?

Log in

No account? Create an account
Tsar-1998

September 2018

S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      
Powered by LiveJournal.com
Tsar-1998

О ИЗОБРАЖЕНИИ БОЖИЕЙ МАТЕРИ «СВЯТОЕ СЕМЕЙСТВО»


Наши Московские друзья прислали нам «иконку», изображающую Божию Матерь в виде молоденькой жены, умильно склонившей голову на плечо прав. Иосифа, оба заключающие в объятиях младенца Иисуса Христа. Изображение это носит название «Святое Семейство».

Такое изображение очень распространено в католическом мире. Обычно, оно представлено в стиле ренессанса или в неприглядном упрощении 19-го века. В данном случае, изображение исполнено по правилам иконописания; однако, оно совсем не соответствует православному богословию и в частности православному почитанию Божией Матери.


Для православного христианина есть Божия Матерь «Умиление», но не то её умиление изображено здесь!

Мы обращаемся к Богородице: «Царица наша преблагая, надежда наша Богородице, приятелище сирых и странных предстательнице, скорбящих радосте, обидимых покровительнице». Где наша Царица здесь… в объятиях прав. Симеона?

И можем ли мы взывать к Ней: «Избранная палато Духа Святаго» (Акаф. Покрову) глядя на эту картину?

Дева Мария с Иосифом Обручником вписываются в умилительную бытовую картину, но не в икону для почитания Царицы Небесной. Православное изображение не бытовое воспоминание, а предмет почитания Божественного естества.

Как могли произвести и распространять такое искаженное представление о Божией Матери русские православные христиане?!

Падение нравов повело на Западе к снижению восприятия божественного откровения; падение же богословия повлекло за собой упадок в иконописи. Эти давно известные истины были ясно изложены иконописцем Л. А. Успенским в книге «Богословие Иконы Православной Церкви», предисловие к которой приводится ниже.

«ПРАВОСЛАВНАЯ Церковь обладает бесценным сокровищем не только в области богослужения и святоотеческих творений, но также и в области церковного искусства. Как известно, почитание святых икон играет в Церкви очень большую роль; потому что икона есть нечто гораздо большее, чем просто образ: она не только украшение храма или иллюстрация Священного Писания: она — полное ему соответствие, предмет, органически входящий в богослужебную жизнь. Этим объясняется то значение, которое Церковь придает иконе, то есть не всякому вообще изображению, а тому специфическому образу, который она сама выработала в течение своей истории, в борьбе против язычества и ересей, тому образу, за который она, в иконоборческий период, заплатила кровью сонма мучеников и исповедников, — православ­ной иконе.    

В иконе Церковь видит не какой-либо один аспект православно­го вероучения, а выражение ПРАВОСЛАВИЯ в его целом, православия как такового. Поэтому ни понять, ни объяснить церковное искусство вне Церкви и ее жизни невозможно.

Икона, как образ священный, есть одно из проявлений церковного Предания, на­равне с Преданием записанным и Преданием устным. Почитание икон Спасителя, Богоматери, ангелов и святых есть догмат хрис­тианской веры, сформулированный Седьмым Вселенским Собо­ром, — догмат, который вытекает из основного исповедания Церкви — вочеловечения Сына Божия. Его икона является сви­детельством истинного, а не призрачного Его воплощения. Поэтому иконы справедливо называются часто «богословием в красках». Об этом Церковь постоянно напоминает нам в своем богослужении. Более всего раскрывают смысл образа каноны и стихиры праздников, посвященных различным иконам (как, на­пример, Нерукотворному Спасу, 16 августа), особенно же служба Торжества Православия. Отсюда понятно, что изучение содер­жания и смысла
иконы есть предмет богословский, так же как изучение священного Писания.

Православная Церковь всегда боролась против обмирщения церковного искусства. Голосом своих Соборов, святителей и ве­рующих мирян она защищала его от проникновения чуждых ему элементов, свойственных искусству мирскому. Нельзя забывать, что как мысль в религиозной области не всегда была на высоте богословия, так и художественное творчество не всегда было на высоте подлинного иконописания. Поэтому нельзя считать непо­грешимым авторитетом всякий образ, даже если он очень древний и очень красивый, а тем менее — если он создан в эпоху упадка, вроде нашей. Такой образ может соответствовать учению Церкви, а может и не соответствовать, может вводить в заблуждение, вместо того чтобы наставлять. Другими словами, учение Церкви может быть искажено образом так же, как и словом. Поэтому Церковь всегда боролась не за художественное качество своего искусства, а за его подлинность, не за его красоту, а за его правду».
*

См. также (на английском языке):
https://www.johnsanidopoulos.com/2015/12/the-heretical-icon-of-holy-family.html /
Еретическое изображение "Святое Семейство"



***

Comments