СВ. ІОАННЪ БОГОСЛОВЪ - АПОСТОЛЪ ЛЮБВИ. Митрополитъ Антоній.

Сегодня, братіе, память Св. Апостола Іоанна Богослова, дѣвственника — проповѣдника любви. Люди очень много говорятъ и пишутъ о любви, но на самомъ дѣлѣ въ совре­менномъ обществѣ очень мало самоотверженной безкорыстной любви и сердечнаго сочувствія къ своимъ ближнимъ. Еще менѣе современные люди почитаютъ высшую добродѣ­тель — дѣвственность, открывающую путь къ полному Бо­гообщенію.

«И взглянулъ я, и вотъ Агнецъ стоитъ на горѣ Сіонѣ, и съ Нимъ сто сорокъ четыре тысячи, у которыхъ имя Отца Его написано на челахъ. И услышалъ я голосъ съ неба, какъ шумъ отъ множества водъ и какъ звукъ сильнаго грома; и услышалъ голосъ какъ бы гуслистовъ, играющихъ на гу­сляхъ своихъ. Они поютъ какъ бы новую пѣснь предъ пре­столомъ и предъ четырьмя животными и старцами; и никто не могъ научиться сей пѣснѣ, кромѣ сихъ ста сорока четы­рехъ тысячъ, искупленныхъ отъ земли. Это тѣ, которые не осквернились съ женами, ибо они дѣвственники; это тѣ, которые слѣдуютъ за Агнцемъ, куда бы онъ ни пошелъ. Они искуплены отъ людей, какъ первенцы Богу и Агнцу. И въ устахъ ихъ нѣтъ лукавства; они непороч­ны предъ престоломъ Божіимъ» (Отк. 14, 1-5).

Всѣ лучшіе проповѣдники любви были дѣвственники, а св. Ангелы непрестанно прославляющіе Бога и невидимо тво­рящіе дѣла любви и милосердія намъ, людямъ, дѣвствен­ники по самой своей природѣ.

Апостолъ Іоаннъ, единственный изъ всѣхъ святыхъ имѣетъ, такъ сказать, офиціальный титулъ дѣвственника, но несомнѣнно, что кромѣ него много святыхъ украсились этой добродѣтелью. Очевидно, что въ лицѣ Апостола Іоан­на добродѣтель эта получила свое высшее выраженіе, оче­видно, что за всю свою жизнь онъ соблюлъ строгое цѣло­мудріе даже во всѣхъ своихъ помыслахъ.

Любовь тѣсно связана съ дѣвственностью. Ничто такъ не выталкиваетъ изъ человѣческой души нѣжную любовь, какъ плотская страсть. Посмотрите на животныхъ, одержи­мыхъ страстью къ самкѣ, съ какой ненавистью, съ какимъ ожесточеніемъ они грызутъ другъ друга. Плотская страсть также опустошаетъ и души людей.

Прочно сохранить въ своемъ сердцѣ безкорыстную лю­бовь къ людямъ невозможно безъ борьбы, безъ поста и молитвы. Тотъ же, кто преодолѣетъ эту борьбу навсегда пріобрѣтетъ для себя драгоцѣнный даръ — нѣжную любовь, огражденную чистотою своихъ помысловъ; а съ добродѣ­телью любви соединяется мужество сердца или безстрашіе. Апостолъ любви Іоаннъ одинъ послѣдовалъ за Спасителемъ, во время Его крестныхъ страданій, не оставилъ Его, подобно другимъ, не отрекся отъ Него. Такъ цѣломудріе, мужество и любовь связаны воедино.

Русскій народъ сразу, всѣмъ своимъ сердцемъ, уразу­мѣлъ Іоанна Богослова. Еще съ древнихъ временъ въ Рус­скомъ народѣ всѣ явленія небесныхъ гостей были неизмѣн­но сопровождаемы явленіемъ Апостола Іоанна. Божія Ма­терь всегда являлась въ сопровожденіи Апостола Іоанна и лишь иногда — Апостола Петра. Русскій народъ ясно понялъ, что болѣе всего потребно для души и избралъ Апостола Іоан­на своимъ любимымъ святымъ, своимъ руководителемъ, въ честь котораго мы поемъ такую пѣснь:

«Помотай намъ, Апостоле Христовъ, яко мы есмы твое стадо».

Любовь безсмертна, и Апостолъ любви св. Іоаннъ, по церковному преданію, основанному на словахъ Спасителя, не умеръ, но невидимо пребываетъ въ мірѣ и укрѣпляетъ людей въ добрѣ, а зло обличаетъ. Спаситель сказалъ ап. Петру объ Іоаннѣ: «Если Я хочу, что бы онъ пребылъ, пока приду, что тебѣ до того? ты иди за Мною». «И пронеслось это слово между братіями, что ученикъ тотъ не умретъ»... (Іоан. 21, 22-23).

Спаситель сказалъ ап. Петру, чтобы онъ, исполняя свое назначеніе, какъ бы не вмѣшивался въ назначеніе Іоанна.

Въ обличеніе католиковъ всегда нужно помнить, что Іоаннъ непоколебимо сохранилъ свое Апостольство своей чистотой, своей дѣвственностью, Петръ же постыдно отсту­пился отъ Христа Спасителя и вернулъ свое Апостольство только горькими слезами и тяжкимъ покаяніемъ. Такъ они указали христіанамъ два пути — Петровъ путь — путь слезъ и покаянія и Іоанновъ путь — чистоты и дѣвственности. Оба пути и Іоанновъ и Петровъ ведутъ въ вѣчную жизнь и молитвами ихъ, да помилуетъ всѣхъ насъ Господь.

Изъ проповѣдей Митрополита Антонія. Слово произнесено 26 сентября/9 октября 1932 года въ Бѣлградѣ («Жизнеописаніе Блаженнейшаго Антонія, Митрополита Кіевскаго и Галицкаго». Еп. Никонъ. 1959. Т. V, стр. 309.)

Comments for this post were locked by the author