Пасхальное Послание Митрополита АНТОНИЯ (Храповицкого) - 1922 года.

Христосъ Воскресе!

Любезные во Христѣ братья, русскіе и всѣ православные христіане!

Насталъ благодатный день Воскресенія Христова, когда крѣпнетъ наша вѣра, умножается надежда, сіяетъ святая лю­бовь. Въ сей день даже злые становятся добрыми, завистли­вые радостными, унывающіе утѣшенными. А тѣ, которые и раньше были крѣпко вѣрующими и братолюбивыми, тѣ ис­полняются днесь умиленнымъ восторгомъ и желаютъ обнять весь міръ и расцѣловать даже тѣхъ, кого еще вчера считали своими врагами.

Такъ и мы воспѣваемъ въ церкви: «Воскресенія день и просвѣтимся торжествомъ, и другъ друга обимемъ. Рцемъ, братіе, и ненавидящимъ насъ простимъ вся воскресеніемъ и тако возопіимъ: Христосъ воскресе изъ мертвыхъ, смертію смерть поправъ и сущимъ во гробѣхъ животъ даровавъ».

Замѣтьте, возлюбленные братіе, что такая благодатная радость въ день Святой Пасхи, такой духовный даръ отъ Бога подается только православнымъ христіанамъ. Другія вѣры, даже тѣ, послѣдователи которыхъ также называютъ себя христіанами, напримѣръ, римско-католики, греко-като­лики, протестанты, хотя тоже почитаютъ праздникъ Воскре­сенія Христова, ничего подобнаго не испытываютъ, а справ­ляютъ также, какъ и всѣ прочіе праздники.

Только одни русскіе и прочіе православные христіане исполняются благодатной радостью, любовью и всепроще­ніемъ въ этотъ святой и великій день. И въ этомъ ты можешь усмотрѣть правоту нашей вѣры, истинность вашей Церкви.

Когда за 50 или 100 лѣтъ до св. Владиміра въ Кіевъ при­шелъ изъ Царьграда православный проповѣдникъ и доказы­валъ людямъ святость Евангелія, то наши языческіе предки сказали ему: «Мы сердцемъ чувствуемъ, что ты говоришь правду, но, если эта книга отъ Бога, положи ее въ огонь; если она не сгоритъ, то мы уже вполнѣ увѣримся въ твоей проповѣди и примемъ крещеніе». Помолившись, проповѣд­никъ положилъ св. Евангеліе въ огонь и Оно осталось неповрежденнымъ, даже ленточки, вложенные въ Него, не загорѣлись.

Вотъ и теперь, если насъ спросятъ: чѣмъ вы можете до­казать превосходство и истинность православной вѣры, то отвѣчайте вопрошающимъ: приходите въ нашу церковь въ ночь Святой Пасхи, когда прославляется побѣда Христа надъ ложью іудейской, надъ смертью, на которую мы осуждены за грѣхъ праотца Адама и за свои грѣхи, приходите послу­шать пасхальное пѣніе, приходите посмотрѣть на лица мо­лящихся и вы увидите на нихъ отраженіе благодати Христо­вой, увидите, какой явный благодатный даръ посылается въ сердца вѣрующихъ, какъ очищаются въ сей день ихъ души отъ грѣховъ и какъ исполняются на нихъ слова изъ поуче­нія Ов. Іоанна Златоуста, которое читаютъ на утрени: «Вси насладитеся пира вѣры, вси воспримите богатство благости! Никто же да рыдаетъ (своего) убожества, всѣмъ бо намъ явися общее царство, никто же да плачетъ (своихъ) прегрѣ­шеній, прощеніе бо намъ отъ гроба возсія; никто же да убоится смерти, свободи бо насъ Спасова смерть».

Откуда же эта радость, которой мы сподобляемся въ ночь Святой Пасхи? Это, братіе христіане, даръ Божіей благодати, изливающейся въ сердца наши прямо отъ Бога. Го­сподь нашъ въ сей день, когда Онъ открылъ рай Своимъ воскресеніемъ, даетъ сынамъ Церкви отчасти вкусить ту самую радость, которой сподобляются въ раю спасенныя души. Вотъ сей-то явный чудотворный даръ Божій, сія не­бесная радость, даваемая чадамъ Церкви и не даваемая ере­тикамъ и отщепенцамъ есть явное доказательство правоты нашей Церкви православной, какъ учили Св. Отцы, кому Церковь не мать, тому Богъ не отецъ.

