К намечаемой книге: «Святители Исповедники Антоний, Анастасий, Филарет и Виталий»


ПРЕДИСЛОВИЕ

4/17 июля 1984 г. в г. Вильмуассоне под Парижем состоялось освящение храма святых Царя-Мученика Николая и всех Новомучеников и Исповедников Российских. Возглавлявший это торжество Преосвященный Антоний, Архиепископ Женевский и Западно-Европейский, в своем прочувственном слове сказал:

«Возлюбленные братья и сестры!

На месте святе - мерзость и запустение! 

Таково состояние теперь в наше время на нашей родине. 

Там царствуют те, которые возненавидели Бога и Христа Его. Это царство, где преследуют веру во Христа Спасителя, где попраны святыни русского народа, где разрушены тысячи храмов и превра­щены в помещения, не соответствующие святости их...

Зная, что это царство водворится там на долгое время, Господь выводит оттуда часть Русской Церкви за границу, чтобы здесь наша Русская Зарубежная Церковь была голосом страждущих и гонимых там, где это прячут и делают вид, что все благополучно и что полная свобода веры господствует там. Наш долг – свидетельствовать о том, что там творится. Наш долг – сохранить здесь в чистоте преемство рукоположения от святителей русских. Наш долг был прославить здесь новых мучеников и исповедников российских, которых там боится та власть безбожная, которая царствует на нашей родине, употребляя всю ложь, чтобы сказать, что их никогда не было.

И вот наша Церковь исполнила свой долг: совершилось прославление новомучеников и исповедников российских (19 октября/1 ноября 1981 г. – от ред.). И эта радость отозвалась на нашей родине в сердцах тех, которые страдают там за Христа. Пастыри-мученики писали нам оттуда: «Прославить надо, не откладывайте прославление. Если Господь внушил вам эту мысль, то считайте, что Он избрал вас для этого! И мы верим, что это была наша задача…

Вот почему дожили мы с вами до того радостного момента, когда подвал Ипатьевского дома как бы вошел в этот храм. И этот храм, после ужаса убиения Царя, наполнился славою их мученическою у престола Всевышнего. И стены подвала, окропленные их кровью, как бы стали стенами этого храма, где мы возносим им молитвы и благодарим их за то, что они оказались верными слугами нашего Божественного Спасителя».

4/17 июля 2017 г. в том же храме, 33 года спустя, другой Преосвященный Антоний, Архиепископ Кишиневский и Молдавский, возглавивший после Митрополита Виталия (+ 2006) крохотную Русскую Зарубежную Церковь, возглавил торжественное прославление святителей Антония, Анастасия, Филарета и Виталия, Первоиерархов Русской Православной Церкви Заграницей, как великих поборников Православия и защитников Православной Российской Церкви в эпоху беспрецедентных гонений ХХ века и всеобщей апостасии.

Это богоугодное начинание встретило возражение со стороны лишь одного архиерея, ссылавшегося на несоблюдения положенной в нормальных условиях процедуры расследования и наличия ошибок в управлении Церковью последнего святителя. Но отрадно было видеть, как радостно отозвались о прославлении другие архиереи нашей Церкви. Отрадно также было читать восторженные отзывы по интернету. Прославление четырех первосвятителей Русской Зарубежной Церкви происходило не в административной плоскости, а в духовном измерении прославляемых. 

Нам, воспитанным этими святителями в строгом исповедании Православия, нужно было их прославить в эпоху общего заглушения правды. Нам, знавшим лично последнего или даже двух последних первоиерархов, надлежало свидетельствовать живым словом о первосвятителях русского зарубежья. Нам, последнему поколению, слышался в глубине души голос, как в случае с новомучениками: не откладывайте прославление

4/17 июля 1986 г. Архиепископ Антоний Женевский в этом же храме на престольном празднике сказал:

Возлюбленные братья и сестры!

Священное писание Ветхого Завета поведает нам о том страшном испытании, которому был подвергнут израильский народ во времена плена вавилонского. Царь вавилонский Навуходоносор выстроил огромного истукана и огласил среди народа, что будут помилованы все те, которые поклонятся этому истукану и прославят его как Бога, а те, которые не захотят это сделать, будут брошены в страшную печь, огнем разженную...

Возлюбленные братья и сестры, мы напрасно думаем, если еще так думаем, что такой истукан стоял когда-то на поле Деире, поставленный царем Навуходоносором. Этот истукан стоит и ныне и ждет себе уже не поклонение только граждан Вавилона, но всемирного поклонения требует он себе. И горе тому, кто не поклонится этому современному истукану, который требует себе большего поклонения, чем Богу. 

Ему служат в наши дни эти страшные воинствующие безбожники, которые тоже поставили на нашей родине золотого истукана и требуют поклонения ему от всех народов, живущих на нашей родине.

Но они ошиблись. Они думали, что, как было некогда в Вавилоне, только трое воспротивятся им и не поклонятся истукану, а на нашей родине оказались не трое, а миллионы русских людей, которые дерзновенно сказали современному истукану: «Нет, мы богам твоим не служим, и мы истукану не кланяемся».

