдомленность читателей, утверждаютъ будто «слабовольный старецъ» Патріархъ за послѣдніе годы сталъ единолично и самовольно управлять Церковью. Если-бъ было такъ, то гдѣ же его слабоволіе? и почему онъ вдругъ пред­ставился имъ старцемъ, имѣя 57 лѣтъ отъ роду? Если онъ нѣсколько мѣсяцевъ оставался безъ Сѵнода, то потому, что Чле­ны Сѵнода были разсажены по тюрьмамъ, гдѣ и по сейчасъ то­мится 80 честныхъ архіереевъ (!), а въ архіерейскихъ домахъ сидятъ лже-архіереи, предатели, «враги Божіи и друзья бѣсовъ».

Затѣмъ, не зная, что можно поставить въ вину Патріарху, они клевещутъ на него самыми общими и безсмысленными фразами, будто онъ «подвергъ преслѣдованію лучшихъ іерар­ховъ, даже мірянъ, полилась кровь, поднялись стоны» и т. д.

Нашъ Патріархъ ни въ чемъ подобномъ не повиненъ, а вотъ эти негодяи живоцерковники постоянно писали и пишутъ іудины доносы на Архіереевъ, іереевъ, монаховъ и мірянъ и ввергаютъ ихъ въ узы большевикамъ и въ далекую ссылку.

Посему прошу и молю всѣхъ, читающихъ сіе посланіе, ни единому слову не вѣрить въ посланіи самочиннаго лже-сѵнода «Русской Церкви», ибо люди поправшіе свою архіерейскую присягу, конечно способны на самую невѣроятную клевету, ложь, извращеніе и т. д. Теперь, когда всѣ приходы г. Москвы отринули живоцерковниковъ и возвратились съ покаяніемъ къ нашему законному Патріарху, то всѣ лже-архіереи и лже­-іереи поняли, что имъ угрожаетъ полное лишеніе ихъ ложно присвоеннаго сана и всякихъ доходовъ и низведеніе въ раз­рядъ мірянъ, чего они вовсе не желаютъ. И вотъ почти всѣ іереи и прочіе клирики бросились съ покаяніемъ къ Патріарху и посреди храмовъ съ народомъ исповѣдуютъ свое паденіе и пріемлютъ прощеніе отъ Патріарха, а оскверненные ихъ незаконнымъ служеніемъ храмы вновь освящаются преданными Патріарху епископами. Во власти Живой Церкви остался въ Москвѣ только неимѣющій прихожанъ Соборъ Спасителя, да Троицкое подворье, бывшіе въ непосредственномъ вѣдѣніи большевистскаго правительства. Ясно стало для непокорныхъ епископовъ, членовъ лже-сѵнода, а равно для женатыхъ муж­чинъ, именующихъ себя епископами, что имъ угрожаетъ ли­шеніе всѣхъ ихъ преимуществъ, и они теперь въ агонической тревогѣ напрягаютъ всѣ силы, чтобы удержать за собою мни­мую власть. Надѣюсь, однако, что имъ не удастся никого об­мануть и всего менѣе Святѣйшихъ Патріарховъ и прочихъ православныхъ Востока, и я ихъ умоляю ни слову не вѣрить въ исполненномъ лжи и хвастовства посланіи Московскаго лже-сѵнода.

Впрочемъ и сами сочинители посланія не надѣются на свои доводы, а больше на похвалы о возстановленіи союза съ ев­рейскою властью, покорившей несчастную Россію, т. е. на свою косвенную угрозу мстить всѣмъ, кто съ ними не вой­детъ въ преступное соглашеніе; это ясно изъ послѣдней части ихъ нечестиваго посланія; разсчитываютъ они и на другую безсовѣстную ложь, — будто за Патріархомъ Тихономъ по­шла незначительная часть паствы. Незначительная часть ея осталась за лже-сѵнодомъ, а Патріарха окружаютъ ежедневно несмѣтныя толпы народа — клириковъ и мірянъ, и со слезами и земными поклонами берутъ отъ него благословеніе, а живо­церковниковъ гонятъ отъ себя палками.

Впрочемъ о семъ распространяться нечего: мы увѣрены, что Святѣйшіе и Преосвященнѣйшіе Іерархи Востока будутъ на сторонѣ евангельской и канонической истины независимо отъ того, много-ли, мало-ли на сторонѣ ея людей, и о лже-­епископахъ русскихъ скажутъ словами Св. Аѳанасія Великаго: «уне намъ есть безъ нихъ собиратися на молитву, нежели съ ними, якоже со Анной и Каіаффой вверженнымъ быти въ ге­енну огненную». Сомнѣваюсь, чтобы ихъ посланцы, превосшедшіе мерзостями своихъ товарищей, были приняты и выслуша­ны Вашимъ Священноначаліемъ, но полагаю весьма возмож­нымъ и желательнымъ, чтобы они, если осмѣлятся открыть свои скверныя уста предъ православными Святителями, возвратились, съ такою же анаѳемою на главахъ своихъ, каковой ихъ предалъ Соборъ двѣнадцати православныхъ русскихъ архипастырей въ Карловцахъ въ истекшемъ маѣ мѣсяцѣ.

Смиренный АНТОНІЙ, Митрополитъ Кіевскій и Галицкій.

Comments for this post were locked by the author