Знаете ли, что многіе иновѣрцы — лютеране, латыняне и англикане, зайдя въ нашъ храмъ въ ночь Св. Пасхи, гово­рятъ: «Здѣсь мы видимъ, что Божія благодать у православ­ныхъ: такъ радоваться о Христѣ могутъ только чада истин­ной Церкви, которая источаетъ имъ благодать отъ Госпо­да». И нерѣдко бываетъ, что посѣтивъ нашу пасхальную утреню и литургію, иновѣрцы принимаютъ православную вѣ­ру, какъ это было при Св. Апостолахъ, когда невѣрующій, войдя въ собраніе молящихся и пророчествующихъ хри­стіанъ, также проникался вѣрою и говорилъ: «Истинно съ вами Богъ» (Кор. 14, 14-25).

Въ эти святые дни мы — друзья Христовы и не воз­даемъ Ему рабскаго поклоненія, какъ католики, уніаты и протестанты, но полною благодатною радостью славимъ Его воскресеніе, какъ сыны, исполняясь любовію другъ къ другу, какъ братья, трижды цѣлуемся во уста со всѣми знакомы­ми, говоря: «Христосъ Воскресе! Воистину Воскресе!» Такъ же привѣтствуетъ и священникъ христіанъ, когда кадитъ на нихъ и когда осѣняетъ св. Крестомъ въ дни Св. Пасхи.

Да, въ этотъ день съ нами Богъ и мы съ Богомъ, не какъ осужденные рабы, а какъ Христовы братья. Вотъ по­чему еще на Первомъ, а потомъ и на Шестомъ Вселенскихъ Соборахъ воспрещены колѣнопреклоненія и земные покло­ны отъ дня Св. Пасхи до вечерни Св. Пятидесятницы, ибо въ сей день Христосъ назвалъ вѣрующихъ не рабами, а бра­тьями Своими, сказавъ Маріи Магдалинѣ: «Иди же къ братіи Моей и рцы имъ: восхожду ко Отцу Моему и Отцу вашему, и Богу Моему и Богу вашему». А еще яснѣе сказалъ двумя днями ранѣе, отходя на Свои спасительныя страсти: «Я уже не называю васъ рабами» далѣе: «Но Я называю васъ дру­зьями, потому что сказалъ вамъ все, что слышалъ отъ От­ца Моего» (Іоан. 15, 15).

Но нынѣ наста время всѣхъ освящающее и должно всѣмъ, впавшимъ въ сѣти обмана, расторгнуть сіи сѣти и возвратиться подъ сѣнь истинной Православной Церкви.

Правда, русскіе люди, учившіеся въ полухристіанской современной школѣ мало сознавали спасительную силу принадлежности нашей къ Св. Церкви, а цѣнили только отвле­ченныя вѣрованія. Нынѣ изгнаніе въ чужія страны открыло глаза многимъ: «нынѣ наста время всѣхъ освящающее». Мы поняли, что живое дѣйствительное общеніе съ небомъ имѣ­етъ только Православная Церковь, которая въ день Св. Па­схи глаголомъ Св. Іоанна Златоуста зоветъ насъ на духов­ную трапезу: «Трапеза исполнена, насладитеся вси, телецъ упитанный, никто же изыдетъ алчай». Далѣе: «Воскресе Хри­стосъ и падоше демони, воскресе Христосъ и ликуютъ Ангели, воскресе Христосъ и жизнь жительствуетъ, воскресе Христосъ и мертвый ни единъ во гробѣ». Идемъ же къ Нему изъ гробовъ грѣховъ нашихъ и маловѣрія. Къ Нему! «Ему возлюбившему насъ и омывшему насъ отъ грѣховъ нашихъ кровію Своею и сдѣлавшаго насъ царями и священниками Богу и Отцу Своему, слава и держава во вѣки вѣковъ. Аминь» (Апок. I, 5-6).

Еп. Никонъ. Жизнеописаніе Блаженнейшаго Антонія, Митрополита Кіевскаго и Галицкаго. 1959. Т. V, стр. 208.

Comments for this post were locked by the author