?

Log in

No account? Create an account
Tsar-1998

December 2018

S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     
Powered by LiveJournal.com
Tsar-1998

Из жизнеописания Митрополита АНАСТАСИЯ

6 августа 1878 года въ Тамбовской губерніи въ скром­ной семьѣ сельскаго священника Грибановскаго родился мальчикъ Александръ. О его дѣтскихъ годахъ мы ничего не знаемъ. Извѣст­но лишь, что въ свое время онъ былъ опредѣленъ въ духовное училище и въ 1898 году окончилъ Тамбовскую Духовную семина­рію. Какъ одинъ изъ первыхъ учениковъ онъ былъ посланъ на казенный счетъ въ Московскую Духовную Академіи, которую окончилъ въ 1897 году.

Студентъ Александръ Грибановскій поступалъ въ Москов­скую Духовную Академію, когда въ ней уже четвертый годъ былъ ректоромъ молодой архимандритъ Антоній (Храповицкій), кото­рый былъ старше его на 10 лѣтъ. Къ этому времени въ Москов­ской Академіи, послѣ долгаго застоя, расцвѣла духовная жизнь. Когда Грибановскій перешелъ на 8-й курсъ, архимандритъ Анто­ній, послѣ своего расхожденія съ новымъ Московскимъ митропо­литомъ Сергіемъ (Ляпидевскимъ) (+1898 г.), былъ пере­веденъ ректоромъ въ Казанскую Духовную Академію, а его замѣ­стителемъ назначенъ архимандритъ Арсеній, впослѣдствіи также знаменитый іерархъ Русской Церкви, Новгородскій архіепископъ, второй кандидатъ въ Патріархи на Соборѣ 1917 года и испо­вѣдникъ вѣры въ годы гоненій.

9 апрѣля 1898 года въ Тамбовскомъ Казанскомъ монасты­рѣ епископомъ Александромъ Тамбовскимъ Александръ Гриба­новскій былъ постриженъ въ монашество съ именемъ Анастасія, а черезъ три дня послѣ этого 23 апрѣля 1898 г., въ день Велико­мученика Георгія, рукоположенъ въ санъ іеродіакона. Съ этого дня начинается священнослуженіе митрополита Анастасія. Въ августѣ мѣсяцѣ 1898 г. (черезъ годъ послѣ окончанія Академіи) молодой инокъ Анастасій былъ назначенъ на должность помощ­ника инспектора Московской Духовной Академіи.

Очевидно, нужно было во что бы то ни стало поднять ду­ховную жизнь семинарскаго юношества, и новый Московскій мит­рополитъ Владиміръ не пожалѣлъ взять изъ Академіи молодого инока, будущаго владыку Анастасія, и назначить его сначала, въ 1900 году, инспекторомъ Виѳанской духовной семинаріи, а затѣмъ, въ 1901 году, — ректоромъ Московской духовной семина­ріи, Въ какой должности онъ состоялъ до 1906 года.

Въ 1906 году ректоръ Московской духовной семинаріи архимандритъ Анастасій былъ избранъ Московскимъ викаріемъ, епископомъ Серпуховскимъ. Его хиротонію въ санъ епископа совершилъ въ Московскомъ Успенскомъ соборѣ митрополитъ Владиміръ съ сонмомъ архипастырей.

Въ бытность Московскимъ викаріемъ владыка Анастасій руководилъ въ Москвѣ широкой благотворительной и церковно-просвѣтительной дѣятельностью, причемъ въ этой области вла­дыка Анастасій сотрудничалъ съ Московской подвижницей и впо­слѣдствіи мученицей великой княгиней Елизаветой Ѳеодоровной.

Въ годъ объявленія войны, въ 1914 году, въ іюнѣ мѣ­сяцѣ послѣдовалъ указъ о бытіи архіепископу Волынскому и Житомірскому Антонію — архіепископомъ Харьковскимъ, архіепископу Холмскому Евлогію — архіепископомъ Волынскимъ и епи­скопу Серпуховскому Анастасію — епископомъ Холмскимъ и Люблинскимъ. Назначеніе епископа Анастасія въ этотъ годъ на Холмскую каѳедру было знакомъ высокого довѣрія къ нему.