Возлюбленные братья и сестры, легко было произнести эти слова, но что последовало за тем. 

И вот наши новомученики и исповедники российские приняли и то, что последовало за их отказ поклониться истукану: страшные гонения, страшные насилия. Они были брошены в печь, разженную огнем ненависти, злобы, которую разжигал в сердцах тот же сатана, враг нашего спасения. Это был страшный огонь, возлюбленные братья и сестры, огонь страдания, в котором страдали наши мученики, но не поколебались они, и подобно отрокам израильским они молились в этом страшном огне, в тюрьмах, лагерях, избиваемые, мучимые, молились: «Благословен еси Господи Боже Отец наших и хвально и прославлено имя Твое во веки. Все дела Твоя истина и правильно Ты поступил с нами».

Возлюбленные братья и сестры, мы собрались здесь, чтобы помолиться им. Молиться о чем? – Чтобы они нас научили подражать им, чтобы во всех искушениях и соблазнах этого мира мы, как и они, смогли бы сказать: «Нет, мы вам не служим и богам вашим не кланяемся; мы верим в Единого Истинного Бога Господа Нашего Иисуса Христа».

Будем молиться, чтобы каждый раз, когда в нашей жизни для каждого из нас становится вопрос, поклониться ли этому истукану, мы бы могли ответить, как они... И если мы хотим этой жизни, если мы знаем, что земное наше бытие временное, то мы должны тоже каждый раз, когда искушения подходят к нам, которые нас уговаривают, что мы живем среди людей, которые все так делают, почему и нам не делать, мы должны отказаться от поклонения истукану.

4/17 июля 1992 г. Владыка Антоний Женевский произнес еще следующие слова в храме свв. Царя-Мученика Николая и всех Новомучеников и Исповедников Российских:

«Кровь мучеников легла в основание христианства, в основание нашей Святой Церкви Православной, которую никакое безбожие не могло уничтожить. Мы молимся святым мученикам российским, чтобы их предстательством Господь спас наш многострадальный народ. Недаром пролита была их невинная кровь. Безбожники не только убивали мучеников, но даже дошли до того, что создали новый епископат у нас в России, который должен был быть покорным безбожникам и помогать им совершить страшное дело уничтожения Церкви. Этот епископат существует и поныне. Мы не ставим ему в вину то, что он сотрудничал с безбожниками. Времена были трудные. Мы ставим в вину то, что этот епископат оправдывает это сотрудничество. Мы слышим часто из уст иерархов Московской Патриархии, что они этим сотрудничеством спасали Церковь. Вот этой фразы мы никогда не примем, потому что не так спасали Церковь апостолы и мученики, не за это умер Царь-Мученик Николай, который не пошел никогда ни на какой компромисс с теми, кто разрушал Святую Русь. Если мы будем повторять за ними, что они сотрудничеством с безбожниками спасали Церковь, то это будет хула в наших устах на кровь святых мучеников, ибо Церковь Христова почивает и обновляется только на крови мучеников».

В беседе о дне Страшного Суда свят. Иоанн Шанхайский пророчески открывает перед нами свое видение будущего:

Перед концом земной жизни в ней будут смятение, войны, междоусобицы, голод и землетрясения.

Люди будут страдать от страха, изнывать от ожидания бедствий. Будет не жизнь, не радость жизни, а мучительное состояние отпадения от жизни. Но будет отпадение не только от жизни, но и от веры, «и Сын Человеческий придя найдет ли веру на земле»?...

Судьбу Церкви Откровение представляет в образе женщины, которая скрывается в те времена в пустыне: она не проявляется в общественной жизни, как теперь в России.

В общественной жизни будут иметь руководящее значение силы, готовящие возможность появления антихриста.

Антихрист будет очень умен и одарен умением обращаться с людьми. Он будет обворожителен и ласков.

При антихристе будет массовое отпадение от веры. Изменят вере многие епископы и в оправдание будут указывать на блестящее положение Церкви. Искание компромисса будет характерным настроением людей. Прямота исповедания исчезнет. Люди будут изощренно оправдывать свое падение и ласковое зло будет поддерживать такое общее настроение. В людях будет навык отступления от правды и сладость компромисса и греха.

В 2000 г. завершилась историческая эпоха исповедания Истины и правды Русской Православной Церковью за рубежом.

Голос свободной Русской Православной Церкви был надломлен. Свержение Митрополита Виталия возглавляемым им Синодом было той точкой невозврата, от которой начался процесс соединения Русской Православной Церкви Заграницей с Московской Патриархией. После отказа от принудительного отречения последний Первоиерарх Русской Православной Церкви Заграницей Блаженнейший Митрополит Виталий возглавил еще несколько лет маленькую часть оставшейся верной ему паствы и преставился ко Господу 13/26 сентября 2006 г.

Он говорил: «Я последний митрополит Зарубежной Церкви… Россия будет развиваться своими силами, мы же здесь будем хранить чистоту Православия… Мы сохранили честь Русской Церкви».

Прот. В. Жуков

Comments for this post were locked by the author