Этотъ указъ послѣдовалъ еще до объявленія войны, но положеніе на западной границѣ Россіи было очень напряженнымъ, и туда нужно было послать такого архипастыря, который могъ бы быть вѣр­нымъ защитникомъ церковныхъ и національныхъ интересовъ Россіи среди разноплеменнаго и исповѣдующаго разныя религіи на­селенія западныхъ пограничныхъ областей. Выборъ палъ на вла­дыку Анастасія, которому къ этому времени едва минуло 40 лѣтъ. Скоро началась великая міровая война, и владыка Анаста­сій посвятилъ себя самоотверженной работѣ на защиту Россіи. Онъ не ограничивался работой въ своемъ каѳедральномъ городѣ Холмѣ, который сразу же оказался въ ближайшемъ тылу фронта, но и безстрашно отправлялся на передовыя линіи бойцовъ, вдох­новляя ихъ на бранный подвигъ.


Въ воздаяніе трудовъ за годы войны въ 1915 году епископъ Анастасій, наряду со знаменитыми архіепископами — Антоніемъ Харьковскимъ, Арсеніемъ Новгородскимъ, Кирилломъ Тамбовскимъ и Платономъ Кишиневскимъ, — самый молодой изъ нихъ — былъ награжденъ орденомъ св. благовѣрнаго и великаго князя Александра Невскаго, причемъ только онъ одинъ получилъ этотъ орденъ съ мечами — “во вниманіе къ отлично-усердному служенію Церкви Божіей и самоотверженной и доблестной дѣя­тельности во время военныхъ дѣйствій’’, какъ было сказано въ данномъ на его имя рескриптѣ.

Въ декабрѣ мѣсяцѣ 1915 года, когда вся Холмская епархія была занята врагомъ, владыка Анастасій былъ переведенъ въ Киши­невъ, замѣстивъ тамъ архіепископа Платона, впослѣдствіи Сѣверо-Американскаго митрополита. Въ 1916 году владыка Анастасій былъ возведенъ въ санъ архіепископа.

Наступилъ 1917 годъ. Русское общество было охваче­но ураганомъ революціи, но владыка Анастасій сразу распозналъ антихристовъ ликъ революціи, и съ этого времени начинается его долголѣтній исповѣдническій путь въ защиту Церкви Христо­вой. 

Въ августѣ мѣсяцѣ 1917 года русскіе іерархи со всѣхъ концовъ Россіи и другіе представители православной церковной Россіи стали собираться въ Москву на долгожданный великій Московскій Церковный соборъ. Прибылъ туда изъ Кишинева и архіепископъ Анастасій.

Послѣ возстановленія патріаршества дѣянія Собора продолжались подъ предсѣдательствомъ Патріарха, и владыка Анастасій еще нѣсколько мѣсяцевъ оставался въ Москвѣ, помо­гая патріарху въ организаціи новаго управленія Церковью.

Съ Московскаго Собора архіепископъ Анастасій долженъ былъ возвратиться въ г. Кишиневъ. Между тѣмъ Бессарабія, со­ставлявшая Кишиневскую епархію, была присоединена къ Румыніи, и вся эта исконная русская епархія подверглась усиленной румынизаціи. Былъ введенъ въ церквахъ румынскій языкъ, новый стиль и другія реформы, соотвѣтствовавшія духу того времени. Если бы владыка Анастасій согласился на эти реформы, то онъ могъ бы остаться въ своей епархіи, перейдя лишь въ румынскую юрисдикцію. Это было тѣмъ болѣе соблазнительно, что румын­ское государство тогда находилось на пути къ процвѣтанію, Румынская церковь была православной, а въ прежнія времена въ Румыніи нерѣдко находили себѣ убѣжище русскіе иноки, начи­ная со знаменитаго старца Паисія Величковскаго, возродителя русскаго монашества. Однако, тѣ условія, которыя создавались въ это время, требовали отъ владыки Анастасія такихъ уступокъ, на которыя русскій архипастырь согласиться не могъ, и онъ пред­почелъ принять на себя крестъ изгнанія. Владыка Анастасій отбылъ за границу — въ Константинополь.

Здѣсь архіепископъ Анастасій вошелъ въ составъ Высша­го Церковнаго Управленія, образовавшагося подъ предсѣдатель­ствомъ митрополита Антонія для удовлетворенія религіозныхъ нуждъ многочисленной русской эмиграціи, покинувшей свое Оте­чество.
Съ 1919 по 1921 годъ владыка Анастасій состоялъ управляющимъ церковными общинами Константинопольскаго округа.

Въ Константинополѣ на владыку Анастасія было возложе­но трудное и отвѣтственное для всего Православія порученіе. Константинопольская Церковь собрала въ это время нѣкоторое церковное совѣщаніе, названное “Всеправославнымъ Конгрес­сомъ”, который, по замыслу его иниціаторовъ, долженъ былъ быть нѣкоторымъ преддверіемъ Вселенскаго Собора. Общее направленіе задуманныхъ въ Православной Церкви реформъ сводилось къ ослабленію, а въ нѣкоторыхъ случаяхъ и къ прямой отмѣнѣ священныхъ каноновъ, на защиту которыхъ встала Рус­ская Зарубежная Церковь.

Въ двухъ или трехъ засѣданіяхъ этого Конгресса въ ка­чествѣ представителя Зарубежной Церкви принялъ участіе архі­епископъ Анастасій, который категорически выступилъ противъ второбрачія духовенства и другихъ недопустимыхъ для Церкви нововведеній. Вскорѣ послѣ этого Конгрессъ разстроился, а ка­кое это имѣло значеніе, видно изъ грамоты отъ 8/21 октября 1923 года за № 1356 Антіохійскаго патріарха на имя митро­полита Антонія. Соборъ Антіохійской Церкви, заслушавъ посла­ніе митрополита Антонія о Конгрессѣ, писалъ: “Всѣ Преосвя­щенные братья, члены Собора, раздѣлили наше восхищеніе глу­бокимъ уваженіемъ Вашего Высокопреосвященства къ св. кано­намъ Св. Церкви и Вашей непоколебимой твердости въ сохране­ніи ихъ неприкосновенности... Мы не сомнѣваемся, что Ваше Высокопреосвященство, прославившееся горячей ревностью о единствѣ Св. Церкви, постарается и впредь прилагать свои уси­лія и авторитетъ на утвержденіе строительства ея во славу Божию”. Впослѣдствіи уже, въ 1924 году, Архіерейскій Соборъ Русской Зарубежной Церкви высказалъ свое мнѣніе, что онъ “считаетъ созывъ Вселенскаго Собора въ настоящее время не­благовременнымъ, ввиду происходящаго въ Совѣтской Россіи гоненія на Церковь и неподготовленности Церквей къ созыву Вселенскаго Собора”.

Въ это время предъ архіепископомъ Анастасіемъ встала новая весьма важная задача. Въ составъ Русской Зарубежной Церкви вошла Русская Православная Миссія въ Іерусалимѣ. Въ первые же годы своего пребыванія за границей Миссію посѣтилъ митрополитъ Антоній и, ознакомившись съ дѣлами, убѣдился въ томъ, что положеніе Миссіи было катастрофическимъ. Миссія не имѣла надлежащаго управленія, имѣла громадные долги, ея бу­дущее было совершенно неопредѣленнымъ. Самъ митрополитъ Антоній не могъ оставаться въ Іерусалимѣ, находившемся дале­ко отъ центровъ разселенія русской эмиграціи. Поэтому онъ, укрѣпивъ свои добрыя отношенія со своими старыми друзьями, Іерусалимскимъ Патріархомъ Даміаномъ и Антіохійскимъ Патрі­архомъ Григоріемъ IV, возвратился въ Югославію и рѣшилъ по­ручить высшее наблюденіе надъ Миссіей и заботы о ея благо­состояніи архіепископу Анастасію, переѣхавшему на жительство въ Іерусалимъ. Хотя Миссія и имѣла своего начальника, но выс­шее руководство ея принадлежало владыкѣ Анастасію въ тече­ніе 11 лѣтъ, во время которыхъ архіепископъ Анастасій не только сохранилъ и укрѣпилъ Миссію, но и обезпечилъ ея суще­ствованіе до лучшихъ временъ, когда вновь русскіе паломники будутъ посѣщать Св. Землю для поклоненія ея великимъ общехристіанскимъ святынямъ.

Въ Палестинѣ владыкой Анастасіемъ установлено право­вое положеніе Миссіи послѣ войны, произведенъ ремонтъ на­шихъ храмовъ: величественнаго собора Миссіи и храмовъ Еле­онскаго, у дуба Мамврійскаго, царицы Александры, въ Горнемъ и въ Хевронѣ.

Пріобрѣтенъ участокъ на р. Іорданѣ, куда съ особымъ вдохновеніемъ совершается крестный ходъ и освящается вода на р. Іорданѣ. Кромѣ ранѣе существовавшихъ женскихъ монастырей, Елеонскаго и Горненскаго, открыты женскія общи­ны: Гефсиманская, Яффская и Виѳанская школа съ 15-ю препо­давателями, составъ монахинь пополненъ высококультурными цѣнными молодыми труженицами, установленъ общій порядокъ жизни въ обителяхъ, совершено около 100 постриженій, введено въ храмахъ благолѣпное богослуженіе, короче говоря, мудрой и опытной рукой дана духовная жизнь этому драгоцѣнному учреж­денію въ Св. Землѣ.


Пребывая постоянно въ Палестинѣ, владыка Анастасій прі­ѣзжалъ въ Югославію для участія въ Соборѣ архіереевъ и зорко слѣдилъ изъ Палестины за всѣми теченіями церковной и обще­ственной жизни. Случалось и въ эти годы, что въ нѣкоторыхъ вопросахъ, особенно касающихся общественной жизни, владыка Анастасій не во всемъ соглашался съ митрополитомъ Антоніемъ, но это не мѣшало имъ, горячо преданнымъ Св. Церкви, бытъ въ полномъ единомысліи въ важныхъ вопросахъ, касавшихся церков­наго управленія.

Для укрѣпленія Зарубежной Церкви въ 1938 году съ 1/14 по 11/24 августа былъ созванъ Второй Всезарубежный Со­боръ съ участіемъ представителей клира и мірянъ. Соборъ этотъ былъ задуманъ еще при жизни митрополита Антонія, но органи­заторомъ и осуществителемъ его былъ митрополитъ Анастасій. Памятникомъ этого Собора осталась обширнѣйшая книга подъ за­главіемъ “Дѣянія Второго Всезарубежнаго Собора Русской Пра­вославной Церкви заграницей”, обнимающая собой 745 стра­ницъ и содержащая чрезвычайно интересные доклады и рѣшенія Собора по различнымъ вопросамъ церковной жизни. Доклады эти являются не только цѣнными историческими документами, отра­зившими собой жизнь Зарубежной Церкви въ прошломъ, но они будутъ матеріаломъ для будущаго устроенія русской церковной жизни, какъ отразившіе въ себѣ опытъ этой жизни въ разныхъ странахъ въ теченіи долгихъ лѣтъ эмиграціи. Далѣе слѣдовали труды владыки Анастасія по организаціи и укрѣпленію высшаго органа церковнаго управленія. При Архіерейскомъ Сѵнодѣ былъ учрежденъ ученый комитетъ, и было издано положеніе о немъ. Владыкой Анастасіемъ были приняты особыя мѣры къ тому, что­бы сосредоточить около себя лучшіе умы — ученыхъ, обществен­ныхъ дѣятелей и наиболѣе просвѣщенныхъ служителей Церкви и, соединивъ ихъ усилія, выработать необходимые данные для развитія церковной жизни и добраго вліянія ея на жизнь на­родную и общественную. Очень интересными занятіями этихъ ученыхъ руководилъ лично митрополитъ Анастасій, собирая ихъ въ своихъ скромныхъ покояхъ въ Бѣлградѣ.

Отдавъ свою жизнь дѣлу служенія Св. Церкви, не имѣя никогда свободнаго времени, владыка Анастасій не могъ удѣ­лять много времени литературнымъ трудамъ. Вѣроятно, во время своего пребыванія въ Палестинѣ владыка Анастасій имѣлъ боль­ше возможности браться за перо, которымъ написана его книга: Бесѣды съ собственнымъ сердцемъ (размышленія и замѣтки). Книга эта издана въ Бѣлградѣ въ 1935 году.

Въ предисловіи къ этой книгѣ владыка написалъ такъ:
«Это то, что я думалъ и чувствовалъ, чему научилъ меня жизненный опытъ, что, по сродству мыслей и настроеній, я усво­илъ отъ другихъ людей и чѣмъ — дерзаю сказать — посѣщалъ меня Духъ въ лучшія минуты моей жизни, эта книга — частица самого меня»...

«СБОРНИЪ избранныхъ сочиненій высокопреосвященнѣйшаго митрополита АНАСТАСІЯ», Джорданвилль, 1948 г. (выдержки).
***

Comments